Татьяна Клименко об августовской педагогической конференции


19 августа на базе Забайкальского государственного университета прошла традиционная августовская педагогическая конференция, на которой учителя Забайкалья имели возможность обсудить главные и актуальные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается образование сегодня. Заместитель председателя Общественной палаты Забайкальского края, представитель региона в Общественной палате России в 2014–2020годы, профессор, доктор педагогических наук, декан психолого-педагогического факультета Татьяна Клименко рассказала об основных озвученных темах.

Конференция получилась насыщенная, в ней очень много практических моментов и важной для каждого учителя информации. В  докладе и.о. министра основное  содержание было подчинено Указу № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Президента России.

Ситуация в сфере образования по выступлению и. о. министра образования Забайкальского края Н.Н.Бянкиной.

В Указе Президент ставит пять основных целей. Согласно этим целям  представлено состояние сферы образования, реализация национального проекта «Образование» в крае.

Первая цель – это сохранение населения, здоровья и благополучия людей. Для Забайкалья – это крайне актуально. В крае 1185 образовательных организаций, в которых обучаются и воспитываются более 290 тысяч человек. На сегодня дошкольников по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 400 человек, а начальная школа увеличилась на 611 учеников. Этот контингент обслуживают 18321  педагогов. По сравнению с 2019 годом меньше на 261 человек. Потребность в учителях составляет 300 работников. В этом году штат педагогов пополнился на 60 молодых учителей. В целом, в соответствии с Указом речь идет не только об увеличении продолжительности жизни, но и о сохранении живущего в регионе населения, создании таких условий, чтобы люди не уезжали отсюда. Необходимо использовать различные инструменты для решения этой цели.

Вторая цель, это  возможности самореализации и развитие талантов детей.  Для нас  -  успех каждого ребенка – это  очень важно. У нас есть талантливые ребята, которые достигают успехов и в учебе, и в сфере дополнительного образования и воспитания. Присутствующий на конференции Федеральный  эксперт по дополнительному образованию Барсуков А.Ю. дал высокую оценку системе дополнительного образования Забайкальского края, его приятно удивило развитие дополнительного образования: в крае развиты не только художественно-музыкальное творчество и спорт, но и множество социально-педагогических форм патриотического направления, волонтерство и др.

Третья цель Указа Президента – это создание комфортной и безопасной среды. Нацпроекты сюда тоже хорошо вписываются со строительством новых школ, созданием инфраструктуры, благоустройством. И.о.министром обозначены задачи, стоящие перед каждым районом в этом плане.

Четвертая цель по Указу касается вопроса о достойном труде и предпринимательстве. Здесь речь шла о профориентационной работе, чемпионатах WorldSkills, в которые успешно вошли наши профессиональные образовательные учреждения.

Пятая цель , которая была  отмечена – это цифровая трансформация. Условия пандемии заставили сферу образования очень быстро войти в цифровую среду. Практика показала, что работа была выстроена, не без огрех, но достойно. Эпидемия обострила вопрос наличия и качества связи. В некоторых селах нет вообще никакой связи. Сейчас в первую очередь должен решаться этот вопрос: доступ к Сети должен появиться на всей территории края, должны работать хорошие провайдеры, обеспечивающие стабильную высокую скорость интернета. Это особенно важно, потому что пока не понятно, что нас ждет в будущем учебном году. Это большая работа, которая должна быть проведена.

Вторая часть конференции была посвящена рассмотрению целого спектра вопросов образования

Особое внимание заместитель министра по общему образованию Наталья Шибанова посвятила  организации деятельности образовательных организаций по профилактике распространения новой короновирусной инфекции COVID -19. Для образовательных организаций подготовлено инструктивное письмо, которое рекомендовано подробно изучить в каждом педагогическом коллективе и действовать необходимо в соответствии с ним с 1 сентября. Главное - работаем в штатном режиме, соблюдая необходимые санпины. 1 сентября у детей должен быть праздник!  Но учитель должен его провести по разработанным правилам, поэтапно: вход, измерение температуры, социальная дистанция, закрепление кабинетов, переход на 2-х, 3-х сменную учебу, чтобы разгрузить школы и не допустить  смешения контингента детей. Большая нагрузка ложится на администрацию школы, на учителя по необходимой организации учебного процесса.

Еще одно направление, в котором работает система образования – это питание школьников. Обеспечение горячим питанием младших школьников – это задача государственного уровня. Организация питания в городах не так сложна, как в сельских школах. На конференции были представлены  эффективные модели решения этого вопроса. Считаю, что задача Общественной палаты помочь решить этот вопрос через предпринимательское сообщество. Меня радует, что этим вопросом занимаются и пытаются его решить разные уровни власти. Наиболее верно - это перевести питание детей на аутсорсинг. Школа покупает услугу. Необходимо заинтересовывать предпринимательское сообщество подключиться к решению этого вопроса. Соответственно выделенных средств недостаточно. Думаю, что Общественная палата будет ходатайствовать о выделении из регионального бюджета дополнительных средств на эти цели.

Один из важных моментов в современном образовании – это возвращение в школу системы воспитания. Я рада, что к этому вопросу возвращаются. Работая  45 лет в системе образования, я видела, как менялось отношении к воспитанию, и сейчас радует то, что происходит. Забайкальский край включается в реализацию Примерной Программы Воспитания пока 85 школ в течении этого года будут создавать свои программы воспитания и нарабатывать положительные практики, а 2021 года все школы региона будут работать по созданным, уникальным для каждой школы, ориентируясь на Примерную программам.

Особое внимание заслужено было уделено поощрению классных руководителей, на которых фактически легли обязанности по воспитанию детей. Закономерно и логично доплачивать классным руководителям за дополнительную нагрузку. Проблема в том, что с учетом наших региональных коэффициентов, 5 тысяч превращается в 8,5 тысяч рублей. Теперь важно решить две задачи: найти деньги для этих выплат в региональном бюджете и продумать систему оценки эффективности работы классного руководителя. И в этом вопросе, я думаю тоже нужно подключиться Общественной палате, так как на этот год средств в бюджете региона на эти цели не предусмотрены.

Также обсуждался вопрос о программе «Земский учитель». 22 учителя - такова наша квота, получили по два миллиона, заключили договор и поехали работать. На сегодняшний день двое соискателей отказались от положенных им двух миллионов. Это тревожный факт. Но существует список учителей по рейтингу, которые претендовали на получение квоты, это позволит дать эти места другим участникам конкурса. Поддержка учителю должна быть разносторонней и достаточной: молодые педагоги должны быть окружены заботой и вниманием.  Именно поэтому в крае развивается контрактно-целевое обучение, чтобы учителя после окончания вуза оставались работать в Забайкалье.

Было уделено внимание методическим рекомендациям по работе с ФГОСами (Федеральными государственными образовательными стандартами). Здесь надо отдать должное Институту развития образования, которые курирует эту работу.

Отдельным блоком шел вопрос об оказании психолого-педагогических услуг населению. В Забайкалье есть два центра, которые предоставляют эти услуги – «Семья» и «Дар». Перед нами стоит задача воспитать в людях культуру обращения к  специалистам –  психологам, дефектологам и другим. Это профилактика суицидов, работа с трудными подростками, разными зависимостями, буллингом и т.д.  Вышеназванные центры выиграли гранты, чтобы помогать школьникам, подросткам, молодым людям справляться с трудными жизненными ситуациями. Меня радует, что в крае есть профессионалы, которые работают в этом направлении и стремятся к достижению поставленных целей.

Думаю, что на августовской конференции были подняты и обсуждены все наиболее актуальные проблемы состояния и развития образования в Забайкальском крае.

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию