На протяжении нескольких последних лет сохраняется сложная ситуация по пригородным железнодорожным пассажирским перевозкам в Забайкальском крае, связанная с недостатком их финансирования из средств краевого бюджета. В июле 2013 года в адрес Общественной палаты Забайкальского края поступило обращение от заместителя начальника железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти А.М. Мишина с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Понимая необходимость осуществления непрерывного пригородного железнодорожного сообщения, Общественная палата приняла решение о проведении общественных слушаний по данному вопросу. Участников слушаний проинформировали, что за истекший 2012 г. ОАО "ЗППК" перевезено 1 166 тыс. человек, ежедневно услугами пригородных перевозок пользуется около 5 000 человек. Убыток компании за год составляет около 627,4 млн. рублей. Министерство финансов Забайкальского края сообщает, что в бюджете на компенсацию убытков предусмотрена сумма 112,4 млн. рублей. Представители ОАО "ЗППК" предлагали увеличить сумму компенсации за счет бюджета Забайкальского края. Рассмотрев проблему транспортного обслуживания населения в части организации пригородных железнодорожных пассажирских перевозок, сложившейся на территории Забайкальского края, большинство участников слушаний однозначно поддержали идею о том, что бюджет Забайкальского края не в силах обеспечить возмещение убытков Забайкальской пассажирской пригородной компании, решение данного вопроса находится в компетенции федеральных органов власти и ОАО "РЖД".
Заслушав и обсудив предложения участников слушаний Общественная палата рекомендует:
Министерству транспорта Российской Федерации, ОАО "РЖД":
- субсидии из федерального бюджета, покрывающие затраты на инфраструктуру железнодорожного транспорта необходимо распределять не с учетом вагоно-километровой работы, а исходя из фактически сложившихся убытков по регионам пропорционально. Это позволит более убыточным компаниям получать гораздо большие компенсации;
- необходимо установить единые ставки на аренду подвижного состава на всей территории Российской Федерации. На сегодняшний день данные ставки по Забайкальскому краю значительно выше, что и вызывает гораздо большие расходы;
- подвижной состав необходимо передать на баланс ОАО «ЗППК», так как большая часть убытков компании связана с расходами по аренде подвижного состава;
- в рамках пяти стороннего Соглашения между Министерством транспорта РФ, Министерством финансов РФ, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" и Забайкальским краем необходимо предусмотреть справедливую методику распределения дополнительных субсидий в размере 12,5 млрд. рублей. Субсидии должны распределяться пропорционально из фактически сложившихся убытков компаний, действующих на территории РФ;
Забайкальской пассажирской пригородной компании:
- необходимо внедрить комплекс мероприятий по оптимизации работы билетных касс, расписания перевозок с целью повышения заполненности вагонов и сокращения их количества в определенные дни, часы и на определенные маршруты, минимизации расходов за счет сокращения штатной численности компании;
- необходимо в рамках действующего радиовещания предусмотреть новости по социальным вопросам на бесплатной основе.
Министерству территориального развития Забайкальского края:
- заменить железнодорожное пригородное сообщение автобусными перевозками между населенными пунктами там, где это предоставляется возможным, сохранив транспортную доступность населению.
Федеральной службе по тарифам России:
- необходимо изменить методику расчетов тарифов на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, сделать ее прозрачной и доступной для контроля;
- установить единую тарифную ставку по всей территории России.
Правительству Забайкальского края:
- необходимо погасить задолженность перед ОАО «ЗППК» по договору «Оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения» №364 от 28.12.2012г. в размере 3196,9 тыс. рублей.