«Фабрика» воспитания глазами Ермолина

Система детского движения вместо легендарной пионерии оказывается нужна обществу всё чаще. В 2014 году правительство Забайкальского края попросила экспертов фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив предложить государственную программу модернизации детского движения в регионе. Общественность восприняла этот документ в штыки, а кто-то даже сравнил проект с фашистской идеологией, опасаясь, что детей разделят на касты и будут отбраковывать.

В начале февраля в Читу приехал эксперт комитета гражданских инициатив, кандидат педагогических наук и один из авторов программы Анатолий Ермолин. Он представил педагогическому сообществу региона её концепцию. После отъезда эксперта некоторые СМИ, сторонники общероссийского народного фронта и пользователи соцсетей выступили с резкой критикой его идей. «Чита.Ру» разбиралось, чем предложенная концепция не угодила критикам, и что на этот счёт думает сам Анатолий Ермолин.

 

Воспитание личности и прибавочная стоимость

 «Каждый российский регион заботится о достаточном для жизни и устойчивого развития промышленном капитале. Со времён открытия прибавочной стоимости нам известно, что за любым капиталом, будь то деньги, производственные активы, недвижимость или интеллектуальная собственность стоят люди с определённым потенциалом, способные прибавочную стоимость создавать, – то есть «человеческий капитал».

К сожалению, с рождения люди не умеют создавать прибавочную стоимость. Чтобы ребёнок стал реальной производительной силой, в него самого надо изрядно инвестировать: в его знания, умения и навыки, ценности, сильные черты характера, интеллектуальные компетенции, привычку к труду, здоровье и выносливость».

Эти слова начинают программу и есть в свободном доступе в «Живом Журнале» Ермолина. В них нет ничего нового. Давно известно, чтобы государство стабильно работало — нужно инвестировать. Инвестировать в человека, который играет главную роль в промышленном капитале региона. И если заглянуть в словари и энциклопедии, можно найти самое распространённое понятие человеческого капитала — это интеллект, здоровье, знания, качественный производительный труд и качество жизни, в общем, то, на чём держится развитое государство.

Сторонники общероссийского народного фронта в Забайкалье, тем не менее, собрались через неделю после выступления Ермолина, и, вооружившись мнениями экспертов в области образования, родителей и педагогов решили ещё раз посмотреть документ программы, который, как оказалось, ещё не утверждён на уровне правительства и является рабочим. Несмотря на то, что участники старались быть объективными и, может быть, внести что-то новое, большая часть высказалась против страшных предложений.

 

Брак и человеческий капитал – самые страшные слова

Что напугало участников совещания больше всего? Понятия «педагогический брак» и «человеческий капитал».

 «Сразу вспоминаются антиутопия Евгения Замятина в его романе «Мы», Джорджа Оруэлла и его «1984» и, конечно, Олдос Хаксли и его «О дивный новый мир». (Согласно сюжету «Дивного мира», люди выращиваются на заводах, где на стадии развития эмбриона каждый попадает в одну из пяти каст, различающихся умственными и физическими способностями — от «альф», с максимальным развитием, до наиболее примитивных. — авт. ) То, что нам предлагается – это кастовая жёсткая жизнь ребёнка», — высказалась на заседании ОНФ доктор наук, профессор ЗабГУ Антонина Рогова. Её поддержали другие преподаватели университета.

Выступила представительница родительской общественности, у которой возникли сомнения, как программа будет финансироваться. По её словам, она просмотрела все документы, но не нашла упоминания, чтобы программа финансировалась из бюджета. Оно и понятно – раз программа не утверждена, за что платить?

Замминистра образования Забайкальского края Наталья Шибанова эти слова озвучила на той же встрече с представителями ОНФ — в крае состоялись лишь рабочие обсуждения материалов, предлагаемые для реализации.

 «Заказчиком выступило государство, и это хорошо, поскольку наша власть наконец-то начала понимать, что ресурс детского движения очень большой и возможности решения многих социальных проблем тоже велики», — отметила Шибанова.

Особый «бунт» среди общественности и критиков программы вызвали трактовки «производственного брака». Исходя из текста программы, речь идёт о бездельниках, маргиналах и несовершеннолетних преступников. На слайде концепции такие люди отправляются на особую производственную линию — по перевоспитанию и постановке в строй даже самых неподдающихся.

Родители увидели в тексте программы и нарушение их прав: «Ребёнок автоматически заносится в определённый класс и, как мы поняли, не имеет возможности переходить в другие категории. Похожее можно найти разве что в «фашистской» идеологии, где по национальному признаку разделяли. Идея, что выбор будет сделан по категориям, которые представлены в программе – утопична. Кто выберет сельское хозяйство, если нет развитой поддержки этой системы? То же самое касается производственного пролетариата — в регионе нет производства».

Послушав общественность и её комментарии об опасности программы, пугаешься – неужели власти края действительно решили сделать нечто страшное с детским движением Забайкалья? На самом деле, достаточно без паники самостоятельно прочитать концепцию программы.

 

Три производственные линии криминального края

В самом начале проекта авторы отмечают, что семья, детские сады и школы традиционно закладывают в ребёнка основы воспитания и понимания мира, а кружки и секции укрепляют сильные стороны характера, дают опыт работы в команде, занимаются гражданским воспитанием, формируют привычку к здоровому образу жизни.

До завершения 9 классов обучения «система по производству человеческого капитала» должна провести оценку способностей и предпочтений школьников, после чего предложить им разделиться на три «производственные линии»: тех, кто будет связан с интеллектуальным трудом и попадёт в ряды «креативного класса», кто составит современный класс промышленного пролетариата и работников села и кто вольётся в обслуживающий класс.

Как видно, в тексте программы не говорится о том, что ребёнок попадает на линию раз и навсегда. Профориентация, которая действует после девятого класса в средней общеобразовательной школе и сейчас занимается тем же самым.

 «Производственный брак», о котором больше всего кричат в соцсетях и СМИ, предполагает ещё процесс перевоспитания, но о нём критики почему-то молчат. Более того, такой процесс «отбраковки» существует и сейчас, достаточно вспомнить, сколько в крае есть центров по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные статистики – Забайкалье в числе лидеров по детской преступности и по преступности в целом – говорят сам за себя, «брак» есть и его нужно перевоспитывать.

 «Можно красиво говорить о духовных ценностях, о том, что их нужно закреплять и пропагандировать, но, с другой стороны, Забайкальский край по многим позициям не очень благоприятный регион. У нас ежегодно из края выезжают примерно 8 тысяч человек – это молодёжь, успешные выпускники вузов, школьники и те, кто бы мог создавать инфраструктуру в крае и задавать ситуацию социально эконом культурную и экономическую», — высказалась замминистра Наталья Шибанова на встрече с представителями ОНФ.

Что нужно сделать, чтобы задержать людей? Наверное, всё-таки нужно развивать рынок труда и создавать перспективу, связанную именно с развитием производства промышленности и трудоустройства на этих местах, о чём и идёт речь в программе.

 

Детское движение из первоисточника

Неоднозначные критичные мнения лучше всего обсуждать с автором проекта.

Анатолий Ермолин родился 7 апреля 1964 года в станице Кущевская Краснодарского края в семье военнослужащего, подполковник запаса, переводчик-референт английского и испанского языков. С 1985 по 1994 год проходил воинскую службу на офицерских должностях в спецподразделении «Вымпел», принимал участие в боевых и специальных мероприятиях на территории Республики Афганистан, Закавказских республик СССР и России. Начиная с 1990 года Ермолин занимается воспитанием молодежи, является одним из инициаторов возрождения скаутского движения в России. После увольнения из Федеральной Службы Охраны Российской Федерации в 1994 году принимал активное участие в разработке и внедрении образовательных проектов ЮКОСа, а именно «Лицей «Подмосковный», «Новая цивилизация», Федерация Интернет Образования. Ермолин был членом комитета по международным делам Госдумы Федерального Собрания России VI созыва. В настоящий момент он член комитета гражданских инициатив и директор проекта «Гражданская взаимопомощь» Фонда Кудрина.

Ермолин рассказал нам, что авторы проекта предлагают забайкальцам самим разработать приемлемый для них «воспитательный идеал», но не навязывают её властям края.

 «Программа предлагает лишь инструмент – особым образом структурированную дискуссию в интернете, принять участие в которой смогут любые заинтересованные в этом родители, педагоги, эксперты и члены научного сообщества Забайкалья. Я уже боюсь произносить в Чите иностранные термины, но такой инструмент называется «краудсорсинг» или «открытое правительство», которое на самом деле никакое не правительство, а экспертная сеть, занятая разработкой тех или иных актуальных для общества тем. Я, к примеру, состою в таком «открытом правительстве» при правительстве России», — сказал Анатолий Ермолин.

Статус предложенной программы, с его слов — проектная инициатива, вынесенная министерством образования для обсуждения педагогической общественностью: «Я подчёркиваю это потому, что в критических забайкальских публикациях, присутствует некий «флёр» конспирологии, мол за спиной родителей региональные власти «под сурдинку» проталкивают вредный для края проект. Странно при этом, авторы публикаций – зачастую анонимные – не говорят ни слова о том, что все полученные о проекте сведения они получили не путём проведения трудного журналистского расследования, а на открытой публичной презентации, где любой желающий мог задать нам вопрос и высказать критические замечания».

 

Простая суть всех «ужасов»

Возвращаясь к ужасам, которые увидели забайкальцы в программе модернизации, Анатолий Ермолин отмечает, что их можно поделить на объективные и надуманные.

«К объективным я отношу болезненное восприятие педагогическим сообществом старшего поколения таких профессиональных терминов, как «человеческий капитал», «производители воспитательных услуг», «рынок воспитательных услуг» и тому подобное. Как-то в Казани на презентации подобного проекта одна заслуженная дама произнесла буквально следующие слова: «Я с замиранием сердца слушала вас, пока вы не произнесли термин воспитательные услуги!» Понимаю: будучи по первой профессии офицером, прошедшим Афганистан и почти все горячие точки позднего СССР и современной России, я тонко чувствую разницу между «Служить!» и «оказывать услугу». Только проблема в том, что организовать профессиональный менеджмент в сфере служения и духовных ценностей невозможно, а вот в сфере предоставления качественных образовательных услуг – очень даже необходимо. Надо просто отделить «красное» от «деревянного», — уточнил Ермолин.

Образ «фабрики по производству человеческого капитала» авторский, но со слов Анатолия Ермолина, задолго до него Антон Макаренко (советский педагог, который организовал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей в ХХ веке, автор «Педагогической поэмы», рассказывающей о создании педагогической системы на примере колонии — авт. ) говорил про «производство и проектирование личности».

 «На самом деле, спор психологов и педагогов на эту тему является извечным: многие коллеги категорически не приемлют даже такие понятия, как «программа развития личности», «эталонный портрет», или тот же «национальный воспитательный идеал». Что не мешает всем странам мира иметь и эталонные портреты, и программы развития личности, и социальные профили обучающихся, придуманные и разработанные более 100 лет назад известным российским педагогом Всеволодом Кащенко, братом ещё более известного профессора медицины, основавшего лечебное заведение. Не хочу расстраивать моих критиков, но, если они прочитают федеральный закон «Об образовании», то найдут там такие понятия, как «стандарты образования», включающие в том числе и стандарты воспитания обучающихся по разным уровням образования», — повествует наш собеседник.

Вопрос, как будут делить детей на «касты» и куда отбракуют других, удивил Ермолина больше всего: «Никогда бы не подумал, что термины «промышленный пролетариат», «интеллектуальные работники», «работники сельского хозяйства» и «обслуживающий класс», за каждым из которых стоит выверенная столетиями профессиональная лексика, могут вызывать ассоциации с кастами, евгеникой (лженаукой по выращиванию идеального человека, — авт. ) и даже фашизмом. За такие буйные фантазии обычно полагается приличный гешефт.

 «Интеллектуальные работники», по мнению Ермолина, вовсе не начальники над «кастами» второго сорта, как пишут его оппоненты, а наиболее востребованные профессионалы новой экономики, работающие над решением сложных интеллектуальных задач: инженеры, учёные, изобретатели, предприниматели, учителя, врачи, работники культуры и сферы развлечений – интеллигенция, одним словом.

 «Если инициаторы и авторы «разгромных» статей подскажут, в какую ещё профессиональную группу может попасть современный молодой человек после окончания школы, колледжа или вуза, я буду им премного благодарен. Но о том, что государство или кто-либо ещё должен механистически решать, кто из детей в какую профессиональную область должен быть распределён – об этом я не говорил и не писал ни слова», — уточнил Ермолин.

Он подчёркивает, что государство обязано помочь ребёнку правильно определиться с выбором своего профессионального пути, предлагая всем ученикам школ сервисы профессионального тестирования и профессиональной ориентации.

 «Что ещё осталось из предъявленных нам обвинений? «Брак»? А как ещё назвать работу тех забайкальских воспитателей, которые обеспечили краю первое место в общероссийском рейтинге детских суицидов? А высочайший уровень криминализации детской среды в некоторых районах Забайкальского края – это не «брак?», — говорит он.

 

А собственно к чему всё это?

Правительство направило заказ, авторы предлагают систему мер, не просто так — значит, есть очевидная проблема. Анатолий Ермолин считает, что главную проблему современных воспитательных систем Забайкалья и России в целом можно сформулировать так: уже существующие системы, при всей своей яркой индивидуальности, не осознают себя в качестве важнейшего инструмента создания для региона эффективного человеческого потенциала, не хотят и не понимают, как это делать, а правительство края не видит в них эффективных исполнителей.

 «Мы здесь ровно для того, чтобы организовать «встречу» тех и других, обеспечить синергию от объединения усилий и поделиться опытом такой работы в самых разных промышленных регионах России», — подытоживает автор.

 

Прижившаяся ермолинская «Ньюландия»

В Забайкалье уже почти 11 лет применяется другая программа, созданная командой Анатолия Ермолина. Она называется «Новая цивилизация». Суть программы — создавать «государства» в школах со своей валютой и экономкой. Программой активно пользуется центр «Искра», где смена «Ньюландия» работает по такой технологии.

За время существования смены в ней поучаствовало около 2,5 тысячи детей. По мнению директора центра «Искра» Ирины Лейно, преимущество смены в том, что дети в безопасном режиме могут оценить свои возможности в разных ролях и не набивают реальных «шишек».

 «В первые годы существования смены одна из девочек придумала взять в качестве гимна песню «Иди, мой друг, иди всегда, дорогою добра». За 10 лет ни у кого не возникло возражений против него, его смысл успешно сочетается с действиями «Ньюландии». Другой пример: после первой смены на аукционе главным лотом выставили путёвку на следующий год. Приз оказался востребованным, цена взлетела, и у тех, кто претендовал на него, денег не хватило. Но рядом стоящие дети и друзья собрали деньги и ребёнок смог купить путёвку. Это реальная помощь. В программе вообще нет речи о том, что деньги — смысл жизни, говорится лишь о том, что жизнь посылает тебе вызовы, ты в ответе за их решение, но иди дорогой добра», — отметила Ирина Лейно.

Слово «критика» происходит от греческого κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение». Суть критики в том, чтобы выявить ошибки и их разобрать, указать недостатки, но прежде всего нужно их объективно обосновать, зная все тонкости проблемы, исключая субъективные суждения. Но именно этот этап большая часть общественности сегодня игнорирует.

Автор: Ирина Халецкая 

Источник: Чита.ру

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию