На полшага впереди

О глухом сопротивлении, о самом важном законе, о том, что у общества и власти не должно быть разных интересов, а также о гражданской позиции депутатов и рядовых забайкальцев в интервью с председателем Читинской областной Думы первого и второго созывов, экс-сенатором, заместителем председателя Общественной палаты Виталием ВИШНЯКОВЫМ.

“Куда вы торопитесь?”
— Виталий Евгеньевич, Вы участвовали в выборах на замещение (переизбрание) различных должностей около 40 раз и всего лишь 4 раза проиграли. Вы были депутатом шести созывов Читинского городского Совета народных депутатов, возглавляли Читинскую областную Думу первого и второго созывов, почти 10 лет были членом Совета Федерации. У Вас колоссальный опыт. Скажите, а у регионального законотворчества есть свои особенности и как менялись акценты?
— Особенность законотворчества областной Думы была уже в том, что мы начинали с нуля, не было опыта, не было даже представления о том, как делать и с чего начинать. И все же из-под пера первой и второй Дум выходили все базовые законы. Впоследствии 2/3 сил законодатели тратили на их дополнение, корректировку. Это понятно, время не стоит на месте, многие нормы требуют уточнения, но все же ранее заложенная основа сохраняет актуальность. В нашем регионе в одном из первых в России был принят самый важный закон — Устав.
— Подготовка Устава и многие его статьи тогда были восприняты неоднозначно?
— Да, областные депутаты встретили глухое сопротивление и местных органов исполнительной власти, и администрации тогдашнего Президента РФ. Нам говорили: “Куда вы торопитесь?”. Но ведь это основной закон, который определяет и принципы формирования органов власти, их полномочия, взаимодействие и все основные вопросы жизнедеятельности региона.
Принятый Думой Устав был остановлен жалобой главы Администрации области в Конституционный суд России. Интересный, кстати, был процесс! Только вдумайтесь: истец — глава Администрации, ответчик — председатель Читинской областной Думы. В зале суда было много заинтересованных лиц, представителей законодательной и исполнительной власти других субъектов, ведь такого в практике еще не было. Все встало на свои места, когда практически все основные нормы Устава судом были признаны соответствующими Конституции РФ. В дальнейшем многие субъекты взяли его за основу при подготовке своих Уставов, а часть норм вошла в федеральный закон об общих принципах организации органов государственной власти.
Приведу пример. Создание нормативно-правовой базы подвисало, т.к. законы не вступали в действие, пока они не были обнародованы, а глава Администрации Читинской области часто отказывался это делать. Пришлось вписать норму в Устав, в соответствии с которой, если глава не подписывает и не обнародует документ, то это делает сам законодательный орган. В течение нескольких дней после решения суда все ранее заблокированные законы, в том числе — по всей России, были обнародованы — введены в действие.
По схеме, предложенной нашей Думой, в 1996 году формировался второй состав Совета Федерации парламента России — из руководителей законодательных и исполнительных органов регионов — при условии, что глава (губернатор) исполнительного органа власти избирался всенародно — что и было предусмотрено нашим Уставом.
Система объективного, справедливого расчета финансовой помощи (трансфертов) регионам из федерального бюджета (а не по принципу — тому, кто ближе “к телу”, “ближе к Москве” или “кто делится"), принятая по настоянию и при нашем активном участии в составе трехсторонней комиссии (Госдума, Совет Федерации, Правительство РФ), позволила в конце 90-х годов спасти от краха нашу область (и еще более 70-ти “дотационных” регионов РФ) — восстановить в области выплату зарплат, пенсий, пособий, в два раза повысить их реальную (!) покупательную способность, активизировать строительство, сдвинуть с мертвой точки производство.
Подвижники
— Как Вы оцениваете выполнение задач, стоящих перед тогдашними парламентариями?
— Когда в марте 1994 года мы избирались в Думу первого состава, то не исключали, что и с нами могут поступить, как в октябре 1993-го с Верховным Советом РФ — “патронов не жалеть!”. Даже в революции 1917 года такого не было.
В Думу шли подвижники, те, кто отстаивал демократию именно как народовластие. Люди шли не для достижения личных или корпоративных интересов. Отмечу, что в областной Думе лишь два депутата из 20 работали на постоянной основе, а весь аппарат — 13 человек.
Мы ощущали, и до сих пор остается это чувство неудовлетворенности — большого несоответствия трудозатрат моральных, интеллектуальных, эмоциональных, физических — результатам. Приходилось отстаивать интересы населения в сложнейших условиях: остановке производства, безработице, роста нищеты, разложения морали и нравственности, упадка всех жизненных канонов. Я бы хотел поклониться своим коллегам за колоссальный труд, (который, увы, для многих остался малозаметен) за их совесть и самоотверженность. В этом, по моему мнению, основная заслуга депутатов первых созывов.
На полшага впереди
— Вы стояли у истоков создания Общественной палаты в регионе, возглавляли ее, а затем были избраны председателем президиума Совета общественных палат России.
— И федеральная Общественная палата, и забайкальская создавались с целью согласования интересов между обществом и властью. По моему мнению, в демократическом государстве и по нашей Конституции, у органов власти не может быть отдельных от общества интересов, однако по факту мы имеем другое.
Общественные палаты сегодня созданы в 82 регионах. Но особенность нашего региона в том, что мы одними из первых включили в компетенцию палаты — общественный контроль за деятельностью органов власти всех ветвей и уровней. И вновь мы были услышаны на уровне Федерации: сейчас президент внес в Госдуму законопроект об основах общественного контроля в Российской Федерации. Анализируя депутатскую и общественную деятельность нашего региона, я точно могу сказать, что мы не только идем в ногу со временем, но даже — на полшага впереди.
Общественная палата является представителем того слоя граждан, которые не рвутся во власть, они потребители услуг власти. Хотелось бы, чтобы парламентарии обратили большее внимание на свои представительские функции. Чтобы закон был не самоцелью, а средством реализации этой самой функции. В Конституции сказано, что есть три самостоятельные ветви власти. Соотношение реальных властных полномочий Читинской областной Думы первого созыва и органов исполнительной власти, по моей оценке, было один к десяти; с тех пор ситуация еще ухудшилась. Хотелось бы, чтобы депутаты были именно представителями народа, а не представителями исполнительной власти и даже не только “партии власти”. Когда мы поднимем активность гражданского общества, тогда мы сможем реализовать конституционное равенство ветвей власти, реализовать конституционную норму — “единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ”, и тогда интересы населения и органов власти будут едины и их не надо будет согласовывать.
Не обыватели, а граждане
— По Вашему мнению, насколько активной является гражданская позиция населения края?
 — Я по-прежнему считаю, что самое главное сегодня — формирование гражданского общества.
Во многом мы наблюдаем политику соглашения, и, как следствие, уныние на всех уровнях. Обыватели говорят: “зачем я буду участвовать в выборах, от меня ничего не зависит”. Я все же считаю, что в выборах должен принимать участие каждый. И выбирать в органы власти мы должны не по принципу: “мужик видный”, а учитывая профессионализм и моральные качества кандидатов. За 250 лет Америка только один раз отступила от конституционного правила — избирать президента не более чем на два срока: выдающегося государственного деятеля Рузвельта избрали в лихое военное время на третий срок, несмотря на то, что он был инвалидом!
Государственную политику должны определять граждане, а не обыватели. Если хотя бы треть нашего населения по своему мировоззрению (вспомним Некрасова: “поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан"), осознанию своей роли в крае и в стране были именно граждане, то мы бы справились со всеми проблемами сами. В нашем регионе, и в стране в целом, есть для этого все — территория, природные богатства, талантливый народ.
Из песни слово не выкинуть
— Вы как-то сказали, что из песни “Россия” слово “Забайкалье” не выкинуть. Как Вы думаете, когда-нибудь ситуация в крае изменится в лучшую сторону?
— Сегодня нам крепко недостает видения основной цели — улучшения качества жизни наших людей. Чтобы принципиально поменять ситуацию в Забайкалье, надо менять ситуацию в целом в РФ. И вдруг это не произойдет. Большинство наших бед связано с внутренней политикой центра по вопросам, которые мы самостоятельно решать не можем. Слишком много ограничений у регионов. Однако местные политики и чиновники вправе и должны влиять на решение федеральных властей. Опыт показывает, что при желании и упорстве это можно делать.

Пресс-служба Заксобрания края.

Источник новости сайт: Забайкальский рабочий.

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию