Новогодние каникулы в Забайкальском крае далеко не всем принесли радость - с 1 января отменили ряд направлений пригородных пассажирских железнодорожных перевозок. Но это не самое страшное: стоимость проезда на оставшихся направлениях приблизилась к экономически обоснованному тарифу и увеличилась в 10 раз.
История взаимоотношений краевых властей, Забайкальской пригородной пассажирской компании (ЗППК) и РЖД в Забайкальском крае тянется не первый год. В конце 2010 года правительство РФ передало организацию железнодорожных пригородных перевозок в полномочия регионов. С 2011 года Забайкальский край начали обслуживать пригородные компании, такие как ЗППК, созданная регионом и компанией РЖД. Так как экономически обоснованный тариф был слишком высок, региональные власти установили тариф в несколько раз ниже, взяв на себя тем самым обязанность компенсировать выпадающие доходы ЗППК. Региональные власти ежегодно закладывали на эти цели немногим более 100 миллионов рублей, что не в полной мере покрывает расходы компании-перевозчика. В тоже время, из федерального бюджета ежегодно выделяются средства на погашение части затрат по аренде инфраструктуры. И тем не менее, на начало 2015 года положение ЗППК не позволяет даже выдать работникам зарплату за декабрь 2014 года.
В Общественной палате края неоднократно проходили заседания рабочей группы по вопросу пригородных перевозок, по результатам которых были разосланы рекомендации всем заинтересованным сторонам. Последняя из них прошла в начале ноября 2014 года, накануне обсуждения бюджета края на 2015 год. Но все последующие движения краевых властей, администрации компании-перевозчика и РЖД так и не смогли привести к какому либо решению вопроса: долги погашены не были, плата за аренду подвижного состава снижена не была. 16 декабря региональная служба по тарифам определила ценовую "вилку" на проезд в электричках, максимум которой приближен к экономически обоснованному тарифу. Утверждение конечной стоимости проезда отдали на откуп копаниям-перевозчикам. ЗППК в свою очередь установила максимально возможный тариф. Таким образом, цена на проезд в электричке Чита — Карымская (около 100 км.) по новому тарифу выросла со 110 до 896 рублей, что совершенно не приемлемо для большей части населения. За первые две недели нового года пассажиропоток сократился в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Руководство ЗППК поставило вопрос остро: либо с 15 января электрички прекращают движение и в феврале 2015 года предприятие ликвидируют (а это более 800 рабочих мест!), либо погашение долга.
Итогом недопонимания между сторонами стал проведенный 14 января 2015 года митинг, инициированный компанией ЗППК. Люди рассказывали о тех лишениях, которые повлекут за собой повышение тарифа и отмена льгот. Картина вырисовывается, мягко говоря, печальная: больные не смогут добираться до врачей, учителя до школ, дети перестанут ходить в школу. Работы в деревнях практически нет, автомобиль тоже не каждый может заправлять, поэтому единственным способом перемещения остается электричка. Представители власти понимают, что отмена пригородного железнодорожного сообщения повлечет за собой колоссальные проблемы, но и повышение тарифа в 8-10 раз в нынешней экономической обстановке - не является путем решения.
В начале митинга генеральный директор ЗППК Николай Гаджала сообщил собравшимся о том, что власти края частично погасят задолженность перед компанией, и с 15 января движение поездов пригородного сообщения не отменят и тариф понизят до приемлемого. Создана рабочая группа в правительстве, которая будет заниматься дальнейшим решением этого вопроса.
Денис Лукьянов, председатель Общественной палаты Забайкальского края:
"Вопрос о финансировании компаний-перевозчиков в дотационных регионах, однозначно, должен решаться на федеральном уровне. На уровне местного самоуправления должен пройти процесс оптимизации перевозок, но без ущерба качества оказания транспортных услуг для населения. Транспортное сообщение быть должно, и в этом никто не сомневается. С властью надо работать, строить диалог, совместно искать пути решения. Митинги и ультиматумы, на мой взгляд, ни к чему хорошему не приведут. Нужно трезво понимать, что в бюджете края таких денег нет и в ближайшем времени на вряд ли появятся. Комплекс мер поможет решить этот вопрос, в первую очередь - это снижение стоимости аренды подвижного состава, которая одна из самых высоких в стране".
По итогам митинга единогласно принята резолюция, которая будет направлена Президенту, Правительству и Федеральному собранию Российской федерации, Правительству Забайкальского края. В своем решении организаторы митинга обращаются, в первую очередь, к Конституции РФ, в которой закреплено право граждан на передвижение.
Анна Казак