Епископ Читинский и Краснокаменский Владимир: Неотъемлемой частью гармоничного и полноценного воспитания человека является его знакомство с религиозной традицией своего народа. Это знакомство происходило когда-то в семейном кругу. Семья была первой школой жизни. Здесь ребенок узнавал азы веры, приобщался живому религиозному опыту, здесь ему объясняли, что такое хорошо и что такое плохо, здесь он приобретал представления о нравственных устоях и духовных ценностях. На протяжении веков духовным, культурным и государствообразующим стержнем русской цивилизации являлось православие. Православие сформировало менталитет нашего народа, выковало его характер, определило вектор культурного развития.
С какого возраста необходимо прививать ребенку основы духовно-нравственного поведения? Чем грозит подмена духовных ценностей материальными? Единодушны с педагогами в этом вопросе оказались и студенты.
Надежда Емельянова ,студентка 3 курса юридического факультет Читинского института БГУЭП: Я приводила вопиющий пример из судебной практики, который произошел в республике Бурятия – 8-летняя девочка утопила в луже девочку младше себя только за то, что она не дала ей примерить сережки. Проблема в том, что девочка из обеспеченной семьи, с родителями, с достаточным уровнем доходов. Воспитание ребенка начинается в семье. Возможно родители не дали чего-то нужного ребенку. Я говорю не о материальных аспектах, а о духовных, поскольку основные базовые ценности прививаются в семье.
Антонина Рогова, профессор кафедры педагогики ЗабГУ: То, что сейчас начинают акцентировать внимание на проблеме воспитания – это чрезвычайно важно. Потому что без ухода за внутренним миром, без возделывания внутреннего мира развить ребенка, сделать его мыслящим существом, а не просто биологическим потребителем материальных ценностей, невозможно.
Корни наркомании, алкоголизма, детских суицидов надо искать в перекосах, которые сложились в педагогической среде, вплоть до того, что слово «воспитание» исключили даже из законодательных документов. Взаимодействия с церковью боятся до сих пор, повторяя фразу столетней давности «Церковь отделена от государства!»
Вероника Димитриева ,доцент кафедры литературы ЗабГУ: Современному человеку, особенно руководителю, просто стыдно повторять эту фразу, как аргумент к тому, чтобы не взаимодействовать с Церковью, а заниматься духовно-нравственным воспитанием самим в стороночке, своими силами. На данный момент в нашем государстве есть мощнейшая база, которая не только позволяет взаимодействовать государственным образовательным организациям с Церковью, а просто показывает насущную необходимость этого. Вопросы духовно-нравственного воспитания мы не можем решать, не обращаясь за помощью к Церкви.
Особенно ценным в ходе работы площадки был обмен положительным педагогическим опытом и выявление острых проблем современного образования. Одна из таких проблем возникла с введением в школы курса «Основ религиозной культуры». Подготовленных квалифицированных педагогов оказалось очень мало. В Забайкальском крае кузницей таких кадров стал Институт повышения квалификации. Кроме лекционной работы педагоги подготовили уникальный проект – издание специальной библиотечки для преподавателей, где раскрываются самые сложные моменты в понимании православной традиции. На всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» он занял второе место. Руководителю проекта декану факультета гуманитарного образования Оксане Наделяевой награду вручили здесь, на образовательной площадке форума.
Завершилась работа секции принятием резолюции, в которой делается особый акцент на необходимости воспитания детей на основе духовных традиций и необходимости сотрудничества учреждений образования, культуры, социальной сферы и Церкви.
Источник: Студия СЛОВО Читинской и Краснокаменской епархии