Так считает председатель комиссии по вопросам здравоохранения, экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты Забайкальского края Шухрат Тохта-Ходжаев. 2013-1014 годы для забайкальских общественников прошли под знаком контроля доступности и качества оказания медицинской помощи населению в рамках реализации мероприятий по оптимизации здравоохранения. Об особенностях работы комиссии поведал наш сегодняшний собеседник – заслуженный врач России, полковник медицинской службы в отставке, известный организатор военного здравоохранения.
- Шухрат Сахибович, реформа здравоохранения, которую сегодня модно называть оптимизацией, вызвала много претензий у забайкальцев. Финансирование медицины на протяжении ряда лет идет по остаточному принципу. Население недовольно укрупнением лечебно-профилактических учреждений, сокращением коечных мест. Как Вы можете прокомментировать ситуацию?
Официальная позиция сокращения ассигнований на здравоохранение в том, что оно вызвано необходимостью экономиигосударственных средств. Если в 2013 году расходы на здравоохранение составляли 3, 7% от ВВП, то сегодня эта цифра 3,3%. Этого, конечно, недостаточно, поэтому, на мой взгляд, о развитии здравоохранения и медицинской науки вряд ли можно вести речь. С такими реалиями мы можем быть только на уровне поддержания отрасли в минимальных пределах. Самое главное: вопрос о достаточном финансировании региона в этом году не решен, и поэтому говорить о прорывных технологиях, приобретении дорогостоящих аппаратов для клиник и лекарственных препаратов нового поколения для нашего края рано. Кроме того, существует кредиторская задолженность наших лечебных учреждений. Пути решения этой проблемы я, к сожалению, не вижу. Недостаток финансирования – вопрос очень острый, и в этом мы будем испытывать огромные сложности. Данная ситуация может потянуть за собой еще большее сокращение коечного фонда, уменьшение стационарной помощи, может отразиться на заработной плате врачей и среднего медицинского персонала, уменьшить возможности профилактики заболеваний, и, в целом, снизить качество медицинской помощи. Может осложниться при этом и поликлиническая работа: сократится время осмотра больных врачами, увеличится очередь к узким специалистам, возникнут проблемы с диагностическими исследованиями. В свою очередь, сокращение коечного фонда может привести к сокращению количества специалистов, таких, как хирурги, неврологи, терапевты, а также специалистов так называемого узкого профиля: онкологов, эндокринологов, окулистов и т.д. Сокращение количества штатных единиц приведет к уменьшению количества молодых специалистов в отделениях в целом по учреждениям и во всей отрасли. Это приведет по цепочке к недостатку кадров и к ухудшению уровня оказания медицинской помощи в крае в целом. Образно говоря, если уменьшить приток ручьев в реку, можно убить море. Да, мы сегодня живем в другой общественной формации, в другой стране. Мы живем при капитализме в рыночной системе. Но я считаю, что медицина, так же, как и некоторые важнейшие отрасли, например, оборона, космическая отрасль и т.д., должна быть на государственном обеспечении и финансироваться из средств бюджета.
Государство должно выделять из ВВП не менее 5-7% для того, чтобы поддерживать здравоохранение на необходимом уровне.
Здоровье населения – вопрос внутренней стратегии, от которого напрямую зависит здоровье нашего государства.
- Только ли финансирование отрасли влияет на сложившуюся ситуацию? Или есть и другие причины, от которых зависит эффективность работы системы здравоохранения края?
- Когда наша комиссия работала в поликлиниках и больницах, мы пытались понять, где и по каким причинам происходит сбой в оказании медицинской помощи. Почему в одной поликлинике или больнице люди выказывают недовольство, а в другой - нет? Оказалось, что зачастую эти причины вызваны не только и не столько недостатком финансирования, сколько элементарной безответственностью лиц, призванных управлять этими учреждениями, недостаточным реагированием на запросы больных, обращающихся за медицинской помощью. И, что самое возмутительное: среди таких поводов к недовольству имеются грубость, равнодушие и немилосердное отношение медицинских работников к людям. Оговорюсь, что это, к счастью, не общая тенденция, а, скорее, отдельные случаи. Но и это недопустимо. Ведь медицина по своей сути – само милосердие. И самое страшное в нашей профессии – это потеря нравственных ориентиров, что приводит, в конечном итоге, к поборам, стяжательству и коррупции. И, чего греха таить, проявление таких вещей у нас есть. Есть случаи, когда в государственных медучреждениях отказывают от госпитализации, откровенно требуют деньги за операции и процедуры. Но, к сожалению, у нас по таким вопросам серьезных разбирательств не бывает. В государственных лечебных учреждениях должна оказываться та помощь, которая предусмотрена стандартами в полном объеме и бесплатно. Если же требуются более сложные и дорогостоящие вмешательства, то больные должны переводиться для их получения в другие учреждения. Например, из районной или городской больницы переводиться в краевую, а при необходимости, и в лечебное учреждение центра: в Новосибирск, в Москву и т.д. Такая система должна быть четко выстроена, должна обеспечивать всех нуждающихся больных высокотехнологичной медицинской помощью в установленные сроки и в полном объеме.
- Но долгосрочная стратегия здравоохранения, которая разработана Минздравом России – это явный шаг в сторону платной медицины, особенно в части пункта о введении дополнительного страхования для тех, кто хочет получить в государственных медучреждениях услуги, которые не покрываются полисом ОМС.
- Безусловно, если мы сокращаем возможности получения бесплатной медицинской помощи в силу сокращения коечного фонда, количества специалистов, увеличения времени ожидания на консультации, сложные диагностические исследования, высокотехнологичную медпомощь, то увеличивается и число обращений за платными медицинскими услугами, т.к. люди будут просто вынуждены идти в частные лечебные учреждения за их получением. А где у населения такие средства? Поэтому у людей возникает справедливое чувство неудовлетворенности. И они в этом правы. Но по новой стратегии больные могут приобрести пакет платных услуг «ОМС+» в дополнение к полису ОМС. То есть у них появляется возможность дополнительной помощи. На мой взгляд, это всё же лучше, чем платить в конвертах, испытывая унижение и способствуя разрушению основ профессии, невольно внедряя в систему коррупцию. Ибо это явление называется именно так и не надо этого скрывать. Пусть люди открыто заплатят в кассу лечебного учреждения и получат за это своевременную помощь, а лечебные учреждения будут иметь средства для того, чтобы закупать необходимую аппаратуру и медикаменты. Это будет честно, открыто и прозрачно. Кстати, это правило внедрено в большинстве так называемых демократических стран, включая и США. И вообще, на мой взгляд, всякое зарабатывание и расходование денежных средств в лечебных учреждениях должно проводиться по определенным правилам и контролироваться вышестоящими организациями. Как известно, деньги любят счет, поэтому все заработанные средства должны быть на строжайшем учете в Минздраве региона. Они должны концентрироваться там и расходоваться по строго утвержденной программе, не распыляться на мелочи, т.е. в кризисных условиях выживания буквально каждая копейка должна быть на счету и расходоваться по предназначению. Вспомните, какое недовольство вызывало распределение премий и надбавок в лечебных учреждениях, когда эти средства распределялись с большими нарушениями по произволу руководителей. Нужно поставить вопрос о зарплате отдельных начальников учреждений, если она выше результатов его работы.
Кроме того, на мой взгляд, пора избавиться от многочисленных посредников на пути денег от федерального центра, краевых финансовых органов и Минздрава региона до лечебных учреждений. Я имею ввиду всякие посреднические фирмы и страховые компании, которые в условиях кризиса съедают значительную часть финансового «пирога». Их функции может с успехом выполнять сам Минздрав или отдел Министерства финансов нашего региона.
И теперь к вопросу о частных клиниках, которые работают и будут работать за счет средств ОМС. Есть опасения в том, что частники больше заинтересованы в своей прибыли. Что тут греха таить, бывает и такое, когда больному, который лечится по ОМС, приходится оплачивать еще некоторое количество анализов и других дорогостоящих исследований за свои деньги. Кроме того, ни один предприниматель не будет создавать на своей базе отделения для лечения больных со сложной патологией, требующих больших вложений, т.е. лиц, имеющих хронические заболевания, лиц пожилого возраста и т.д. Он привык к быстрому обороту денег. Значит, государственные учреждения будут по-прежнему заниматься лечением больных в полном объеме на скудном финансировании и рвать, что называется, из себя жилы, а частные клиники - «снимать пенки», еще и сманивая лучших специалистов к себе, имея лучшие возможности по увеличению заработной платы. Поэтому их работа должна быть очень прозрачной, под строжайшим контролем. К сожалению, мы констатируем, что у нас в крае не проводятся в достаточном количестве аудиторские проверки ни Минфином, ни Минздравом. Открытой информации о том, сколько денег выделяется за счет средств ОМС и как они расходуются, нет. Наша комиссия не могла найти ответы на эти вопросы. Я считаю, что это очень большой недостаток в работе соответствующих министерств и наших контрольных органов. Это усложняет сегодняшнюю ситуацию с распределением бюджетных средств и расходованием их строго по предназначению.
- Оптимизация продолжается… Какие выводы сделала ваша комиссия по первым результатам реформирования?
- Здесь надо обратить внимание на то, что сам Минздрав РФ призывает с осторожностью подходить к реформам.«Любое решение по реорганизации, изменению привычного порядка оказания медицинской помощи должно приниматься взвешенно, внедряться осторожно и терпеливо.Ведь оптимизация хороша тогда, когда она приводит к повышению качества медицинской помощи, ее доступности», - сказала Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова. Нашим руководителям здравоохранения нужно иметь в виду, что все решения, принятые в ходе реформ, должны приниматься взвешенно и аккуратно. Мы убеждены, что сначала надо доводить до населения всю необходимую информацию: зачем, как и для чего делается всё это, и после этого планово и поэтапно, с учетом имеющихся в регионе возможностей и мнения людей, приступать к их выполнению. Ведь посмотрите, какая была реакция наших забайкальцев, когда резко начали сокращать койки в реабилитационных лечебных учреждениях края.
Наша комиссия на протяжении четырех лет занимается этими вопросами. Всё недовольство и возмущение людей связано с тем, что болезненные для них изменения начинались без должного информирования и учета мнения тех, кто поправлял свое здоровье в этих учреждениях. Население привыкло к тому, что такие глобальные социально значимые вопросы, непосредственно касающиеся здоровья и жизнедеятельности людей, выносились на обсуждение. А здесь получилось так, что оптимизация, начатая в срочном порядке, привела к тому, что народ просто не принял ее, не понял доводов и, в результате, возникла эта критическая ситуация.
То, что страна сейчас находится в кризисе, знает каждый школьник. Причины общеизвестны, и я о них говорить не буду. Но помимо системного кризиса,экономической и политической его составляющих, еще есть изрядная доля недостатка в управлении. Работа с жалобами, поступающими в адрес Общественной палаты, анализ проведенных встреч и тщательное изучение сложившейся ситуации позволяют нам сделать некоторые выводы, которыми хотелось бы поделиться.
Например, сегодня, в этих условиях, наша краевая медицина, на наш взгляд, должна иметь современную структуру, новейшее техническое оснащение, быть мобильной, маневренной и высокоэффективной. Аппарату регионального Минздрава, на наш взгляд, нужно четко определить задачи для каждого лечебного учреждения, довести их до каждого руководителя и до каждого коллектива, чтобы иметь возможность быстрого реагирования на сложные вопросы, возникающие в ходе оптимизации и находить оптимальные пути и методы их решения.В крае есть учреждения, которые работают эффективно в нынешних условиях. Но далеко еще не все клиники к этому готовы. Поэтому опыт первых надо распространять.
Мы считаем, что одним из главных условий эффективности оказания помощи является правильная расстановка кадров организаторов здравоохранения, которые сумеют обеспечить эту работу. Мы говорим так, потому что убеждаемся в том, что в некоторых лечебных учреждениях неразбериха возникает часто от слабой организаторской работы руководителя. От этого страдает работа медперсонала всего учреждения. Главные врачи, начмеды, начальники отделений, главные медицинские сестры, хозяйственники должны четко и грамотно работать в условиях оптимизации. Здесь кратно возрастает роль эффективного контроля со стороны Минздрава. Необходимо выстроить систему так, чтобы она была взаимоувязанной и не давала сбоев. Мне кажется, что сейчас Минздраву ЗК нужно перейти на режим «ручного управления», о котором в последнее время часто говорит Президент России. Это огромный труд, но этот путь нужно пройти.
Хочу сослаться на слова Министра здравоохранения России В.И. Скворцовой: «Во многом эффективность работы зависит от того, насколько грамотно руководители здравоохранения в регионах и главные врачи распоряжаются имеющимися ресурсами, и насколько профессионально, честно и человечно исполняют свои функции медицинского работника... Во все времена врачевание было не только ремеслом и заработком, но, прежде всего, искусством понимания и особой философии служения людям. Важнейшей нашей задачей является возрождение авторитета и особой нравственности российских медиков, а, следовательно, и доверия россиян к отечественному здравоохранению».
Я думаю, что эти слова министра должны быть растиражированы и доведены до всех, потому что в них есть зерно истины. Корень всех зол в том, что мы, увлекшись зарабатыванием прибыли, забываем о нравственных устоях, на которых веками основывалась наша профессия. А ведь медицина – это не поле для сбора денег. Необходимо защитить отечественную медицину от сваливания в болото коммерциализации. Я говорил это всегда и утверждаю, что медицина и коммерция – это несовместимые вещи. И даже оказание платных услуг не должно быть коммерцией. Норма прибыли должна регулироваться закономи соответствовать только жизненной необходимости развития этих учреждений, а не «для жиру». Это – моё убеждение, сформировавшееся в результате многолетней работы в медицине, четырех лет работы в Общественной палате, где мы занимаемся защитой прав пациентов, в том числе, от неправомерных действий, от ущемления их конституционных прав на бесплатное медицинское обеспечение.
- Шухрат Сахибович, какими существенными чертами отличается работа Комиссии по здравоохранению Общественной палаты ЗК от работы государственных учреждений, осуществляющих надзорные функции?
Говоря об особенностях работы нашей комиссии, необходимо сказать, что мы работаем в рамках закона РФ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года, не подменяя собой государственные органы, которые наделены функциями надзора и проведения аудиторских проверок с изъятием и изучением финансовой отчетности и т.д. Мы получаем информацию непосредственно от граждан, обращающихся к нам по различным вопросам; участвуя в работе различных общественных организаций и советов, созданных в нашей отрасли, например: Забайкальской медицинской палаты; Общественной организации «Профессиональные медицинские специалисты»; Забайкальской краевой организации профсоюза работников здравоохранения РФ; Общественного совета по независимой оценке качества работы государственных учреждений здравоохранения ЗК и др.; изучаем мнения граждан путем прямого общения с ними в больницах, поликлиниках, диспансерах, санаториях, т.е. там, где происходит встреча пациента с врачом; и, наконец, участвуем в работе Минздрава ЗК наразличного рода совещаниях по подведению итогов работы по периодам, по вопросам реформирования отрасли, закупки дорогостоящей аппаратуры и т.п. Основываясь на накопленном опыте работы комиссии за предыдущие годы и собранном материале, мы пришли к выводу, что должны больше времени и усилий уделять работе на местах, работе в тех лечебных учреждениях, где есть проблемы, требующие для их разрешения вмешательства представителей общественных организаций. Однако для этого необходимо перестраивать работу самой палаты. Но это уже отдельный разговор.
По материалам газеты "Забайкальский рабочий"