ГРАЖДАНСКОЕ ПОСЛАНИЕ - 2016

Введение

Гражданское послание  - это новая для России, предложенная Общественной палатой Забайкальского края в 2010 году, форма диалога  гражданского общества  и  органов власти.

По замыслу Гражданское послание  - вместе с ежегодными посланиями Губернатора края «о положении в крае, задачах социально-экономического развития, совершенствовании нормативной правовой базы края» - это также ежегодное публичное обращение от жителей края, общественных объединений и Общественной палаты о наиболее актуальных (в понимании гражданского общества) проблемах жизнедеятельности населения, социально-экономического развития края, путях  и способах  устранения этих проблем, взаимодействия общества и власти для решения единой главной цели – повышения благосостояния, качества жизни населения края.

Ежегодное Гражданское послание предшествует соответствующему посланию Губернатора для того, чтобы  высказанные в Гражданском послании предложения могли быть рассмотрены и директивно закреплены для  исполнения посланием Губернатора. Фактическая реализация этих предложений, а также – исполнение иных задач, поставленных Губернатором в его посланиях, может ежегодно анализироваться и публично представляться в последующих Гражданских посланиях.

Вступление в силу Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», позволяет рассматривать Гражданское послание (в части, адресованной органам власти) также как итоговый документ системного общественного контроля (мониторинга) за деятельностью органов власти и их должностных лиц, оценки соответствия этой деятельности общественным интересам.

Степень соответствия высказанных в Гражданских посланиях предложений с директивно закрепленными задачами ежегодных посланий Высшего должностного лица (полнота учета, приоритетность, определение механизмов и ресурсов их решения), а главное – реализация этих предложений и будет наилучшим показателем состояния (зрелости) гражданского общества, демократизации власти и их взаимодействия как важнейших условий повышения качества жизни наших граждан, формирования правового, социального, справедливого, нравственного гражданского общества и государства.

Источниками формирования Гражданских посланий являются предложения граждан, рекомендации, резолюции  краевых гражданских форумов,  конференций,  выводы и рекомендации пленарных заседаний, иных публичных мероприятий Общественной палаты, а также анализ статистических материалов, социологических опросов, общественных приёмных, публикаций СМИ и др.

Основные принципы формирования Гражданских посланий отражены в их девизе:  «Право, Правда, Справедливость». Право мы понимаем как совокупность принадлежащих каждому человеку от рождения и закреплённых Конституцией России прав и свобод человека и гражданина, прежде всего – как Право каждого на достойную жизнь, как совокупность общеобязательных правил поведения, как равенство всех перед законом и судом, как право на правосудие, право на правду, право на справедливость.

Только на основе совокупности всех фактов, анализа всей правды, можно сделать правильные выводы и предложить эффективные (законные, открытые, честные) пути и способы разрешения проблем, добиться истинной справедливости в обществе и государстве.

В Гражданских посланиях мы стремимся не только анализировать наиболее актуальные для населения края, взаимодействия гражданского общества и органов власти проблемы, но также вскрывать причины возникновения этих проблем и, соответственно, - предлагать пути и способы устранения как самих проблем, так и причин их возникновения.

Настоящее Гражданское послание является четвёртым, в том числе третьим – заключительным посланием, подготовленным Общественной палатой Забайкальского края второго состава.

Послания 2013 – 2015 г.г. обнародовались Общественной палатой до соответствующего послания Губернатора, традиционно представлявшегося ко дню образования Забайкальского края – к 1 марта.      

В 2015 году Губернатор представил послание только Законодательному Собранию в конце декабря и анонсировал представление следующего послания в четвёртом квартале 2016 г. – вместе с представлением проекта бюджета на предстоящий (2017) год, в котором бы закреплялись финансовые средства исполнения его Послания. Соответственно и подготовка очередного Гражданского послания сместилась на середину 2016 года.

В середине сентября с.г. на всей территории России предстоят выборы депутатов Государственной Думы Парламента России, а в Забайкалье - также внеочередные выборы Губернатора края.

В связи с отмеченными обстоятельствами, Гражданское послание 2016 года подготовлено Палатой к сроку передачи своих полномочий Общественной палате 3-го состава, к началу избирательной кампании выборов Губернатора края и депутатов Государственной  Думы Парламента России.

В этом случае, помимо обычных функций диалога общества и власти, ежегодного итогового документа общественного контроля, Гражданское послание 2016 года может нести также функции «наказа избирателей» как органам власти и лицам, замещающим или претендующим на замещение высоких выборных государственных должностей,  так и институтам гражданского общества по возможным путям и способам решения проблем повышения качества жизни забайкальцев.

Глава 1. О потенциале, состоянии и проблемах повышения качества жизни забайкальцев

 

На рубеже второго – третьего тысячелетия  мировое сообщество, декларируя переход к  постиндустриальному этапу развития - физическому и духовному совершенству человека, вступает в новую цивилизацию, получившую название «цивилизация качества жизни».

Общепринятого определения «качества жизни» пока не существует; в общем виде  – это физическое и духовное состояние личности и общества, уровень жизни - структура и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. 

К основным показателям качества  жизни человека относят:

- доходы (в том числе уровень трудовой занятости,  заработной платы, пенсий, стипендий - в сопоставлении с величиной прожиточного минимума, разница в доходах социальных групп населения и т.п.);

- условия жизни (обеспеченность жильём, продуктами питания, одеждой, потребительские цены, качество среды обитания - состояние личной и общественной безопасности, экологическая безопасность и т.п.);

- состояние, доступность и качество воспитания и образования;

- состояние и возможность поддержания здоровья, доступность и качество медицинской помощи;

- социальная защита, объём и качество социальных услуг, сферы обслуживания (в том числе – их объём и качество, услуги и тарифы ЖКХ);

- доступность и качество удовлетворения культурных потребностей, отдыха, организация и структура досуга;

- степень реализации и защиты прав человека и др.

Число ныне учитываемых показателей качества жизни достигает двухсот: для каждого человека, каждого сообщества, в разное время, в разных регионах и странах их список варьирует в весьма широких пределах.

За период полномочий второго состава Общественной палаты Забайкальского края на её пленарных заседаниях, Забайкальских Гражданских форумах, конференциях и круглых столах, было выработано и предложено к рассмотрению органами государственной власти и гражданским обществом более 670 рекомендаций по решению большинства из вышеупомянутых актуальных  для жителей Забайкалья вопросов качества жизни: образования и нравственного воспитания, охраны здоровья населения, проблем в сфере ЖКХ, социального обеспечения и социальной защиты различных категорий граждан, охраны окружающей среды, развития гражданского общества, правовой культуры,  защиты прав и свобод жителей Забайкальского края и многих других общественно значимых вопросов.

В настоящем Послании мы ограничимся анализом самых важных социальных показателей, максимально интегрирующих, отражающих или определяющих сегодня качество жизни большинства населения Забайкалья.

Забайкальский край в силу своего природно-ресурсного потенциала и геополитического положения имеет особое значение для России.

Составляя лишь 2,5% от всей территории страны, регион обладает десятой частью общероссийских запасов свинцовых и золото - серебряных руд, пятой частью медных, молибденовых, титановых, тантало - ниобиевых, более трети запасов плавикошпатового сырья, до 90% активных запасов урана. Прогнозные запасы каменного угля оцениваются в  12 млрд.т. Забайкалье обладает громадным гидроэнергетическим потенциалом. У нас формируются запасы чистейших пресных вод озера Байкал, находится узел воспроизводства биологических структур и систем умеренных широт Земли.

Обладая уникальными природными богатствами, несмотря на  колоссальное позитивное соотношение их с численностью населения, абсолютное большинство наших жителей живет значительно хуже, чем во многих других регионах страны.

Важнейшим показателем качества жизни, отражающим восприятие населением региона собственного благосостояния, является величина и динамика изменения человеческого потенциала.

По численности населения   в настоящее время Забайкальский край занимает 47 место в Российской Федерации (0,8%) и седьмое в Сибирском Федеральном округе. С конца девятнадцатого века на нынешней территории края каждые десять лет  население прирастало на сто тысяч и достигло в 1989 году максимума в 1375 тысяч человек. С  развалом Советского Союза, началом политических и экономических реформ  конца прошлого столетия, численность населения края сократилась почти на 300 тысяч – (до 1083 тысяч человек на 1 января 2016 г.), – ниже численности Читинской области 1965г.

Основными факторами сокращения численности населения края является его депопуляция (увеличение смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, сокращение рождаемости, превышение смертности над рождаемостью) и миграционная убыль. И не смотря на то, что в последние годы уровень рождаемости в крае чуть - чуть превысил уровень смертности, численность населения края продолжает сокращаться за счет превышения миграционного оттока (10,1 тыс. человек в 2011 г., 7.2 тыс. человек в 2015г.)  над естественным приростом. За 2015 год число родившихся превысило число умерших на 19,5 %, естественный прирост населения составил 2739 человек (в 2014 году - 3892 человека), миграционная убыль была замещена естественным приростом населения лишь на 38,0 %.   Миграционная убыль населения из Забайкальского края является максимальной среди регионов Сибирского федерального округа (выше только в регионах Дальнего Востока).

Значительная доля уезжающих имеет  высшее или среднее профессиональное образование, либо уже состоявшийся бизнес; вероятно, их не устраивает социальное обустройство или условия деятельности на территории края.

«Шоковая терапия» 90-х годов (гиперинфляция, экономическая разруха, безработица) поставили большинство населения на грань нищеты:    доля жителей Читинской области с доходами ниже величины прожиточного минимума  (фактически – нищих, чьи собственные доходы не обеспечивают их выживание) в 1999 году составила около 84%. К 2003 году она снизилась до 44%, а в Забайкальскому крае к 2013 году - до 18,8%. Но это почти на 4% больше общероссийского показателя. При этом в дополнение к нищим, бедных – выше «черты бедности», но не достигших уровня доходов «среднего класса» у нас ещё сотни тысяч человек.

Социальная поляризация – важнейший фактор морально-психологического климата,  продолжает возрастать: и при повышении средних доходов населения, и при экономических кризисах богатые и сверхбогатые становятся ещё богаче, а бедные – нищают. Минимальная оплата труда в России  сейчас в три раза ниже нижнего предела, рекомендуемого ООН и в 5-10 раз ниже, чем в странах Европы. При этом минимальный размер оплаты труда в России в начале 2016 году составлял 53.5%  от прожиточного минимума. Ни в одном государстве мира, причисляющим себя к развитому, а тем более – «социальному»,  минимальная заработная плата в принципе не может быть ниже прожиточного минимума.

В настоящее время Россия – самая дифференцированная страна в мире по доходам и собственности. У нас сотня миллиардеров обладает 30% личных активов, 1% населения – 70% активов. Доля «среднего класса» по оценкам Российских специалистов составляет у нас от 7 до 25%, западных - от 3% до 48%; в последнем случае к «среднему классу» относится население со среднедушевым доходом выше 4000 тыс. долларов в год, т.е. более 22 тыс. рублей в месяц.

Даже если ориентироваться на последний – самый «оптимистический» вариант, то применительно к Забайкалью на начало 2016 года на «черте выживания» и ниже её (ниже прожиточного минимума – 10,2 тыс. руб. в конце 1015 года),  т.е. – в нищете, у нас пребывают 19% населения, ещё около 40% по среднедушевым доходам относятся к категории «бедных». А насколько  может себя считать вполне обеспеченной (относить себя к «среднему классу») семья со среднедушевыми доходами от 19  до 45 тыс. руб. в месяц (в эти пределы попадает ещё около 40% забайкальцев) – решайте сами. При этом индекс стоимости жизни   в нашем крае выше, чем в среднем по России и выше, чем у соседей - в Бурятии и Амурской области.

Официально за 2015 год общая численность безработных в крае составила 55,7 тыс. человек, что на 2,0 тыс. человек больше по сравнению с предыдущим годом. На начало 2016 года число безработных, рассчитанное по методологии Международной организации труда, составляло более 10% экономически активного населения. Однако по мнению экспертов число безработных трудоспособного возраста в крае превышает 270 тысяч человек;  80 тысяч из них – молодёжь. При этом работодатели жалуются на постоянную нехватку не только «узких» специалистов, но и на отсутствие желания у населения работать за предлагаемую зарплату.

Одним из важнейших показателей качества жизни населения является обеспеченность жильём и объем его строительства. В своём Послании в декабре 2013 года Президент Российской Федерации поставил задачу к 2017 году преодолеть рекордный показатель в строительстве жилья 1987 года (через 30 лет после начала экономических реформ!). В Читинской области в 1989 году было построено 743 тысячи  квадратных метров жилой площади (в 1987г. – 513), а в Забайкальском крае в 2015 году сдано 215 тысяч квадратных метров жилья (в 2013 году – 290 тыс. м. кВ.).

Для решения отмеченных выше проблем необходимо проводить согласованную  социально-экономическую политику, направленную  на обеспечение населения края рабочими местами с достойной заработной платой и безопасными условиями труда, сохранение социальных  гарантий и повышение профессионального уровня работников.

Необходимо принятие регионального соглашения по установлению размера минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения без учета районного коэффициента и процентной надбавки за проживание и работу в неблагоприятных климатических условиях,  сохранить гарантии и компенсации северянам,  восстановить процентную надбавку молодежи до 35 лет с первого дня работы, выплату заработной платы в течение 6 месяцев со дня увольнения в связи с реорганизацией либо ликвидацией организаций. Такие решения не приняты на федеральном уровне, но это возможно осуществить, принимая региональное трехстороннее соглашение. Необходимо на региональном уровне установить ответственность работодателя за отказ от заключения коллективного договора в установленные законодательством сроки и ужесточить санкции к работодателю за неисполнение коллективных договоров и соглашений.

Необходимо укрепление научного потенциала Забайкалья, использование его для повышения инновационной составляющей регионального производства, позволяющей изменить структуру рабочих мест и сделать их более привлекательными как по уровню оплаты, так и по содержанию и условиям труда.

Для повышения привлекательности региона нужно увеличить финансирование программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства, возобновить действие программ обновления муниципального пассажирского транспорта, стимулировать предложения на рынке жилья (сделать его доступным для основной части населения), разработать более эффективные льготные механизмы долгосрочного кредитования молодых семей для приобретения жилья, решить вопрос удешевления авиа и железнодорожных перевозок для Забайкальского края.

Нужно иметь четкие прогнозы потребности специальностей на рынке труда региона, оптимизации привлечения иностранной рабочей силы. Нужны новые – реальные - проекты экономического развития региона, которые позволят создать новые рабочие места с достойной заработной платой,  и  поспособствуют закреплению населения в регионе.

Осуществляемой в крае молодежной политикой необходимо активнее принимать меры государственной поддержки молодых специалистов,  обеспечения рабочими местами выпускников  учреждений профессионального образования. Нужно неукоснительно исполнять региональную и муниципальные программы строительства социального жилья, в том числе для молодых специалистов, решить вопрос обеспечения жильем совершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществлять финансовую поддержку детских оздоровительных лагерей для обеспечения безопасного отдыха и оздоровления детей.

В решении проблем людей с инвалидностью общественные объединения инвалидов должны привлекаться органами исполнительной и законодательной власти как полноправные партнёры по снятию социальной напряжённости, что бы жизнь инвалидов стала цивилизованной, что бы они чувствовали себя полноправными гражданами своей страны.

 Наши ветераны (пенсионеры) составляют значительную  часть населения края. Около 50% пенсионеров получают минимальную пенсию, находятся за чертой бедности. Всего лишь 2- 4% неработающих пенсионеров по старости получают пенсию, превышающую минимальный потребительский бюджет. Ветераны за долгие годы «шоковой терапии» обнищали и оказались практически лишенными необходимых предметов обихода, одежды, обуви.

Абсолютное игнорирование нужд ветеранов в первое десятилетие «реформ», в начале текущего века сменилось некоторым повышением внимания к ним, не всегда, однако, приносящим ощутимую пользу. Подчёркнуто афишируемые, в последние годы даже частые, прибавки к  пенсиям, как правило «съедаются» существенно большим опережающим ростом стоимости продуктов питания, медикаментов, тарифов и услуг ЖКХ, других жизнеобеспечивающих сфер. Пенсионеры практически лишены возможности пользоваться современными техническими достижениями медицины, услугами высококвалифицированных «узких» специалистов, поскольку все они весьма «платные». Они ограничены в потреблении культурных благ, поддержании общественных и дружеских контактов. При достаточно высоком уровне образованности и интеллектуального развития пожилые люди оказались в положении социальных изгоев.

Решение этих проблем возможно лишь при значительном увеличении доходной базы бюджета края, прежде всего – своих собственных доходов.

Производственный потенциал края сегодня соответствует уровню производства Читинской области до 1970 года; в сопоставимых ценах объем промышленного производства в крае составляет менее 50%, сельскохозяйственного - 55%, в строительстве - 76% от уровня 1990 года.  На сегодняшний день только по добыче угля и производству электроэнергии мы работаем на уровне конца 80-х годов прошлого столетия.    В 1985 году в Читинской области было заготовлено более пяти миллионов кубических метров древесины, а в 2006 году – менее одного миллиона. За годы «реформ»  посевные площади и валовой сбор зерна  (даже в урожайные годы) сократились в пять раз; поголовье овец  к уровню 1990 года сократилось более чем в семь раз. Основной объём сельскохозяйственной продукции производится в частном подворье и не может обеспечить даже собственную потребность забайкальцев в продовольствии.

Общий объём доходов консолидированного бюджета края за три последних года (53,2 млрд. рублей в 2015 г., из них – 10,1 млрд. руб. – дотация из федерального бюджета) не растёт даже на величину инфляции.

Значительную часть доходной части бюджета составляют заёмные средства, что в перспективе ставит регион в ещё более тяжёлое финансово-экономическое положение, так как долги рано или поздно придётся возвращать. А долги непомерные: на 1 января 2016 г. -  под 100% от общего годового объёма собственных доходов.

В условиях «отрицательного роста» экономики края, снижения финансовой помощи из федерального бюджета, реализация перечисленных выше, необходимых для повышения и без того весьма низкого качества жизни большинства забайкальцев мер, становится всё более проблематичной.

Выполнить в полном объёме социальные обязательства при таком бюджете будет практически не возможно. Поэтому от работы Губернатора, Правительства, Законодательного Собрания Забайкальского края, наших представителей в Парламенте России с Правительством Российской Федерации и другими федеральными структурами по вопросам межбюджетного взаимодействия и привлечения дополнительных финансовых средств в регион, будет во многом зависеть выполнение хозяйственно-экономических планов и реализация социальной политики Забайкальского края.

Глава 2.  Исполнение планов социально-экономического развития края, предвыборных программ политических парламентских партий и лиц, замещающих государственные должности

Уже в статье 7 Конституции РФ декларируется:

«1.Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»

Конституционно-правовой статус Социального означает, что государство должно служить обществу, брать на себя ответственность за утверждение в обществе социальной справедливости,  помощь слабым и обездоленным, заботу о предоставлении каждому равных возможностей самореализации, достойно оплачиваемой работы или иного источника существования, сохранение мира и формирование безопасной, благоприятной жизненной среды, решение общечеловеческих проблем.

Государственная политика в этой сфере на территории края, наиболее ярко проявляется в Правительственных  «Программах…», «Стратегиях…» социально-экономического развития, предвыборных  программах кандидатов в Губернаторы, политических партий и кандидатов в депутаты законодательных и представительных органов власти. 

При построении «рыночной экономики» современной России само понятие «план» преподносилось как нечто абсурдное, недостойное ни государства, ни общества: «рынок всё решит сам».

Сейчас возвращаются к элементам планирования – «прогнозированию», «стратегиям» и «программам» социально-экономического развития.

В конце 2009 года нашим Законодательным Собранием был принят Закон «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010 – 2014 годы»  (№ 295-ЗЗК от10 декабря 2009 г.)

Этим же Законом  был признан утратившим силу Закон Читинской области от 27 сентября 2006 года № 839-ЗЧО "О программе социально-экономического развития Читинской области на 2006–2010 годы». Программа отменена за год до окончания без обсуждения её исполнения.

В соответствии с новым Законом 2009 года, «в основу долгосрочной социально-экономической политики Забайкальского края поставлены интересы человека, улучшение качества его жизни и создание условий для развития личности»:

- повышение качества жизни населения путем гарантирования личной безопасности, а также стандартов жизнеобеспечения не ниже среднероссийских;

- экономический рост, который должен был быть достигнут «путем развития горнорудного и агропромышленного комплексов, развития строительной индустрии, транспортно-логистического и инфраструктурного развития, развития инновационной системы края;

- рациональное природопользование, развитие приграничного сотрудничества и другие важные направления развития края.

Целью утверждённой Законом «Программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010–2014 годы» являлось «повышение уровня и качества жизни населения Забайкальского края на основе динамичного развития экономики и социальной сферы за счет эффективного освоения природных ресурсов и использования геополитического и транспортно-географического расположения Забайкальского края». Реализация упомянутых выше стратегических и среднесрочных направлений социально-экономического развития Забайкальского края должна была обеспечить, в частности, в период до 2025 года достижение:

- роста ожидаемой продолжительности жизни с 63,6 лет в 2010 году до 68,8 лет в 2020 году и до 71,1 года в 2025 году и  численности населения с 1114,6 тыс. человек в 2010 году до 1119,2 тыс. человек в 2020 году и до 1125,4 тыс. человек в 2025 году. Факт на 01.01.2016г. – 1083 тысячи человек;

- увеличение ввода в действие жилых домов с 295 тысяч кв. метров общей площади в 2010 году до 700 тысяч  в 2020 году и более миллиона (до 1кв. метра в год на каждого жителя)  в 2025 году; фактически в 2015 году сдано 215 тысяч квадратных метров жилья.

- сокращение удельного веса численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения) с 21,0 %– 20,0 % в 2010 году до 11,8 %– 11,2 % в 2020 году и до 8,1 %– 7,8 % в 2025 году; фактически на сегодняшний день – около 19%.

- увеличение объема производства валового регионального продукта в 1,8 - 2,6 раза, производства промышленной продукции в 1,6 - 2,4 раза, сельскохозяйственной продукции не менее чем в 1,8 - 2 раза. И т.д. и т.п.

А в результате реализации  «Программы…» к 2015 году должны были быть достигнуты:

- рост реальных денежных доходов на душу населения не менее чем в 1,4 раза; рост реальной заработной платы не менее чем в 1,3 раза; факт – см. выше;

- рост производства валового регионального продукта на душу населения не менее чем в 2,0 раза; увеличение объема промышленного производства в 1,16 раза, объема продукции сельского хозяйства в 1,1 раза.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – 15 %; при этом в бюджетной сфере минимальная заработная плата к 2018 году должна была быть поднята до уровня прожиточного минимума.

В целом ЗЗК 2009 года поставил достойные цели, конкретные задачи; солидный, детально проработанный документ (пятьсот страниц текста!). Однако ни в отчёте о работе Правительства Забайкальского края Законодательному Собранию за 2014 год, ни в каких - либо документах самого Законодательного Собрания об исполнении Закона 295-ЗЗК в части исполнения «Программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010 – 2014 годы» ничего не говорится. 

А 30 ноября 2015 г. Законодательное Собрание принимает Закон «О стратегическом планировании в Забайкальском крае».  Заключительными положениями этого документа Закон 295-ЗЗК «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010 – 2014 годы»  признаётся утратившим силу!

Как и в случае с Законом Читинской области «О программе социально-экономического развития Читинской области на 2006–2010 годы», исполнение программы социально – экономического развития края на 2010 – 2014 годы не рассматривалось и не обнародовалось.

Зато вновь, как и в предыдущих случаях, за год до завершения «Программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010–2014 годы», Правительство Забайкальского края принимает Постановление (от 26 декабря 2013 года №586) «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года». И вновь - «повышение уровня и качества жизни человека…», «принятие кардинальных мер…», «интенсивное развитие», «стимулирование роста…», «увеличение», «обеспечение…» и т. д. и т. п.; весьма впечатляющие цифры роста, развития, достижений.

Фактически в 2015 году и в начале текущего года по всем видам деятельности  произошло снижение (за исключением «роста» -  менее одного процента к 2014 году - добычи полезных ископаемых). Сократились реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения.

Обязательный в соответствии с Федеральными законами, Уставом и  законами края ежегодный отчёт о работе Правительства края за 2015 год в связи с досрочным сложением К.К.Ильковским полномочий Губернатора и последующей отставкой высшего органа исполнительной власти края в полном составе не представлен и Законодательным Собранием не рассматривался.    

Несмотря на проводимую  работу по достижению целевых показателей  социально-экономического развития Забайкальского края, решить основные вопросы повышения качества жизни забайкальцев за прошедший период не удалось. Указы Президента РФ от 7 мая 2012 года выполнены в среднем лишь на половину.

В Советском Союзе вся жизнедеятельность страны осуществлялась в соответствии с пятилетними планами. В конце  «пятилетки» публично подводились итоги её выполнения, каждому воздавалось по заслугам.

Во всех предвыборных программах политических партий, кандидатов в губернаторы, депутаты Законодательного Собрания края (кампания 2013 года) в качестве важнейших задач для повышения качества жизни забайкальцев   обещалась:

- реализация на территории края федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона;

- газификация края.

С 1996 года, в связи с инициативой Читинской областной Думы  и Парламентской ассоциации Дальнего Востока и Забайкалья, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ (с 2008г. – Забайкальский край) и Республика Бурятия входили в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Программа действовала до 2013 (включительно) года.

Президент Российской Федерации В.Путин в своём Послании 12 декабря 2012 года сказал: «...В XXI веке вектор развития России – это развитие на восток. Сибирь и Дальний Восток – это наш колоссальный потенциал, об этом ещё Ломоносов говорил. И сейчас мы должны это все реализовать. Это возможность занять достойное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе, самом энергично, динамично развивающемся регионе мира. ... Недавно на президиуме Госсовета мы подробно говорили о конкретных шагах по стимулированию экономического роста в Забайкалье и в дальневосточных регионах. ...Договорились о создании здесь привлекательных условий жизни. Правительство до конца первого квартала будущего года должно детально проработать предложенные меры».

Просто поразительно, как при таком прямом указании Президента,  Правительство РФ лишь в декабре 2014 года (спустя два года после Послания Президента!) расширило сферу деятельности правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока на Байкальский регион. Но до сих пор ни Высшее должностное лицо, ни Правительство края, ни наши представители в Парламенте России не смогли добиться подобающего участия края в развитии Востока нашей страны.

О реальной газификации края пока лишь говорят. Правда, - ранее только мечтали.

Ситуация тяжёлая, но не безнадёжная. Мы всё ещё располагаем и богатыми недрами, и землёй, и настоящими тружениками. У нас ещё есть надежда справиться с проблемами качества жизни забайкальцев.    

Однако большинство затронутых выше проблем не может быть разрешено только на региональном уровне.  По «предметам совместного ведения» федерального центра и субъектов Российской Федерации, когда полномочия (точнее – обязанности и ответственность) передаются в регионы, а ресурсы их реализации остаются в руках центра и становятся предметом «рыночных отношений», наши возможности  крайне ограничены.       Собственные полномочия края также  не могут быть реализованы в полном объёме в связи с исторически сложившейся низкой налогооблагаемой базой и малой долей оставляемых в крае налоговых отчислений.

В предыдущих Гражданских Послании были сформулированы предложения органам государственной власти края для работы с федеральным центром о путях и способах существенного повышения доходной части федерального и региональных бюджетов, решении проблем повышения качества жизни населения, в том числе Забайкальского края:

- возврат природных ресурсов в общенародную собственность;

- государственное регулирование тарифов на энергоносители, транспорт;

- введение государственной монополии на алкогольную и табачную продукцию;

- введение пропорциональной системы налогообложения доходов физических лиц;

- производство налоговых отчислений с доходов юридических лиц по месту их работы;

- усиление ответственности юридических и физических лиц,  органов власти за полноту сбора налогов;

- отчисление части таможенных налогов и сборов в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации, имеющих международные границы.

Большая часть этих рекомендаций вошли в Резолюцию Забайкальского гражданского форума, которая была направлена Губернатором Забайкальского края К.К.Ильковским Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву. Ответ Председателя Правительства на это письмо, судя по его тексту,  даже не предполагался.

В связи с досрочным сложением К.К.Ильковским полномочий Губернатора и отставкой руководителя Представительства края при Правительстве РФ спрашивать за отсутствие связи с Федеральным Правительством, рассмотрения и реализации наших предложений в очередной раз не с кого.

Реализация на федеральном уровне хотя бы одного из выше перечисленных предложений позволила бы любому дотационному региону, в том числе Забайкальскому краю реализовать свои программы  повышения качества жизни населения; реализация же большинства из них – радикально повысить качество жизни всего населения России.

Глава 3. О региональных  и  общероссийских проблемах повышения качества жизни, путях и способах устранения этих проблем

Ни для кого не секрет, что Забайкальский край сегодня не является регионом инвестиционной привлекательности. Суровые климатические условия, удаленность от властных, промышленных и интеллектуальных центров России, изначально сырьевая направленность экономики и слабая инфраструктура, радикальное разрушение промышленного, сельскохозяйственного производства и потеря высококвалифицированных кадров в годы "экономических реформ" являются тому причиной.

По сравнению с 1990 г. потенциал края - человеческий, производственный, природный (разрушенные предприятия, износ основных фондов, в том числе - жилищных и коммуникационных, вырубленные или сожжённые леса, заросшие бурьяном посевные земли) принципиально сократились. 

И только через 35 лет с начала «экономических реформ», - к 2025 году, промышленность и сельское хозяйство Забайкалья по прогнозу  достигнут уровня 1990 года. За прошедшие 25 лет современной России позитивные прогнозы не сбывались ни разу!

Однако это не только наши региональные беды. Всё сказанное выше практически в полном объёме относится к большинству субъектов Российской Федерации и к стране в целом. За прошедшие с начала реформ 25 лет мы не только не продвинулись вперёд – мы отброшены на многие десятилетия назад: беспрецедентный в мирное время спад за всю многовековую историю Российского государства. Для сравнения:  разрушенный наполовину в годы Великой отечественной войны производственный потенциал страны был полностью восстановлен за 5 лет.

Если в 2012 году 67 регионов не смогли свести концы с концами, то в 2013 году бюджетный дефицит поразил уже 77 субъектов РФ; региональные власти всё глубже залезают в долги: общий долг регионов в 2013 году перевалил за 1,7 трлн. руб., в 2015 году оценивается в 3 трлн. руб. Доходы падают, долги отдавать нечем.

Уже в первом Послании своих президентских полномочий В.Путин «стратегическим и принципиальным вызовом для страны» назвал экономическую слабость России:         «…Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. …Сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители… Диктату теневой экономики и «серых» схем, разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство» (Послание Президента России 2000 г.).

«С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес – не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан» (В.Путин, 2006 г.).

В обстановке  продолжающегося очередного мирового экономического и спровоцированного внешнеполитического кризиса, обвала мировых цен на нефть, резкого обострения отношений с Украиной, экономических санкций следствие для России - снижение бюджетных поступлений, сокращение производства и рост безработицы, разгон инфляции, снижение уровня жизни большинства населения.

Фактически – это лишь легализация истинного отношения к нам лидеров западного капиталистического сообщества и нашей компрадорской «либеральной» экономической «элиты». «Либеральные экономические реформы» в новейшей истории России практически до основания развалили собственное производство, оставив лишь обеспечение добычи и отправки за рубеж нужного Западу сырья.

Господствующей целью действующей системы хозяйствования является максимизация прибыли; большинство позиций, обеспечивающих повышение качества жизни населения для бизнеса являются статьями затрат, подлежащих сокращению.

Основу нашей экономики сейчас составляет не промышленное и сельскохозяйственное производство, не производство товаров и интеллектуального продукта, у нас это даже не экономика потребления (как сейчас в странах «золотого миллиарда» – Россия в их число не входит). Значительную долю нашей экономики составляют спекулянты – перепродавцы: в «лучшем» случае – перекупщики товаров, обычно же – природных, не ими созданных ресурсов, или просто валюты.

Без собственного промышленного и сельскохозяйственного производства, собственной науки настоящий суверенитет и национальная безопасность в реальных условиях невозможны. На их восстановление, конечно, нужны деньги. Правительство постоянно сокращает бюджетные расходы по всем направлениям, прежде всего – социальным. Практически игнорируя иные источники и резервы. Бюджет России 2016 г.: доходы – 13,7, расходы 16,1, дефицит – 2,4  триллиона рублей. Нас пытаются убедить, что мы плохо работаем, мало зарабатываем.

Это неправда! Зарабатываем мы много.

Сумма заработанных нами и вывезенных за рубеж средств фирмами, зарегистрированным в оффшорах с начала девяностых годов по текущему курсу значительно превышает сотню (возможно – не одну!) триллионов рублей.

Это так же не используемые для собственного производства государственные средства – и внутренние, и выведенные за рубеж по либеральной модели Минфина. По состоянию на январь текущего года – это более 12 триллионов рублей.

Значительным подспорьем  могли бы быть накопления граждан, если использовать их на развитие страны, а не на обогащение банкиров и привилегированной «пятой колонны» - ещё один годовой бюджет страны.

Введение прогрессивного подоходного налога хотя бы на сверхдоходы – дополнительно 3 – 4 триллиона, ещё столько же -  даже при частичной госмонополии только на крепкий алкоголь.  

Доходная часть федерального бюджета недобирает триллионы рублей (в 2013 г. – порядка 3 трлн. руб.) налогов из-за «ухода бизнеса в тень»;  высокодоходный «бизнес» - коррупция - «съедает» бюджетных средств не меньше. Более 2 триллионов рублей бюджет страны недополучает из-за махинаций на таможне. Список можно продолжить.

Приоритетом экономического развития, по нашему мнению, должна стать  реиндустриализации России. Для этого необходимо использовать государственные резервы, но в приоритетном порядке, непосредственно из федерального и региональных бюджетов инвестировать реальный сектор экономики, а не банковскую сферу.

Государство не должно полностью отдавать жизнеобеспечивающие сферы деятельности в руки коммерческих структур. Политика и деятельность государства должны быть направлены «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Конституция РФ), а не на коммерческую  прибыль «оффшорных» частных компаний.

Необходимы конкретные, жёстко контролируемые планы развития, а не только двадцатилетние «прогнозы», «стратегии» или сиюминутные «антикризисные» программы, меняющиеся практически ежедневно без анализа и отчёта о выполнении предыдущих. Предлагаемые Правительством «антикризисные меры» может быть и смягчат прохождение кризиса, но не вылечат болезнь и самое главное – не исключат систематическое повторение всё новых и новых кризисов, обострения «старых» и появления всё новых и новых проблем.

Необходима смена идеологии хозяйствования, реальное и ответственное планирование социально-экономического развития страны, согласование частных и общественных интересов, создание условий для творческой самореализации граждан в общественно-полезных видах деятельности с адекватным материальным и моральным вознаграждением.

Необходимо развернуть общество и государство в сторону производства, проявить политическую волю в защиту человека труда, производить материальные и интеллектуальные ценности, а не спекулировать ими.

В российском гражданском обществе продолжает нарастать критическая оценка эффективности работы финансово-экономического блока Правительства. Видны не просто попытки «протолкнуть» вредные для страны решения, но и факты неисполнения Указов, Посланий Президента: ни один из майских (2012 года) Указов Президента не выполняется в полном объёме.

Возрастает недоверие населения к органам власти: в Конституции РФ одно – на деле «конституция имеет ещё очень большие резервы». Конституция – это не частное соглашение о намерениях, - это Закон высшей силы и прямого действия, подлежащий неукоснительному исполнению на всей территории страны всеми физическими и юридическими лицами без исключения!

Нужные законы годами «пылятся» в запасниках законодательных органов власти, а те из них, которые принимаются, чаще всего подвергаются многочисленным корректировкам, фактически сводящим «на нет» всё хорошее, заложенное в них изначально и в конце концов тихо признаются «не действующими», программы отменяются, «снимаются с контроля» без рассмотрения итогов их выполнения, точнее - причин их не выполнения, без выявления и наказания в этом виновных.

Наконец – вездесущая, пронизывающая всё сверху до низу коррупция, начиная с чиновников органов власти высшего уровня: люди не верят в обеспечение реального контроля «чёрных лесорубов» на таможенных пунктах пропуска, контроля качественного экологически безопасного использования арендуемого леса, земли, недр; не верят в объективный беспристрастный контроль качества продуктов питания, лекарств, обоснованность тарифов на тепло, электроэнергию, иные услуги населению, в правильность распределения и использования государственных средств и ресурсов, начиная с федерального бюджет. Трудно даже найти, во что они верят, разве что – во внешнюю политику Президента.

Гражданское общество не понимает действий Правительства: почему по его заверениям оно всегда хочет «как лучше», а получается у него «как всегда?!».

Власть по определению не может существовать отдельно от общества и работать сама на себя: она просто обязана завоевать доверие и поддержку граждан, наладить открытый диалог на равных, убедить людей в том, что выбрано верное направление движения, осуществляются правильные действия. При этом необходимо понимать, что такая система может эффективно работать при неукоснительной честности взаимоотношений, когда мысли, слова и дела вполне соответствуют друг другу.

«Власть должна слышать людей, объяснять суть возникающих проблем и логику своих действий» (В.Путин, Послание 2015г.)

Наша не только внешняя, но и внутренняя политика должны служить нашему народу, росту нашего благосостояния, укреплению нашей экономики, защите каждого гражданина России. России нужно работающее, профессиональное правительство, состоящее из патриотов. Не частично и фрагментарно, как сейчас, а целиком.

«…Мы должны понять, что наше развитие зависит, прежде  всего,   от нас самих. …Нам многое нужно сделать. Создать новые технологии  и конкурентную продукцию. Сформировать дополнительный запас прочности в промышленности, в финансовой системе, в подготовке современных кадров». (Послание Президента 2014 г.)

Необходимо чёткое определения целей, системное планирование и ответственная, контролируемая реализация этих планов, достижения этих целей как органами власти, так и самим гражданским обществом.

Глава 4. Взаимодействие гражданского общества с органами власти по повышению качества жизни забайкальцев

Информация о взаимодействии Палаты с органами власти, в том числе инициированных и осуществляемых Палатой новых формах взаимодействия - переговорной площадке «Школа Гражданина России» Забайкальских Гражданских форумов, совместных с Уполномоченным по правам человека в Забайкальском крае ежегодных правозащитных конференциях, Жилищных форумах, Гражданских Посланиях и др., задачах формирования муниципальных общественных палат, общественных советов при органах власти всех уровней для осуществлением общественного контроля приведена в итоговом отчёте о работе Палаты 2 состава.

В настоящей главе рассматриваются лишь  наиболее важные для повышения качества жизни населения современной России вопросы, в решении которых необходимы совместные усилия всего гражданского общества и органов власти.

4.1  О нравственности Российского народа и Западных «общечеловеческих ценностях» рыночной экономики.

В текущем году исполняется 25 лет «рыночных реформ» – возвращения капитализма в Россию; срок вполне достаточный, чтобы не на словах, а на практике оценить содеянное.

Прошедшая четверть века показала, что именно «либеральные рыночные реформы» стали основной причиной большинства существующих проблем – разрушения экономики, массовой  безработицы, сокращения численности населения, его миграции, резкого снижения продолжительности и качества жизни большинства людей при колоссальном имущественном расслоении общества, безудержного роста цен на товары и услуги, деградации нравственных основ и устоев общества, образования, здравоохранения,  науки, тотального роста преступности, «ухода государства» практически из всех сфер управления хозяйством, наконец – системных и систематических кризисов, которые максимально больно бьют по «реальному»  сектору экономики и малоимущим гражданам, составляющим большинство населения страны.

Практически нет отрасли бизнеса или сферы услуг, где бы отсутствовали фальсификации, обман, мошенничество, воровство, а то и предательство, грабёж, заказные убийства: «ничего   личного, только бизнес!»

Ещё в середине 19 столетия Ф.М.Достоевский писал: «Русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё».

Считается, что политика – это концентрированная экономика. События последних лет показывают, что в условиях обострения международных отношений  экономика становится инструментом политики.

События последнего столетия России, да и всего мира, высвечивают примат идеологии и над экономикой и над политикой. Уже февральская буржуазная (1917г.), а затем Октябрьская социалистическая революции, последовавшая вооружённая интервенция стран Запада против Советской России и внутренняя гражданская война были по существу восстанием против навязываемой нам чуждой идеологии  англо – американского капитализма. Современная рыночная экономика России –  рецидив этой болезни.

Советский Союз потерпел поражение не в «холодной», не в «экономической», а в войне нового типа – информационной,  идеологической!

Считаем уместным процитировать выдержки из опубликованного  в газете «Советская Россия»  20 февраля 1993 г. по выступлению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) так называемого «Плана Даллеса». А. Даллес (в 1942 – 1945 г.г. – руководитель политразведки США в Европе, сотрудник, а с 1953 г. – директор ЦРУ) якобы зачитал этот план Конгрессу США в начале 1945 г.:

«Окончится война, все утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!

Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания... Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.

Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов – прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.

Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ – станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов.

Вот так мы это сделаем!»

В цитируемом виде  «План Даллеса» в СССР не был официально опубликован, но текст «Плана» почти дословно совпадает с высказываниями -  штандартенфюрера СС во второй части романа «Вечный зов» Анатолия Иванова в редакции 1981 года. Пока трудно установить истинное время появления и авторство этого «Плана». 

Здесь и сейчас важно другое: сопоставляя его с происходящими в стране со второй половины прошедшего века событиями, становится очевидным  поразительно пунктуальное, последовательное претворение этого «Плана» в жизнь! Более того – исполнение его продолжается и в настоящее время!

Митрополит Иоанн ссылался на этот «План» в доказательство того, что Западом ведётся против России «подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, тщательно спланированная, непрерывная и беспощадная».      Война против России в разное время велась в разных формах – «горячей», «холодной», информационной (идеологической!), теперь – «санкционной» и практически не прекращалась никогда. Последние десятилетия она велась в основном силами нашей же «пятой колонны» на нашей же территории. Но под руководством, с финансовой и идеологической поддержкой Запада и США.

«Холодная война» не закончилась развалом социалистической системы и Советского Союза: последовавшее за этим разрушение экономики и разграбление общенародного достояния России (материального, интеллектуального, ресурсного), попытки превращения её в сырьевой придаток Запада осуществлялись в соответствии с упомянутыми планами.

На деле «демократизация» мира и свобода «по-американски» – это даже не принуждение  иных стран и народов к  своему укладу жизни – рыночной экономике: на поверку это лишь ширма, предлог для смены неугодных им правительств иностранных государств для достижения собственных политических и экономических целей.

«Свобода» на деле оказалась вседозволенностью, распущенностью, свободой от совести, чести, достоинства; игнорированием законов, сращиванием власти с преступностью, коррупцией, воровством. Беспринципность, безудержная жажда наживы, в буквальном смысле «убийственная» конкуренция возводятся в добродетель; пропаганда насилия, садизма, пьянства и наркомании, пошлых «шоу» самозванных «звёзд», а теперь ещё и «гей культуры» – таковыми на деле, а не на словах оказались столь вожделенные нашими «либеральными экономистами» современные «западные ценности».

Под видом «свободы слова» нам преподносятся полуправда, ложь,  искажение исторических фактов, двойные стандарты,  аморальные и преступные технологии в политике и идеологии.

Как говорил Александр Невский, «не в силе Бог, но в правде!». Потоку лжи и фальсификаций, транслируемых контролируемыми США мировыми СМИ, а у нас – «пятой колонной» иностранных агентов, необходимо противопоставить объективный информационный  поток, называть вещи своими именами, говорить правду, всю правду и ничего кроме правды.

Влияние европейской цивилизации на культуру России велико, имеет глубокие исторические корни и традиции, значимо для России, высоко и с благодарностью оценивается нашим народом. Ни европейские, ни американские ценности нам не чужды - при условии, что они служат интересам нашего народа, а не направлены против него.

Объективные различия условий исторического развития цивилизаций России и Запада предопределяют несоответствие их ценностей и традиций, обусловливая наш «особый путь». Площадь и протяженность нашей территории несопоставимо больше любого Европейского государства, климат – несопоставимо хуже большинства из них, полиэтническое (более 180 национальностей), поликонфессиональное население, большие запасы природных ресурсов при низкой плотности населения и многие иные принципиально значимые отличия. 

Из тысячелетней истории мы только 300 лет прожили в мире. А всё остальное - это сплошные войны по защите своего Отечества и борьба за выживание в суровом климате. У нас сложилась иная система взаимоотношений, ценностей и святынь. Миллионы людей умирали с призывом «За Родину!». Для русского человека наивысшее понятие честь:  высказать врагу правду в лицо и умереть за правду. С точки зрения западного человека, это величайшая глупость, для них главная ценность - собственная жизнь; возведённые в принцип абсолютная беспринципность, отрицание нравственности, совести и т. п. понятий, не вписывающихся в американские «общечеловеческие ценности»  рыночных отношений.        

У нас в характере - общинность, чувст­во долга, жертвенность, честность. А «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда её» (Ф.М.Достоевский).

Не «работают» у нас «рыночные отношения» на благо нашего народа, нашей страны. Вероятно поэтому даже относительно позитивные их аспекты (материальное стимулирование предпринимательской деятельности)  у нас принимают уродливые формы и отторгаются большинством населения.

Необходимо возрождение нашей собственной, тысячелетием созданной, исконно российской идеологии добра, нравственности, правды, справедливости, коллективизма, патриотизма – понятий, в принципе не совместимых с Западной идеологией рынка.

Сегодня во всём капиталистическом мире, как следствие его естественного развития, отмечается падение нравственности и гуманизма. В силу известных исторических обстоятельств Россия была в течение 70 лет прошлого столетия вырвана из этого процесса, а «План Даллеса» до конца ещё не реализован. Именно поэтому,  именно России сейчас проще других  стран вновь стать лидером  оздоровления, нравственного возрождения человеческой цивилизации.

Необходимо на основе собственной идеологии строить собственную экономику и собственную политику, взяв всё лучшее и из своей истории и всё лучшее - для нас - из идеологии и практики других стран и народов.

4.2 О формировании и задачах гражданской нации. Одной из основных проблем современного мира  и России тоже, является напряженность в межэтнических и межконфессиональных отношениях.  Для нашего края эта проблема, по опыту и представлениям забайкальцев не относится к числу наиболее острых, однако, если ей не уделять должного внимания, то и у нас она может перерасти в проблему "горящую".

Чем больше времени проходит с трагических для нашей Родины событий 90х годов  прошлого столетия, тем более очевидно, что инициированная извне вспышка национализма и религиозного экстремизма были весьма действенными факторами целенаправленного разрушения Советского Союза. «Парад суверенитетов» в «свободной» России только «подлил масла» в этот огонь.

Инициаторы «самоидентификации», возрождения национальной «самобытности», национальных культур и религий выпустили джинна из бутылки и не торопятся загнать его обратно: он нужен на общемировом уровне как фактор, отвлекающий от контрнаступления мирового капитализма на социальные завоевания прошлого века.

Адекватным ответом этой угрозе может  быть политика,  отражающая запросы большинства населения России, основанная на братстве народов, на осознании общности их исторической судьбы, на безусловном равенстве прав и ответственности всех граждан, политика, целью которой  является формирование гражданской нации России.

В пережившем величайшие взлёты духовности и созидания,  трагедий и разочарований Советском Союзе,  основой государственной политики было воспитание подрастающих поколений в духе коллективизма, интернационализма, «человек  человеку – друг, товарищ и брат», формирование новой этнической общности – Советских людей, свободных от национализма и религиозного экстремизма.

Это Советские люди спасли нас от порабощения, внесли решающий вклад в спасение мира от ультранационализма – фашизма, восстановили страну из пепла, вывели её  науку, культуру, образование, здравоохранение, экономику на первые  места в мире.

В современной России именно Гражданская нация, основанная на принципах патриотизма, социальной справедливости и свободного демократического выбора своей личной судьбы, судьбы Родины, в многонациональном светском государстве способна и должна быть основным субъектом государственной национальной политики, стать интегрирующей силой общественного развития.

Формирование общероссийской Гражданской нации требует кардинального повышения эффективности государственного гражданского и патриотического воспитания. Принципиально важно, чтобы патриотическое воспитание  сочеталось с усвоением подрастающим поколением общегражданских  моральных ценностей, норм и правил общежития.

Исторически именно светская этика объединяет в себе основы духовно-нравственной культуры всех народов России, их традиционных религий.  Именно граждане России, избравшие светскую этику и единый курс истории мировых религий для обучения своих детей в начальной школе, составляющие даже не ядро, а большинство населения страны, действительно заинтересованы в «обогащении» общегражданской этики:  собрать от всех культур и религий всё позитивное общее,  добавить в эту копилку от каждой культуры и религии её лучшее особенное и сделать всё полученное достоянием каждого гражданина  независимо от его национальности и вероисповедания. К сожалению, именно этому большинству гражданского общества, этой  гражданской нации и её этике органы государственной власти пока уделяют наименьшее внимание.

В связи с этим, особое значение приобретает формирование и преподавание на всех уровнях образования общегражданской этики, направленной на утверждение основ общероссийской гражданской идентичности, интеграцию гуманистических и демократических ценностных ориентаций этносов и конфессий России, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий.

К вопросу национальной самоидентификации. Согласно статьи  26 Конституции России «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности».  На практике, как показывают проведенные нами опросы, более 90%  граждан, хоть и относят себя к конкретной национальности, знают, что  в составе их «крови» присутствует генетическая доля  (часто – весьма значительная, а то и преобладающая!)  иных (часто – многих!) национальностей, что делает их национальную «самоидентификацию» весьма условной. Доля таких граждан, учитывая объективно и повсеместно идущие процессы миграции и «глобализации» неумолимо и, главное - необратимо возрастает!

По нашему мнению, именно формирование гражданской  нации с идеологией общегражданской (светской) этики может быть адекватной альтернативой современным вызовам и угрозам межнациональных и межэтнических отношений.

При наличии такого фундамента остаётся достаточно пространства для свободного и бесконфликтного развития национальных и религиозных общностей, для самореализации личности.

Следует различать вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений и проблемы безопасности граждан, связанные с проявлениями национализма, религиозного экстремизма и терроризма; и хотя эти вопросы  в значительной мере взаимосвязаны, всё же способы их разрешения существенно отличны.

В первом случае –  это воспитание граждан и формирование гражданской нации семьёй, государственной системой образования, всем гражданским обществом. Безусловно, в этом движении найдут свое место представители патриотических движений, национально-культурных автономий и традиционных российских конфессий.

Во втором – борьба с правонарушениями (уголовными, финансовыми, административными):  законность, неотвратимость наказания преступника (безотносительно его национальности или вероисповедания) и  адекватность наказания тяжести правонарушения, то есть – справедливость наказания.

И если в первом случае ответственность и эффективность действий  в основном ложится на гражданское общество, то во втором почти исключительно зависит от ответственности (или безответственности) правоохранительных органов власти, а зачастую напрямую связана с нарушением ими законов -  коррупцией.

Коррупция многолика: взятки, откаты, лучшие участи земли, трудоустройство родственников, заказные уголовные дела (или их прекращение) и многое,  многое другое. 

В современной России коррупция носит системный характер и оказывает влияние  практически на все стороны жизни общества. Феномен коррупции проявляется не только в быту или в экономике, но и в использовании ресурса власти для получения неправомерного материального или нематериального преимущества, извлечения личной или групповой (как финансовой и имущественной, так и политической) выгоды.

Наиболее подвержены коррупционным проявлениям такие сферы деятельности, как: осуществление должностными лицами органов исполнительной власти разрешительных функций; распределение бюджетных средств; совершение операций с земельными участками, объектами недвижимости, иными ценными активами и ресурсами, находящимися в федеральной и муниципальной собственности; государственное и негосударственное регулирование экономической деятельности; образование, здравоохранение и ЖКХ; осуществление контрольно-надзорных функций, правоохранительная деятельность.

Низкая оценка общественностью мер по борьбе с коррупцией – сигнал, который невозможно не учитывать в условиях роста внимания общества к результатам борьбы с коррупцией. А отсутствие достаточной информации о том, как ведется борьба, её неоправданно низкая результативность, лишают усилия государства в данной сфере широкой гражданской поддержки. Без активного участия в этом процессе гражданского общества, без осуществления общественного контроля, коррупцию победить, по-видимому, невозможно.

В  последние    годы   в   стране   ведётся  работа   по   развитию общественного      контроля, принят Закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации,  но результаты его применения  пока  практически мало ощутимы.  До   сих   пор нормативно   не  определены      функции      и    полномочия      каждого      из   институтов  общественного контроля, не достаточно установленных процедур и ресурсов его осуществления.     

Совершенно недостаточно свободных (и от административного воздействия и от необходимости зарабатывать «на хлеб насущный») граждан с активной жизненной позицией, независимых неправительственных объединений и общественных советов, готовых в «рыночной экономике»  «на общественных началах» осуществлять эту работу.

Заключение

В середине сентября с.г. на всей территории России предстоят выборы депутатов Государственной Думы Парламента России, а в Забайкалье - также внеочередные выборы Губернатора Забайкальского края, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления.

На выборах в Государственную Думу в декабре 2012 г. в крае «партия власти» (не без поддержки самой власти) заручилась  43% голосов избирателей. При этом численность депутатов – единороссов в Законодательном собрании края составляет практически две трети общей численности законодательного органа власти. Поскольку для принятия закона края требуются голоса более половины его установленной численности (т.е – 25 + 1 голос), то это означает, что «партия власти» единолично принимает нужные власти  законы и никто в этот процесс вмешаться не может: все остальные депутаты (беспартийные и члены «оппозиционных» партий), даже если они объединятся, не могут принять ни одного закона, даже если он по их мнению и мнению населения, действительно  нужен. Таким образом на деле реализуются (или не реализуются) программы только власти и одной партии власти, представляющие интересы меньшинства.

Не являясь  политической организацией, Общественная палата представляет интересы граждан и общественных объединений, не претендующих на участие в органах государственной власти и местного самоуправления, но «потребляющих» их «услуги». Численность граждан, входящих в такие объединения, по крайней мере на порядок превосходит численность членов всех политических партий вместе взятых. Именно эти граждане составляют большинство активного гражданского общества, основу избирателей, участвующих в голосовании на выборах. Именно они прежде всего заинтересованы в реализации оптимального комплекса предвыборных обещаний, независимо от  «партийной принадлежности» последних.

Гражданское послание, будучи не связанным партийной дисциплиной, может хотя бы довести до сведения власти всех уровней и её «правящей партии» наиболее важные для большинства граждан  проблемы социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Забайкальского края.

Общественная палата обращается к гражданам и политическим партиям, принявшим решение лично участвовать в выборах высшего должностного лица края, депутатов Государственной Думы и Законодательного собрания края, представительных органов местного самоуправления с предложением использовать Гражданское послание в своих предвыборных программах.

От знания нашими избранниками проблем Забайкалья, способности и готовности решать эти проблемы  и в Забайкалье, и в Федеральном центре, в том числе - в высшем представительном органе государственной власти страны, в значительной мере зависит качество нашей жизни.

Решение всех проблем: и поднимаемых гражданским обществом, и составляющих предвыборные программы кандидатов на замещение государственных должностей, и рассматриваемых в нормативных  актах органов власти, должно служить достижению единой основной цели власти и общества – улучшению качества жизни населения края.

После проведения выборов деятельность лиц, избранных на высокие ответственные должности органов государственной власти и местного самоуправления будет оцениваться с позиций соответствия её предвыборным программам, актуальным нуждам населения Забайкалья.

Именно улучшение качества жизни населения должно стать критерием оценки деятельности каждого органа власти, каждого лица, замещающего государственную должность, их реального – ежегодного и за весь период полномочий – вклада в решение этой задачи.

Без планомерной, настойчивой реализации законодательной инициативы Законодательным Собранием,    представителями края в Парламенте России, инициативы и настойчивости  Губернатора края,  без согласованной твёрдой поддержки их действий гражданами, всеми институтами гражданского общества, снятие основных проблем повышения качества жизни забайкальцев практически невозможно.

«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!» (Н. Некрасов 1856 год)

Сейчас важно понять всем нам, гражданам России, что от нашей гражданской позиции, от нашей активности в очень большой мере будет зависеть реализация одной их основных норм нашей Конституции:

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

 

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию