Общественная палата забайкальского края
Гражданское послание
г. Чита 2020 г.
ВВЕДЕНИЕ
Общественная палата Забайкальского края ставит целью своей деятельности обеспечение согласования общественно значимых интересов забайкальцев, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения важных вопросов социально-экономического развития края, защиты прав и свобод граждан, демократических принципов развития гражданского общества.
С момента своего создания в 2010 г. стремится выступать объединяющей территорией.
Большим шагом Общественной палаты на этом пути стало участие в проведении совместно с Губернатором Забайкальского края и Законодательным Собранием ежегодного Гражданского форума. В 2011 г. впервые Забайкальский форум стал Сибирским гражданским форумом под девизом: «Сибирь – территория гражданского мира и согласия». Проблемы и пути их решения обсуждались с участием представителей всех субъектов Сибирского федерального округа и федерального центра.
По предложению Общественной палаты Забайкальского края с целью взаимодействия между собой и Общественной палатой Российской Федерации создан Совет общественных палат России. Первым председателем его Президиума был избран первый председатель Общественной палаты Забайкальского края В.Е. Вишняков.
Около 20 субъектов России, включая Читинскую область, Агинский Бурятский национальный округ, а затем и Забайкальский край, на протяжении 4-х сроков работы федеральной Палаты не имели в ней своих представителей. По инициативе забайкальской Палаты, поддержанной Советом общественных палат России, Советом Федерации подготовлен в 2014 г. и принят Парламентом РФ закон о поправках к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации», в соответствии с которым в Общественную палату Российской Федерации входят по одному представителю от каждой региональной Палаты, избираемому из ее состава.
Организация и осуществление общественного контроля в настоящее время является важнейшим направлением деятельности общественных палат всех уровней. Общественная палата Забайкальского края совместно с экспертами Общественной палаты Российской Федерации организовала обсуждение концепции федерального закона об общественном контроле в Российской Федерации в рамках Гражданского форума – 2014 г., активно участвовала в работе над законопроектом и принятием Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, а затем добилась и принятия соответствующего регионального закона.
При содействии и по согласованию с Общественной палатой Забайкальского края идет формирование в крае многочисленных общественных советов при органах власти и по отдельным направлениям, созданы муниципальные общественные палаты.
Важным элементом диалога общества и власти стало Гражданское послание Общественной палаты Забайкальского края – публичное обращение с обобщением наиболее актуальных проблем и путей их решения, прозвучавших за предшествующий год от жителей края, общественных объединений на различных дискуссионных площадках.
Правовой основой Послания были определены Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», иные федеральные законы, Указы Президента России, Устав Забайкальского края и Закон Забайкальского края «Об Общественной палате Забайкальского края» [с 2016 г. – «Об отдельных вопросах формирования и деятельности Общественной палаты Забайкальского края»], ряда иных нормативных правовых актов.
Губернатор края обращается с ежегодным Посланием к Законодательному Собранию края, докладывая о ситуации в регионе, обозначая важнейшие задачи социально-экономического развития, раскрывая пути достижения намеченных приоритетов, в том числе путем совершенствования нормативно-правовой базы. Фактически послания Губернатора адресуются всем «сверху – донизу»: органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям и организациям, общественным объединениям, населению края.
Накануне Послания Губернатора Общественная палата Забайкальского края на протяжении нескольких лет готовила Гражданское послание как обращение ко «Всем! Всем! Всем!» – «снизу – вверх» – от жителей края, общественных объединений, обобщая наиболее громкие и сложные, по мнению гражданского общества, проблемы и предложения, озвученные в течение предшествующего года в резолюциях и рекомендациях форумов, общественных слушаниях и обсуждениях, круглых столах, решениях общественных советов и коллегиальных органов при властных институтах, действующих на территории края.
Губернатор Забайкальского края в своем Послании имел возможность опереться на сформулированные гражданским обществом идеи и, соотнося их со своим видением и полномочиями высшего должностного лица исполнительной власти региона, директивно закреплять их, призывая то же сделать законодательной ветви краевой власти.
На фоне затянувшегося политического и социально-экономического кризиса в регионе, череды структурных потрясений, вызванных досрочно сменяющейся исполнительной властью края, Послания Губернатора края перестали иметь регулярный характер, публичность их оглашения и общественное звучание были минимизированы.
Не имея отклика со стороны органов государственной власти края, прежде всего высшего должностного лица – Губернатора, после 2016 г. Гражданские послания перестали формироваться Палатой.
Общественная палата Забайкальского края приняла решение вернуться к формированию Гражданского послания в исторически важный год для нашей страны – год всероссийского обсуждения необходимости принятия поправок в основной закон страны – Конституцию. Первое Послание как форма диалога общества и власти в Забайкальском крае прозвучало в 2013 г. и было посвящено 20-летнему юбилею Конституции Российской Федерации. В 2020 г. Палата берется вновь обобщить и обострить на примерах развития гражданского общества региона проблемы и пути их решения. Вновь обратиться к основному закону страны.
ТЕНДЕНЦИИ К КОНСОЛИДАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЗАБАЙКАЛЬЕ
Прошедший 2019 г. впервые показал забайкальцам как может массированно работать власть, взаимодействуя с общественными институтами.
Впервые власть региона продемонстрировала, что такое масштабный уровень заинтересованности в широчайшем и всеохватном общественном диалоге на современном уровне: широчайшем по числу выносимых на обсуждение тематик; всеохватном по числу привлекаемых сторон – от граждан до федеральных руководителей. Современность методов от всенародных опросов до тренингов для управленцев была усилена их многократностью и многоформатностью. Еженедельная повестка форумов, обсуждений, опросов, встреч с федеральными руководителями с числом участников от десятка человек до нескольких десятков тысяч вселила надежду, что пути для кардинальных перемен будут найдены.
Всплеск общественной активности стал возможен благодаря новым для края форматам взаимодействия власти и общества:
- открытая Агентством стратегических инициатив «Точка кипения» в 2019 г. «забурлила» от дискуссий, организованных различными властными и общественными институтами;
- поистине всенародное обсуждение Программы развития Дальнего Востока собрало тысячи предложений и проектов, став бесценным «проектным банком» Дальневосточного федерального округа, в состав которого вошел Забайкальский край в 2018 г.;
- сайт «Голос Забайкальца» в ежедневном режиме делает возможным публичный диалог граждан и власти региона;
- организованная «Народная оценка» деятельности краевых министерств и муниципалитетов одновременно собрала тысячи предложений, которые еще длительное время будут являться источником для актуализации проблем региона в целом и отдельных поселений, надеемся и для конкретных решений;
- «Прямая линия с Губернатором» показала готовность высшего должностного лица региона к открытому диалогу, уровень и качество которого дает надежду на продолжение.
Увеличенные за один год кратно финансовые возможности региона благодаря федеральным вливаниям и найденным внутренним резервам вселяли надежду, что ресурс для перемен найден. В новейшей истории региона такой уровень роста бюджета за счет федеральных средств был только на рубеже 20–21 веков в связи с деятельностью Правительства Примакова.
В 2019 г. забайкальцы за один год превратились в мечтателей. И власти. И граждане. Когда поверилось, что можно не планировать дело на 100 тысяч, а мечтать о проектах, для реализации которых понадобятся десятки миллиардов.
Научиться мечтать и верить было сложно. Еще сложнее для власти оказалось практически одновременно начать реализовывать то, что только приобретает контуры.
Понимание у власти еще одной составляющей успеха – кадрового потенциала, есть. И опять предприняты глобальные и масштабные шаги. Старт проекта «Забайкальский призыв» начался с объявления конкурса для сферы сельского хозяйства. Из более чем 1 500 заявок больше половины кандидатов посчитали себя готовыми возглавить краевое министерство. Финальное испытание транслировалось онлайн. После проект «Забайкальский призыв» заработал в «штатном» режиме, осуществляя инновационный подход к подбору кадров и обнажая проблемы краевого и муниципального уровней.
Кроме объективной нехватки специалистов, серьезным препятствием на данном этапе является настороженное отношение к местным кадрам для работы в новой команде. Кадровый барьер для достижения конечного результата – роста благосостояния граждан и успешного развития региона пока оказалось взять сложнее, чем финансовый. Впервые в региональном Правительстве и Администрации Губернатора столь значительное число представителей других регионов. Вызывает опасение, что «кастинг» на руководящие посты в органах исполнительной власти края затянулся.
Знакомство нового Правительства Забайкальского края с проблемами региона состоялось. На первый план теперь выходит именно стратегия достижения результата – социально-экономического роста региона и улучшения качества жизни забайкальцев.
Означает ли это, что пора прекратить обсуждать проблемы?
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И ВЛАСТИ
Гражданское общество в своем развитии опирается на многогранную деятельность различных некоммерческих организаций: религиозных, политических, профессиональных, благотворительных, ветеранских, молодежных, женских, волонтерских, в сферах культуры, спорта, здравоохранения, образования, науки и других.
Территория Забайкалья является многоконфессиональной, и всемерное позитивное влияние основных конфессий трудно недооценивать. Реставрируются и возводятся новые православные храмы. Одним из примеров единения десятков тысяч забайкальцев, многочисленных организаций, при активном содействии государственных структур стало восстановление после пожара Агинского дацана и статуи Майдари, освещение которых состоялось в 2017 г. Государственная поддержка религиозных организаций возможна в правовом поле и необходима. В Забайкалье принят краевой закон о льготном тарифе на тепловую энергию для религиозных организаций с 1 января 2019 г. Теперь пришла пора обратить внимание на вопросы безопасности зданий храмов и содействовать решению вопросов их капитального ремонта.
Профессиональные союзы Забайкалья остаются лидерами в отстаивании интересов граждан, защищая их права. Одним из ярких тому подтверждений стала инициатива общественно-правовой экспертизы «регуляторной гильотины» – условное название реформы контрольно-надзорного законодательства, введение которой планируется в 2021 г. Она носит комплексный характер и направлена на оптимизацию обязательных требований к ведению бизнеса, координацию усилий государственных структур, осуществляющих нормативно-правовое регулирование и реализующих контрольно-надзорные функции, а также отраслевых рабочих органов. Среди прочих мер первоначально было предложено отменить около 20 000 «не актуальных правовых актов советской эпохи», тормозящих развитие экономики на современном этапе.
Наряду с потерявшими свою актуальность документами в Перечень попали имеющие чрезвычайную значимость для жителей Забайкальского края и ряда регионов постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС и др.
Федерация профсоюзов Забайкалья, выступив лидером, привлекла к обсуждению депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края и Общественную палату. В Правительство Российской Федерации от Забайкалья направлено обращение о необходимости сохранения ряда нормативных документов, в том числе закрепляющих районные коэффициенты к заработной плате. В 2020 г. в рамках реформы поэтапно идет признание недействительными правовых документов Перечня. Работа продолжается.
В Забайкалье особую и весьма заметную роль играют добровольческие и волонтерские объединения, в том числе в организации помощи населению в периоды стихийных бедствий последних лет, показав высокий уровень мобильности. В тяжелые дни для пострадавших жителей края от наводнений и пожаров, наряду с представителями органов власти и соответствующих ситуации структур, рядом оказывались те, кто бескорыстно и искренне стремился помочь. Уровень внутренней самоорганизации и дисциплины, профессиональные навыки, отработанные механизмы взаимодействия с органами власти и специалистами сделали участие общественников действительно высокоэффективным и необходимым. Теперь в Забайкальском крае стало нормой включение в штабы по чрезвычайным ситуациям общественных организаций. Нашей общей задачей должны стать профилактика и предупреждение, а там, где возможно, недопущение трагических событий.
В деятельности политических партий и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО) в разной степени видны тенденции к все более активному участию граждан Забайкалья в различных событиях, затрагивающих всех жителей региона.
Новый толчок развитию социально ориентированных некоммерческих организаций в Забайкальском крае дал 2019 г. Этому послужила не только мощная информационная компания Фонда президентских грантов, но и консолидация усилий НКО и власти по трансляции эффективного опыта деятельности СО НКО. Свою роль в этом сыграл и очередной Гражданский форум, проведенный уже во второй раз в новом формате: выездные площадки форума в районах помогли объединить и познакомить друг с другом СО НКО и активных граждан районов, были найдены и апробированы новые механизмы взаимодействия друг с другом.
Исключительным случаем консолидации общественных усилий стало объединение сотен забайкальцев в движение «Забайкалье – наш дом». Это один из положительных примеров того, как благодаря объединению, казалось бы, стихийной общественной активности удалось грамотно и эффективно организовать уборку и благоустройство территорий, провести концерты и фестивали, сделать тысячи полезных больших и малых дел. Сегодня это общественное движение приобрело и юридический статус, а значит, ещё одной НКО в крае стало больше.
Постепенно набирает обороты и находит широкий отклик деятельность по обучению социальному проектированию активных граждан и сопровождению грантовых проектов членов общественных организаций, что должно способствовать увеличению числа СО НКО, особенно в районах края.
Еще очень многое предстоит сделать в 2020 г. для поддержки СО НКО. Создание сети ресурсных центров для СО НКО необходимо краю как воздух. Ресурсные центры важны не только НКО, но и тем гражданам, которые задумались о его создании и не решаются это сделать.
Несмотря на то, что министерствами Забайкальского края ведется субсидирование деятельности некоторых НКО, при более подробном рассмотрении становится понятно, что государственную субсидию получают только отдельные организации, по большей части из разряда бывших государственных учреждений социальной сферы.
Нерешенным остается вопрос о внесении изменений в местное законодательство в части оказания социальных услуг СО НКО. Например, на сегодняшний день не проработана процедура возможности широкого участия СО НКО в оказании социальных услуг. Требуется определение не только процедуры конкурсного отбора, но и расширение перечня социальных услуг (сейчас это только одна услуга – обслуживание на дому), а также возможности получения лицензии НКО (или упрощения процедуры) на различные виды деятельности.
Новое звучание благодаря усилиям власти и общества получила в крае борьба с алкоголизацией населения. Забайкальская региональная общественная организация «Трезвое Забайкалье» выступила с рядом инициатив, в том числе вывести продажу алкогольной продукции за пределы населенных пунктов в спецмагазины. Идея стала обсуждаться общественностью сельских населенных пунктов. По предложению Губернатора Забайкальского края А.М. Осипова муниципалитеты районных центров рассмотрели возможность увеличения расстояний от точек торговли алкогольной продукции до учреждений образования и здравоохранения до 100 м. Значительная часть откликнувшихся муниципальных органов власти, в том числе используя механизм решения вопроса через общественные слушания, закрепили увеличение расстояний.
Президент России В.В. Путин 7 мая 2018 г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Российская Федерация в целом, Забайкальский край в частности на своей территории в настоящее время реализуют «Национальные проекты 2019–2024», конечной целью которых определены: значительное повышение уровня и качества жизни граждан, опережающий рост экономики страны. Цели и механизмы реализации национальных проектов, федеральных и региональных программ непосредственно связаны и конкретно касаются в той или иной степени каждого жителя Забайкалья. Президент России неоднократно говорил о необходимости опираться и учитывать мнение граждан при принятии решений. В январе 2020 г. на заседании Совета по развитию местного самоуправления прозвучало, что механизм прямой коммуникации власти и граждан позволяют быстро реагировать на повседневные проблемы, отвечать на инициативы, обращения жителей, эффективней и быстрее решать их проблемы.
По поручению Президента В.В. Путина ведущей организацией, осуществляющей общественный контроль-мониторинг реализации нацпроектов, названо Общероссийское общественное движение «Народный фронт «ЗА РОССИЮ» (ОНФ). Региональное отделение ОНФ в Забайкальском крае в составе своего штаба имеет представителей Общественной палаты Забайкальского края и целого ряда ведущих общественных организаций, работающих в регионе, таких как ОПОРА России, Деловая Россия, Национальная медицинская палата, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Русское географическое общество и др.
Абсолютно очевидно, что успешная реализация поставленных в нацпроектах целей и достижение указанных показателей зависит в первую очередь от грамотной, профессиональной, эффективной системы управления реализацией проектов. Но следует признать, что успех в реализации проектов, непосредственно затрагивающих интересы граждан Забайкалья, в значительной степени зависит от позиции граждан, понимания ими целей и задач этих проектов.
Отсутствие или недостаточная разъяснительная работа, слабое порой формальное привлечение общественности к реализации проектов, особенно касающихся интересов жителей, может привести и уже приводит к неприятию решений власти вплоть до проявления протестных действий.
Это видно на примере подготовки и запуска в Забайкалье регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО». Несмотря на значительный период подготовки к реализации проекта (с 2016 г.), из-за серьезных недоработок и низкого его качества Забайкальский край оказался не готов к запуску новой системы обращения с ТКО с января 2019 г. Следует отметить на начальном этапе фактическое отсутствие информационной и разъяснительной работы и ее недостаточность на этапах реализации.
Реализация нацпроекта «Чистый воздух», при всей очевидности проблемы с загрязнением воздуха в черте города Читы, вызывает недоверие и непонимание у горожан реальности достижения установленного уровня снижения загрязнения воздуха на 22,6 % к 2024 г. набором мероприятий, который планируется выполнить в рамках данного проекта. Недостаточное публичное сопровождение нацпроектов, профессионально раскрывающее суть региональных программ, слабое вовлечение общественности и граждан, несвоевременно или формально организованный учет общественного мнения приводит к непониманию жителями целей нацпроектов, порождает негативное к ним отношение, и, как следствие, происходит появление протестных действий отдельных граждан и объединение их в группы.
Реализация национального проекта «Культура» в сфере внимания Общественной палаты Забайкальского края. Значимые социальные установки нацпроекта по расширению условий доступности культурных благ, воспитанию граждан в духе национальных смыслов и ценностей нередко вступают в противоречие с задачами по оптимизации расходов в условиях дефицитного бюджета региона. Фиксируется динамика сокращения кадрового состава учреждений культуры края, их перевода на сокращенный график работы. Также при достаточно высокой обеспеченности края учреждениями культуры в сравнении с субъектами Дальневосточного федерального округа, их ресурсная база не соответствует современным требованиям и принятым модельным стандартам. Для ее развития важно максимальное использование возможностей нацпроекта. Однако и здесь есть проблемы по региональному финансовому и ресурсному обеспечению проектов, заявленных на конкурсы в рамках программ нацпроекта «Культура». Данной проблематике было посвящено пленарное заседание Общественной палаты «Повышение характеристик культурной среды Забайкалья: смыслы, цели, ресурсы» 17 декабря 2019 г. По итогам заседания было отмечено, что достижение значимых результатов по расширению культурного влияния в регионе возможно только при консолидации усилий органов власти, учреждений культуры и СО НКО.
Крайне необходимо, чтобы общественность участвовала в реализации социальных значимых проектов и программ не на этапе их завершения: «посмотрите, как это уже сделано и поддержите, что это нужно и хорошо», а на этапах планирования и запуска этих проектов. Для этого можно задействовать активистов, общественников краевой и муниципальных палат, членов общественных советов при органах власти, всех заинтересованных и неравнодушных граждан.
Активное вовлечение жителей Забайкалья в осознанное заинтересованное участие в реализации проектов по благоустройству, поддержка их на различных этапах, общественные обсуждения предполагаемых проектных решений, выбор вариантов и территорий – важнейший этап успешной реализации проектов.
Активизируются муниципальные общественные палаты, созданные во всех муниципальных районах и ряде городских округов Забайкальского края в 2018 г. при содействии Общественной палаты Забайкальского края. Постепенно они находят свое место, участвуя в обсуждении актуальных проблем развития территорий, осуществляя общественный контроль за действием органов муниципальной власти, организуя акции, работая над реализацией инициатив граждан.
В Забайкальском крае созданы и действуют общественные советы: общественно-деловые (проектные), по независимой оценке качества условий оказания услуг в социальной сфере, при органах власти и др. Следует завершить переформатирование общественных советов при органах государственной власти в соответствии с требованием Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» № 212 от 21.07.2014. Многообразие целей и задач, форм деятельности советов дает возможность широкого вовлечения граждан, но при этом одновременно зачастую приводит к формализации и дискредитации данных институтов. Недоверие качеству взаимодействия общественных советов и органов власти постепенно вытесняется успешной практикой. Так, Общественный совет при Бюро медико-социальной экспертизы по Забайкальскому краю, в который входят родители детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляет регулярный контроль всех этапов приобретения и распределения технических средств реабилитации. Эффективные примеры работы общественных советов не единичны, но не достаточны.
В 2018 г. Региональное отделение ОНФ обратилось в Общественную палату Забайкальского края с предложением провести общественные слушания по вопросу создания лесопаркового зеленого пояса вокруг города Читы, что и было сделано. По итогам общественных слушаний, в рамках возложенных полномочий, состоялось обращение Палаты в Законодательное Собрание края. В результате вокруг Читы лесопарковый зеленый пояс создан в границах имеющейся лесопарковой зоны на землях лесного фонда площадью 21 786 га. Целью формирования «Зеленого щита» вокруг города, имеющего высокий уровень загрязнения воздуха, определено создание благоприятных условий для сохранения лесонасаждений, создание рекреационных, парковых зон для отдыха горожан. В границах охраняемой территории предусматривается более строгое соблюдение экологических норм с целью защиты, сохранения и воспроизводства всего комплекса растительности. В 2019 г. Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края проведена работа по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг Читы и внесению соответствующих сведений о них в данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН).
На начало февраля 2020 г. границы лесопаркового зеленого пояса города Читы учтены в ЕГРН на площади 16 638 га. Работа по внесению сведений о границах продолжается. Возникают вопросы, требующие законодательного урегулирования: в ходе изменения границ лесопарковых зеленых поясов, нужен порядок изменения границ, так как действующим законодательством не определен исполнитель указанных работ, а также источник финансирования. Не определен орган власти, за которым закреплены полномочия пользования, распоряжения лесопарковым зеленым поясом.
Создание новых лесопарковых зеленых поясов является актуальным вариантом решения экологических проблем как в границах города Читы, где за последние два года регулярно граждане вставали на защиту территорий с участками лесных насаждений от застройки, так и, например, в пос. Атамановка Читинского района или в окрестностях г. Петровск-Забайкальский.
Федеральное законодательство в 2019 г. закрепило два очень важных понятия: «социальное предпринимательство» и «социальный предприниматель» (Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ), появлению которых предшествовали долгих семь лет работы при участии Общественной палаты Российской Федерации. Критерии для признания социальным предпринимателем разрабатываются с учетом региональных особенностей и принимаются на уровне субъекта. Ожидания социально ответственного бизнеса направлены на быструю реакцию краевых властей и возможность получить этот высокий статус.
ЭКОНОМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Долгие годы экономика края стагнировала и пришла к такому состоянию, что ее флагманами стали естественные монополии энергетической сферы и железная дорога, тогда как главное их предназначение заключается в обеспечении условий проживания населения, работы организаций социальной сферы и обеспечение энергией и логистикой деятельности промышленных предприятий различного уровня, производящих весь спектр конечной продукции.
Слабо используемыми в настоящее время, но важными ресурсами и базой для экономического развития Забайкалья являются недра, леса, сельскохозяйственные земли, а также транзитный транспортный потенциал.
Локомотивами, безусловно, должны стать мощные горнодобывающие компании, подобные ГРК «Быстринское» и ООО «Байкальская горная компания», но при этом важно задействовать все стимулирующие и другие механизмы для строительства в крае предприятий с глубокой переработкой, создавая максимум добавленной стоимости на территории региона, а не ограничиваться выпуском концентратов и полуфабрикатов. Серьезным инструментом в этом вопросе являются преференциальные режимы – территории опережающего развития (ТОР), «Свободный порт Владивосток» (СПВ) и другие, о наличии и преимуществах которых необходимо интенсивнее информировать потенциальных инвесторов, помогать им в получении и использовании этих режимов.
При этом непонятной для общества остается работа Управления проектной деятельностью, которое, судя по названию, должно оказывать содействие в реализации различных проектов, как социальных, так и экономических, что может быть очень эффективным инструментом. О возможностях и результатах применения доступной информации нет.
Необходимо продолжить наведение порядка в лесной отрасли, начиная с инвентаризации заключённых договоров аренды лесного фонда, соблюдения арендаторами условий таких договоров с точки зрения эффективности освоения лесов, проведения лесовосстановительных работ, охраны лесов. В случае же выявления фактов нарушений условий пользования лесами или неведения законной хозяйственной деятельности – расторгать такие договоры и передавать леса в пользование законопослушным и эффективным компаниям. При этом важны глубокая переработка леса и утилизация образующихся отходов с выпуском продукции, пользующейся спросом, на российском и международном рынках. Лесная отрасль должна предлагать на рынок не бревно или сырую доску, а конечный продукт, имеющий высокую стоимость, производство которого создаст рабочие места в крае, принесет бюджетам всех уровней больший доход. Отходы же должны не гнить в лесах или сжигаться на открытых площадках, создавая пожароопасную обстановку, а перерабатываться в товарную продукцию, современный уровень развития технологии позволяет это делать.
Для жителей края одной из важных и активно обсуждаемых тем стало внесение изменения в Лесной кодекс, получившее название «Закон о валежнике». В региональную дискуссию вовлечены депутаты Государственной Думы, Законодательного Собрания Забайкальского края, члены Общественной палаты Забайкальского края, эксперты и общественные деятели. Тема объединила вопросы товарной ценности различных категорий лесных ресурсов, потребности населения в дровах, растущую захламленность лесов, необходимость программы санитарных мероприятий с целью ликвидации лесных пожаров и незаконных рубок леса. Дискуссии продолжаются и требуют взаимных решений от общества и власти. При этом общественность обеспокоена трактовкой самого термина «валежник». У людей нет его четкого понимания и зачастую граждане отказываются от его сбора, чтобы не оказаться преступниками, подобрав себе на дрова не то. А, с другой стороны, недобросовестные люди, прикрываясь «валежником», ведут незаконную заготовку древесины. Тут нужна серьезная разъяснительная и информационная работа ответственных органов власти.
Важно продолжить создание условий для развития сельскохозяйственного производства, как в части растениеводства, так и в части животноводства. При этом упор должен быть сделан на современные технологии и экологичность выпускаемой продукции, чтобы бренд «Сделано в Забайкалье» ассоциировался только с отличным качеством продукта, без каких-либо добавок. Отдельно необходимо подчеркнуть вариативность развития – от крупных комплексов до личных подсобных хозяйств, способных в совокупности дать большой объем качественной продукции.
По итогам 2019 г. Забайкалье вошло в первую десятку регионов по объемам финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Сегодняшние условия ведения предпринимательской деятельности в Забайкалье не создают предпосылок к развитию малого и среднего предпринимательства (далее МСП), как в силу объективных причин, таких как климатические условия, удаленность региона, низкая численность и плотность населения, недоступность, до недавнего времени, финансовых ресурсов, так и в силу субъективных причин – административное давление, высокий уровень финансовой нагрузки (налоги, неналоговые платежи, тарифы монополий), слабая конкурентоспособность на внешних рынках. Необходимо обеспечить условия для создания и ведения бизнеса существенно лучше, чем в большинстве регионов России, чтобы бизнесмены не покидали, а регистрировали бизнес и инвестировали в Забайкалье, создавая рабочие места и платя здесь налоги, продолжая упрощать доступ к финансовым средствам, увеличивая сроки их предоставления и снижая проценты за пользование, помогать в сбыте продукции, снижать административную и финансовую нагрузку. Это серьезно поддержит спираль развития региона, ведь именно МСП создают условия для комфортного проживания граждан – от производства товаров повседневного спроса до сферы бытовых услуг и развлечений, что в конечном итоге положительно сказывается на качестве жизни и демографической ситуации.
Имея своей целью социально-экономическое развитие, мы не должны осуществлять его в ущерб природе, в ущерб нашему общему дому – планете Земля, потому что разрушить хрупкое природное равновесие легко, а восстановить очень сложно. Примером тому может служить катастрофическая ситуация с загрязнением воздуха в Чите в зимний период. Добиться результата можно, в том числе широко используя экологические виды топлива (к которым могут относиться даже отходы, как бытовые, так и промышленные) и внедряя лучшие мировые практики в этой отрасли – от организационных мероприятий до технологических решений.
Нацпроект «Чистый воздух» с момента начала разработки проекта регионального паспорта и по сей день на регулярной основе обсуждается на площадке Регионального отделения ОНФ в Забайкальском крае с привлечением широкого экспертного сообщества. В январе – феврале 2020 г. осуществлен мониторинг источников загрязнения воздуха в краевой столице и проведен опрос среди жителей Читы. Общественники считают, что даже 100 % расходование средств нацпроекта не приведет к достижению намеченного результата по снижению загрязнения воздуха, а значит, необходимо срочное реагирование и принятие иных или дополнительных мер. Названа возможность снижения тарифа в краевом центре на электроэнергию на 30 % для физических лиц в случае пользования электрокотлами.
Газификация региона – это радикальная мера, обсуждаемая обществом и властью на протяжении последнего десятилетия. Помимо решения экологических проблем, она позволила бы сделать регион более привлекательным для инвесторов. Идея не нова. Многократно ранее говорили о нерентабельности ее при низкой плотности населения. Вселил надежду выход обсуждения в 2020 г. на уровень Совета Федерации. Стали даже беспокоиться на этом фоне о роли угледобывающих компаний на территории Забайкалья, в которых работают тысячи людей. Официальные и неофициальные форматы привлечения внимания и попытки разобраться в вопросе от #МиллерДайГаз до дискуссий на общественных площадках и в Правительстве края пока оставляют газификацию региона «забайкальской голубой мечтой».
Решение проблемы высоких тарифов на электроэнергию – фундамент экономического развития региона и залог повышения качества жизни людей.
Солнечное Забайкалье – не только красивый бренд. Впервые стала реальностью «светлая энергетика». Две солнечные электростанции «Орловский ГОК» и «Балей» запущены в 2019 г. Мощности хватает для обеспечения электричеством 50 тыс. жителей. Это хороший пример внедрения самых передовых технологий. Его реализацию необходимо оценить и при успешности масштабировать, обеспечивая солнечной электроэнергией в первую очередь отдаленные населенные пункты, не имеющие подключения к объединенной энергосистеме страны.
Серьезный потенциал развития имеет въездной туризм и главной целевой аудиторией являются граждане КНР. Уровень жизни в Китае растет, туристы из этой стороны в большом количестве путешествуют по всему миру, есть оценки, что приграничный с Забайкальем район Китая уже сейчас посещают около 5 млн человек в год. Необходимо создать в Забайкальском районе гостевую инфраструктуру (гостиницы, торговые места, кафе и рестораны, дороги), обеспечить легкое, комфортное пересечение государственной границы. Важно смысловое наполнение посещений туристами нашей страны и региона. В последующем нужно развивать это направление экономики, расширяя количество районов Забайкальского края, посещаемых туристами, и формируя на это спрос специальными мерами и мероприятиями.
Так можно обобщить активно обсуждаемую тему с надеждой, что кризис отрасли, вызванный коронавирусом, не затянется. Сегодня краевой власти необходимо срочно оценить ущерб и продумать меры, которые позволили бы сохранить отрасль. Представители туристического бизнеса края попросили материальную помощь от государства, чтобы выстоять в сложившихся обстоятельствах.
Экономические риски и последствия периода эпидемии короновируса требуют внимательного учета потерь и своевременного реагирования власти во всех отраслях и сферах деятельности и это самый серьезный вызов для экономики региона: от культуры и образования до строительства и иных отраслей.
РЕНОВАЦИЯ В ЗАБАЙКАЛЬЕ
Общественная палата Российской Федерации в специальном докладе «Право на жилье есть у каждого» отмечает, что для каждого конкретного человека решение жилищной проблемы – существенное условие создания семьи и рождения детей, благополучной жизни в старости и обеспечения возможностей для работы и учебы в молодые годы. Для страны в целом обеспечение граждан жильем – это ответ на существующие демографические вызовы, необходимая предпосылка для увеличения рождаемости и снижения смертности, обеспечения предприятий трудовыми ресурсами и сохранения демографического каркаса для страны в целом. Обеспечение граждан доступным и качественным жильем декларируется как важнейшая задача России на протяжении нескольких десятков лет. Особого подхода требует жилищная политика в пограничных территориях, где сохранение и привлечение населения становится вопросом не экономическим, а геополитическим.
С 2018 г., благодаря реализации национального проекта «Жилье и городская среда», усилия властей различного уровня, направленные на решение жилищных проблем, увеличились. При формировании жилищной политики на территории отдельно взятого региона и муниципалитета ее надо увязать с решением других задач, в том числе с содержанием и реновацией существующего жилого фонда, ликвидацией аварийного жилья, с социальной и демографической политикой. Только комплексный межведомственный подход позволит преодолеть существующие проблемы и добиться заметных результатов в решении задачи обеспечения доступным жильем различных категорий населения.
В Забайкальском крае проблема сохранения, увеличения численности населения, создание благоприятных условий для привлечения жителей других регионов напрямую зависит от условий и комфортности проживания граждан. Этот аспект у нас имеет более высокий и значимый приоритет относительно более благоприятных в этом вопросе регионов страны.
В национальном проекте «Жильё и городская среда» были сформулированы цели: «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда, обеспечение доступным жильём семей со средним достатком, кардинальное повышение комфортности городской среды, решение проблем городов с неблагоприятной средой».
В Забайкалье реализуется программа по переселению граждан из аварийного жилья. Но существуют проблемы с признанием жилых помещений и домов аварийными. Действующая система выявления и признания объектов аварийными по объективным причинам не даёт полной реальной картины о его объёмах. С одной стороны, объективное признание уполномоченными органами жилых помещений аварийными и, как следствие, появление у граждан, проживающих в таких домах, законного права на расселение в пригодное для проживания помещение, автоматически приводит, с другой стороны, к появлению ответственности муниципальных органов власти за расселение граждан из аварийного жилья, и главное, к росту расходов бюджетов на эти цели. Средств на эти цели нет или почти нет. Эта ситуация не способствует и не позволяет уполномоченным органам признать и оценить объем реального аварийного жилья.
В Забайкальском крае значительная часть граждан проживают в ветхих домах, домах барачного типа. Содержание, текущий и капитальный ремонт этих домов с отсутствующим централизованным тепло-, водо- и газоснабжением, при отсутствии централизованной канализации никаким образом и никогда не переведет их в категорию жилых помещений современной комфортной для проживания среды 21 в. В столице края более 1000 домов барачного типа отапливаются печным отоплением, это более 5000 печей, которые вносят свою значительную долю загрязнения в атмосферу города, стоит ли говорить о проблемах туалетов и мест скопления коммунальных отходов у этих домов.
В Российской Федерации и, конечно, в нашем крае реализуются национальные проекты, федеральные и региональные программы, многие из них напрямую или косвенно связаны в той или иной степени с решением проблем жилищной сферы.
Общественная палата Забайкальского края считает целесообразным объединить все направления деятельности, связанные со строительством жилья, реализации программ переселения, сноса аварийного и ветхого жилья, других направлений деятельности в этой сфере в единую программу Забайкальского края – «Жильё». В неё в качестве подпрограмм должны быть включены сегодня реализуемые в регионе проекты, связанные с жилищной сферой. Необходимо провести оценку объемов реального аварийного жилого фонда, ветхого, не пригодного для нормального проживания жилья, актуализацию и анализ очередей жителей, утративших жилье по различным причинам и нуждающихся в нём; провести оценку потребности необходимых источников финансирования для решения проблемы обеспечения жильем людей, проживающих в непригодных для жизни условиях, с учетом уже определенных и установленных источников финансирования по отдельным программам.
Вполне возможно рассматривать разработку региональной программы реновации жилья с полноценным надлежащим обоснованием необходимых объемов и источников её финансирования. Отдельно проработать варианты обеспечения граждан жильем, в том числе создание и формирование социального и арендного жилого фонда, разработку программ содействия индивидуальному жилищному строительству. Как источники финансирования необходимо рассматривать все возможные задействованные при реализации национальные проекты. Учесть все варианты льгот, субсидий, преференций для вовлечения граждан в приобретение жилья.
Вице-премьер Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, ответственный в Правительстве РФ за это направление, озвучил возможность принятия Программы реновации на территории всей России.
Губернатором Забайкальского края Александром Осиповым 2 марта 2020 г. во время слушаний в Совете Федерации была озвучена проблема большого объема ветхих объектов социальной инфраструктуры.
Разумеется, что все это непростые задачи. Решение их потребует консолидации всех усилий в принятии управленческих решений, профессиональной подготовки большого объема обосновывающих материалов, решения вопросов по привлечению проектных организаций, проведению экспертиз, поиску и привлечению подрядных организаций.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ
Индикатором результативности социально-экономических преобразований является улучшение качества жизни населения. Материальное неблагополучие является фактором, усугубляющим степень социальной напряженности общества, следовательно, расширение мер социальной поддержки населения, повышение качества жизни – одна из первостепенных стратегических задач государства и общества.
Тема высшего государственного приоритета – сбережение и преумножение народа России, семья как основа российской государственности, ее особая роль в нашей стране и подлинные ценности многодетной семьи – прозвучала в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию в январе 2020 г. Демография страны в Послании – это не просто посчитать сколько нас, а понять какие мы, как растут наши дети, какие ценности будут для них опорой в жизни, что мы им можем дать, как они будут жить, кем станут, что сделают для приумножения её достижений. От этого зависит судьба России.
Семья – один из главных объектов социальной защиты и социальной поддержки. Сегодня семейные и демографические вопросы относятся в Российской Федерации к числу приоритетных. Но современные семьи сталкиваются с многочисленными проблемами. Среди них экономические и социальные трудности (бедность, отсутствие жилья, один родитель в семье, невозможность найти работу согласно своей квалификации и другое), неблагоприятный психологический климат, алкоголизм и наркомания, неумение супругов строить внутрисемейные отношения, нежелание иметь детей. В связи с чем сегодня надо использовать новые технологии работы с семьёй, направленные на повышение родительской компетенции, подготовки молодых людей к браку и рождению детей. Это должна быть обоюдная работа власти и общества.
Зачастую одна семья имеет право на меры социальной помощи по нескольким категориям, однако пользуется своими льготами не в полной мере ввиду отсутствия соответствующих знаний по получению и оформлению каждого вида льгот. Социальное сопровождение семей должно выражаться не в карательных мерах, не в период кризисных ситуаций, а в целях предупреждения таковых, для сохранения морального и материального благополучия семьи, а межведомственное взаимодействие в сфере патронажа и сопровождения семей должно нацеливаться на комплексное оказание помощи в сохранении семьи, укреплении внутрисемейных связей.
На наш взгляд, в социальной сфере необходимо сделать более доступной информацию о мерах социальной поддержки различных слоёв населения.
Необходимо активизировать работу по информированию населения о финансовой поддержке семей с детьми, особо связанному с изменением действующего законодательства с января 2020 г. Общественная палата и общественные организации края активно работают в этом направлении, проводя круглые столы, взаимодействуя со СМИ, и готовы ее продолжить. В этом вопросе особенно важно повышение престижа многодетной семьи. Однако, на наш взгляд, в этом направлении сделано не все. На сегодняшний день многие льготы привязаны к коэффициенту нуждаемости. Для многодетных семей было бы правильным сделать получение льгот вне зависимости от этого коэффициента и решение убрать возраст родителей как критерий для получения ипотеки.
Необходимо включать все семьи в рынок труда, в самозанятость, постоянно информировать о рынке труда, расширять доступ к нему, особенно для живущих в отдаленных районах края; создавать возможность для повышения квалификации и переквалификации в соответствии с потребностями сегодняшней действительности. Важно решать вопросы по созданию новых рабочих мест. Необходимо рассмотреть возможность увеличения максимальной суммы социального контракта (на сегодня она составляет 30 тыс. рублей).
Услуги, которые оказывают организации, внесенные в реестр поставщиков социальных услуг, ориентированы в основном на инвалидов и граждан пожилого возраста. Предлагаем на региональном уровне расширить список получателей услуг с включением в него многодетных семей, а также перечень услуг, ориентированных на помощь семье с детьми.
Все, что сейчас делается для инвалидов, а также то, что не делается – результат властных решений. Некоторые решения, касающиеся инвалидов, весьма спорны, так как ориентированы в большей степени на здоровых людей и не учитывают интересы и особые потребности инвалидов. Граждане с инвалидностью формально имеют дополнительные права и льготы, но фактически у многих из них нет возможности реализовать даже свои права, так как для этого не созданы условия.
Общественная палата ведет обсуждение проблем инвалидов, осуществляя общественный контроль эффективности работы государственных органов и учреждений. Силами членов Общественной палаты, представителей общественных организаций и независимых экспертов собирается и структурируется актуальная информация о проблемах инвалидов по следующим блокам: «образование», «здравоохранение», «адаптивные физическая культура и спорт», «социальное обеспечение», «занятость», «культура». Считаем необходимым по окончанию этой работы наметить и согласовать с органами власти разных уровней план совместных действий, направленных на поиск наиболее оптимальных решений.
Очевидно, что решением проблем инвалидов должно заниматься не только краевое Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство здравоохранения, но и Министерство образования, науки и молодежной политики, Министерство физической культуры и спорта, Министерство культуры.
У родителей детей-инвалидов должна быть большая возможность водить своих малолетних детей в детские сады, а в случае, если у ребенка тяжелые нарушения здоровья, в специальные учреждения. В спортивных учреждениях нужны отделения по адаптивным видам спорта, в учреждениях культуры – кружки, в которых ведется работа с детьми-инвалидами. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны иметь специальную подготовку.
Установление общественного контроля за этой сферой позволит отстоять интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Главной проблемой региона остается борьба с бедностью. Забайкальский край имея один из самых высоких показателей по уровню бедности, но не вошел в число регионов страны, начавших реализацию федеральной программы, так как краевая до сих пор не дает понимания реальных механизмов достижения результата, который без решения вопросов экономического развития не возможен.
Риски роста безработицы и падения уровня жизни населения на фоне начавшегося экономического кризиса и угрозы распространения коронавируса требуют немедленной оценки и программы действий.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
В течение последнего десятилетия государственная система здравоохранения Забайкальского края, как и все здравоохранение России, пережило несколько реформ. Модернизация здравоохранения, к сожалению, не решила его проблем.
Забайкальский край имеет дефицит регионального компонента системы здравоохранения.
В последние три года основной проблемой забайкальского здравоохранения стал дефицит кадров. Недостаток кадровых, материальных и финансовых ресурсов в регионе не позволяет обеспечить всех жителей края доступной и качественной медицинской помощью. Особенно остро это касается первичного звена. Одним из важных аспектов этой проблемы является численность врачей и уровень их нагрузки, другим – уровень их квалификации и заработная плата. В настоящее время наблюдается отток медицинских кадров из Забайкальского края в регионы с более высоким уровнем жизни, а также отток из государственных медицинских организаций в частные и ведомственные структуры. Этому способствуют не только низкая, по сравнению с другими регионами, заработная плата, но и отсутствие социального пакета и жилья. Увеличение нагрузки на врачей ведет к нарушению порядка оказания медицинской помощи, качество оказания которой связано порой и с непрофессионализмом молодых специалистов, поскольку отсутствует школа по передаче опыта от старшим поколением молодому. Несостоятельность муниципальных территориальных объединений в плане износа оборудования, перебоев в поставках лекарственных средств, расходных материалов также снижает качество оказания медицинской помощи. Перегруженность медиков приводит к эмоциональному выгоранию, что в этой профессии недопустимо.
Решению этих вопросов поможет исполнение поручений Президента РФ, данных в ходе его Послания 2020 г. В частности, новая система оплаты труда сферы здравоохранения будет основана на единой структуре заработной платы, едином для всей страны перечне надбавок и компенсаций. А вот введение социального пакета, а именно возможность льготного обеспечения детей медиков детскими садами и яслями, можно пытаться решать на региональном уровне.
Решению кадрового вопроса поможет и целевая подготовка студентов медицинских вузов. Однако с каждым годом желающих пойти в целевой набор из районов края становится все меньше, поскольку выпускники не сдают ЕГЭ по химии, биологии, физике из-за недостаточной подготовки в школах по этим предметам. Данная проблема приобретает межведомственный характер.
Решение проблемы дефицита кадров в системе здравоохранения видится также в реализации следующих мер:
-введение в практику наставничества, предусмотрев возможность возвращения в специальность высокопрофессиональных врачей, вышедших на пенсию;
- возможность для врачей, отработавших в сельской местности, первоочередного зачисления в ординатуру;
- возвращение интернатуры как эффективной образовательной ступени в подготовке врачебных кадров, особенно для первичного звена.
Открытость для общественности вопросов модернизации системы здравоохранения в крае – важнейшее условие ее развития.
Создать постоянно действующую рабочую межсекторную группу, включающую представителей краевых Министерства здравоохранения, Министерства образования, науки и молодежной политики, Министерства физической культуры и спорта, правоохранительных органов, Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, средств массовой информации, СО НКО для:
- разработки партнерских мероприятий, способствующих популяризации семейных ценностей, ответственного отношения к здоровью, общественного благополучия, психологического климата и сплочения поколений;
- ведения планомерной профориентационной работы с целью преодоления кадрового дефицита в системе здравоохранения региона;
- осуществления постоянного контроля на территориях за доведением информации населению о диспансеризации и для осуществления обратной связи о качестве диспансеризации;
- изучения и внедрения опыта Якутии по созданию территорий трезвости с целью снижения показателей смертности трудоспособного населения;
- осуществления контроля за питанием школьников;
- создания системы общественных лекторов и инструкторов для внедрения основ правильного питания, отказа от вредных привычек, занятия физкультурой, ответственного отношения к здоровью, основ репродуктивного здоровья, особенно в среде несовершеннолетних;
-.разработки комплекса мер, повышающих ответственность граждан за сохранение своего здоровья.
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Весь 2019 г. для системы образования Забайкалья был периодом реализации региональных проектов на основе национального проекта «Образование»: современная школа; успех каждого ребенка; поддержка семей, имеющих детей; молодые профессионалы; цифровая образовательная среда; содействие занятости женщин с общим финансированием. Реализация данных проектов сопряжена с определенными трудностями и если финансовые ресурсы, в основном, освоены, то содержательно нельзя оценить реализацию проектов полноценно.
Актуальным для системы образования Забайкалья в последние годы является состояние школьных зданий. В проекте «Современная школа» предполагалось решение острых проблем: ремонт школ и создание новых мест в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа. В связи с увеличением количества учащихся, на 2019 г. должно было быть введено 7 946 новых мест, однако данный показатель не был реализован на практике.
Следующая задача – обновление материально-технической базы и создание современных условий для развития школьников, она успешно решалась в течение года.
В дошкольном образовании остается проблемным обеспечение местами детей от 3 до 7 лет. В 2019 г. остались необеспеченными местом в ДОО 2154 ребенка, а поставлены на учет для получения мест в ДОО 5555 человек. Таким образом, 100 % показатель обеспеченности детей местами в ДОО, в Забайкальском крае, не выполнен в полном объеме, дополнительно необходимо создание 4045 мест в дошкольных организациях, финансовая потребность составляет около 4,5 млрд рублей.
Таким образом, в развитии системы общего образования критичными остаются проблемы:
- необеспеченность местами в яслях детей от 2 месяцев до 3 лет (4 895) 62,6 %;
- необеспеченность местами детей дошкольников от 3 до 7 лет (2 154) 95,5 %;
- требуют ремонта 291 дошкольная организация;
- требуется капитальный ремонт 314 зданий школ;
- ликвидация двухсменного и трехсменного режима обучения (31 887 учащихся);
- обеспечение школ высокоскоростным интернетом: созданы 132 точки доступа к высокоскоростному интернету, необходимо создание ещё 486 точек доступа к интернету, соответственно в крае должна быть скоординирована работа всех служб связи и образования по обеспечению каналами высокоскоростного интернета образовательных организаций;
- необеспеченность школ и ДОО специалистами для работы с проблемными детьми: дефектологов 37 (при нормативе 919, 25), логопедов 57 (при нормативе 919,25), психологов 206 (при нормативе 551,55). Все категории детей в организации инклюзивного образования не обеспечены поддержкой специалистов в полном объеме;
- необходимость создания «дорожной карты» по организации горячего питания школьников во всех муниципальных образованиях. По предварительным подсчетам краевого Минобразования на 63 тысячи детей начального звена школы потребуется не менее 862 млн рублей в год, если исходить из цены 65 рублей в день. В крае уже запланирован дополнительный мониторинг материально-технического состояния школьных пищеблоков, в большинстве школ потребуется выделение или строительство дополнительных помещений, приобретение современного технологического оборудования, специализированного автотранспорта. Предполагается, что к 1 сентября 2023 г. Забайкальский край будет готов к обеспечению всех младших школьников бесплатным качественным горячим питанием;
- разработан проект «Земский учитель». Осуществляется создание базы данных по претендентам, на сегодняшний день подали 167 пакетов документов. Программа рассчитана на три года. Однако выиграют последовательно по годам: 22, 20 и 18 претендентов по 2 млн как представители Дальневосточного федерального округа. Эти ресурсы предполагают отработку в течение 5 лет. Министерство составило перечень вакансий – 116, наиболее актуальные: русский язык и литература, математика, иностранный язык, физика и информатика. Комиссия будет отбирать претендентов по этим специальностям. Особо актуален сегодня вопрос о целевом обучении по педагогическим направлениям;
- необходимо осуществлять мониторинг состояния баз летнего отдыха учащихся. Недостаточен охват детей организованным летним отдыхом, который составляет примерно 50 % от контингента детей, и основной упор сделан на лагеря с дневным пребыванием (471), тогда как загородных лагерей всего 48, и их состояние требует усовершенствования.
Министерством образования определены риски реализации нацпроекта «Образование» в Забайкальском крае: неосвоение средств федерального бюджета, в течение одного финансового года (нормативная продолжительность строительства объектов образования с большой мощностью и в сложных климатических условиях составляет более 20 месяцев); несоответствие бюджетного обеспечения нацпроекта к объему бюджетных средств, запланированных в федеральном бюджете. Для достижения показателя в полном объеме в Забайкальском крае необходимо соответствующее финансирование из федерального бюджета и консолидация регионального и муниципальных бюджетов.
В организации молодежной политики необходимо отметить, что в 2019 г. развивались клубное студенческое движение, общественные объединения на базе образовательных организаций, а также корпоративные молодежные объединения, реализовывался региональный проект «Социальная активность». Активизировалась деятельность Молодежного парламента и Молодежного правительства, а также Советов молодежи энергетиков, железнодорожников, федерации профсоюзов, государственных служащих. Особую активность набирает деятельность волонтерских отрядов и отрядов добровольцев, растет забайкальский краевой студенческий отряд.
Однако активность молодежи возрастает в краевой столице, особенно в студенческой среде, что касается муниципалитетов, по-прежнему почти отсутствует вертикаль управления, не во всех администрациях есть специалист по молодежной политике или он совмещает в преклонном возрасте несколько сфер, отсюда эффективность работы низкая. Особую проблему составляет финансирование молодежной политики, не выделяются средства на многочисленные мероприятия. На 2020 г. только после бюджетных слушаний выделено 2 млн этого недостаточно! Создан региональный ресурсный центр поддержки добровольчества (волонтерства), который нужно развивать. Молодежная политика должна быть под пристальным вниманием руководителей региона.
В системе образования края намечается тенденция более тесного контакта с вузами, по обоснованию дополнительных бюджетных мест для обучения специалистов для региональной экономики. Эта работа должна быть скоординирована с работодателями. Вместе обосновать выделение дополнительных мест и мест для контрактно-целевого обучения.
Перспектива развития образования в 2020 г. определяется Посланием Президента России В.В. Путина и включает в себя главные направления: демография; современная школа (совершенствование инфраструктуры, обеспеченность горячим питанием учащихся начального звена школы, современный учитель, его высокий статус и общественный престиж, доплата за классное руководство). В соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию В.В. Путина 2020 г., предусматривается специальная доплата классным руководителям в размере не менее 5 тыс рублей за счет средств федерального бюджета. Важным является сохранение всех региональных доплат классным руководителям в полном объеме.
Самой сложной задачей для краевого Министерства в связи с реализацией нацпроекта «Образование» оказалось балансирование между необходимостью освоения кратно возросших инфраструктурных финансовых вливаний и управления образованием и воспитанием. Не превратиться в министерство строительства и ЖКХ, но рассчитать сколько будет стоить использование новых объектов и какой кадровый потенциал должен предусмотрен. Сохранить малокомплектные школы, число которых 243, и каждая из которых «с боем» пережила несколько волн оптимизации. В приграничном регионе с большими расстояниями между населенными пунктами – ликвидация учреждений социальной сферы может просто привести к исчезновению этих сел с карты страны, что несет угрозы для государственной целостности. Тогда краю понадобится государственная переселенческая политика, подобная тем, что проводились в середине 19 в. и в начале 20 в. Министерство образования Забайкальского края справилось, открыто оценило риски и готово продолжить работу.
Актуальным вызовом для системы образования в крае стала проблема функционирования в условиях риска распространения коронавируса, а значит перехода на дистанционное обучение.
СПОРТ
Недостаток кадровых, материальных и финансовых ресурсов ощущается в сфере спорта. с каждым годом сумма бюджетных средств, выделяемых на развитие физической культуры и спорта, уменьшается. При принятии закона о бюджете Забайкальского края на 2020 г. сумма финансирования, обоснованная Министерством физической культуры и спорта Забайкальского края, была уменьшена в 5 раз.
Работники спортивных учреждений лишены гарантий по размерам заработной платы, которые были установлены для работников здравоохранения и культуры. В связи с этим большая часть муниципальных спортивных школ была перепрофилирована в учреждения дополнительного образования.
Финансовая нагрузка на аренду помещений, спортивную экипировку и инвентарь, поездки на соревнования все больше ложится на плечи спортивных федераций и граждан.
Из-за снижения бюджетного финансирования в Забайкальском крае поддерживаются только олимпийские виды спорта, прочие виды спорта существуют за счет самофинансирования. Министерством физической культуры и спорта Забайкальского края крайне редко поддерживаются инициативы активных граждан и НКО, занимающихся в сфере развития массового спорта и здорового образа жизни.
Физическая культура и спорт в Забайкальском крае теряют массовый характер.
Наш край. Наш выбор. Наша Конституция
Гражданское послание – 2020 не является документом, обобщившим все проблемы и все возможные пути их решения, озвученные обществом и властью в последнее время.
Это Наш край. И мы рассказываем о нашем видении того, что в нем произошло.
Это Наш выбор. И в Послании транслируются дела и идеи всех тех, тех кто открыто публично участвовал в обсуждении проблем региона и поиска решений.
Для активизации участия граждан, общественных структур в реализации грандиозных для Забайкалья проектов и программ необходимо выстроить эффективную схему взаимодействия между органами власти и гражданским обществом, результатом которой будет заинтересованное участие всех сторон в процессе реализации и достижения поставленных целей.
В активе Общественной палаты множество дел: гражданский и жилищный форумы, участие в организации и работе общественных советов, общественные обсуждения и пленарные заседания с рассмотрением актуальных проблем Забайкалья, общественный контроль и формирование когорты общественных наблюдателей на выборах всех уровней власти и за процессом общероссийского голосования.
Это Наша Конституция – основной Закон граждан страны. И в ближайшем будущем нам предстоит принять участие в голосовании по поправкам к Конституции.
К обсуждению в ходе общественной экспертизы, организованной Общественной палатой Российской Федерации, предложена поправка, сформулированная бывшим председателем Читинской областной Думы и членом Совета Федерации, первым председателем краевой Палаты, а ныне ее экспертом – Виталием Вишняковым:
Закрепить в Конституции Российской Федерации ограничение, предлагаемое законопроектом для избрания Президентом Российской Федерации, в части «не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства…» также для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, руководителей федеральных государственных органов, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, федеральных министров, иных руководителей федеральных органов исполнительной власти, судей и прокуроров, дополнив после слов «не имеющий» словами «и не имевших ранее» соответствующие части статей Конституции.
Целостность территории и суверенитет страны, социальное государство – важны!
В предыдущих Гражданских посланиях Общественной палаты Забайкальского края звучали предложения, ставшие ныне предложенными поправками в Конституцию страны, в том числе о соотношении минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, о сохранении исторической правды. Обсуждалось укрепление и защита института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей; недопустимость искажения истории страны и умаления значения подвига народа при защите Отечества; провозглашение государственной поддержки защиты культуры и проведения молодежной политики; осуществления мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций и об обеспечении их участия в выработке и проведении государственной политики; об индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат, а также об адресной поддержке, усиливая конституционные гарантии социальной направленности государства.
Консолидация идей ведет к консолидации общества!
Поскриптум
Губернатор Забайкальского края А.М. Осипов 18 марта 2020 г. подписал распоряжение о введении режима повышенной готовности и мерах по предотвращению распространения коронавируса. Ограничено проведение массовых мероприятий с числом участников более 50 человек, в том числе деловых, культурных, спортивных, физкультурных, зрелищных. Пленарное заседание Общественной палаты Забайкальского края «Гражданское послание – 2020 г.» 19 марта стало одним из первых мероприятий с ограничением участников. Общественная палата готова выступить одним из координаторов общественного участия содействия нераспространению коронавируса.
Совместно, осознанно, организованно и ответственно можно все преодолеть.
Организационные шаги по предотвращению распространения коронавируса станут теперь не просто темой ежедневной хроники, но ежедневным действием власти и общества. Экономические риски и последствия уже требуют срочного переосмысления программы развития региона. То, что казалось реальным вчера, сегодня в условиях снижения цен на нефть, падения курса рубля, уменьшения объема таможенных платежей, оказавшихся на грани банкротства нескольких миллионов предпринимателей, а значит угроз роста безработицы, увеличения числа бедных.
Нужны новые решения.