Общественная палата Забайкальского края направила участникам Красноярского экономического форума - 2016 открытое письмо, в котором рассказала об экономической ситуации в Забайкалье.
Красноярский экономический форум традиционно открывает в начале года общественный и деловой сезон в России. За время проведения форум закрепил за собой статус центральной российской экспертной площадки. В работе форума традиционно примут участие представители Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, региональных органов власти, институтов развития, государственных корпораций и бизнес-сообществ, а также российские и зарубежные эксперты.
Напомним, ранее Общественная палата совместно с представителями предпринимательского сообщества планировала написать президенту Владимиру Путину письмо, в котором будут изложены проблемы региона. После дополнительных переговоров было принято решение направить открытое письмо участникам Форума. Палату на форуме будет представлять Владимир Алексеев, председатель Комиссии по вопросам экономического развития, промышленного и сельскохозяйственного производства, предпринимательству и инновациям Общественной палаты Забайкальского края.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
участникам Красноярского экономического форума - 2016
Уважаемые коллеги!
Общественная палата и представители предпринимательского сообщества Забайкальского края обращаются к Вам, поскольку считают, что только все вместе Сибирские регионы смогут справиться с теми проблемами, которые в настоящее время не позволяют не только развиваться, но даже удерживать достигнутые позиции. К примеру, падение экономики Забайкальского края достигло огромных размеров: объёмы производства находятся на уровне 1970 года.
Наша Сибирь по климатическим и географическим характеристикам весьма сурова. Здесь всё достаётся с большими, чем в западных регионах России, усилиями. Строительство жилых домов, дорог, объектов ЖКХ, ЛЭП требует более значительных затрат, людям необходимо приобретать дорогостоящую зимнюю одежду, восемь месяцев в году отапливать жилища. Всё это заставляет даже коренных жителей уезжать в поисках лучших жизненных условий – к примеру, население Забайкальского края с 1990 года сократилось на 300 тыс. человек и составляет сегодня 1 млн. 80 тыс. при общей площади края 432 тыс. кв. км. Число незанятого работоспособного населения на 01 января 2015 г. превысило 277 тыс. чел.
В то же время мы утверждаем, что даже отдаленные регионы Сибири вполне могут быть самодостаточными. Здесь имеются богатые природные ресурсы: в недрах многочисленные полезные ископаемые, в наших лесах много ценной древесины, множество рек и озёр, у нас обширные поля и луга, пригодные для земледелия и эффективного скотоводства. Но парадокс заключается в том, что всё это природное богатство или не используется вообще, или используется крайне неэффективно. И на то есть объективные причины, не зависящие от региональных руководителей – требуется вмешательство федеральных ведомств.
Мы не просим дополнительных финансовых вливаний, хотя многим бы это не помешало. Мы хотим зарабатывать деньги сами, и для этого есть всё необходимое: пока ещё достаточные людские ресурсы, природные условия, не потеряна предпринимательская жилка. Но нет продуманных и законодательно закреплённых на федеральном уровне условий для эффективной хозяйственной деятельности.
1. На наш взгляд, требуется серьёзная корректировка налогово-бюджетных отношений. Дело в том, что большинство налогов поступает в распоряжение центра и лишь затем, с немалыми усилиями региональных властей, часть из них может быть возвращена на места. При этом в последние годы трансферт и иные дотации в региональные бюджеты сокращаются быстрыми темпами.
Особое геополитическое значение приобретают приграничные регионы Сибири, мы могли бы более активно развивать эти территории, но для этого нужно, чтобы правительство РФ приняло соответствующие решения. К примеру, Забайкальский край сегодня в экономическом развитии значительно уступает сопредельным китайским территориям. Почему? Потому что там существует программа развития приграничных с Россией территорий. После утверждения Госсоветом КНР в 1992 году проекта развития Маньчжурии город стал одним из первых в Китае открытых приграничных городов. За несколько лет маленький захолустный посёлок получил стремительное развитие и превратился в современный многоэтажный город. При этом приграничный посёлок городского типа Забайкальск в лучшую сторону практически не изменился. Граница в Китае даёт огромные сборы в местный бюджет, который идёт на развитие приграничной территории.
Почему бы нам не поступить таким же образом? Тогда мы на своей территории могли бы иметь свободную торгово-промышленную зону с привлекательными проектами – такие планы имеются. Но многие годы мы не можем добиться решения этой проблемы на федеральном уровне.
2. Следующая серьёзная проблема – развитие малого предпринимательства, о котором так много говорится в последнее время. Однако, это повышенное внимание на словах не подтверждается конкретными адекватными действиями. Ну разве могут малые предприятия нормально работать, если кредитование их возможно только по ставке от 20% плюс большие залоговые требования? Существующие же региональные программы поддержки малого бизнеса располагают незначительными средствами в силу крайней дефицитности региональных бюджетов и затрагивают небольшое количество малых и индивидуальных предприятий. В результате средняя рентабельность МП в Забайкалье находится на уровне 5-6%, а около 40% их – вообще убыточны и уходят с рынка. Доля продукции малых предприятий в валовом региональном продукте всего 6-7%.
Конечно, без участия федерального правительства вопрос этот решить нельзя. Надо предусмотреть в бюджете более серьёзные средства, чтобы компенсировать банкам выдачу более дешёвых кредитов для малого бизнеса. Процентная ставка для МП в наиболее важных для регионов сферах должна быть не более 7%.
3. Экономику отдаленных районов Сибири просто душат высокие тарифы на электроэнергию и транспортные перевозки. Например, стоимость электроэнергии для предприятий Забайкальского края постоянно повышается и приближается сегодня к 7 рублям за кВт. час. Это сводит на нет все усилия по повышению конкурентоспособности продукции. В результате потребительский продовольственный рынок заполнен продукцией из других регионов. Высокие железнодорожные тарифы также ложатся тяжким бременем на экономику региона. При этом стоимость автомобильного топлива является одной из самых высоких в стране.
Мы предлагаем предусмотреть соответствующие компенсации нашим производителям как разницу между существующим региональным тарифом и средним тарифом по стране, а также провести пофакторный анализ стоимости производства и передачи электроэнергии. Ведь забайкальцы не виноваты, что вынуждены работать и жить в крае, где нет электроэнергии от ГЭС и должны пользоваться дорогой энергией, вырабатываемой тепловыми электростанциями. Эту проблему могла бы решить газификация Забайкалья, но ПАО "Газпром" затягивает принятие решения по этому вопросу.
4. И еще немного о Забайкалье: с помощью федерального центра мы могли бы сделать более эффективным сельское хозяйство региона, несмотря на то, что оно находится в зоне рискованного земледелия. Забайкальский край, как говорит опыт, идеально приспособлен для ведения овцеводства и мясного скотоводства. В советское время хозяйства имели 4,7 млн. голов тонкорунных овец (сейчас не более 500 тыс.), сотни тысяч голов крупного рогатого скота.
Потенциал развития животноводства в крае есть и сейчас – в частности, всё ещё функционирует около 20 государственных племзаводов, имеются опытные специалисты и животноводы. Но нам нужна серьёзная государственная программа на федеральном уровне с соответствующим финансированием, которая помогла бы сначала восстановить, а потом и увеличить количество овец и скота. Забайкалье может и должно стать крупным поставщиком баранины и заместить поставки этого мяса из Австралии и Монголии. Финансирование предприятий АПК из бюджета края на 2016 г. кратно сокращено, что недопустимо. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве края упала до 5800 рублей. При этом надо учитывать, что 90% мяса в крае производится в личных подсобных хозяйствах, которые также нуждаются в финансовой помощи. С помощью этой федеральной программы мы могли бы не только полностью обеспечить население края бараниной, говядиной, кониной, но и отправлять значительную часть этой продукции в другие регионы страны, а также на экспорт. Тонкорунная шерсть, которую в прежние годы производили в крае до 20 тыс. тонн, в последнее время имеет большой спрос в соседнем Китае.
Уважаемые коллеги! Мы очень надеемся, что Вы внимательно отнесётесь к нашему обращению, включите предложения в соответствующие рекомендации Форума.
Сибирь хоть и суровый край, но она вполне способна обеспечить развитие эффективной экономики. Нам жить здесь, трудиться, растить детей и мы никуда не хотим уезжать. Но, повторим, в одиночку мы с обозначенными проблемами не справимся – нам очень нужна помощь федерального центра, особенно на законодательном и организационном уровне.
Жители нашего края очень рассчитывают на это и ждут Вашего участия.
Председатель
Общественной палаты
Забайкальского края Д.А. Лукьянов
Председатель
Забайкальского регионального
отделения Общероссийской общественной
организации малого и среднего
предпринимательства
"ОПОРА РОССИИ" Ю.М. Кон
Председатель Совета
Забайкальского краевого
регионального отделения
Общероссийской общественной организации
"Деловая Россия" А.М. Харин
Председатель Ассоциации
товаропроизводителей Забайкалья В.В. Алексеев