В октябре 2013 года прошёл Гражданский форум Забайкальского края, на котором обсуждались самые животрепещущие вопросы, волнующие жителей Забайкалья. По итогам форума была принята резолюция, состоящая из 157 рекомендаций, адресованных органам государственной власти Российской Федерации и Забайкальского края, Общественной палате Забайкальского края, предпринимательскому сообществу, общественным организациям Забайкальского края. Общественная палата региона провела анализ исполнения рекомендаций и представила их в данном отчете.
Губернатору и Правительству Забайкальского края было адресовано 48 рекомендаций, Законодательному собранию – 6 рекомендаций, министерствам Забайкальского края – 21 рекомендация, органам исполнительной власти – 17 рекомендаций, работодателям – 5 рекомендаций, организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства, молодым предпринимателям – 21 рекомендация, институтам гражданского сообщества – 6 рекомендаций, редакциям газет и электронных СМИ – 2 рекомендации, региональному оператору – 1 рекомендация.
Общественной палатой Забайкальского края были направлены письма адресатам рекомендаций с просьбой предоставить информацию о реализации рекомендаций Гражданского форума 2013 года. Для проведения анализа исполнения рекомендаций поступили ответы от Правительства Забайкальского края, Законодательного собрания Забайкальского края, всех Министерств Забайкальского края, Государственной службы занятости населения, Государственной лесной службы, федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, УМВД России по Забайкальскому краю, Забайкальской региональной общественной организации «Союз предпринимателей Забайкальского края», фонда поддержки малого предпринимательства Забайкальского края, общественной организации «Деловая Россия», Некоммерческого партнёрства «Забайкальский союз предпринимателей».
Правительство Забайкальского края в письме о выполнении рекомендаций Форума указывает на недостаточное обеспечение майских указов Президента России. На их реализацию в бюджете предусмотрено 4.1 млрд. рублей, что составляет 18,6% от потребности (22,0 млрд. рублей), но работа в этом отношении ведётся. Предпринимаются меры по оптимизированию внутренних резервов краевого бюджета, усилена работа с федеральным центром по вопросам дополнительного финансирования из федерального бюджета. Внесены предложения для изменения статьи 57 Бюджетного кодекса Российской федерации в части установления норматива отчислений по таможенным платежам. Идёт работа по ускорению поэтапной отмены льгот по налогу на имущество для инфраструктурных объектов естественных монополий. Внесены предложения по совершенствованию Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской федерации.
В целях легализации трудовых отношений и профилактики теневой занятости в сфере трудовой миграции УФМС России по Забайкальскому краю осуществляет постоянный контроль за миграционной ситуацией в крае.
По вопросам профориентации молодёжи Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края с участием специалистов Службы занятости разрабатывается «Комплекс мер по организации профессиональной ориентации учащихся образовательных организаций и молодёжи на 2014-2016 годы на территории Забайкальского края».
Рекомендация относительно выплат в 2014 году субсидии работодателям с целью частичного возмещения затрат на оплату труда выпускников образовательных учреждений и выплат работникам за наставничество не реализована.
Государственной службой занятости населения Забайкальского края на селе была проведена работа с руководителями органов местного самоуправления, руководителями сельскохозяйственных предприятий, государственных учреждений здравоохранения по вопросу проведения весенне-полевых работ с учётом временного трудоустройства безработных граждан и незанятого населения. Результатом стало трудоустройство 2 463 безработных сельчан, что составило 90% от общей численности участников проводимого мероприятия.
Меры, осуществляемые сегодня в целях поддержки молодёжного предпринимательства недостаточны, в том числе и в части распространения информации о такой поддержке и реализуемых программах.
Законодательное собрание Забайкальского края в своем ответе указывает на нецелесообразность разработки Избирательного Кодекса, но в свою очередь ведет работу по сокращению объема и упрощению регионального Законодательства о выборах. Законодательным собранием ведется работа по подготовке законопроекта о поддержке молодежного предпринимательства.
По вопросу о формах финансовой поддержки селян, начинающих заниматься сельскохозяйственным производством подготовлены и направлены поправки в Государственную думу РФ с предложением увеличения суммы микрозайма с 1 до 3 миллионов рублей. В направлении создания и продвижения брендовой продукции Забайкальского края в ответе ничего не сказано. Работа в сфере поддержки АПК в Забайкальском крае ведется, даны рекомендации органам государственной власти.
Министерство финансов Забайкальского края в соответствии с рекомендацией Гражданского форума 2013 года проводит работу по привлечению средств федерального бюджета для исполнения положений Указа Президента №597. Неоднократно в текущем финансовом году Министерством направлялись письма с предложениями для решения данного вопроса членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы. Также были сделаны предложения об изменении статьи 57 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в части установления норматива отчислений по таможенным платежам – 100% в бюджет субъекта, на территории которого находятся приграничные районы с целью развития их инфраструктуры. Министерством направлены предложения по совершенствованию методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, по которой в последнее время наблюдается снижение. В соответствии с Соглашением с Министерством финансов РФ от 23 апреля 2014 года Забайкальскому краю был предоставлен бюджетный кредит с целью снижения расходов бюджета на обслуживание долговых обязательств. По решению трёхсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений от 7 июля 2014 года бюджету региона предоставлен бюджетный кредит на замещение рыночных обязательств. Распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2014 года бюджету субъекта из федерального бюджета предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, в том числе на частичную компенсацию дополнительных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы.
Министерство здравоохранения Забайкальского края в своем ответе отражает утверждённые приказы Министерства здравоохранения Забайкальского края, направленные на реализацию Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. №597 в части повышения оплаты труда работников здравоохранения, указана проведённая работа по ознакомлению всех заинтересованных лиц с этими приказами. По одному из пунктов (7.3.3. проводить расчёт средней заработной платы на штатную единицу, а не физическое лицо) приведена ссылка на статью 139 Трудового кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 года №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Таким образом, Министерство здравоохранения Забайкальского края отреагировало на рекомендации Гражданского форума - 2013. Вопросов в сфере здравоохранения сегодня достаточно, поэтому в рамках Гражданского форума - 2014 планируется провести дополнительные исследования по данной проблеме.
Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края в рамках реализации рекомендаций проведены следующие мероприятия:
Разработан проект Государственной программы Забайкальского края «Содействие занятости населения на 2014-2020 годы».
Для реализации обязательства принято распоряжение Правительства Забайкальского края от 26 ноября 2013 года № 622-р «О реализации Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Забайкальском крае», устанавливающее основные целевые показатели соотношения минимальной заработной платы с прожиточным минимумом трудоспособного населения и темпы роста минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики на период 2013-2018 годы.
С целью устранения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы и учета при формировании государственных заданий на подготовку кадров краевыми образовательными организациями проводится ежегодный мониторинг ситуации на рынке труда.
С целью оказания информационной и консультационной поддержки работодателям, работникам (представителям работодателей, работников) проводятся консультации по вопросам оплаты труда, охраны труда, уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений; проводится уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений, при которой выявляются условия, ухудшающие положение работников.
Проводятся заседания рабочих встреч, круглых столов по вопросам профилактики профессиональной заболеваемости в крае, по выработке предложений совместных действий в целях улучшения условий и охраны труда в организациях Забайкальского края.
Государственная служба занятости населения Забайкальского края в своем ответе информирует о деятельности службы в первом полугодии 2014 года, сообщает об увеличении показателей по организации профессиональной ориентации граждан, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Граждане вовлекаются в различные программы по трудоустройству: «Новый старт», «Клуб ищущих работу», «Формула успеха».
Одним из основных направлений профориентационной работы стала работа с молодежью, также регулярно проводится профориентационная работа с инвалидами.
Работодателем созданы оптимально допустимые условия труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
С целью повсеместного и полного распространения информации о положении на рынке труда, а также о своих услугах Государственная Служба занятости населения Забайкальского края задействует всевозможные информационные каналы и средства. В каждом центре занятости населения работает телефон «горячей линии», с помощью которого все желающие могут получить ответы на интересующие вопросы.
Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края представило обстоятельные ответы на рекомендации Гражданского форума. В стадии проработки, решения находятся вопросы газификации края, введения дифференцированных таможенных пошлин (совместно с Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой); проводятся лесоустроительные и кадастровые работы в общем территориальном выражении - 460,9 тыс га; достигнута договоренность с Законодательным Собранием края о подготовке законодательной инициативы по вопросу восстановления системы государственных экологических фондов. На сегодняшний день в Министерство не поступило предложений от индивидуальных предпринимателей или организаций по вопросу переработки отходов от использования кедрового ореха, отходов скорлупы шишек. Возможно, необходима актуализация этого вопроса среди местного населения.
Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма в своем ответе представило результаты работы, в полном объеме соответствующие рекомендациям Форума.
Для формирования положительного имиджа Забайкальского края министерство МСВЭСТ активно использует возможности мероприятий проходящих в европейской части России и за рубежом, переговорные площадки, инвестиционные форумы, международные ЭКСПО. Министерство выступило с предложением создать Совет по формированию имиджа региона, а также различных фондов, в том числе ООО «Забайкальский инвестиционный фонд», одной из задач которого является привлечение инвесторов и презентация региона за его пределами. Советника Губернатора по вопросам имиджа региона в штатную численность служащих не ввели из-за оптимизации численности государственных служащих. Создан совет инвесторов по разработке предложений по формированию региональной маркетинговой стратегии Забайкальского края.
Министерством МСВЭСТ проводилась работа по созданию ТОСЭР-ов, подписано 2 протокола по созданию промышленного парка «Амазар» и промышленного парка, направленного на глубокую переработку леса и создание новой экспортной позиции «Большой Хинган Синьлинь Забайкальский», в текущем году предприятие «Байкалруд» начинает экспорт продукции глубокой переработки. Проводится работа с бизнес-сообществом по отбору инвестпроектов, таких как: Амазарский целлюлозо-промышленный комбинат, предусматривающий потребление сырья из регионов Сибири и Дальнего Востока; «Аторейд» - создание дилерского центра «ФАВ» и центра сервисного обслуживания «СВХ» в поселке Забайкальск, рассчитанного на межрегиональное сотрудничество и обеспечение транзитного потока овощей и фруктов в регионы РФ; «Кенон» - логистический центр.
В течение года проведена работа с муниципалитетами по вопросам внешнеэкономической деятельности и соответствующего принятия нормативных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, в том числе реализацию инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. На сегодняшний день работа продолжается.
Работа по организации обновления, издания Реестра туристических ресурсов Забайкальского края и других рекламных материалов туристического потенциала выполнена не в полном объеме в связи с отсутствием финансирования программы «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013гг)». В настоящее время изучается возможность получения финансирования на переиздание реестра.
Совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края организовано обучение гидов и экскурсоводов в институтах города. Работа по государственной программе «Доступная среда» ведется не в полной мере, изучаются механизмы реализации программы, в том числе мероприятия, направленные на снятие барьеров при организации экскурсионной работы для различных социальных групп.
Утверждена государственная программа Забайкальского края «Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае (2014-2020 годы), включающая подпрограмму «Развитие туризма в Забайкальском крае».
Министерство культуры Забайкальского края в своем ответе по вопросу создания музея истории Китайско-восточной железной дороги (КВЖД) на территории Забайкальского края указывает на то, что история строительства КВЖД частично представлена в экспозициях государственных и муниципальных музеев Забайкальского края, в музее ОАО «РЖД» стационарно работает выставка, в которой представлена история строительства КВЖД.
Государственная лесная служба Забайкальского края в своем ответе по итогам реализации рекомендаций Форума указывает на введение новой главы в Лесной кодекс РФ «Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с нею». Гослесслужбой края разработан проект Концепции государственной лесной политики Забайкальского края на период до 2020 г., который размещен на сайте Министерства природных ресурсов края, сейчас проходит стадию согласования. Проведен анализ эффективности выполнения договоров аренды лесных участков за 2012-13 гг., в котором указаны суммы недоимки по договорам, однако, не указаны механизмы взимания этих недоимок. По вопросу введения дифференцированных таможенных пошлин на экспорт древесины с учетом глубины их переработки направлены запросы в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру для рассмотрения, которые в будущем будут реализованы совместными усилиями. Предоставление исключительного права на экспорт лесоматериалов биржевой организации может быть реализован по итогам заседания Президиума Госсовета РФ, на котором Президент поручил Правительству РФ проработать вопрос организации биржевой торговли круглыми лесоматериалами. По инициативе Губернатора Забайкальского края принято решение о создании «Музея кедра» в Забайкальском краевом краеведческом музее им. А.К. Кузнецова.
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в своем ответе о реализации рекомендаций Гражданского форума - 2013 предоставило анализ
санитарно-эпидемиологической обстановки в районе воздействия ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.
В письме Роспотребнадзора от 09.09.2014 года № 02У-05/9116 дана информация
об исследованиях почвы на содержание тяжёлых металлов в 3-х мониторинговых
точках, определённых зонами влияния золошлакоотвалов ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. В период
2012-2014 г.г. проведён отбор проб зоны влияния ТЭЦ-1. Не
соответствующих гигиеническим нормативам проб не выявлено. За этот же период
проведён отбор проб зоны влияния ТЭЦ-2. Не соответствовали
гигиеническим нормативам в 2012 г. 4 пробы по свинцу – превышение ПДК незначительное. Таким образом, ответ Роспотребнадзора отражает мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне действия ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Отклонений от гигиенических нормативов в последние годы не выявлено.
Управление внутренних дел России по Забайкальскому краю в соответствии с рекомендациями Гражданского форума 2013 года, организовало приём граждан, в том числе – пенсионеров, безработных, инвалидов, родителей детей, где есть проблемы с воспитанием детей, с участием представителей общественности. Организован прием граждан по личным вопросам как лично, так и в виде приема письменных заявлений. УМВД России по Забайкальскому краю проводит встречи с населением муниципальных образований Забайкальского края. Общественным Советом при УМВД по инициативе Общественной палаты проведен «круглый стол», в рамках которого были затронуты важные вопросы патриотического воспитания молодежи и подростковой преступности.
УМВД России по Забайкальскому краю организована работа детского «телефона доверия». В школах сотрудники УМВД России по Забайкальскому краю проводят правовые беседы, конкурсы, викторины по правовой тематике. Особое внимание уделяется роли родителей в воспитании детей. Проводится работа по профилактике подростковой преступности в виде приема граждан по вопросам воспитания несовершеннолетних, подростковой преступности и безнадзорности.
УМВД России по Забайкальскому краю уделяет внимание вопросам защиты прав забайкальцев, рассматривает данные вопросы на заседаниях Общественного совета при УМВД России по Забайкальскому краю, «круглых столах», встречах с населением и школьниками в учебных заведениях.
В рекомендациях Гражданского форума 2013 года для сферы образования были направлены несколько положений, среди них наиболее значимой являлась рекомендация по разработке и принятию Стратегии государственной молодежной политики и детства Забайкальского края до 2030 года. В течение года проведено обсуждение концепции на круглом столе с участием Общественной палаты Забайкальского края, проведена подготовка текста Стратегии, но процесс не завершен в связи с появлением проекта подобного документа на уровне Российской Федерации, в рамках Гражданского форума 2014 обсуждение будет продолжено. Важная рекомендация по разработке критериев начисления стимулирующей части заработной платы работников образования выполнена, к настоящему времени Министерство образования, науки и молодежной политики края разработало новое положение обо всех составляющих начисления заработной платы и участия в этом как работодателей, так и работников. Рекомендация относительно экологического образования и воспитания выполняется. Также получены ответы от Забайкальского аграрного института и Российской академии народного хозяйства и государственной службы о проведенной работе по выполнению рекомендаций прошлогоднего форума в части организации молодежного предпринимательства. В Забайкальском крае функционирует молодежный бизнес-инкубатор, его работа переформатирована после проведения Студенческой весны стран ШОС. Таким образом, рекомендации Гражданского форума 2013 выполнены, они содействовали улучшению качества работы системы образования и воспитания. Позиции Гражданского общества и региональных органов исполнительной власти гармонизированы по актуальным вопросам, поставленным в 2013 году.
Общественной палатой Забайкальского края осуществляется мониторинг исполнения рекомендаций гражданских форумов, конференций по соблюдению и защите конституционных прав человека и гражданина в Забайкальском крае. Мониторинг реализации рекомендаций, ответная реакция органов власти становятся предметом совместного широкого обсуждения на ежегодных Гражданских форумах, специализированных конференциях (правозащитных, «жилищных» и т.п.). Обеспечивается мониторинг реализации резолюций «круглых столов»: рекомендации по разрешению основных проблем жизнедеятельности населения Общественная палата отрабатывает в процессе подготовки, обсуждает их на своих тематических пленарных заседаниях и направляет для рассмотрения и реализации ответственным органам, организациям или должностным лицам.
Рекомендации Забайкальского Гражданского форума 2013 года использованы при подготовке Гражданского послания 2014 года. Реализация рекомендаций Форумов может ежегодно анализироваться и публично представляться в последующих Гражданских посланиях.
В марте 2014 г. Общественной палатой проводился II Краевой жилищный форум «Стань хозяином своего дома!», в рамках которого обсуждались вопросы работы Советов многоквартирных домов (МКД), начисления платежей по общедомовым нуждам, финансирования и организации проведения капитальных ремонтов МКД. Участниками Форума стали председатели ТСЖ, председатели и члены советов многоквартирных домов, инициативные граждане, руководители управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, представители органов региональной власти и местного самоуправления, руководители РСТ, ГЖИ, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Прокуратуры.
Продолжается работа проекта «Дежурный по Общественной палате», в рамках которого проводятся еженедельные тематические приемы граждан членами Палаты. Информация по итогам каждого приема, помощи обратившимся гражданам размещается на сайте Палаты.
В рамках реализации программы развития туризма на территории Забайкальского края при поддержке Общественной палаты создан Общественный совет по туризму. Его основная цель – эффективное взаимодействие с представителями общественных организаций, научного сообщества и деловых кругов при реализации полномочий в туристической сфере. Общественный совет по туризму является консультативным органом, который осуществляет деятельность по поддержке создания в Забайкальском крае развитого туристского комплекса.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что не получены ответы от Министерства образования, науки и молодёжной политики, Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края», Объединения работодателей Забайкальского края, Читинской государственной медицинской академии, Забайкальского государственного университета, Сибирского университета потребительской кооперации, Забайкальского института железнодорожного транспорта, Института природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения РАН, общественной организации «Выпускники Президентской программы».
Гражданский форум Забайкальского края является масштабной открытой дискуссионной площадкой по обсуждению ключевых проблем края и включению гражданского общества в их решение, выявлению актуальных гражданских инициатив и разработке предложений по их реализации, вовлечению широкой аудитории в активную гражданскую деятельность. Гражданский форум является высшей формой диалога власти и общества в Забайкальском крае. Проведенный анализ выполненных рекомендаций показывает, что данная форма диалога успешно реализуется, органы государственной власти (в большей части) принимают во внимание принятые рекомендации и выполняют их.