По инициативе Комиссии по развитию реального сектора экономики в Общественной палате Российской Федераци прошли общественные слушания по проблеме сокращения пригородных железнодорожных перевозок.
«Сегодня мы наблюдаем тревожную тенденцию — сокращение пригородных маршрутов по всей России. На данный момент сокращено порядка 500 маршрутов, при том, что некоторые из них были единственным видом сообщения с соседними территориями», — обозначил проблему член Комиссии ОП, вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев.
По его словам, проблема сокращения пригородных пассажирских перевозок вызвана взаимными претензиями региональных властей и представителей РЖД: «Пригородные транспортные компании требуют погасить задолженность, регионы просят сделать тарифы прозрачными — вопрос заходит в тупик, а страдают от этого граждане».
Начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин объяснил, с чем связано сокращение маршрутов. Он отметил, недофинансирование пригородных перевозок составляет 19 млрд руб.
«7 миллиардов рублей из федерального бюджета ОАО „РЖД“ недополучает на компенсацию потерь, вызванных применением льготного коэффициента к тарифам на услуги инфраструктуры, 5,5 миллиардов — нагрузка в связи с оказанием пригородным компаниям услуг по предоставлению в аренду подвижного состава, 6 миллиардов — дефицит субсидий из региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов ввиду применения тарифа ниже себестоимости, обновление парка подвижного состава — 12-17 миллирдов», — рассказал представитель РЖД. В 2015 году компании потребуется порядка 34 миллиардов на компенсацию потерь в доходах компании, заключил Белянкин.
Участники дискуссии предложили оптимизировать работу компании, чтобы ее деятельность в меньшей степени зависела от бюджетных компенсаций. Так, президент межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков считает, что необходимо составить перечень «социальных» маршрутов, закрытие которых будет невозможно, а для повышения эффективности работы пригородных компаний, которые сегодня являются дочерними предприятиями РЖД, ввести механизм конкуренции.
Заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России Наталья Яковенко поддержала идею развития конкуренции в сфере железнодорожных пассажирских перевозок: «По мнению ФАС России, уже давно назрела необходимость реформирования и перехода на рыночные взаимоотношения в сфере ж/д транспорта, а обязательным условием при формировании коммерческой инфраструктуры должна стать ее ориентированность на всех участников перевозочного процесса». При этом она отметила, что ставка аренды инфраструктуры, которыми оперирует РЖД, должны быть гибкими, прозрачными и экономически обоснованными.
Модератор дискуссии Евгений Казанцев сообщил, что Общественная палата подготовит заключение по итогам слушаний и направит его в РЖД и профильные органы исполнительной власти.
Источник: сайт ОП РФ