ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Одной из главных тем - вопрос личного просвещения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Об этом говорил гость и эксперт  конференции -  доктор юридических наук, Заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Гриб В.В.
Как складывается обстановка в регионе, подробно описала в своем докладе член Общественной палаты Забайкальского края В.М.Пугач.

«От жилищного самоуправления – к  гражданскому обществу»

        По данным  сайта Забайкальского краевого суда в 2012 году жилищные дела составили 30,5 % (37927 дел) от общего числа оконченных производством дел. Как видно из приведенных цифр, обращения о защите жилищных прав граждан являются наиболее массовыми.

При подготовке заседания Госсовета при Президенте РФ по проблемам ЖКХ ВЦИОМ был проведен опрос общественного мнения, показавший, что ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве на протяжении нескольких последних лет остается главной проблемой, волнующей россиян. Если в октябре 2012 года количество респондентов, отмечавших эту проблему, составляло 55 процентов, то уже в феврале 2013 года оно увеличилось до 60 процентов опрошенных. При растущем уровне платежей за жилищно-коммунальное хозяйство люди не видят качественных изменений, происходящих в этой сфере и не понимают как власть планирует решать накопившиеся проблемы. По оценке, данной Президентом РФ В.В. Путиным, сфера ЖКХ  остается самой закрытой и непонятной людям, хотя сталкиваются с ней в повседневной жизни ежедневно.

Общественная палата Забайкальского края первого созыва провела значительную работу по общественной экспертизе и мониторингу реализации принятых законов и решений в этой сфере, используя широкий арсенал средств:социологические исследования, круглые столы, пленарное заседание «Реформа ЖКХ: пять лет спустя», I-й краевой жилищный форум «Стань хозяином своего дома!», работу через СМИ и Федеральную Общественную палату.Мы понимаем, что смысл гражданского контроля – в создании информационной открытости тех проблем, которые мешают людям нормально жить. Но это только первый шаг, второй –поиск и принятие нужных и адекватных решений.

Власть, в первую очередь муниципальная, по нашей оценке, провалила работу по информированию граждан, возложенной на нее ст. 165 ЖК. При этом, замечу, надзорные органы края за 6 лет реформы так и не увидели неисполнения федерального законодательства.

И, как следствие, граждане в своем большинстве оказались не подготовленными к эффективному исполнению функций собственников общего имущества в многоквартирном доме. Зачастую ресурсоснабжающие, управляющие организации используют эту неподготовленность в своих интересах: не доводят до собственников необходимой информации, игнорируют их интересы, не исполняют постановления Правительства Российской Федерации № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации»,  а если и размещают информацию, то разобраться в ней рядовому гражданину просто невозможно.

По оценкам участников социологического опроса, проведенного Общественной палатой в декабре 2012 года,за прошедший годпроизошли некоторые изменения качества услуг ЖКХ, о чем свидетельствуютрезультаты ответов на вопрос: «Изменилась ли, на ваш взгляд,  качество жилищных и коммунальных услуг за 2011-2012г.г.:

 

 

Как видно,  отрицательные оценки изменений в работе системы ЖКХ за  прошедший  год  несколько преобладают над положительными  (улучшение отметили 36% опрошенных, ухудшение -  64%).   

 Интегральным показателем состояния сферы ЖКХ является уровень собираемости платежей от населения. 100% платежи свидетельствуют о степени доступности услуг.  По данным Министерства территориального развития края долг населения за услуги ЖКК на 1.01. 2013 года составил 1 млрд. 368 млн. 190 тыс. рублей, из них более 700 млн. руб. – просроченные платежи.     Выводы, уважаемые коллеги,  делайте сами.

Оптимальным  показателем доступности  коммунальных и жилищных услуг является  уровень в 6-7% дохода семьи. Никакие субсидии не решат проблему кризиса неплатежей, человеку нужно ощущение стабильности и уверенности в собственных силах, а не государственные пособия, которые формируют иждивенческую позицию и ведут к потере веры в себя.

  При этом ежегодно происходит  подорожание   услуг ЖКХ, это, безусловно, повлияло на  состояние бюджета многих забайкальских  семей, о чем свидетельствуют ответы на вопрос: «Как вы оцениваете последние подорожания услуг ЖКХ для вашей семьи?»

Варианты ответа на вопрос:                                                                       

% от числа ответов

Подорожание  услуг ЖКХ  повлекли катастрофические последствия для семьи (после оплаты ЖКХ не остается средств существования)

         15,9

Подорожание ощутимо для бюджета семьи

        55,5

Подорожание  не существенно                                                                          

       27,7

Другой вариант ответа

                       2,4

 

 Это вполнеобъяснимо, если учесть, что 81,7% участников опроса имели 2-4 детей, аболее половины (58,2%) имели суммарный доход семьи менее 20 тыс.рублей в месяц, при этом 86,3%ежемесячно платилиза квартиру от 1 до 5 тыс.рублей.

Известно, что цена на энергоресурсы является базовой для развития экономики и, соответственно, формирования качества жизни граждан. Существующие цены на электроэнергию в Забайкальском крае приводят к удорожанию жизни населения, дезинтеграции экономики в рамках  и СФО и России в целом.  За 10 последних лет цена электроэнергии для населения в России выросла в 8,7 раза при официальной инфляции в 3,7 раза. Отсутствие правового просвещения граждан привело к срыву выполнения ФЗ-261 «Об энергосбережении» по установлению приборов коллективного учета коммунальных ресурсов, потому  государство обязало ресурсоснабжающие организации установить эти приборы, но у РСО нет свободных средств на эти цели. И государство ввело полицейскую меру пресловутым Постановлением Правительства № 354 по ОДН, которое вызвало шквал возмущений граждан по всей стране: Отнятие Денег у Населения.

 15 февраля этого года Общественная палата провела I-й краевой жилищный форум «Стань хозяином своего дома!», мы провели его совместно с Министерством территориального развития и ГЖИ по Забайкальскому краю. На тематических дискуссионных площадках, общей дискуссии граждане называли себя заложниками непродуманной реформы, которая больше напоминает ограбление народа. В определенной мере нам удалось перенести акцент на ответственность собственников за содержание МКД, разъясняя положение жилищного законодательства, возможность эффективной работы советов МКД.  Сложившуюся расшифровку аббревиатуры ЖКХ (Живите Как Хотите), участники форума в конце поменяли на конструктивную: Живи Как Хозяин.   

Жилищный кодекс обязывает собственников проводить ежегодное общее собрание, чтобы сообща решить насущные вопросы по управлению МКД, заслушать отчет УК. Но абсолютное большинство собственников остаются инертными, лишь немногие энтузиасты отваживаются «воевать» с УК, тогда как надо выстраивать партнерские отношения и добиваться отчета УК перед собственниками-работодателями для этих УК. Другая часть активных жильцов стучится в двери контролирующих органов, пишет жалобы, вместо того, чтобы найти общий язык с соседями по подъезду и своему дому. По данным Госжилинспекции за 2012 год ими рассмотрено 53 дела с наложением штрафных санкций на сумму 1 млн. 073,5 тыс.рублей в отношении 29 управляющих организаций, причем большая часть проверок состоялась по жалобам граждан.  А ведь это деньги самих собственников, получается, что они сами себя и высекли вместо продуктивного диалога с УК.

  Жилищный Кодекс дает широкие полномочия собственникам по развитию жилищного самоуправления. Статья 161 «Совет МКД» обязала собственников провести в течение 2011 года общее собрание и выбрать совет МКД, который от имени всех собственников вправе решать широкий круг вопросов с УК и ресурсоснабжающими организациями. Но что должно было заставить граждан организовать общее собрание в доме?  Закон?  Но у нас многие законы остаются на бумаге. По данным нашего социологического исследования

для успешной деятельности самоуправления жильцов необходимо:

1 – помощь со стороны местных органов власти (прежде всего  организационная) – 39,5%

2 – желание самих жильцов – 38,7%

3 – наличие активного организатора – 21,8%

Инициативные люди существуют среди жильцов: 53,7% респондентов ответили, что в их домах есть люди, которые  самостоятельно пытаются что-то делать  для решения проблем дома. Но этих активистов нужно научить как добиться, чтобы большинство собственников пришли на собрание и оно прошло в конструктивной форме. Кто проведет эту работу с активистами?

Горько вспоминать, но еще в декабре 2006 года наша НКО – «Совет общественности мкр. Северный» совместно с региональным центром повышения квалификации работников строительства и ЖКХ при ЧТОТиБе предложили мэрии г. Читы для выполнения ст. 165 ЖК создать на  базе техникума городской информационный центр по продвижению реформы ЖКХ, в 2012 году мы вышли с предложением к Правительству Забайкальского края о создании краевого центра жилищного просвещения и ресурсосбережения.

 Но наши предложения не были услышаны. Да, мы сами провели десяток обучающих семинаров, круглых столов, собраний с жителями, насколько хватило энтузиазма и времени у нас, общественников. Сегодня можно констатировать, что  по прошествии 2-х лет принятия ст. 161 ч.2 только в 25% МКД г. Читы созданы советы МКД.  Ни собственники, ни муниципалитет не выполняют норму Закона. Радует, что нас услышали руководители государства, что общее собрание собственников  многоквартирного дома легитимно, если на нем присутствует 50% собственников плюс 1 голос, тогда как выборы всех уровней власти предполагают минимальный порог явки 25%. Новые поправки в Жилищный Кодекс все же дадут шанс на возможность проведения собраний в очной форме. И  совет МКД нужен не для галочки, а для эффективного управления домом, в противном случае возможен рост социального напряжения на фоне ежегодного повышения тарифов, введения с 1 января 2014 года ежемесячных обязательных целевых платежей в непонятный пока для граждан региональный фонд капитального ремонта. 

Какой выход из существующей сложной ситуации?

  1. Это, безусловно, выполнение требований федерального законодательства, в частности, ФЗ-185 ст.14, п/п 9.8 о необходимости принятии актов субъектов, муниципалитетов и программ жилищного просвещения граждан, создание краевого центра жилищного просвещения и ресурсосбережения.

  2. Нужна консолидация усилий органов власти, общественности, потенциала образовательных учреждений по реализации программ жилищного просвещения по принципу «от пионеров – до пенсионеров». Неоценимую помощь в проведении массовой информационной работы могут выполнить студенты-юристы  старших курсов в рамках выполнения реальных курсовых работ, практик, волонтерской работы.

  3. Развитие системы общественного контроля в сфере ЖКХ через построение эффективной работы советов МКД,  использование Интернет-ресурсов, в частности сайта «ЖКХ-контроль Чита».

 

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию