Ниже публикуется текст закона Забайкальского края "Об общественном контроле в Забайкальском крае" (по состоянию на 21.10.2014 г.), предлагаемый к публичным слушаниям на площадке "Школа Гражданина России" Забайкальского Гражданского форума 2014 года.
Публичные слушания состоятся 24 октября 2014 г. в 10.00 ч. по адресу: ул.Бутина, 39, актовый зал Администрации городского округа "Город Чита".
Приглашаем принять участие в публичных слушаниях заинтересованных граждан, представителей общественных организаций, органов власти и местного самоуправлении, средств массовой информации.
Сохранить проект Закона "Об общественном контроле в Забайкальском крае"
Текст проекта
для обсуждения на публичных слушаниях
(по состоянию на 21. 10.2014 г.)
ЗАКОН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Об общественном контроле в Забайкальском крае
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона Забайкальского края
Настоящий Закон Забайкальского края регулирует порядок организации и проведения общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций Забайкальского края, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные публичные полномочия (далее также – объекты контроля).
Под общественным контролем в настоящем Законе понимается общественная деятельность, осуществляемая в целях обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих объединений, учёта объектами контроля общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, а также в целях общественной проверки, анализа и оценки издаваемых объектами контроля актов, принимаемых ими решений и совершаемых действий на соответствие общественным интересам.
Статья 2. Правовая основа общественного контроля в Забайкальском крае
1. Общественный контроль в Забайкальском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации (далее также – Федеральный Закон), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, Законом «Об Общественной палате Забайкальского края», иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, муниципальными нормативными правовыми актами.
2. В соответствии с Федеральным Законом:
1) осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, регулируются соответствующими федеральными законами;
2) действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах;
3. Не допускается принятие нормативных правовых актов и совершение иных действий в целях воспрепятствования осуществлению общественного контроля.
Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля
1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) участвуют в осуществлении общественного контроля в Забайкальском крае как лично, так и в составе организационных структур общественного контроля, предусмотренных настоящим Законом.
2. Участие гражданина в осуществлении общественного контроля является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в осуществлении общественного контроля, а также препятствовать реализации его права на участие в осуществлении общественного контроля.
3. Граждане участвуют лично в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном Федеральным Законом, другими федеральными законами и настоящим Законом.
Статья 4. Задачи общественного контроля
Задачами общественного контроля являются:
1) формирование и развитие гражданского правосознания;
2) повышение уровня доверия граждан к деятельности органов власти, обеспечение взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества, участие граждан и их объединений в государственном и муниципальном управлении;
3) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение и защиту общественных интересов, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций,
4) обеспечение прозрачности и открытости, повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
5) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Статья 5. Принципы общественного контроля
Общественный контроль осуществляется на основе следующих принципов:
1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;
2) добровольность участия в осуществлении общественного контроля;
3) законность деятельности, объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля;
4) самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных объектов общественного контроля;
5) публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов;
6) обязательность рассмотрения объектами контроля итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, учет ими предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах;
7) недопустимость воспрепятствования осуществлению общественного контроля;
8) недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность и оказания неправомерного воздействия на объекты общественного контроля; презумпция добросовестности деятельности объектов общественного контроля;
9) соблюдение политической нейтральности субъектами общественного контроля, недопустимость их вмешательства в сферу деятельности политических партий; недопустимость влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля.
Статья 6. Информационное обеспечение общественного контроля
1. В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости субъектами общественного контроля могут создаваться специальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в соответствии с законодательством Российской Федерации могут использоваться официальные сайты объектов общественного контроля, Общественной палаты Забайкальского края и муниципальных общественных советов.
2. Субъекты общественного контроля размещают на сайтах, указанных в части 1 настоящей статьи, информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также информация, требования об обеспечении открытого доступа к которой содержатся в законодательстве Российской Федерации об общественном контроле.
3. Доступ к информации об общественном контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым.
4. Субъекты общественного контроля по запросам средств массовой информации обязаны предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации об общественном контроле.
Глава 2. Субъекты и объекты общественного контроля, их права и обязанности при осуществлении общественного контроля
Статья 7. Субъекты общественного контроля в Забайкальском крае
1. Субъектами общественного контроля в Забайкальском крае являются:
1) Общественная палата Забайкальского края;
2) муниципальные общественные палаты;
3) общественные советы при органах государственной власти, государственных органах Забайкальского края и органах местного самоуправления.
2. Для осуществления общественного контроля субъектами общественного контроля в Забайкальском крае в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, создаётся общественная наблюдательная комиссия за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также могут создаваться иные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля.
3. Субъекты общественного контроля в целях повышения эффективности общественного контроля, координации деятельности, объединения усилий и средств могут создавать ассоциации и союзы, а также проводить совместные мероприятия на основе принципов открытости, равноправия и сотрудничества.
Статья 8. Права и обязанности субъектов общественного контроля
1. Субъекты общественного контроля вправе:
1) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных федеральными законодательством, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Забайкальского края;
2) выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;
3) запрашивать у объектов общественного контроля необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, сведений о персональных данных и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
4) посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами Забайкальского края, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие объекты общественного контроля;
5) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение объектам общественного контроля и в средства массовой информации;
6) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля Уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае, а также в органы прокуратуры, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;
7) обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами.
2. Субъекты общественного контроля при его осуществлении обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;
2) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью органов государственной власти, государственных органов и органов местного самоуправления;
3) не создавать препятствий законной деятельности объектов контроля;
4) соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если её распространение ограничено федеральными законами;
5) обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в том числе – предоставлять эту информацию по запросам средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
3. Субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Общественная палата Забайкальского края
Общественная палата Забайкальского края осуществляет общественный контроль в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, Законом Забайкальского края от 4 марта 2010 года № 335-ЗЗК «Об Общественной палате Забайкальского края», настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края.
Статья 10. Муниципальные общественные палаты
1. Муниципальные общественные палаты формируются в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, нормативными правовыми актами муниципального образования.
2. В состав муниципальной общественной палаты не могут входить лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и Забайкальского края, должности государственной службы Российской Федерации и Забайкальского края, лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации.
3. Муниципальные общественные палаты осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном Законом Забайкальского края от 4 марта 2010 года № 335-ЗЗК «Об Общественной палате Забайкальского края», настоящим Законом и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих муниципальных общественных палатах.
Статья 11. Общественные советы при органах государственной власти, государственных органах Забайкальского края, органах местного самоуправления
1. Общественные советы при органах государственной власти, государственных органах Забайкальского края, органах местного самоуправления (далее также – общественные советы) выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены Федеральным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, положениями об общественных советах.
2. Общественные советы содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, общественной оценке деятельности органов исполнительной власти Забайкальского края и органов местного самоуправления.
3. Включение представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в состав общественных советов при органах государственных власти, органах местного самоуправления осуществляется руководителями этих органов с учетом предложений Общественной палаты Забайкальского края, муниципальных общественных палат, общественных объединений, иных объединений граждан.
4. На заседаниях общественных советов могут присутствовать заинтересованные представители общественности (без права решающего голоса). Руководители органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления обязаны обеспечить доступ представителей общественности, желающих присутствовать на заседаниях общественных советов этих органов, при наличии свободных мест.
Статья 12. Участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении общественного контроля
1. Региональные общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля посредством включения своих представителей в состав организационных структур общественного контроля, а также посредством внесения предложений субъектам общественного контроля о проведении мероприятий по общественному контролю.
2. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами общественного мониторинга, общественного обсуждения, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных настоящим Законом.
3. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации на основании результатов общественного контроля вправе:
1) направлять объектам общественного контроля предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
2) выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) оспаривать в установленном федеральным законом порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) объектов общественного контроля.
4. В случаях, предусмотренных федеральными законами, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в отдельных сферах общественных отношений, могут быть наделены указанными федеральными законами дополнительными полномочиями по осуществлению общественного контроля.
5. Особенности осуществления общественного контроля профессиональными союзами и общественными объединениями потребителей устанавливаются соответствующими федеральными законами.
Статья 13. Общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции и группы общественного контроля Забайкальского края
1. Общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции и группы общественного контроля осуществляют общественный контроль в целях содействия соблюдению законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, учета общественных интересов в отдельных сферах общественных отношений во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль.
2. Общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции и группы общественного контроля формируются субъектами общественного контроля по предложениям граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций и осуществляют общественный контроль на основе положений, разработанных субъектом общественного контроля в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, муниципальными нормативными правовыми актами.
3. Общественная наблюдательная комиссия Забайкальского края за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания осуществляет общественный контроль на территории Забайкальского края в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
Статья 14. Конфликт интересов при осуществлении общественного контроля
1. Общественный инспектор, общественный эксперт или иное лицо субъекта общественного контроля не допускается к осуществлению общественного контроля при наличии конфликта интересов при осуществлении общественного контроля.
2. В соответствии с Федеральным Законом:
1) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля и целями и задачами общественного контроля, установленными настоящим Законом;
2) под личной заинтересованностью общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля, которая влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля, понимается возможность получения общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, либо услуг для себя или для третьих лиц.
3. В случае возникновения у общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, общественный инспектор, общественный эксперт или иное лицо субъекта общественного контроля обязаны проинформировать об этом соответственно субъект общественного контроля или организационные структуры, указанные в частях 1, 2 статьи 7 настоящего Закона, в письменной форме.
Статья 15. Объекты общественного контроля, их обязанности и права при осуществлении общественного контроля
1. Объектами общественного контроля в Забайкальском крае являются:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные организации;
- иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
2. Объекты общественного контроля при его осуществлении обязаны:
1) предоставлять субъектам общественного контроля в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, информацию о своей деятельности, представляющую общественный интерес;
2) рассматривать направленные им запросы субъектов общественного контроля в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, регулирующим отдельные сферы общественных отношений, предоставлять запрашиваемую информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
3) рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля и информировать субъекты общественного контроля о результатах этого рассмотрения, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, при осуществлении общественного контроля вправе:
1) получать от субъектов общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и о его результатах;
2) направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля;
3) размещать информацию по вопросам общественного контроля за осуществляемой ими деятельностью на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Особенности осуществления общественного контроля за отдельными сферами деятельности объектов общественного контроля могут определяться законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Взаимодействие субъектов общественного контроля с органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении общественного контроля
1. Объекты общественного контроля рассматривают итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, муниципальными нормативными правовыми актами, учитывают предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в этих документах и информируют субъекты общественного контроля о результатах этого рассмотрения. Предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, а также степень их реализации учитываются при оценке эффективности деятельности объектов общественного контроля.
2. Органы государственной власти Забайкальского края и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль, рассматривают направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля и направляют субъектам общественного контроля обоснованные ответы о результатах рассмотрения итоговых документов, не позднее тридцати дней со дня их получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно.
Глава 3. Формы и порядок осуществления общественного контроля в Забайкальском крае.
Статья 17. Формы общественного контроля
1. Общественный контроль на территории Забайкальского края осуществляется в формах общественного мониторинга, публичных слушаний, общественных обсуждений, общественной проверки, общественной экспертизы, опросов общественного мнения, в иных формах, не противоречащих Федеральному Закону, а также в таких формах диалога и взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти, как общественные гражданские послания, иные гражданские инициативы, публичные отчеты руководителей органов государственной власти, государственных органов Забайкальского края, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, депутатов представительных органов власти и в иных формах взаимодействия.
2. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Статья 18. Общественный мониторинг
1. Общественный мониторинг (далее также – мониторинг) на территории Забайкальского края осуществляется субъектом общественного контроля как систематическое (периодическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
2. Организаторами мониторинга являются Общественная палата Забайкальского края, муниципальные общественные палаты, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Забайкальского края.
3. Мониторинг проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Порядок проведения мониторинга и определения его результатов устанавливается организатором общественного мониторинга. Организатор мониторинга обнародует информацию о предмете мониторинга, сроках, порядке его проведения и определения его результатов в соответствии с настоящим Законом.
5. При осуществлении мониторинга субъект общественного контроля вправе привлечь к его проведению общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации научные, экспертные организации и сообщества, общественных экспертов, средства массовой информации.
6. Организатором мониторинга по результатам его проведения может быть подготовлен итоговый документ, который направляется объектам контроля и подлежит ими обязательному рассмотрению.
7. Итоговый документ мониторинга, а также результаты его рассмотрения объектом общественного контроля, публикуются на официальных сайтах организатора, соответствующих органов государственной власти Забайкальского края и органов местного самоуправления.
8. При осуществлении мониторинга и (или) в зависимости от его результатов организатор мониторинга вправе инициировать проведение публичных слушаний, общественного обсуждения, общественной проверки, общественной экспертизы, опросов общественного мнения, иных общественных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Публичные слушания
1. Публичные слушания (далее также – слушания) на территории Забайкальского края осуществляются в виде собрания граждан, организуемого субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость, либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, общественные интересы, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
2. Слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах труда и социального обеспечения, охраны окружающей среды и обеспечения здоровья населения, образования, науки, культуры, обеспечения равноправия граждан, противодействия коррупции, межнациональных и межконфессиональных отношений, градостроительной деятельности, закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Забайкальского края, муниципальными нормативными правовыми актами.
3. Предметом слушаний могут быть проекты нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующие нормативные и распорядительные правовые акты, иные документы и материалы по вопросам части 2 настоящей статьи.
4.Задачами слушаний являются:
1) исследование положений, составляющих предмет публичных слушаний, на их соответствие общественным интересам;
2) оценка социальных, экономических и иных общественно значимых последствий принятия и реализации нормативных правовых актов, иных документов и материалов, а также действий объектов общественного контроля по вопросам, составляющим предмет слушаний;
3) выработка рекомендаций и предложений по решению вопросов, составляющих предмет публичных слушаний, а также нормотворческой и правоприменительной практики органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях обеспечения общественных интересов.
5. Порядок проведения слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Организатор публичных слушаний заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на слушания, а также обеспечивает возможность участия в слушаниях и информирования об их итогах представителей органов власти, в компетенцию которых входит решение обсуждаемых проблем. Организатор слушаний вправе устанавливать регламент их проведения и правила поведения участников.
6. Слушания проводятся открыто и гласно. Участники слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на слушания, участвовать в подготовке рекомендаций и заключений, осуществлять аудио, видеозапись и трансляцию слушаний в сети Интернет, в случае если это не нарушает действующего законодательства.
7. Слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.
8. По результатам слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.
9. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 20. Общественное обсуждение
1. Используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением, проводится в форме общественного обсуждения (далее также – обсуждение).
2. По проектам нормативных правовых актов, рассмотрение и принятие которых в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, муниципальными нормативными правовыми актами не может быть осуществлено без общественного обсуждения, проводятся обязательные общественные обсуждения.
Обязательные общественные обсуждения проводятся в отношении проектов:
1) Устава Забайкальского края, уставов муниципальных образований, законов и нормативных правовых актов, вносящих в них изменения;
2) законов о бюджете Забайкальского края и об его исполнении за предыдущий финансовый год; нормативных правовых актов о бюджете муниципального образования на предстоящий финансовый год и об исполнении бюджета за предыдущий финансовый год;
3) государственных целевых программ Забайкальского края, целевых программ органов местного самоуправления, а также нормативных правовых актов, вносящих в них изменения;
4) законов, регламентирующих порядок формирования и деятельности органов государственной власти Забайкальского края, а также законов, вносящих в них изменения; нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок их формирования и деятельности, а также нормативных правовых актов, вносящих в них изменения;
5) правовых и распорядительных актов и решений, касающихся вопросов: использования природных ресурсов, экологической безопасности, градостроительства, землепользования и застройки, непосредственно затрагивающих интересы местных сообществ.
3. Инициирует и проводит обязательные общественные обсуждения орган государственной власти или орган местного самоуправления, государственная и муниципальная организация, иной орган и организация, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, на рассмотрении которых находится соответствующий проект.
4. Задачами общественных обсуждений являются:
1) исследование положений, содержащихся в документах и материалах, составляющих предмет общественных обсуждений, на их соответствие общественным и местным интересам;
2) оценка социальных, экономических и иных общественно значимых последствий принятия и реализации актов и их проектов, иных документов и материалов, составляющих предмет общественных обсуждений;
3) выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию документов и материалов, составляющих предмет общественных обсуждений, а также нормотворческой и правоприменительной практики органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях обеспечения общественных интересов и интересов местных сообществ.
5. Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с Федеральным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, муниципальными нормативными правовыми актами.
6. Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на обсуждение.
7. Организатор общественного обсуждения не менее чем за двадцать дней обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов, проект нормативного правового акта, решения, иных материалов, являющихся предметом общественных обсуждений, вместе со всеми сопроводительными документами; при этом организатор обеспечивает всем участникам обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение.
8. Обсуждение проводится открыто и гласно. Участники обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение.
9. По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
10. Итоговые документы общественных обсуждений с отражением в них всех альтернативных точек зрения размещаются на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления, на рассмотрении которого находится проект нормативного правового или распорядительного акта, ставшего предметом обязательных общественных обсуждений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
11. Субъекты общественного контроля вправе направлять своих представителей и участвовать в обсуждении проектов решений, по которым проводились общественные обсуждения, на всех этапах их принятия органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственной и муниципальной организацией, иным органом и организацией, осуществляющим в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Статья 21. Общественная проверка
1. В соответствии с Федеральным Законом, общественная проверка - это совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, государственных органов Забайкальского края, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.
2. Инициаторами и организаторами общественной проверки могут быть субъекты общественного контроля, Уполномоченный по правам человека в Забайкальском крае, Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае. Для проведения общественной проверки её организаторы вправе привлекать общественных инспекторов.
3. Порядок организации и проведения общественной проверки устанавливается ее организатором в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края, муниципальными нормативными правовыми актами.
4. Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемого органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.
5. Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней.
6. При подготовке общественной проверки ее организатор вправе направить в проверяемые орган или организацию запрос о предоставлении необходимых для проведения общественной проверки документов и других материалов в соответствии с настоящим Законом.
7. По результатам общественной проверки ее организатор подготавливает итоговый документ (акт), который должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.
8. Итоговый документ (акт), подготовленный по результатам общественной проверки, направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 22. Права и обязанности общественного инспектора
1. Общественный инспектор - гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки. Общественный инспектор при проведении общественной проверки пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественных проверок в отдельных сферах государственного управления, в том числе правом получать информацию, необходимую для проведения общественной проверки, подготавливать (участвовать в подготовке) по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение), а также высказывать особое мнение в итоговом документе.
2. Итоговый документ (заключение), представленный общественным инспектором организатору общественной проверки, должен содержать объективные, достоверные и обоснованные выводы о результатах общественной проверки, а также предложения и рекомендации.
3. Общественный инспектор обязан сообщить организатору общественной проверки о наличии у общественного инспектора конфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давления на него. Информация об этом обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. В случае нарушения общественным инспектором обязанностей, установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, он не может быть участником данной общественной проверки и в дальнейшем привлекаться к проведению другой общественной проверки.
Статья 23. Общественная экспертиза
1. Под общественной экспертизой в настоящем Законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
2. Проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.
3. Общественная экспертиза может инициироваться и проводиться объектами общественного контроля.
4. Инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть Уполномоченный по правам человека в забайкальском крае, Уполномоченный по правам ребенка, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Общественная палата Забайкальского края, муниципальные общественные советы и иные субъекты общественного контроля.
5. Порядок проведения общественной экспертизы устанавливается ее организатором в соответствии с Федеральным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, муниципальными нормативными правовыми актами.
6. Если проведение общественной экспертизы в соответствии с федеральным законодательством является обязательным, организатор общественной экспертизы может привлечь на общественных началах к проведению общественной экспертизы специалиста в соответствующей области знаний (общественного эксперта) либо сформировать экспертную комиссию. Экспертная комиссия формируется из общественных экспертов, имеющих соответствующее образование и квалификацию в различных областях знаний.
7. Отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8. Срок проведения общественной экспертизы не может превышать сто двадцать дней со дня объявления о проведении общественной экспертизы, если иное не установлено федеральными законами.
9. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, должен содержать:
1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или не соответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или не соблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза;
3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза.
10. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 24. Права и обязанности общественного эксперта
1. Общественный эксперт при проведении общественной экспертизы пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественной экспертизы в отдельных сферах общественных отношений, в том числе правом подготавливать по результатам общественной экспертизы итоговый документ (заключение) либо участвовать в подготовке общего итогового документа (общего заключения).
2. Итоговый документ (заключение), представленный общественным экспертом организатору общественной экспертизы, должен содержать объективные, достоверные и обоснованные выводы о результатах общественной экспертизы.
3. Общественный эксперт обязан сообщить организатору общественной экспертизы о наличии у общественного эксперта конфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давления на него. Информация об этом обнародуется (в соответствии с настоящим законом), в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. В случае нарушения общественным экспертом обязанностей, установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, он не может быть участником данной общественной экспертизы и в дальнейшем привлекаться к проведению других общественных экспертиз.
Статья 25. Опрос общественного мнения
1. Опрос общественного мнения (далее также – опрос) проводится субъектами общественного контроля для выявления отношения и оценки населением, общественностью деятельности органов государственной власти, иных государственных органов Забайкальского края, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций Забайкальского края, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также проектов законов, иных нормативных правовых актов и их правоприменительной практики.
2. Предложения о проведении опроса могут вноситься объектами общественного контроля, а также региональными общественными объединениями.
3. Организатор опроса привлекает к его проведению специалистов в соответствующей области знаний, либо специализированную организацию. Отбор специалистов или специализированных организаций осуществляется организатором опроса на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. При проведении опроса общественного мнения не должны нарушаться права и законные интересы граждан. Участие граждан в опросе носит добровольный характер.
5. Опрос общественного мнения включает полный цикл работ (подготовка программы исследования, инструментария, сбор и обработка первичной информации, анализ результатов, подготовка итоговых документов).
Организация проведения опроса должна включать определение целей и задач, предмета и объекта исследований, методики сбора первичной информации и обработки данных, географии исследования, объема и характеристики выборки, расчет стоимости проведения исследования, сроки проведения исследования, требования к содержанию работ, оформлению результатов, объем итогового документа.
6. Итоговый документ, подготовленный по результатам опроса, направляется субъектом общественного контроля на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Статья 26. Определение и обнародование результатов общественного контроля
1. Определение и обнародование результатов общественного контроля осуществляются путем подготовки и направления объектам общественного контроля итогового документа, подготовленного по результатам общественного мониторинга, акта общественной проверки, заключения общественной экспертизы, протокола общественного обсуждения, протокола общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах, предусмотренных федеральными законами.
2. В итоговом документе, подготовленном по результатам общественного контроля, указываются субъекты общественного контроля, задачи, формы, место и время осуществления общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу прилагаются иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.
3. Субъекты общественного контроля обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного контроля и об их результатах, в том числе размещают ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, а также при необходимости направляют информацию о результатах общественного контроля в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль.
4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и в установленный законодательством Российской Федерации срок направлять соответствующим субъектам общественного контроля обоснованные ответы.
5. Субъекты общественного контроля вправе осуществлять мониторинг рассмотрения и оценку реализации выводов и предложений, содержащихся в итоговых документах, а также обнародовать результаты наблюдения за деятельностью объектов общественного контроля по учёту выводов и предложений проведенного общественного контроля.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле
1. Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
2. Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, равно как необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность объектов общественного контроля) и оказание неправомерного воздействия на стороны общественного контроля, в том числе иными органами, организациями и лицами влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
3. Нарушение субъектом общественного контроля, общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля настоящего Закона, в том числе размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" искаженных или недостоверных сведений о результатах общественного контроля, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Председатель Законодательного Собрания Забайкальского края Н.Н.Жданова |
Губернатор Забайкальского края К.К.Ильковский |