Экстренное заседание Министерства международного сотрудничества, общественного Совета по туризму совместно с представителями туристического бизнес-сообщества прошло 30 января 2015 года. Причиной внеочередного собрания стала информация о том, что с начала года поток туристов в соседние регионы (Иркутская область, Республика Бурятия) существенно увеличился, в то время как Забайкальский край остался за бортом туристического движения.
Заседание открыла заместитель министра по внешнеэкономическим связям Наталья Солдатова с призывом к конструктивному диалогу ВСЕХ заинтересованной в успешном развитии забайкальского туристического бизнеса сторон. Тон разговору задал ролик об обмене опытом туристических походов, записанный крымскими и бурятскими КВНщиками. Признаться честно, на фоне небольшого фильма о путешествии в Крым и на Байкал, видео о красотах Забайкалья выглядят, мягко говоря, бледно.
Интерес представителей туроператоров вызвала презентация исследования спроса китайских туристов на забайкальские услуги. Особенно было отмечено количество авиарейсов в наш край и сопредельные регионы. С подробным докладом о количестве и качестве авиаперевозок рассказал Денис Каминский, коммерческий директор ОАО "Аэропорт Чита". Денис Юрьевич рассказал, что в силах компании открыть дополнительный рейс для туристов, главное, чтобы было наполнение этого рейса.
Еще один острый вопрос в очередной раз подняла замминистра - это представление Забайкальского края, как одного из основных туристических направлений на Дальнем Востоке. Информационное обеспечение, направленное во внекраевое пространство, на данный момент развито недостаточно. Владимир Алексеев, член Общественной палаты, отметил, что своими силами с поставленной задачей забайкальское туристическое бизнес-сообщество не справиться. Но ведь никто еще не отменял государственные гранты! Необходимо качественными, интересными проектами убедить правительства страны и края, в том, что Забайкалье - действительно интересный регион.
Из выступления Дмитрия Деменко, руководителя ТИЦ (Туристский Информационный Центр), стало понятно, что технический ресурс для знакомства других регионов с Забайкальским краем ЕСТЬ, но нет информации, которую, в первую очередь, должны предоставить сами операторы.
Экономическую сторону вопроса осветил в своем выступлении Владимир Алексеев. "Зачем едут в Россию, в Улан-Уде, в Иркутск монголы? Подавляющее большинство едет в Россию за дешевыми продуктами питания. Чем может быть интересна Чита в этом отношении? Боюсь, что не чем. Большая часть товаров, представленных на рынке Читы - это товары китайского производства, причем не лучшего качества. Весомый плюс в нашем положении только один - это уникальное географическое положение - не каждый субъект Российской Федерации является приграничным, и этот ресурс необходимо использовать максимально".
Одну из точек зрения на проблему высказала руководитель компании Риц-Н, Татьяна Романтеева: "На мой взгляд, прежде чем строить въездной туризм, нужно создать внутренний туризм. Главное сейчас создать программу, способствующую появлению объектов привлекательных для жителей нашего края и соседних регионов. Необходим воспитательный, патриотический элемент в этих проектах".
Была затронута и тема детского туризма. С докладом выступил Владимир Черепанов, руководитель Забайкальского детско-юношеского центра. Выводы его доклада не слишком оптимистичны: усиления контроля за этим направление деятельности усложняет работу. Дети отправляются на отдых, но организовать каждую поездку - стоит больших средств.
В самом заключении встречи заместитель министра коснулась самой насущной проблемы, какую только можно представить: санитарное обеспечение туристических маршрутов. Может быть, с постройки туалетов и стоит начать развивать внутренний туризм?
Стоит отметить, что Советы по туризму традиционно отличаются многочисленностью участников и продуктивностью работы, но прошедшее заседание можно назвать одним из самых конструктивных.
На протяжении многих встреч зрел и, наконец-то, разрешился вопрос о том, КТО должен предоставлять тур-продукты. Наталья Викторовна Солдатова озвучила информацию о том, что в прошлом году компания "Дарс" (одна из 70 туристических компаний!) предоставила туристический маршрут, приуроченный к 70-летию Дня Победы.
Основной вопрос, который лейтмотивом прошел через все совещание - ЧТО мы можем дать въезжающим туристам? - нашел истинно одесский ответ - а что мы можем дать СОБСТВЕННЫМ жителям? К сожалению, в настоящий момент, кроме высоких цен, неразвитой инфраструктуры и несогласованных действий, ничего. Но приятно видеть, как после совещание зал еще долго не пустует: представители тур-фирм, предприниматели, руководители прочих организаций собираются и в индивидуальном порядке, в приватной беседе договариваются о сотрудничестве, о взаимодействии и совместных мероприятий. Приятно слышать и видеть то, что министерство открыто для диалога и готово сотрудничать не только с туроператорами, но и налаживать взаимоотношения с другими органами власти.
Анна Казак