Гражданское общество – каково оно?

За последние два с лишним десятилетия в России сформировалось гражданское общество, значительно отличающееся от того, что было во времена Советского Союза. Со сменой политико-экономической формации изменилась и шкала ценностей как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом. Все силы государственного воздействия и влияния были направлены на то, чтобы выражение «раньше думай о Родине, а потом о себе» было позабыто. Личное благополучие выдвигалось на первое место, философия эгоцентризма стала главенствующей.

Государство озаботилось решением задачи - в кратчайшие сроки создать средний класс, подразумевая, что класс богатых уже создан в результате преступно проведенной приватизации общенародной собственности. При решении этой задачи никто не задумывался о том, что ни средний класс, а тем более ни олигархи не смогут решить главную задачу, стоящую перед государством – сохранение суверенитета, обеспечение неприкосновенности его границ, а при необходимости и отражения внешней агрессии. Это возможно только при условии консолидации всего гражданского общества.

Мы уже много лет ищем некую объединяющую идею, но до сих пор так и не нашли эту точку всеобщего объединения, расслоение общества значительно. За эти годы огромное количество талантливых людей покинули страну своих предков в поисках лучшей цены, за которую можно выгодно продать свой талант. Вывезено огромное количество денежных, культурных и сырьевых ресурсов. Результатом такого не государственного подхода стала девальвация квалифицированного труда, дефицит инженерных кадров, отток интеллектуального и финансового капитала из страны, упадок имиджа военной службы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В связи с событиями на Украине произошло некое осознание ошибочности такого попустительства по отношению к морально-нравственному состоянию российского общества. Нельзя жить только былыми заслугами и былыми успехами, тем более заслугами государства с другими идеологическими установками. Необходимо иметь собственные победы, способные показать всему обществу потенциал государства, вектор его развития, некие идеологические установки. Это послужит неким переформатированием в государственном подходе к оценке состояния гражданского общества и его значимости в решении стоящих перед государством задач.

Подъему гражданской активности, патриотических чувств и гордости за возможности государства, способствовал успех на зимней Олимпиаде в Сочи, вхождение Крыма в состав России, миролюбивая внешняя политика с чувством государственного достоинства.

Эту ситуацию необходимо использовать в работе со всеми институтами гражданского общества, функционирующими вне государственных структур, которыми являются:

- семья, как определяющая социальная ячейка гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
- общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
- органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
- некоммерческие организации;
- средства массовой информации и др.

Как видим, гражданское общество состоит их множества компонентов, основным из которых является семья. Именно семья является главным в процессе становления ребенка как гражданина. В семье он получает представление о чести и достоинстве, о правилах поведения, о добре и зле, о патриотизме, о смысле жизни человека в целом. Но когда мы думаем, что если в семье появился ребенок, то семья даст ему все, что бы он стал достойным гражданином. Ничего подобного. На самом деле это возможно при одном условии – если каждый из родителей сам получил все то, что сформировало его достойным гражданином, с твердыми устоями и представлениями о морали, нравственности, законопослушания, ответственности перед обществом и государством.

Но как раз этого и не происходило все последние десятилетия. Когда на первое место выставлялось достижение личного благополучия и на это понимание работали все средства воздействия, то мы получили индивидуумов с философией потребителей и иждивенцев. И вот они то и составляют современную семью. Семья с такими убеждениями родителей воспитает точное подобие себе. Институт семьи, как носителя воспитательной функции во многом утрачен.

И еще один аспект. Семья – это не просто союз мужчины и женщины. Семья может считаться семьей только тогда, когда у нее, как у птиц, есть свое гнездо, а в нем детеныши. Ни у одной птицы в гнезде не живет несколько семей, всегда только одна. Россия, как государство, не смотря на самую большую территорию, не может обеспечить каждую семью квартирой или домом – гнездом. Не решив этой задачи, нам только и останется, что вздыхать о демографической проблеме. Будет решена это проблема, будет решено и все остальное. В семье улучшиться атмосфера, появиться стабильность и уверенность за будущее своих детей, увеличится рождаемость, больше времени появится у родителей на воспитательный процесс. Так что я бы предложил в очередной раз подумать, как решить эту задачу, без её решения невозможно говорить о решении демографических проблем.

Подросток, достигая определенного возраста, начинает жить, подражая некоему идеалу. Этот идеал во многом влияет на его формирование как будущего гражданина. Откуда появляется этот идеал? Естественно из того, что он читает, смотрит, слышит, с кем общается, что ему говорят в школе и дома.

Наши современные родители не знают историю нашей страны ни в событиях, ни в лицах. Они не знают зачастую и историю своей семьи. Поэтому рассчитывать на то, что семья даст ребенку этот идеал, не стоит. В семье ребенок может наследовать только пример родителей.

СМИ в настоящее время во многом разлагающе влияют на формирование молодого человека. Героизация криминала, низвержение с пьедестала сотрудников правоохранительных органов, подмена производственных достижений успехами в развлекательной индустрии и, соответственно, выдвижение на первое место героев из непроизводственной сферы, не способствует подростку определиться с жизненными приоритетами, которые в дальнейшем перерастут в убеждения, необходимые для добропорядочного гражданина. Мы живем в атмосфере массированного ежесуточного вброса негативной информации, собранной по всему миру. Воспитание патриота невозможно в атмосфере вечных проблем, катастроф, негативного освещения реальности. Это убивает веру в будущее. Нельзя жить без позитива.

Следовательно, если для государства важно качество гражданского общества, то оно должно изменить свое отношение к СМИ. И если мы говорим, что против России ведется информационная война, то в этой войне наши СМИ занимают в лучшем случае нейтральную позицию, а нередко выступают и на стороне идеологических противников.

Литература, культура, искусство, журналистика. Их роль в формировании человека, как гражданина определяющая. Любая информация, исходящая из этих источников влияет на формирование личности, только с разным знаком. Люди, доступные к средствам воздействия на умы граждан, зачастую сами не являются патриотами своего Отечества.

Приобщение к культуре своих предков - еще одна оценочная величина по отношению к состоянию гражданского общества. В этом отношении наше общество тоже неблагополучно. Наблюдается явный перекос в сторону прозападной культуры. В этом отношении телевидение преуспело. Ни одного концертного фестиваля участием российских прославленных художественных коллективов. Всем известна избитая фраза: « На улицах побежденных звучит музыка победителей». Какая музыка звучит с экранов телевизоров в России, в ресторанах, на улицах? На каком языке поют наши конкурсанты на различных фестивалях, под какую музыку и какие ритмы, начиная с детских садов, танцуют наши дети?

Литературный продукт, предлагаемый нам для чтения не лучше. А ведь это все является результатом деятельности различных институтов гражданского общества.

В книжных магазинах полки завалены книгами, написанными теми, кто убивал наших дедов на полях Великой Отечественной войны. В многочисленных детективных сериалах сотрудники правоохранительных структур разговаривают на жаргоне преступного мира и ведут себя примерно также, вне правого поля. Это образец для подражания?

Необходим государственный заказ в этой области на такого рода произведения, которые способствовали бы формированию здорового духовно-нравственного состояния отдельно взятого человека и общества в целом. Колодец необходимо рыть до пожара, тогда в нем будет вода для его тушения.

Через семь месяцев человечество будет отмечать 70-летие со дня победы над фашистской Германией. Вклад Советского Союза в эту Победу нельзя переоценить. Более 20 миллионов погибших, среди которых большая часть мирные граждане. Беспримерный подвиг каждого и всех на полях сражений позволил этой Победе свершиться. При каждом удобном случае мы говорим: «никто не забыт и ничто не забыто». Но это не соответствует действительности. Немногие их наших молодых граждан могут назвать хоть кого-то из тех, кто совершил жертвенный подвиг на полях Великой Отечественной войны. В Северном округе Москвы есть школа №201, носящая имя Героев Советского Союза Космодемьянских, брата и сестры, погибших за светлое будущее. В свое время перед школой, в которой они учились, были установлены бюсты Героев. Уже в новейшей истории школа была закрыта на капитальный ремонт, потом в ней случился пожар. В общем, уже более 10 лет бюсты Зои и Шуры Космодемьянских смотрят на пустые оконные проемы. Школа переехала в новое здание, которое находится в 20 метрах, но бюсты оказались на новом месте не нужными. Вот вам и вечная память павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины.

В здоровом гражданском обществе это возможно?

Бочаров Вячеслав

Председатель комиссии по добровольчеству и волонтерству ОП РФ

Герой России. Президент благотворительного фонда помощи военнослужащим и участникам боевых действий «Солдаты XXI века против войн»

Источник: Общественная палата Российской Федерации

Фото: http://alfa-omsk.ru

 

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию