Стоимость электроэнергии для забайкальского бизнеса сегодня приближается к семи рублям за киловатт-час, такие цифры озвучила краевая Общественная палата. Население платит уже больше четырех рублей. А строка расходов за отопление — самая внушительная в списке коммунальных платежей многих граждан. При этом внятных объяснений, почему энерготариф такой и почему он повышается, нет. Зато людям постоянно говорят о том, что и средств, которые уже платятся, не хватает для надежного энергоснабжения.
Однако энергетика может существовать не только и не столько за счет тарифа. Специалисты отрасли, федеральные и региональные власти могли бы объединить усилия и решить вопрос надежности энергосистемы и её развития за счет других финансовых источников. Так считает представитель Общественно-консультативного совета при УФАС по Забайкальскому краю Анатолий Старостин.
По-прежнему дорого
Тариф за электроэнергию состоит из трех основных составляющих: платы за её производство и приобретение энергии на рынке, плата за её передачу по сетям и сбытовой надбавки. Население по-прежнему рассчитывается по строго регулируемым ценам. Тариф на электроэнергию для предприятий частично отпущен на «свободу».
Если точнее, две доли тарифа — передача и сбыт — регулирует государство, а вот цена производства и, соответственно, покупка электроэнергии происходит на свободном рынке. Причем плата за приобретение этого блага цивилизации на рынке, в свою очередь, состоит из двух частей — плата за электроэнергию и за мощность.
Рост тарифа на электроэнергию в 2015-м, по сравнению с 2014-м, в Забайкальском крае составил в среднем 12 процентов, или плюс 40 копеек. У разных потребителей, подключённых на разных уровнях напряжения, да и в различные месяцы года, суммы заметно отличаются от этих цифр.
— С 2006 по 2014 год идет устойчивый рост тарифа на передачу энергии по сетям. Стоимость производства энергии с 2012-го показала даже небольшое снижение, это как раз рыночная, нерегулируемая часть тарифа. В 2015 году стоимость производства энергии снова немного подросла, — поясняет Анатолий Старостин.
Как уже неоднократно заявляли представители бизнеса, высокая цена электроэнергии в Забайкалье мешает быть конкурентоспособными. На днях директор Дарасунского завода горного оборудования Сергей Белоногов сообщил автору этих строк, что предприятие по-прежнему заказывает крупногабаритное литье в городе Ангарске Иркутской области. «Там, даже с учетом транспортных расходов, детали производить дешевле», — посетовал Сергей Анатольевич. Кстати, стоимость киловатта в Иркутской области в два-три-четыре раза меньше, чем в Забайкалье. Владимир Алексеев, руководитель Ассоциации товаропроизводителей Забайкалья, сообщил, что читинский бизнес платит за киловатт сумму от 6 рублей до 6 рублей 40 копеек. В том числе и «благодаря» энерготарифам забайкальские предприниматели с мозгами и деньгами покидают этот багуловый край попытать счастья в другом месте.
Нужда заставила?
В Забайкалье, как по закону подлости, сошлось несколько факторов, которые дополнительно способствуют росту цен на электроэнергию. Местные электростанции уже который год не проходят конкурентный отбор мощностей из-за высокой стоимости как раз мощности и работают вне рынка, по особым условиям. Отчасти потому, что производство энергоресурса на угольных электростанциях обходится дороже, чем на ГЭС.
— Эти электростанции из-за высокой стоимости мощности не попадают в конкурентный сегмент оптового рынка, где цены на мощность более низкие. Федеральный регулятор, по согласованию с региональной властью, заносит их в список «вынужденных генераторов», — продолжает Анатолий Старостин. — Далее, по правилам оптового рынка энергии, работающие в «вынужденном режиме» электростанции или отдельные генераторы продают свою мощность именно в пределах ценовой зоны региона по тем самым более высоким ценам. По действующим правилам, если электростанция не может продавать энергию дешевле, работает в «вынужденном режиме», она признается неэффективной, и ее оборудование подлежит выводу из работы. Предполагается вывод с оптового рынка дорогих неэффективных генераторов и замещение их более дешёвыми производителями энергии. Что самое главное в этом механизме — это создание реальной конкурентной среды с целью снижения стоимости электроэнергии для конечных потребителей.
Только реализовать этот принцип в отношении Читинской ТЭЦ-1 и Харанорской ГРЭС нельзя, других источников электроэнергии и тепла нет. В Забайкалье действует «вынужденный режим» по электрике, это относится к двум энергоблокам Харанорской ГРЭС. Шесть турбогенераторов Читинской ТЭЦ-1 работают в «вынужденном режиме» по теплу. Согласно распоряжению Правительства РФ станции будут находиться в списке «вынужденных генераторов» до конца 2017-го (Харанорская ГРЭС) и 2019-го (Читинская ТЭЦ-1). Мощность третьего энергоблока Харанорской ГРЭС оплачивают не только потребители Забайкалья, но и других регионов Сибири, иными словами его стоимость распределяется между всеми потребителями Сибири.
Что любопытно, более возрастная по сравнению с «Хараноркой» Краснокаменская ТЭЦ в очередной раз прошла отбор мощностей и работает на рынке в конкурентном более дешёвом сегменте…
Не бедствуют
— При этом, если сравнивать установленную мощность и прибыльность работы Харанорской ГРЭС с мощностью и прибыльностью других станций головного собственника ОАО «Интер РАО — Электрогенерация» за 2014 и 2013 годы, то складывается интересная картина. Харанорская ГРЭС показывает прибыль от продаж на уровне, близком к Пермской ГРЭС и Костромской ГРЭС! А их установленная мощность в три-пять раз выше. Например, в 2013 и 2014-м наша электростанция принесла прибыль от продаж 3 429 866 тыс. рублей и 2 948 397 тыс. рублей соответственно. Костромская ГРЭС за эти же годы заработала 3 181 252 тыс. рублей и 3 289 923 тыс. рублей. Установленная мощность Костромской ГРЭС — 3600 мегаватт, а Харанорской — 655 мегаватт. Это официальные отчеты энергокомпании, опубликованные на ее официальном сайте, — говорит собеседник «ЗР». — То есть надо признать, что в структуре Интер РАО Харанорская ГРЭС, являясь «вынужденным генератором» с высокой ценой мощности, в том числе за счет потребителей дает хороший финансовый результат.
Примерно та же картина складывается, по мнению Анатолия Старостина, и в Читаэнерго — филиале МРСК-Сибири, эта компания, как основная, отвечает в Забайкалье за передачу электроэнергии по распределительным сетям. Прошли те времена, когда Читаэнерго недополучало доходы из-за проблем договора «последней мили». Вышел закон, который вернул в Читаэнерго финансовый поток денег от крупных потребителей.
Сегодня основное финансирование дают филиалу две составляющие — плата за передачу энергии и плата за технологическое присоединение к сетям. Стоимость подключения в крае составляет от 550 рублей для частного сектора до сотен миллионов рублей для промышленных потребителей. Электрификация Южного хода обошлась в сумму порядка миллиарда рублей.
— Как я понимаю, источником финансирования затрат капитального характера Читаэнерго, по всей видимости, являются тарифные решения, фактически потребители развивают комплекс распределительных сетей. Физический объем передачи электроэнергии по сетям Читаэнерго в общем объеме МРСК-Сибири составляет в среднем около 4,5 процента за 2013 год. За семь лет, с 2008 по 2014-й, доля выручки Читаэнерго от технологического присоединения в объеме МРСК-Сибири составляет около 40 процентов, — приводит пример Анатолий Старостин.
Вывод после всех озвученных экспертом цифр напрашивается непопулярный, но достойный внимания антимонопольной службы и региональной службы по тарифам. За счет потребителей энергетики зарабатывают неплохие средства, если сравнивать с коллегами в других регионах, и, похоже, не пытаются умерить свои запросы.
ТГК-14
И хоть пока финансовые результаты этой энергокомпании внушают надежду, проблем здесь все-таки больше, чем у прочих энергетиков.
— Наша отрасль, — говорит Анатолий Старостин, — достаточно консервативна, за три-четыре года крупные объекты не обновишь и не построишь. Возврата капитала здесь придется ждать долго. Необходимо сегодня задавать вопрос: а что после 2019-го? Когда «вынужденный режим», согласно распоряжению Правительства РФ, для станций ТГК-14 закончится. Есть ли повод надеяться, что Правительство РФ согласится вновь признать ходатайство региональной власти и продлит «вынужденный режим»? Будут ли потребители региона оплачивать более высокую стоимость мощности генераторов или?.. В «вынужденном режиме» станции ТГК-14 работают с 2012-го. Еще тогда обсуждались альтернативные решения проблем, например, привлечение федеральных средств для обновления устаревших объектов.
И вот тут хотелось бы видеть определенную активность региональных и муниципальных властей.
Отметим, что в свое время Агинский округ за счет федеральных денег построил крупную подстанцию напряжением 110 киловольт, реконструировал комплекс электрических сетей в районах округа на сотни миллионов привлеченных федеральных средств. Десять лет назад планировалось на Читинской ТЭЦ-1 за счет федеральных средств построить градирни и заменить один из автотрансформаторов, велись согласования этих вопросов на федеральном и местном уровнях. Действующее тогда РАО «ЕЭС России» помогало и содействовало. Все это происходило в рамках федеральной целевой программы развития Дальневосточного региона и Забайкалья.
Была определена и согласована сумма необходимых средств — более миллиарда рублей. Но акционеры ТГК-14 по какой-то причине отказались от этого, градирни были забыты, затраты на замену автотрансформатора включили в тариф за счет потребителей.
— Мне не хотелось бы так думать, но создается впечатление, что тот инвестор, который в свое время зашел в ТГК-14 после РАО «ЕЭС России», не сильно-то заботился обо всех этих проблемах, как и о стратегии развития компании в целом, — продолжает собеседник газеты. — И если в 2019 году у компании есть намерения все-таки выйти на конкурентный рынок электроэнергии, а не проситься вновь в «вынужденный режим», то ей придется сделать свой киловатт рыночным и конкурентоспособным, в этом случае деньги надо вкладывать сейчас.
Ветхие сети
Прошедшей зимой проблемы теплоснабжения Читы напомнили о себе снова. Сегодня администрация города Читы сдает внутриквартальные сети в аренду ТГК-14, по схеме этого договора необходимо выделять более 60 миллионов рублей в год именно на замену сетей, но средств не хватает.
— Совету при РСТ Забайкальского края было представлено несколько источников финансирования затрат подключения к централизованному теплоснабжению: это повышение эффективности в части техприсоединения, привлечение бюджетных средств и опять-таки увеличение тарифа. Нет ни слова про другие способы привлечения средств в развитие теплоснабжения — например, выпуск пакетов акций для «портфельных» инвесторов или выпуск купонных облигаций, развитие принципов концессионных соглашений и другое. Хотя проблематика применения этих механизмов в нынешней экономической ситуации понятна, но ведь было время.
С 2008-го, с того момента, когда РАО ЕЭС упразднили, прошло восемь лет, — говорит Старостин. — А почему бы, например, с застройщиками, которые фактически инвестируют развитие теплоснабжения, не поделиться определённым количеством акций ПАО «ТГК-14»? При этом сделать их заинтересованными партнёрами в деле управления и развития схемы теплоснабжения Читы. Возможно, они увидят целесообразность вложений в этот тепловой бизнес в больших объемах, чем только плата за техприсоединение. Почему бы не рассмотреть вариант о выделении комплекса теплосетей в отдельную дочернюю компанию ТГК и не пригласить застройщиков.
Сегодня надо отдать за технологическое присоединение к централизованному теплу 13,5 миллиона рублей за гигакалорию. Пусть за эти инвестиции инвестор-плательщик получал бы акции и мог участвовать в тепловом бизнесе вместе с энергетиками. В 1998 году муниципальные тепловые и электрические сети были взяты энергетиками у города в доверительное управление, тогда была очень тяжелая ситуация с платежами. За энергию от потребителей приходило, как тогда говорили, наличных «живых» денег всего около семи процентов. И на тот момент это было абсолютно правильное решение. Но прошло уже почти 18 лет, и очень многое изменилось. Мы наблюдаем парадоксальную ситуацию. Энергетики обращаются к городской власти с призывом: «давайте вкладывайте средства в развитие «вашего» муниципального имущества. Это имущество не является собственностью энергокомпаний, и на их развитие нет средств». Муниципалитет отвечает, что средств нет.
Анатолий Старостин считает, что собственнику-муниципалитету следует провести полный и объективный анализ, какую долю в общем бизнес-процессе энергокомпаний занимает муниципальное имущество, которым пользуются энергокомпании. Какие применяются тарифы, сколько реально передается по этим энергосетям энергии, каковы доходы, расходы, прибыль?
— Могу предположить после этого удивление городских властей, когда они увидят реальную картину. Реальная рыночная стоимость активов подразумевает многие факторы, в том числе и бизнес-процессы с участием этих активов, а не только, как многие считают, их стоимость по данным бухгалтерского баланса, — делится мнением собеседник газеты. — Я думаю, что муниципалитет сможет реально оценить финансовые потоки, в которых участвуют муниципальные энергосети, увидеть, насколько объективны средства на их содержание и развитие. Наверняка возникнет вопрос, а почему электросетями города пользуются бесплатно? Я думаю, что эти процедуры позволят городской администрации сформулировать для себя реальную рыночную стоимость муниципального энергохозяйства. Опираясь на объективную их стоимость, долю участия в процессе энергоснабжения потребителей города, можно по-партнерски рассматривать с энергетиками различные варианты использования этих сетей как концессионное соглашение. Резонно предусматривать паритетное финансирование пропорционально финансовым потокам и получаемым доходам.
Пока же ситуация выглядит как в истории с арендой машины. Один человек отдал соседу в аренду свой автомобиль потаксовать. Арендатор, поработав на этой машине некоторое время, обращается к собственнику и говорит: «надо на что-то шины заменить». Сколько при этом заработал таксист, одному богу известно.
Призыв к властям
Для полноценного развития комплекса теплосетей города тоже требуются федеральные средства. Но, по мнению Анатолия Старостина, для этого нужны реальные готовые проекты.
— Сегодняшняя ситуация в РФ такова, что мы можем по пальцам пересчитать крупные объекты в стране, которые строятся или будут строиться за счет федеральных средств. Это — космодром «Восточный», объекты развития в Приморском крае, проекты РЖД на БАМе, — говорит Анатолий Старостин. — Чтобы получить федеральные деньги, необходимо подготовить полноценные проекты, доказывать их необходимость, эффективность. Пока не озвучена позиция акционеров ПАО «ТГК-14» и руководства края, и в целом стратегия развития энергетики Забайкалья. Теплофикация городов — это проблема не только энергетиков, но и, в первую очередь, власти, ведь масштабы развития города через разработку и утверждение генплана задает власть. Генплан показывает, сколько прирастет потребителей от производственной, социальной сферы, населения, и где они будут располагаться, сколько, когда и где потребуется для этого энергоресурсов. Я думаю, что в решении этих проблем должно быть заинтересовано руководство края.
Энергетикам же не стоит забывать, что тариф — это не единственный источник для развития энергетики. Классически он обеспечивает текущую эксплуатацию и содержание оборудования. Предусматривать только в тарифе полноценное развитие — нонсенс. И чтобы поискать средства вне тарифа, региональным властям и региональным энергетикам необходимо наконец-то объединиться и сесть за стол переговоров для разработки и создания полноценной энергетической стратегии Забайкалья, абсолютно при этом понимая всю сложность этого процесса.
Источник: Забайкальский Рабочий