Игумен Димитрий: Проблема нашего народа в том, что мы отучились терпеть
   Традиционно, делегаты от Общественной палаты Забайкальского края в гостях
у радио "Маяк".
Игумен Димитрий Елисеев,
член комиссии по вопросам социальной
защиты и демографии
.

 

- Мы говорим о духовной культуре сегодня. Отец Димитрий, с чего начинается формирование духовного мира личности и в чем его основа?

- С самоопределения. Человек должен сам, пользуясь своей свободной волей, творческим разумом, сделать выбор – с кем он находится, на основании чего он будет выстраивать свои отношения, свою жизнь. Если этот человек религиозен, то есть, он понимает, что есть какая-то внешняя сила, которая не только воздействует на него, а скорее, служит ему образцом для подражания, то этому человеку, на мой взгляд, строить свою жизнь проще, поскольку у него есть критерии оценки.

- Готовые критерии?

- Притом, не просто готовые, а понятные. Если человек не религиозен, как он думает, то единственным критерием оценки может служить он сам. Но сам по себе человек имеет многие недостатки, и эталон этот меняющийся: сегодня он допускает одно, завтра – другое. И это зачастую как раз и приводит к тем катастрофам, которые происходят вокруг нас в мире.

- Какие катастрофы вы имеете в виду?

- В первую очередь, личные катастрофы. Вдруг человек начинает замечать и понимать, что его не любят, не уважают, не ценят, и не может понять – почему? Ведь для себя он – эталон, он такой хороший, замечательный, а другие этого не видят. И не могут увидеть, потому что и другой тоже такой хороший, замечательный, между собой они не могут быть соизмеримы, нет какой-то внешней силы, образца для подражания. Поэтому человек религиозный в первую очередь имеет четкий вектор, четкое направление, куда двигаться, чего достигать, и как себя соизмерять – достойно он поступил или недостойно, независимо от внешних обстоятельств, и более того, независимо даже от того, как он сам к этому относится.

- Достаточно ли, на ваш взгляд, внимания уделяется духовной составляющей жизни в сегодняшнем обществе? Насколько оно требовательно в этом плане?

- Мне кажется, что в современном обществе путаница понятий, и под духовностью подразумевается много из жизнедеятельности человека, что является только выражением духовности, но не самой духовностью. Допустим, театр, кино, игра на музыкальных инструментах, шахматы, спорт – это только выражение того, что внутри человека. Но, как сказал Господь, по плодам узнаете. Если это плоды добрые, если это подвигает человека к тому, чтобы стать лучше, тогда это выражение доброй духовности, а если этого нет, то это бездуховность. И недаром наши власти уже обращают на это внимание, и, насколько я успел узнать, наш президент даже подписал закон о запрете нецензурной брани в средствах массовой информации.


- В принципе, этого там и не должно быть изначально.

- На мой взгляд, да, это недопустимо, поскольку любой человек (я имею в виду, который хоть сколько-нибудь обращался с растениями) знает, что если ругаться над растением, то оно просто погибает, и наоборот: если с заболевшим растением поговорить, даже растение откликается и исправляется, а уж человек тем более.

- Оказывает ли какое-то влияние доступность информации на духовный облик человека? На мой взгляд, эта доступность, вседозволенность способствует искажению моральных ценностей, когда та же пропаганда насилия или терпимости к гомосексуалистам регулярно попадается на глаза.

- Средства массовой информации - это огромная сила, просто огромная. В наше время это особенно огромная сила. Насколько это важно в жизни человека? Я помню, в свое время узнал с удивлением, что в американской армии, когда новобранцев призывают, им на срок обучения запрещено даже газеты читать, не только телевидение и радио. Единственным внешним источником поступающих знаний, информации является их сержант. Тогда в человеке происходят изменения. Действительно, средства массовой информации – это не просто информация, это огромный рычаг воздействия. И мне кажется, нужно быть ответственным за то, что ты говоришь, что ты несешь людям.

- С другой стороны, из любой информации каждый человек делает какие-то выводы сам для себя.

- Если он способен к этому, если его этому научили. Как и в любом деле, если не изучить технику безопасности, не допускают до производства. Но почему-то у нас глубокое убеждение, что, поскольку я человек, я могу сам разбираться во всем. И поэтому на меня порой изливаются такие потоки разного рода информации, что я вроде бы имею основание судить обо всем в мире. Но мы говорили об этом уже, что когда я – эталон, то этот эталон очень непостоянный, и я буду меняться в зависимости от того, как эта информация на меня влияет. А церковь же, в свою очередь, предлагает человеку всегда думать, что он делает, зачем он это делает и, что очень важно, - что после этого будет. Как, допустим, можно ли пить? Конечно, можно. Это жидкое, значит, можно пить, но только очень быстро деградируешь и превратишься в ненормального человека, если вообще в человека. Можно ли курить? Можно, но только быстро умрешь. А вокруг - давайте посмотрим телевидение – главный герой, когда начинает переживать, он что делает? Курит. А когда трагедия семейная, чтобы заглушить боль, он пьет. Естественно, человек, казалось бы, критично относящийся, по штампу, выработанному в виде реалий, которые он перед собой имеет в течение долгого времени, начинает поступать точно так же. Это свойство человеческой психики – мы поддаемся массовому влиянию. Мы привыкли жить общиной, и как в общине происходит, такие штампы формируют в нас. Поэтому те, кто эти штампы формирует, несет ответственность. Меня всегда задевает фраза: «Он же взрослый человек, мог сам выбирать». Мог, если умел. Если его научили, он мог, тогда он отвечает сам. А если не научили?

- Зачем люди приходят в церковь сегодня? Много ли истинно верующих? Многим же веру заменяют ее символы: человек пришел, перекрестился, поставил свечку и считает, что живет духовной жизнью. Это как если в школе выпускник получает серебряную медаль за успехи в учебе, а на деле он неуч и невежа. Такое бывает на каждом шагу.

- Вы совершенно правы. Такое бывает и в церкви, к сожалению. Действительно, много людей, которые приходят, соблюдают только внешние обряды, что тоже им помогает, но это не является целью церкви – внешнее соблюдение обрядов. Конечно же, душа, которая живет в каждом человеке, она куда более важна, а работа эта более тонкая. Но не каждый готов, чтобы с его душой кто-то работал, как и зубному врачу. Все понимают, что зубы должны быть здоровы, но многие боятся прийти и вылечить, потому что бывает больно. А с душой еще больнее, потому что это сложно. Но, во всяком случае, придя в церковь, даже под этим внешним воздействием и если у него есть возможность побеседовать, поговорить, у него есть и шанс пойти по правильному пути, в отличие от того человека, который говорит: «Да все это предрассудки», - и вовсе не ходит. У него тогда и этого шанса не остается. Ну, и в церкви, и вне церкви всегда зависит от человека – воспользуется он или не воспользуется. Церковь никогда не навязывает и не принуждает человека делать только так. Наоборот. И патриарх об этом говорил, и владыка наш напоминает: если человек в церкви слышит, что его что-то заставляют делать, «вот только так, иначе ты погибнешь», - то есть, решают за человека его жизнь, то это уже опасно. Значит, что-то не так. Как жить человеку, все-таки человек должен решать сам.

- И именно церковь учит думать над своими поступками?

- В первую очередь думать, да. Потому что, в первую очередь, мы должны отвечать за те таланты, которыми наделил нас Господь. Под талантами мы подразумеваем не только общепринятое сейчас понимание: игра на музыкальных инструментах, - а можно быть одаренным сапожником. И это тоже талант, и насколько человек им пользуется, зависит от человека. Но чтобы правильно воспользоваться, нужно тоже подумать, что делаешь, зачем делаешь, и к чему это приведет. И тогда это будет результат. Церковь, действительно, призывает человека думать. Это очень важно.

- Отец Димитрий, ваша характеристика общего духовно-нравственного состояния российского народа?

- Простите, но я, в общем-то, не уполномочен за весь российский народ. Я могу отвечать только за тот участок, где я тружусь.

- Ваше мнение.

- Разное состояние. У нас тоже сейчас такая категоричность появилась – мы любим красить в белый или черный, в зеленый или красный, - а человек всегда разный. Один и тот же человек всегда разный, и это, кстати, очень хорошо, поскольку человек способен меняться, он способен стать еще лучше. Я бы, конечно, хотел, чтобы люди больше строили свою жизнь по евангельским заповедям. Я подчеркиваю, именно по евангельским, а не библейским. Все-таки, библейские заповеди: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и другие, - всем хорошо известны, но и честь выполнять их не очень велика, - все это Уголовный кодекс. А вот «Блаженны нищие духом, блаженны миротворцы, блаженны плачущие» - то есть, поступать не так, как сейчас призывает наш современный мир, поступать так, «как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними». Если я хочу, чтобы меня прощали, я сам в первую очередь должен прощать. Если я хочу, чтобы мне помогали, я сам должен помогать.

- Если я хочу, чтобы мне не вредили, я сам не должен вредить.

- Совершенно точно. И поэтому, если я кому-то делаю плохое, то я должен быть абсолютно готов, что ко мне вернется это многократно. И, к сожалению, я на своем опыте убедился: пожалеешь человеку помочь, и сам окажешься без помощи. А это очень быстро происходит, Господь, во всяком случае, священников быстро вразумляет.

- Да любой из нас на собственном опыте познал это правило.

- Ну, если человек способен слышать. Я помню, когда в первый раз прочитал Евангелие, меня поразили эти слова, часто повторяющиеся: «имеющие уши да услышат, имеющие очи да увидят». А нет, оказывается, мы слышим только то, что хотим слышать и видим то, что хотим видеть. Других, даже в семье, не слышим, не видим или не хотим видеть или слышать, - только то, что нам приятно.

- То есть, о духовном обнищании говорить все-таки нельзя, да?

- А это невозможно. Обнищание духовное невозможно, поскольку, «где приумножается грех, там при избытке существует благодать Божья». То есть, благодать Божья всегда везде в таком избытке, что это все равно что нищий на горе золота. Духовное обнищание – это не обнищание в нашем понимании, это на самом деле человек просто не хочет пользоваться. Это не обнищание, это нежелание пользоваться тем, что есть вокруг. И в любой момент, как только человек захочет этим воспользоваться, каким бы в нашем понимании он обнищавшим не был, он тут же это получит в полноте, может получить, если не разучится. Вот, сложность заключается в том, что с протяженностью времени у человека теряются навыки. Опять же, исследования показывают, человек, который около года не работает умышленно, то он теряет вообще навык работы, у него теряется способность, желание, интерес к работе. Он снова выходит на работу, но очень быстро с ней расстается. Как и в любом другом деле, если человек не хочет любить, отказывается от любви, то когда он встретится со своей любовью, то он порой просто не может правильно себя вести. Всегда нужно учиться. Доброму всегда нужно учиться.

- Мы заговорили о семье. Довольно печальная статистика – разрушаются семьи. Почему настолько искажены семейные ценности сегодня?

- Ой, ну это очень много факторов, которые влияют на это. Я, кстати, в первую очередь, не согласен, когда на первую линию выдвигают какие-то экономические обстоятельства. Как раз опыт подсказывает, что в сложных экономических ситуациях люди, наоборот, стремятся объединиться, сохраниться. А как только достигают благоденствия, достигают материального благополучия, то начинают по сторонам глядеть, что зачастую приводит к обратным результатам, люди расходятся. Так вот, в первую очередь, влияет то, что люди, вступающие в брак, на самом деле не понимают, что они делают и зачем они делают. Они даже не понимают, что такое брак, в принципе, поскольку супружество предполагает существование двух людей со своим миром. Каждый воспитан был в своей семье на каких-то своих ценностях, особенностях, нюансах, и тут он встречает другого человека, который получил другое воспитание. Хорошо, если оно схожее, тогда где-то легче. Но поскольку мы сейчас имеем «большую свободу», то границы этого воспитания очень размыты. И в первую очередь, то, что мешает этим людям быть вместе, - отсутствие эталона, каждый считает себя правым, он не хочет слушать другого, не хочет подчиняться, не хочет изменяться. А любовь – то чувство, которое должно объединять семью – в первую очередь подразумевает под собой жертвенность. Вот в чем любовь матери к ребенку? Отца к ребенку? Она зиждется только на одном, - что я готов за этого ребенка отдать все, что у меня есть, вплоть до жизни, хотя, может быть, мне этого не хочется. Умирать-то никому не хочется. Но если, не дай Бог, такой выбор предстоит – кому жить, то мне деваться-то некуда уже, хочется-не хочется, я должен так поступить, потому что это мой ребенок, я его люблю. Иначе невозможно, иначе я не человек, как мне-то потом жить. И когда люди вступают в брак, они даже не понимают, что это точно такая же ответственность: я отвечаю за того, кто рядом со мной, независимо, моя ли это жена или это мой муж, я отвечаю за него полностью, я должен сделать все, чтобы сохранить семью. В первую очередь, как и в любом другом деле, я должен понимать, что для меня ценно. Ценно добиться своего, доказать свою правоту или сохранить ту любовь, которая между нами была, та, которая привела в семью? Причем, я под семьей подразумеваю однозначно и без всяких оговорок заключенную в государственном органе – ЗАГСе, или венчанную в церкви, потому что все остальное – это сожительство.

- Блуд.

- Ну да, блуд. Другого варианта нет. И в этих блудных отношениях тоже, к сожалению, множество нюансов, начиная с того, что по своей психологии чаще всего женщины, даже находясь в таких отношениях, относятся к этому более серьезно. Для них это все равно перспектива будущей семьи, а мужчина, к сожалению, чаще всего – «давайте попробуем». Ну, что за пробы? Что же, пирожки едят? Готов ли я отвечать за человека или не готов? Вообще, ответственность в этом мире за все должны нести мужчины. К сожалению, та теория, идеология равноправия, которую нам сейчас пытаются так активно внушать, пагубная, особенно для нас, мужчин. Поскольку, как только нам скажут, что я имею такие же права…

- С тебя снимается часть ответственности.

- Но это не буквально говорится. «Я имею такие же права, как и ты». Мы же, согласно нашей мужской логике, раз права, значит, и обязанности. Значит, ты сама выноси мусор, сама тягай тяжелое, прибивай гвозди, ремонтируй розетки и прочее, - ты же такая же, как и я. А мужчине, наоборот, нужно постоянно напоминать, что он мужчина. Его нужно понуждать к тому, чтобы он был мужчиной, начиная с того, что пальто не надевать, пока мужчина не подаст его, не выходить из машины, пока мужчина не откроет дверь. Вот так вот, воспитывать нужно. А воспитание возможно и правильно, когда оно идет в семье, когда есть мама, папа, на образце которых дети воспитываются. И поэтому когда некоторые женщины начинают утверждать – я и сама могу воспитать (я не навязываю, это мое мнение), женщина, как и мужчина, не способна полноценно воспитать ни мужчину-сына, ни дочку-женщину, как будущую жену, поскольку нет образца поведения, как вести себя в своей семье. И, к сожалению, статистика очень печальная: 50% браков распадаются. Особенно большой процент приходится на первый год совместной жизни, потому что не приучены трудиться. И родители в этом деле содействуют, вместо того, чтобы внушать своим детям ответственность за поступок, как быть в браке, как жить в браке, родители зачастую родительское благословение заменяют словами «вам жить». Жить-то им, конечно, но внуков кому нянчить, если доживем до этих внуков? И поэтому родители должны нести ответственность и в этом, подсказать. Не вмешиваться постоянно в жизнь молодых, но, на мой взгляд, самая правильная политика – это когда родители мужа защищают жену, а родители жены защищают мужа. Тогда есть возможность сохранить семью даже в сложных ситуациях.

- Значит, корень зля в недопонимании?

- В недопонимании и нежелании трудиться. К сожалению, это не мною сказано, - проблема нашего народа в том, что мы отучились терпеть. Так, как еще недавно терпели наши родители, бабушки, дедушки. Им приходилось куда более тяжело, нежели нам, - они перенесли куда более тяжелые жизненные обстоятельства, беды и невзгоды и терпели. А мы этого не желаем, мы хотим все в легкую – только пришел на работу, и у меня сразу возможность купить и машину, и телевизор плазменный во всю стенку, и квартиру. А если это не так, то работа не нравится, буду искать что-то другое. Нигде в мире так не живут, как мы живем. Мы живем, на самом деле, очень расслаблено, простите. Очень расслаблено.

- Для чего эта почва – для снижения духовной культуры?

- Совершенно точно. Человек не хочет трудиться. Представим, что ученик в школе не хочет учиться. Если он не хочет учиться в любой школе – обычной, музыкальной, спортивной школе, - он достигнет какого-нибудь результата? Вот вы упомянули серебряную медаль, - трудился бы, получил бы золотую. «Да, золотая медаль ничего не решает». Так, может быть, ничего не решает, но человек приучился бы трудиться, и тогда на работе бы он трудился, в семье бы он трудился, детей воспитывая, он трудился бы. Мы, к сожалению, забываем, что воспитание детей – это особый труд, огромный труд. Слава Богу, сейчас многие родители готовятся к тому, чтобы стать родителями. Я имею в виду молодежь, - читают, изучают, смотрят видеопрограммы, чтобы правильно воспитывать своих детей. Очень хорошо. Но, к сожалению, еще большая часть этого не делает вообще и считают, что если они достигли какого-то возраста, то они способны. И, опять же, они выступают критерием правильности-неправильности воспитания детей. А дети – это, действительно, такое замечательное создание, что любой ребенок, в какой бы семье он ни родился, в каких бы условиях родители ни проживали, до года – это ангелы. Но что с этими ангелами к годам шести уже происходит? В шесть лет по детям можно абсолютно точно выносить суждения о родителях. Абсолютно. Потому что все, что к шести годам ребенок получил, как он себя ведет – это все внутри семьи есть. Оно может тщательно скрываться от внешнего мира, родители могут вести себя совершенно по-другому, но как ведет ребенок – это показатель того, что происходит в семье, порой в буквальном смысле слова.

- То есть, дети – зеркало семьи?

- Абсолютно точно. Потому что они калькируют то поведение, которое они видят перед собой. Сам процесс воспитание – это не слова, которые мы говорим, а, в первую очередь, те стереотипы поведения, которые из раза в раз повторяются. Если, допустим, родители не моют руки перед едой, ребенок в жизни никогда их не будет мыть. Потому что откуда бы он тому научился, с какой стати? И дети в этом смысле для нас, для взрослых, являются и воспитанием – не мы их воспитываем, на самом деле, а они нас воспитывают. Поскольку как только я вижу, что мой ребенок ведет себя не так, я в первую очередь должен поглядеть, кто же его научил этому. А ответ один – к сожалению, в 99 случаях из 100 это я научил. Ну, что-то он, может быть, и на улице, в детском садике подхватил, но плохое к хорошему вряд ли прилипнет. К примеру, если в семье не курят, как бы на улице ни говорили, что курить – это хорошо, ребенок курить все равно не будет, потому что он видит перед собой пример. Тогда, когда родители действительно являются примером. Воспитание – это все-таки процесс активного участия родителей в возрастании и научении этому ребенка. Единственным критерием и целью воспитания должна быть любовь в высоком смысле этого слова. И тогда мы детей сможем научить. Потому что у нас, к сожалению, в бывшем Советском Союзе, ныне в России.

Павел Полянский

Источник новости: ГТРК "Чита"

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию