Родители с образованием 6-7 классов воспитывают от 3 до 13 детей
 

Обсуждаем тему рискованного поведения среди подростков и молодежи. В гостях у радио «Маяк» член комиссии Общественной палаты по вопросам молодежи Елена Сулоева и психолог Центра планирования семьи Артем Платонов.

 

- Начнем с общего состояния забайкальской молодежи – и морального, и физического. О каких проблемах в этом плане можно говорить?

Елена Сулоева: Не секрет, что здоровье подростков в Забайкалье вызывает тревогу. Сейчас наметилась тенденция к снижению доли здоровых подростков и детей. А для нас это очень важно, потому что подростки и молодежь – это будущий резерв нашего общества, интеллектуальный, экономический, и самое главное, репродуктивный. Молодые люди, возможно, меньше болеют, чем дети и пожилые люди, но они сталкиваются с большим количеством проблем, связанных со взрослением. Поведению, которое практикуется в наше время многими молодыми людьми, свойственно стремление к риску, к экспериментированию с наркотиками, алкоголем, ранним началом сексуальных отношений. Это негативно влияет на их жизнь и здоровье их будущих детей.

- Что такое рискованное поведение?

Артем Платонов: Термин «рискованное поведение» стал сейчас часто употребляться, потому что молодежь часто стала потреблять различные психоактивные вещества, как легкие, так и тяжелые, пробуют различные алкогольные напитки. К рискованному поведению относится и употребление табака. К рискованному поведению можно отнести и малоподвижный образ жизни, когда подростки большую часть времени проводят за компьютером, заменяя реальное общение виртуальным. К рискованному поведению также можно отнести получение и использование некорректной информации. Молодежь сейчас, зачастую, сталкиваясь с какой-то проблемой, обращаются к таким же подросткам, которые так же не обладают адекватной и объективной информацией, либо к интернету, где вычленить объективную информацию очень тяжело, и используя эту информацию, они могут нанести вред своему здоровью или здоровью других. Наша работа направлена на то, чтобы направить молодежь в нужное русло, чтобы они умели правильно использовать полученные сведения и нанесли вред своему здоровью. Это может быть любая информация.

Елена Сулоева: Это может быть информация о самолечении заболеваний, которые передаются половым путем. Подростки друг другу рекомендуют что-то, что очень часто не верно.

- Насколько остро стоит проблема таких заболеваний среди подростков?
Елена Сулоева: Достаточно остро. Особенно остро стоит проблема скрытых инфекций, которые никак не проявляются, это просто может вызвать бесплодие, повлиять на здоровье будущих детей.

- В чем причина рискованного поведения? Как у подростков формируется склонность к саморазрушению? Сами они виноваты в этом?

Артем Платонов: Здесь очень сложно их обвинять. В подростковом возрасте молодые люди склонны к различным экспериментам, это психологическая особенность этого периода взросления. Здесь даже можно сказать, что ответственны больше взрослые, родители, то окружение, в котором они находятся. Если окружение будет негативное, то и эксперименты будут такими же. И эксперименты могут застрять на стадии привыкания. Одно дело – ребенок просто попробовал, закурил, выпил алкоголя немножко, другое – когда это происходит систематически.

- То есть, мы говорим о примере семьи сейчас?

Елена Сулоева: Ну да, у нас же какой родительский стереотип? Мы привыкли навязывать детям свое мнение – делай как я говорю! А должно быть – делай как я. То есть, на своем собственном примере. Если родители злоупотребляют алкоголем или имеют вредные привычки, а ребенку говорят не пить и не курить, это абсурд. Нужно на собственном примере. Все идет из семьи. 

- А возможно ли перебороть дурные наклонности у подростков? Есть какие-то способы их искоренения?

Артем Платонов: Есть хорошие способы. Самое основное – это отвлечение подростка от улицы. Сейчас говорят о вовлечении его в социальную, физически, психологически здоровую среду. Тут необходима работа как со стороны семьи, со стороны школы и со стороны общества – создание различных кружков, молодежных организаций, где подростки могут получить как объективную информацию, так и реализовать свой творческий потенциал. Поскольку в подростковом возрасте психологическая энергия активно формируется и требует выплеска – подросток должен иметь возможность реализовать свои способности. Если такой возможности у него нет, то мы имеем то, что сейчас имеем.

Елена Сулоева: Важно, что и родители, и общество должны научить подростка отвечать за свои поступки, уметь принимать верное решение в той или иной ситуации.

- Как его можно этому научить?

Елена Сулоева: В Центре планирования семьи существует очень много методик. Мы приглашаем к себе молодежь, проводим различные акции, тренинги, беседы. Многое все-таки зависит от родителей. Ребенок должен быть уверен, что он любим. Зачастую мы наблюдаем такую ситуацию: мама тащит за руку маленького ребенка с мороженым в руке. Она торопится, бежит, ребенок споткнулся, упал, испачкался мороженым. Какая реакция у мамы? «Ах, ты такой-рассякой! Ты испачкал нарядный костюмчик, больше никогда не куплю тебе мороженого!» Все, что осталось в голове у ребенка – мама сердита, я сделал плохо, она мне никогда не купит мороженого. Возможно, в дальнейшем, мама даже не поймет, почему ее подросший сын скрывает плохие оценки, не рассказывает о проблемах в школе, с друзьями. У него где-то остался стереотип, что если он маму огорчит, то она будет недовольна. И отсюда вытекает, что ребенок не уверен в себе. мы сами ее воспитываем.

Артем Платонов: Момент осуждения со стороны родителей – это очень важная тема. В принципе, и в благополучной семье, где родители ведут здоровый образ жизни, заняты на работе, материально благополучны, в то же время из-за недостатка времени, неправильного воспитания в их семьях, они порой реагируют на, казалось бы, пустяшные ситуации с большой требовательностью к ребенку. Это во многих семьях встречается, даже в тех семьях, где родители имеют несколько высших образований, в том числе и педагогических. Просто это особенности нашей жизнедеятельности. Но если родители всегда реагируют с осуждением, то подростки, находясь в чувствительном к внешнему воздействию возрасте, могут неправильно среагировать и уйти в другую сторону, от социально желаемого поведения уйти к асоциальному или даже антисоциальному. Иногда встречаются такие семьи, где подросток находится в ежовых рукавицах, и из протестных чувств уходит в группы наркоманов, алкоголиков, но могут и уйти в различные молодежные субкультуры – эмо, готы, прочие. Ребенок пытается именно из протеста стать другим. И все может начаться с простого замечания, что ребенок упал и испачкался мороженым. Такие моменты иногда надо тоже контролировать. На базе нашего центра ведется работа именно не по осуждению поведения подростков. Доводя до подростков информацию о вреде курения, алкоголя, наркотиков, мы их не осуждаем, а просто рассказываем о последствиях. Поскольку, если мы будем и осуждать, то тем самым мы будем воздействовать на ту болевые точки, которые у большинства есть – нам всем в детстве делали замечания. Они просто не воспримут то, что мы им говорим. Мы их не осуждаем, а пытаемся различными методами объяснить вред, показать, что этого делать не надо. Но если ты это делаешь, то будь добр брать ответственность за последствия на себя.

- Какие аспекты рискованного поведения вызывают наибольшее беспокойство?
Артем Платонов: Нельзя сказать, что больше или меньше – беспокойство вызывает все рискованное поведение.

Елена Сулоева: Я бы сказала про пивной алкоголизм.

Артем Платонов: Да. На самом деле, зачастую подростки думают, что единоразовое потребление алкоголя или небольших его доз большого вреда организму не принесет. Выпил чуть-чуть, протрезвел и нормально, и больше не пью. Тем самым попадая в ловушку. Подростки могут употреблять алкоголь на протяжении недели, так и формируется пивной алкоголизм. Есть еще такой вид как запойный алкоголизм. Считается, что употребление любой дозы алкоголя чаще, чем раз в три месяца – это уже риск получения алкоголизма. Чем чаще подросток употребляет, а у нас, как правило, это выходные, свободные от занятий и общественных работ время, когда подростки идут на дискотеки, в клубы, где попадают в ту среду, которая располагает к распитию спиртных напитков. Это настораживает, потому что алкоголь влияет на репродуктивное здоровье, и даже малые его дозы в старшем возрасте очень сильно аукнутся ему. Это рождение нездорового потомства.

Елена Сулоева: Немного продолжу тему алкоголя. Особенно вызывает тревожность женский алкоголизм, что девушки наравне с молодыми людьми употребляю пиво и слабоалкогольные напитки. Я, как медицинский работник по специальности акушерство и гинекология, хочу отметить, что для девочки это вообще недопустимо как для будущей мамы, потому что половые клетки, с которыми она родилась, нужно беречь как драгоценность. Употребление спиртных напитков ведет к раскованности и создает риск определенных отношений. Я у подростков спрашиваю, как они относятся к девушкам, которые наравне с ними употребляют алкоголь, курят и достаточно доступны, и всегда предлагаю молодому человеку откусить яблоко, которое уже было надкушено. Они отказываются. В общем-то, такая аналогия и в жизни существует. Молодые люди стараются для брачных отношений искать девушку не из такой среды, они ищут будущую мать.

Артем Платонов: Информация на заметку девушкам, которые мечтают в ближайшее время выйти замуж – необходимо поберечь и себя, и свое здоровье не только для будущего потомства, но и для получения хорошего мужа. Зачастую бывает такое, что два сапога – пара находят друг друга, то есть, если девушка часто употребляют алкоголь и ведет себя раскованно, то и избранник ее выберет ее. Мы же все кучкуемся по общности интересов, вот они и найдут свой общий интерес. И естественно, этот общий интерес приведет к не очень хорошим последствиям.

- Главная проблема – разница в психическом и физическом развитии: люди достаточно большие, чтобы быть свободными, но недостаточно большие, чтобы быть ответственными. Есть способы гармонизации психического и физического развития?
Артем Платонов: Конечно, есть. Во-первых, это доступ и получение адекватной информации. Мы проводим курсы различных лекториев среди школьников, студентов. Но всему мы их научить не можем, потому мы стараемся их научить, чтобы они проверяли информацию. Если у них случилась проблема, нашли информацию в интернете или у друзей, прежде чем ее использовать, им надо обратиться к специалисту. 

Елена Сулоева: Про школьников, помните, когда-то был предмет «Этика семейных отношений»? сейчас его нет. Есть «Основы безопасности жизнедеятельности». Этот учебник весь посвящен тому, как ребенок должен себя вести в чрезвычайных ситуациях и техногенных катастрофах. Вероятность того, что дети попадут в них когда-нибудь в своей жизни, маловероятна. А то, что практически каждый захочет стать родителем, - 99%. Но этому в школе практически не уделяется внимание. Хотелось бы привести пример. На последних занятиях по теме задаю вопрос, зачем нужны мужчины и женщины, очень интересно дети отвечают. Про женщин все просто: чтобы быть мамой, чтобы создать семейный очаг, чтобы готовить. Про мужчин, про то, чтобы стать отцом, очень редко говорят. Они говорят: чтобы зарабатывать деньги, чтобы ездить на рыбалку, смотреть телевизор, разбрасывать носки по квартире. Это тоже вызывает особую тревогу, потому что, видимо, в семье отцы отошли от воспитания детей. Нужно все-таки вернуть семейные традиции, воспитание должно быть и от мамы и от папы.

Артем Платонов: Да, залог формирования здоровой личности – это совместное воспитание обоими родителями. Желательно, чтобы это было без конфликтов, перегибов.
Елена Сулоева: Чтобы ваш ребенок был удачлив, успешен и счастлив, его нужно каждый день не менее восьми раз обнять, погладить по голове, понежить, чтобы он чувствовал вашу любовь.

Артем Платонов: В современном мире работе уделяется очень много времени, и родители на общение с ребенком уделяют максимум пять минут времени каждый день. Ученые провели наблюдение. Сюда, конечно, не относится то директивное общение, когда родители приходят домой: уроки сделал, посуду помыл и пр. это к общению не относится. Не думайте, что это вы общаетесь с ребенком. Общение с ребенком предполагает разговор о его жизни. Без осуждения, без каких-то указаний или претензий. Просто человеческое общение или игры какие-то. Как правило, мы это переносим на выходные. И хорошо, если они ходят куда-то в выходные. Но иногда не получается по времени, по деньгам, просто устают.

Елена Сулоева: Можно просто почитать книгу с ребенком.

Артем Платонов: Да. На самом деле, ребенок растет здесь и сейчас, не по выходным. Он формируется и воспитывается каждый день. Надо как-то себя перебарывать, больше уделять внимания своим детям, находить совместные занятия, игры. Каждый должен сам выбрать, зная своего ребенка лучше, чем кто-либо, подходящее совместное занятие. Для мальчиков хорошо, когда папа вместе с ним что-то ремонтирует, чинит. Это и совместное времяпрепровождение, и формируются различные навыки у ребенка, которые понадобятся в жизни.

- Ну, здесь еще вопрос в склонности к этому у человека. У кого-то ее нет.
Артем Платонов: Понятно, конечно. Тут есть момент делания чего-то из-под палки. Мы заставляем человека что-то делать, естественно, мотивация не сформируется положительная. Не надо сразу пытаться сделать из ребенка идеал – послушного и адекватного. Так никогда не будет и не получится. Вы не сможете этого сделать. Это именно все формируется в процессе, в каждодневном труде. Это очень большая и ответственная работа. Зачастую маленькая ошибка приводит к довольно существенным последствиям.

- В какой мере права детей в современном обществе нуждаются в защите?
- В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации мы руководствуемся Конституцией о правах ребёнка и указом президента, который вышел 1 июня 2012 за номером 761.

- Какой круг прав детей оговорён законодательно на сегодняшний день? Какие права детям должны быть обеспечены?

- Сокращение бедности среди семей с детьми ликвидация крайних форм проявления бедности, качество питания, преодоление социальной исключённости детей и семей с

детьми при ограниченных возможностях по здоровью детей, ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями. Также мы рассматриваем вопрос формирования безопасного и комфортного окружения для детей, в том числе, доступных социальных услуг для семей с детьми по месту жительства или на дому. У нас рассматриваются вопросы, чтобы выполнялись вопросы Конституции Российской Федерации, которые зачастую нарушаются. Каждый ребенок должен воспитываться в семье в любви, доброте, должны быть созданы все условия для его образования.

- Почему возникла необходимость защиты прав детей?

- В связи с тем, что многие бросают детей, многие несостоятельны, многие пьянствуют, не работают. Сейчас наблюдается тенденция, что многие родители малограмотны. Это особенно заметно в поселениях. Если раньше родители имели среднее образование или высшее, то сейчас в наших поселениях в основном родители закончили 6-7 классов и менее, имеют на воспитании 3-13 детей, не имея работы, не имея возможности дать детям обучение, оздоровление. Этому способствуют ещё и социальная обстановка - это и транспорт, и расстояния до районного центра, безработица, отсутствие жилья, образования. Они не могут даже купить детям учебники, одежду, обувь. И безответственность самих родителей, общественности. Это равнодушие, безнравственное отношение. Поэтому многие дети нашего края находятся в такой ситуации.

- Как-то регулируется проблема этих многодетных неблагополучных семей?

- Да. У нас создавались семейные детские дома, которые давали образование - среднее, высшее, чего нет в детских домах, и потом детей трудоустраивают, дают жильё. Хотя прикладывается очень много совместных усилий, но их недостаточно. Сейчас многие дети из детских домов, хотя стоят в очереди на жилье, тем не менее, 18 лет пробыв в детских домах, и выходя из них, они не имеют жилья. Начинаются судебные тяжбы. Многие муниципальные образования убирают детей из очередей. Более тысячи детей в Забайкальском крае нуждаются в жилье. Это в каждом регионе зависит от региональных законов. Даже возьмём питание. В наших детских учреждениях на питание ребенка выделяется 12 рублей. Детям из многодетных семей отменено бесплатное питание.

- Не так давно краевым заксобранием был принят закон, благодаря которому дети из неблагополучных семей теряют право на бесплатное питание в школе.

- И как раз после этого пошёл поток посетителей из этих многодетных и малообеспеченных семей. Мы считаем, что нужно дифференцированно подходить к школьным учреждениям. Тогда бы не было потока людей с такими вопросами.

- Насколько правомерно принятие таких законов?

- Российский фонд на всех 83 территориях Российской Федерации обеспокоен, что принимаются такие законы. Потому что это накладывает отпечаток на семью. Одна мама, работая санитаркой или на малооплачиваемых работах, имея троих-пятерых детей, при утере кормильца не сможет бесплатно обеспечить. А раз не хватает питания, раз не хватает финансирования на приобретение дополнительных учебных пособий, ей приходится работать на двух-трёх работах. А дети начинают шастать по улицам, остаются без присмотра. В некоторых районах в первом классе один ребенок, во втором классе - двое. Мы сразу думаем - пройдет несколько лет, кто будет обучаться и кто будет обучать наших детей, кто их будет лечить? Общественная палата после разработки стратегии намерена предоставить правительству Забайкальского края предложения, как выйти из этого положения.
- Вчера прошли общественные слушания. Какие меры предлагает Общественная палата по этим вопросам?

- Слушания определили основные направления национальной стратегии: сокращение бедности среди детей с детьми, оздоровление детей, летний отдых, питание детей. Общественность уже много лет добивается, чтобы детям с ограниченными возможностями был бесплатный проезд. До сих пор этот вопрос не решён. Как-то мы собрали детей с ограниченными возможностями на 60-летие Победы в Москве, и когда они побывали на этом празднике, они преобразились. И когда по ходатайству Забайкальского края, детского фонда они были направлены в другие территории на обучение, они поняли, что у них есть силы, что они могут сделать многое.
- Что сейчас происходит с беспризорниками? Их правами кто-нибудь занимается?
- Их контролирует комиссия по делам несовершеннолетних, социальные работники при школах. В детских учреждениях созданы социальные паспорта. При УВД создан попечительский совет, который совместно с муниципальными образованиями делает рейды. Дети в гаражах живут или девушка из детского дома родила в 18 лет, а у неё могут отнять ребёнка, потому что у неё нет работы, жилья.

- Где наиболее широкий фронт работ по защите детских прав - в образовании, здравоохранении, неблагополучных семьях, - где чаще всего приходится решать проблемы?
- Чаще всего приходится решать проблемы в семьях - это отказ родителей от детей, жестокое обращение с детьми. Многие не могут обучать детей, тем более, что сейчас очень высокая стоимость обучения, и многие талантливые дети остаются в поселениях, где нет работы. В основном, сейчас идёт иммиграция талантливой молодёжи с территории Забайкальского края. Но в основном, это семья.

- Кто в Забайкалье занимается защитой прав детей?

- Комиссия по правам человека, уполномоченный по правам ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних. Это семья, школа, медицинские учреждения, образовательные учреждения. Если взаимодействие с полицией, органами УВД налажено в районах и школах, то вопросы и проблемы решаются на местах.

- Если исходить из ваших слов, практически всё общество занимается детьми. Откуда же тогда столько проблем?

- Всё зависит от того, куда обращаются люди. Чиновничий аппарат месяцами не может людям помочь, рассмотреть заявление. Многие подали заявление и ждут, пока их пригласят. То есть, равнодушие и самого общества, и тех, кто может решать эти вопросы. И потом перекладывание ответственности с одного на другого.

- Почему нет единого порядка действий?

- Нет ответственности, нет того, что если человек обратился, ему надо помочь. Я, когда веду приём в детском фонде или в Общественной палате, прежде чем решить проблему по ребёнку, приходится обзванивать 10-20 телефонов. Начинается: "Я этим не занимаюсь, позвоните туда", и в итоге получается замкнутый круг. И ещё очень болезненное отношение в наших административных структурах к таким звонкам и обращениям, они воспринимают это как жалобу, и поэтому начинается давление: "Ах, ты вот там пожаловался, всё, мы тебе помогать не будем, не надо было туда обращаться". Эта практика пагубна. Раз человек обратился, он обратился от безысходности решить свою проблему. Есть и добросовестные, можно привести примеры.

- Подход у всех разный, но единого порядка нет?

- Да.

- В какой форме ведётся работа по защите прав ребёнка в вашем фонде?
- Проводится работа по Конституции Российской Федерации и по Конвенции о правах ребёнка. Это наши основные документы, работающие на территории Забайкальского края.

- По каким вопросам люди чаще всего к вам обращаются?

- Когда экстренная ситуация по отправке ребёнка на операцию или на лечение, по конфликтным ситуациям в школе, устройство детей в детские лагеря. По телефону звонят, чтобы получить бесплатную консультацию, обращаются по вопросам нарушений жилищных отношений, обращаются за помощью, чтобы коллективы детей могли принять участие в региональных, международных фестивалях. У нас проводятся акции по 25 программам Российской Федерации и Забайкальского края. Это "Дети с ограниченными возможностями", "Талантливые дети", "Глухие дети", слабовидящие, онкологические. У нас проводятся программы "Детская библиотека", "Духовная защита". Это даёт возможность объединить культурные, образовательные, медицинские учреждения, общественные организации, привлекать общество и профессионалов к нашим мероприятиям. Это даёт результат в решении проблем наших детей. У нас есть свои реабилитационные бесплатные центры, как протезирование, в городе Москве, в Волгограде. Туда ездят забайкальские дети. Такое взаимодействие детского фонда и Общественной палаты Забайкальского края с другими территориями очень продуктивно. Они помогают с поступлением в учебные заведения, на лечение. Сейчас идёт программа Российского детского фонда для детей, которые прибывают в Москву на лечение, им предоставляется жильё, питание. Такие долговременные программы приносят результативность. Но это осилить очень сложно. Многие общественные организации существуют два-три года, потом исчезают. Работать очень сложно. Вроде бы контакты наладишь, начнёшь работать, и потом - раз, прекращается всё. Со стороны всё легко и просто, а тут нужна кропотливая ежедневная трудоёмкая работа по многим направлениям.

- Что делать, если вы стали свидетелем жестокого обращения с ребёнком?

- Мы сразу обращаемся в средства массовой информации, подключаем попечительские советы органов УВД, обращаемся в опеку муниципальных образования, комиссию по делам несовершеннолетних. Проводятся круглые столы, приглашаются профессионалы со здравоохранения, образования.

- Кто занимается сбором информации о нарушениях?

- В последнее время активизировалось взаимодействие с попечительским советом при нашем храме. Поступают заявки и от соседей, от людей старшего поколения, которые видят, что родители пьют, что ребёнок на площадке спит, что он в конфликте с родителями, не ночует дома и начинает по друзьям ночевать. Многие педагоги дополнительного образования обеспокоены - дети ночуют у преподавателей или ещё где-то.

- Что может сам ребёнок сделать для защиты своих прав?

- Ребёнок ограничен в этом. Что он может в пять-шесть лет?

- Всё-таки, защита прав детей - это задача взрослых, в первую очередь.

 

Павел Полянский

Источник новости, аудиозапись: Читинская ГТРК

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию