"Проект бюджета с которым мы знакомились в течение последней недели ноября вызывает много вопросов, ему уже даны различные метафоричные оценки: «самый тяжелый в 21 веке», «трудный», «бюджет выживания» и т.д. Данный бюджет содержит некоторые инновации: это введение администраторов управления доходами, ответственных за качество исполнения, это перевод субвенции на зарплату педагогических работников на уровень муниципалитета и управление этими финансовыми потоками.
Ежегодно Общественная палата готовит гражданское послание Губернатору и всем органам власти, отражая в нем мнения гражданского общества по наиболее значимым тенденциям развития Забайкалья, определяя болевые точки, однако, судя по представленному проекту бюджета, с этим документом никто не знакомился и в процессе подготовки проекта бюджета мнение общества никто не учитывал. Как отмечают авторы – это наиболее «выровненный» бюджет. Однако, с точки зрения представителей разных сфер жизнедеятельности края, акцент сделан на зарплате и налогах, а все, что касается развития никак не учтено.
Комиссия по развитию науки и образования Общественной палаты Забайкальского края озадачена вопросом о том, почему в проекте бюджета в два раза сокращены расходы на образование, по сравнению с другими сферами, это самые большие секвестиции, особенно это касается общего образования (в 2 раза). 2015 – 9 149 967,8, 2016 - 4 399 315,2 сокращение на 4 750 652,6.
Между тем, острые проблемы, не решенные в 2015 году остаются на 2016 год, необходимо выделить наиболее важные.
Среди них, подвоз учеников к месту обучения: в истекшем году не куплено ни одного автобуса, а потребность составляет 65 автобусов, стоимость одного автобуса примерно 1млн. 700 тыс. руб., в 2016 их потребность возрастет еще на 30. Автобусы ШОС стоят полтора года и не используются за исключением Карымского района, из-за необходимости оплаты Россельхозбанку. Минфин обещает решить эту проблему до 20 декабря.
Вторая проблема, софинансирование программ с федеральными квотами, как правило сумма софинансирования составляет примерно 30 процентов, от этого будет зависеть строительство и ремонт школ. Об этом можно много говорить, но хочу напомнить обещания, например, по школе в Александровском Заводе.
Третья проблема – кредиторка, по оплате коммунальных услуг, на сегодняшний день сохраняется кредиторская задолженность, которая может привести к блокированию счетов образования, и невыплаты зарплаты вовремя, все это как замкнутый круг.
Четвертая проблема УЧЕБНИКИ, обеспеченность учебниками на сегодняшний день составляет 74 процента от необходимого, а это по Закону об образовании обязанность региона. 2 года назад был принят новый федеральный перечень учебников, однако забайкальские первоклассники пошли в школу в 2015 по старым учебникам и при таком проекте бюджета пойдут со старыми учебниками в первый класс и в 2016 году. Что мы за регион в таком случае, где забота о будущем, о детях?
Пятая проблема – ИНТЕРНЕТ, урезано финансирование, а проблема в том, что у нас в Забайкалье слабый интернет, техническое сопровождение по столь огромному краю требует другого качества. Сегодня образование очень сильно завязано на интернет, только что 4-классники писали контрольные работы, это федеральное мероприятие, в крае получилось заваленным, как раз из-за качества интернета, впереди итоговая аттестация 9 и 11- классников, из-за недофинансирования могут оказаться провальными и эти судьбоносные для каждого школьника процедуры. Эти расходы также связаны с организацией дистанционного образования, мало того, что в 2015 году пострадали дети-инвалиды, ибо не смогли получать квалифицированную помощь от учителя через интернет, значит и в 2016 году будет тоже самое, но в крае из-за дефицита учителей интернет необходим, чтобы просто учить детей по предметам. Например, последний учитель физики из Ононского района переехал в Агинское и общается с теми, кто преподает физику в его районе по интернету. Это реализм сегодняшней ситуации.
Шестая проблема – питание детей, оно многоплановое, прежде всего, питание малообеспеченных, оно составляет на сегодняшний день 13-80,это мало (в Бурятии эта сумма 20 рублей), но еще в этом учебном году количество получающих ее сократился из-за сложности получить справку, родителям из таких обездоленных семей надо ездить в район за получением справки, это сразу отбросило часть нуждающихся, элементарно не на что ездить в райцентр. Это просто отфиксировано, но решать никто не брался. В школах же знают кто живет за чертой бедности, почему формальности нельзя выполнить централизовано?
Затем - питание детей из коррекционных учреждений, оно составляет сегодня 138 рублей, этого недостаточно, в проекте заявлено переход на 250 рублей в день, это радует, но не предусмотрены средства на мягкий инвентарь, медикаменты, медицинские услуги.
В целом, средств на детей-инвалидов необходимо предусматривать в большем объеме, поскольку заявленное государством инклюзивное образование пока остается на бумаге, необходимо создавать условия, переучивать специалистов и многое другое.
Остается проблемой питание детей при подвозе, необходимо стимулировать муниципальные программы «Здоровый ребенок», как в Шилкинском районе, которые помогают решить эту проблему.
Особую тревогу вызывает сегодня перевод бывших воспитанников системы НПО на индивидуальные карточки питания по 3 тысячи рублей на месяц. В проекте бюджета об этом скромно сказано стипендия для студентов СПО. Перевод системы общественного питания бывшего НПО на аутсорсинг приведет к нарастанию социального напряжения, поскольку не умеющие распоряжаться средствами и слабо представляя как пропитаться на 3 тыс. в месяц, эти подростки и юноши потратят за неделю эти средства, а дальше что – будут пополнять статистику противоправного поведения? Здесь необходимо просчитать все риски.
Седьмая проблема, педагогические кадры: не решен вопрос о медосмотре учителей, главы считают, что это не их расходные обязательства, в бюджете Минобразования эти средства не предусмотрены, учителя оказались заложниками неправильных межбюджетных отношений; повышение квалификации сегодня требует все больших расходов, а вместо этого средств планируется все меньше; не предусматривается строительство домов для учителей, это вопросы закрепления кадров на селе.
Восьмая проблема – летний отдых, на 2016 год запланировано на 20 % меньше, чем в 2014 году. Мы уже писали в Гражданском послании о ветхой материальной базе летних оздоровительных лагерей. Состояние материальной базы становится все более опасной для детей, устаревшее оборудование, протекающие крыши, дряхлые стены, нет ни одного современного лагеря, это наследие 60-х годов. Единственный лагерь можно считать современным – это Нарасун в Агинском округе, построенный до воссоединения с АБАО. Это должна быть особая статья расходов, а средства на путевки это другие расходы.
Таким образом, проект бюджета для системы образования это борьба за выживание на пределе возможного, никакого развития, только углубление проблем, сокращение ставок психологов, дефектологов, социальных педагогов приводит к увеличению детского суицида, негативных явлений в подростковой среде. Стремление к сокращению, поджиманию расходов ударило по каждому образовательному учреждению, например, в училище олимпийского резерва, подведомственного Министерству физической культуры и спорта, как показала независимая оценка качества предоставляемых услуг, сокращены психолог, заместитель директора по воспитательной работе, вся воспитательная работа переведена в виртуальную и это с подростками – юношами, которым обязательно нужен старший авторитетный человек. Здесь финансы определяют смыслы жизни, воспитание, это перекос, товарищи руководители!
По аналитике Контрольно-счетной палаты ежегодно сокращается помощь нашему краю с Федерального центра, на 2016 сокращение составляет 3 миллиарда рублей, чем объясняется такое сокращение? Невозможно, чтобы уменьшение поддержки в таких объемах было осуществлено для нашего края! Где консолидированные усилия депутатов всех уровней, как они помогают нашему краю? Давайте составлять обращение к первым лицам государства, собирать воедино весь гражданский ресурс, требовать помощи, адекватно потребности. Почему наш край попал в изгои в государстве? Нужно объединять усилия всех уровней гражданского общества за достойный проект бюджета на будущее Забайкалья."
Клименко Татьяна Константиновна. – член Общественной палаты Российской Федерации,
член Общественной палаты Забайкальского края, д.п.н., профессор.