РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
I. ВВЕДЕНИЕ 1. Краткий анализ ситуации
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в .1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В настоящее время реализуется Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, на основании которой разработана Региональная стратегия действий в интересах детей Забайкальского края на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия).
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи реализации государственной политики в интересах детей в Забайкальском крае и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права с учетом региональной специфики.
За последнее десятилетие в Забайкальском крае принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на улучшение положения детей и семей с детьми, в том числе охраны их здоровья:
- Закон Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 138-33K «О социальном обслуживании населения в Забайкальском крае».
- Закон Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 167-ЗЗК «О патронате»;
- Закон Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 168-ЗЗК «Об образовании»;
- Закон Забайкальского края от 13 ноября 2009 года № 270-ЗЗК «О государственной социальной помощи в Забайкальском крае»;
- Закон Забайкальского края от 13 ноября 2009 года № 272-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственным полномочием по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними»;
- Закон Забайкальского края от 29 марта 2010 года № 346 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому»;
- Закон Забайкальского края от 29 марта 2010 года № 350-33K «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и о компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели»;
- Закон Забайкальского края от 09 марта 2011 года № 464-ЗЗК «О внесении изменения в статью 6 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей»;
- Закон Забайкальского края от 29 октября 2011 года № 421-ЗЗК «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Забайкальском крае»;
- Закон Забайкальского края от 12 июля 2011года № 533-33K «О мерах социальной поддержки отдельных категорий обучающихся (воспитанников) государственных образовательных учреждений Забайкальского края»;
- Закон Забайкальского края от 09 сентября 2011 года № 546 «О внесении изменений в статью 2 Закона Забайкальского края «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае»;
Практическому решению многих вопросов в сфере детства способствует реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов, Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, реализация комплекса мер по модернизации региональной системы образования, создания Службы
Уполномоченного по правам ребенка, организация работы телефона доверия с единым общероссийским номером.
В Забайкальском крае реализуются долгосрочные целевые программы, которые являются действенным инструментом реализации мер по улучшению положения детей и семей с детьми:
- Краевая долгосрочная целевая программа «Образование (2012-2015 годы)» (постановление Правительства Забайкальского края от 14 июня 2011 года№ 197);
- Краевая долгосрочная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования на 2011-2015 годы» (постановление Правительства Забайкальского края от 11 июля 2011 г. №251);
- «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Забайкальском крае на 2012-2016 годы» (постановление Правительства Забайкальского края от 31 октября 2011 года № 393);
- Краевая долгосрочная целевая программа «Культура Забайкалья (2010-2014 годы)»;
- Краевая долгосрочная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009 - 2015 годы)»;
- Краевая долгосрочная целевая программа «Доступная среда (2011-2015 годы)»;
- Краевая долгосрочная целевая программа «Здоровье детей Забайкалья (2010-2014 годы)»;
- Краевая долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае (2010-2014 годы)».
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
В Забайкальском крае активно и последовательно осуществляется реализация мероприятий по охране здоровья и содействию здоровому образу жизни, обеспечению качественного образования и воспитания детей, улучшению социально-экономических условий жизнедеятельности детей, по повышению эффективности государственной системы поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В 2011 году в Забайкальском крае уровень первичной детской инвалидности снизился по сравнению с 2010 годом на 17,1 %. Также отмечается снижение количества переосвидетельствованных, что в сравнении с 2010 г. меньше на 5,4%, в том числе, для определения категории «ребенок-инвалид» в сравнении с 2010 г. меньше на 7,5%. Наибольший первичный выход на инвалидность на протяжении 2009-2011 гг. отмечается в возрастной группе от 0 до 3 лет. Во всех возрастных группах преобладают мальчики.
В структуре наркологических расстройств среди несовершеннолетних преобладают алкогольные расстройства, всего - 50,7%, наркомания с употреблением наркотических веществ с вредными последствиями составляет 33,9% от числа зарегистрированных расстройств, токсикомания с употреблением ненаркотических веществ с вредными последствиями составляет 15,4%.
На территории Забайкальского края остро стоит проблема недостаточного охвата детей дошкольным образованиям. Вместе с тем, в системе дошкольного образования только в 2011 году дополнительно создано 3448 мест (при плане - 2009 мест), из них в режиме кратковременного пребывания -851.
Право на общедоступное и качественное образование детей школьного возраста обеспечивается созданием сети образовательных учреждений, которая в 2011-2012 учебном году составила 615 общеобразовательных учреждений, в т.ч. 69 структурных подразделения. В дневных образовательных учреждениях обучается 136442 (в сравнении с 2010-2011 учебным годом снижение на 0,3% (418 человек). Количество необучающихся детей школьного возраста по сравнению с 2011 годом снизилось на 22 % и составило 361 ученик, из них не обучаются по болезни 56% (203 человека), остальные не обучаются из-за различных социальных проблем: пьянство родителей, ненадлежащий контроль или его отсутствие со стороны родителей, материальные трудности и т.д.
Приоритетным направлением деятельности по созданию благоприятных условий для детей является работа с семьей. В настоящее время утверждены краевые целевые долгосрочные программы «Право ребенка на семью (2012-2014годы)», «Возвращение (2012-2014 годы)». На территории Забайкальского края для молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050. Претендентами на получение социальных выплат в рамках подпрограммы вошли 232 молодые семьи.
В результате деятельности учреждений социального обслуживания населения в 2011 году численность граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, увеличилась на 10% и составила 183,3 тыс. чел., в том числе 66,8 тыс. несовершеннолетних. Вместе с тем, совершенствуется работа по расширению использования различных форм семейного устройства детей-сирот. Возвращены в родные семьи- 2469 детей (в 2009г. - 2030, в 2010 году - 2307 детей), организована работа 105 семейных воспитательных групп, в которых воспитываются 142 ребенка, под опеку из семейных воспитательных групп переданы 739 детей. Увеличивается численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями: в 2009г.- 88 человек, в 2010 году 215 человек, в 2011 г. - 261 человек.
В Забайкальском крае сложился механизм взаимодействия ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимались совместные меры по предупреждению правонарушений подростков и снижения количества безнадзорных детей. В 2011 году из неблагополучных семей изъято 736 несовершеннолетних. На территории Забайкальского края по итогам 2011 года отмечается снижение подростковой преступности на 0,5% (с 1477 до 1471). Её удельный вес снизился с 9,8% до 9,1%. В структуре подростковой преступности уменьшилось количество причинений тяжкого вреда здоровью на 31,4% (с 35 до 24), изнасилований на 50,0% (с 12 до 6), краж из квартир на 7,9% (с 278 до 256), неправомерных завладений автотранспортом на 6,6% (с 91 до 85), грабежей на 11,0% (с 146 до 130), а также снизилось число преступлений, совершенных подростками в вечернее и ночное время на 6,6% (с 303 до 283), незанятыми - на 10,3% (с 525 до 471). Небольшой процент уменьшения рецидивов среди тех, кому ранее судом определено наказание, не связанное с лишением свободы, - на 15%.
Решение первоочередных проблем детей и семей с детьми осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти Забайкальского края, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
2. Основные проблемы в сфере детства.
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Отрицательное влияние на материальное положение и реализацию функций забайкальской семьи влияют: низкий денежный доход многих семей, тяжелый физический труд значительной части работающих женщин, условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень детских пособий, отсутствие рабочих мест в сельской местности.
Рост числа социально дезорганизованных семей, для которых характерны наличие внутрисемейных конфликтов и социальная неадаптированность родителей. Необходимо отметить, что такие семьи выступают одной из причин распространения отклоняющегося поведения подростков.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Недостаточный охват детей дошкольным образованием, недостаточная обеспеченность школ по созданию современных условий, в том числе по созданию доступной среды и как следствие низкое качество образования.
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
3. Ключевые принципы Стратегии
Ключевыми принципами Стратегии являются:
1.Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Забайкальском крае должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
2.3ащита прав каждого ребенка. В Забайкальском крае должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
- Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Забайкальском крае должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
- Сбережение здоровья каждого ребенка. В Забайкальском крае должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
- Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Забайкальском крае необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
б.Особое внимание уязвимым категориям детей. В Забайкальском крае во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
7.Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Забайкальском крае формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
- Партнерство во имя ребенка. В Забайкальском крае политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
- Расширение возможности доступа к культурным ценностям. В Забайкальском крае необходимо сохранять и развивать сеть учреждений образования, культуры и спорта непосредственно работающих с детьми, создавать условия для выявления и поддержки одаренных детей, развивать новые формы работы учреждений культуры и искусства с детьми и семьями с детьми.
- Развитие и укрепления института семьи в Забайкальском крае должна выстраиваться на основе принципов:
- равенства и доступности, предполагающий уважение и защиту всех типов семьи независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопустимость любых форм дискриминации в ходе осуществления семейной политики, доступность мер помощи всем нуждающимся в них семьям;
- тендерной симметрии, реализующий равные права, свободы и возможности для женщин и мужчин: равенство в аспектах законодательства, равная поддержка и развитие культуры материнства и отцовства, поощрение равенства мужчин и женщин в распределении домашних обязанностей и занятости;
- комплексности, предполагающий охват мерами семейной политики всех сторон жизнедеятельности, всех функций семьи, всех ее членов, вторичность проблем отдельных членов семьи по отношению к проблемам семьи как целого. Исключением может являться вычленение ребенка как особого объекта помощи и защиты только в отношении асоциальных семей;
- преемственности и приоритетности долгосрочных мер, предполагающий приоритетность долгосрочных программ, нацеленных на стимулирование потенциала семьи, ее активности, жизнеохранительного поведения, преодоление иждивенческих установок при сохранении и совершенствовании достигнутых социальных гарантий поддержки семьи;
- добровольности, предполагающий принятие семьей помощи со стороны всех органов, являющихся субъектами семейной политики, только на добровольных началах;
- обратной связи, предполагающий в качестве непременного условия успешности семейной политики наличие и развитие прямой и обратной связи между семьей и государственными учреждениями;
- дифференцированности и адресности, предполагающий оказание помощи в соответствии с потребностями разных групп семей и в строгом соответствии с реальным положением каждой конкретной семьи.
4. Принятие мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях
Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных и российских стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов законодательной и исполнительной власти края, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Стратегии.
II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ
1. Краткий анализ ситуации
Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности.
Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.
Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.
2. Основные цели, задачи и основные направления развития и укрепления института семьи в Забайкальском крае
Целью развития и укрепления института семьи в Забайкальском крае на период до 2017 года является обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функции и повышения качества жизни семьи, укрепление и развитие социального института семьи, защита её интересов, выявление и решение специфических проблем семьи, влияющих на жизнедеятельность.
Современные направления развития и укрепления института семьи в Забайкальском крае должны быть ориентированы не только на решение задач ближней перспективы, а прежде всего на долгосрочную перспективу стабилизации. Решение задач, направленных на развитие и укрепление института семьи в Забайкальском крае, включает в себя:
Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.
Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.
Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.
Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
3. Первоочередные меры
Обеспечение социальной безопасности семьи на основе экспертизы принимаемых краевых целевых программ с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи.
Реформирование законодательной базы семейной политики.
Решение проблем укрепления и развития института семьи через возрождение исконных традиций и устоев, поддержку ценностей семейного образа жизни.
Предоставление гарантий защищенности тем семьям, которые в силу объективных причин находятся в особых обстоятельствах и не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия.
Создание условий для существования многообразия семейных структур, содействие их адаптации к происходящим социально-экономическим переменам, стимулирование саморазвития их жизненного потенциала, экономической самостоятельности.
Оказание поддержки в гармоничном сочетании профессиональных и семейных обязанностей через формирование полноценной системы социального обслуживания семьи, предоставляющей разнообразные, качественные и доступные социальные услуги.
Развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи для создания благоприятного внутрисемейного климата, ранней профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Пропаганда ценностей семьи, имеющих несколько детей, а также форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Развитие служб участковых специалистов в поселениях для приближения социальных услуг к населению и созданию благоприятной среды для семей и детей.
Реализация комплекса мер по снижению числа преждевременных прерываний беременности и создание службы, деятельность которой направлена на профилактику отказов от новорожденных.
Повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка, в том числе через контрактные и договорные формы.
Внедрение ювенальных технологий, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних, на ресоциализацию подростков, преступивших закон.
Организация подготовки и переподготовки специалистов, занятых в реализации государственной семейной политики.
4. Меры, направленные на развитие и укрепление института семьи в Забайкальском крае
Дальнейшее совершенствование законодательства Забайкальского края в сфере семейного права, образования, социального обеспечения, здравоохранения, направленного на развитие и укрепление института семьи;
Учет задач и мероприятий по развитию и укреплению института семьи при формировании бюджета края, привлечение дополнительных внебюджетных средств;
Включение задач и мероприятий, признанных улучшить положение семьи, в федеральные, региональные и ведомственные целевые программы;
Межведомственное взаимодействие и координация реализации политики развития укрепления института семьи;
Методическое обеспечение деятельности государственных учреждений и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на развитие и укрепление института семьи;
Создание условий для повышения внутренних ресурсов семьи по самообеспечению, поддержанию здоровья и личностного развития ее членов, по уходу за нетрудоспособными членами семьи, их реабилитации и адаптации в обществе, противостояния асоциальному поведению;
Поддержка гражданской инициативы и взаимодействия с негосударственными организациями, ведущими социальную работу с семьей, детьми, подростками и гражданами пожилого возраста.
Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.
Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных центров для детей, пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка.
Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.
Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.
Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально- реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.
5. Ожидаемые результаты
Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.
Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ H ВОСПИТАНИЯ, ПРИОБЩЕННОСТЬ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ
1. Краткий анализ ситуации
Одним из острых проблем по обеспечению доступности качественного образования детей является предоставление дошкольного образования для детей от 1 года до 7 лет, детей данного возраста в крае проживает 107744 ребенка. В настоящее время, система дошкольного образования края представлена 486 учреждениями дошкольного образования, в которых 61615 детей получают услугу дошкольного образования, что составляет 57,2% от общего количества детей от 1 года до 7 лет.
В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием в 2011 году открыто 10 дошкольных образовательных учреждений на 1065 мест. На базе дошкольных образовательных учреждений 18 муниципальных районов края дополнительно открыто 54 группы полного дня на 1110 мест. Организована работа 19 групп семейного воспитания на 68 мест, открыто 4 частных центра развития ребенка на 149 мест. В 276 общеобразовательных школах работает 432 группы кратковременного пребывания с охватом 6495 детей. Кроме того, на базе образовательных учреждений работают центры игровой поддержки, консультативные пункты, адаптационные группы для детей раннего возраста и другие. Всего вариативными формами дошкольного образования охвачено 7728 детей (в 2009 году - 5447, в 2010 году - 7153). Ежегодно увеличивается охват детей в возрасте 5-7 лет (в 2009 году - 76 %, в 2010 - 77 %, в 2011 - 86 %).
Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Комплекса мер по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, новых федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования.
Приоритетной задачей развития системы регионального образования является создание современных условий в школах. Модернизация общего образования в Забайкальском крае осуществляется по следующим направлениям: приобретение оборудования, транспортных средств, проведение капитальных и текущих ремонтов, энергосбережение, повышение квалификации и организацию дистанционного обучения. Так, в 2011 году уровень оснащенности школ в соответствии с современными требованиями увеличен с 30 до 40 %, поскольку на данные цели в Забайкальский край поступили значительные средства из федерального бюджета в размере 280592 тыс. рублей. В 2012 году на реализацию направлений комплекса мер выделено 1104029,69 тыс. рублей, из них 867426 тыс. рублей из федерального бюджета, 45654 тыс. рублей из краевого бюджета, 187286,69 тыс. рублей из бюджетов муниципальных районов и 3663 тыс. рублей из внебюджетных источников.
В целях создания благоприятных условий для детей в общеобразовательных учреждениях организовано школьное питание в 587 школах края (95,4% от общего числа школ) для 119883 детей (89,4% от общего количества школьников). В 372 школах (63%), достигли 100% охвата обучающихся питанием. Бесплатным питанием обеспечено 66310 детей из малоимущих семей (55,3% от общей численности питающихся детей), бюджетные расходы по бесплатному питанию для малоимущих семей составляют 146161,6 тыс. рублей.
В настоящее время создаются необходимые условия для организации стабильной и безопасной доставки школьников в образовательные учреждения. Так, в 2011 году приобретено 22 современных автобуса, оборудованных в соответствии с требованиями к условиям безопасной перевозки школьников. В настоящее время открыто 300 школьных маршрутов, к месту обучения подвозятся 8633 школьника.
Для систематического и целенаправленного наблюдения и сопровождения состояния здоровья детей в школах организовано медицинское обслуживание. Численность медицинского персонала насчитывается 584 человека, из них врачей - 32, среднего медицинского персонала - 552. Помещения, обеспечивающие медицинских работников соответствующими условиями для работы, имеют 74,4% дневных общеобразовательных школ без учета малокомплектных школ. Среднекраевой уровень оснащенности школьных медицинских кабинетов без учета малокомплектных школ составляет 88%.
В Забайкальском крае сформирована и развивается система работы с одаренными детьми. Всего в крае работает 147 специализированных учреждений с охватом 71384 учащихся (53% от общего количества школьников), из них гимназий и лицеев 11, с охватом 3,7% от общего количества обучающихся. Одаренность детей в сфере художественно-эстетического направления поддерживается через организацию работы 38 домов детского творчества, 72 общеобразовательных школ, в которых реализуется 1118 дополнительных образовательных программ культурно-досуговой направленности, охват детей данным направлением составляет 20 563 школьника (15,3% от общего количества школьников).
В общеобразовательных учреждениях края действуют 537 спортивных зала, организована работа 1517 спортивных кружков с охватом контингента школьников 33219 чел., что составляет 23,9 % от общего контингента учащихся. В рамках реализации проекта по модернизации региональной системы общего образования в 2011 году для оснащения спортивных залов приобретено спортивного инвентаря на сумму 5 004,8 тыс. рублей. В 2012 году выделено из федерального бюджета 36 526,0 тыс. рублей на оснащение спортивным оборудованием для общеобразовательных школ, из муниципальных бюджетов 10 635,3 тыс. рублей на приобретение спортивного инвентаря.
За последние три года в Забайкальском крае проводится системная работа по обеспечению равного доступа к качественному образованию в обычных образовательных учреждениях детям- инвалидам. Необходимым условием реализации данного направления является создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей- инвалидов в общество. В Забайкальском крае количество детей-инвалидов остается значительным и составляет 2437 детей школьного возраста. На условиях софинасирования на создание универсальной безбарьерной среды выделено из федерального бюджета - 5 238 200 рублей, из муниципальных бюджетов - 3 561 800 рублей. В 2012 году будет продолжена работа по данному направлению в 9 общеобразовательных учреждениях края (1,4 % от общей численности школ).
Вместе с тем, проблемы, связанные с обеспечением доступности качественного обучения и воспитания, созданием современных и комфортных условий для детей настоятельно требуют необходимости принятия неотложных мер в сфере образования в интересах развития детей в Забайкальском крае.
2. Основные задачи
Обеспечение устойчивого развития системы образования с учетом региональных, социально- экономических, культурных, демографических и других особенностей.
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм, на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Участие в создании общероссийской системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
Обеспечение условий для эффективного раскрытия творческих возможностей одаренных детей, их личностного и профессионального развития.
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.
Создание благоприятных условий для поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Государственная поддержка учреждений культуры и искусства, непосредственно работающих с детьми.
Создание Школы для творчески одаренных детей на базе техникума искусств.
Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально- имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами.
Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования
Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития всех форм дошкольного образования, таких как семейные группы, лекотеки, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.
Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (право на инклюзивное образование).
Реализация и обеспечение доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
Создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.
Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.
Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Сохранение и развитие специализированных детских библиотек, обеспечение доступа к электронным ресурсам публичных библиотек, интернет-ресурсам музеев Забайкальского края
Совершенствование системы предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях, психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях образовательного учреждения.
Для творческой самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей и молодежи крайне необходимы организация выставок и концертов, издание и публикация творческих работ, финансирование их участия в областных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, творческих школах, мастер-классах и иных мероприятиях.
4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи
Развитие системы работы с творчески одаренными детьми. Развитие сети общеобразовательных учреждений для творчески одаренных детей.
Оказание государственной поддержки учреждений образования и культуры, работающих с детьми.
Создание системы грантовой поддержки труда педагогов в системе учреждений образования и культуры.
Оказание государственной поддержки реализации программ развития фестивалей, творческих конкурсов для детей
Поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей.
Создание центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей.
Создание системы повышения квалификации и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).
Информационная поддержка талантливых детей и молодежи.
5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей
Обеспечение развития научно-методических основ воспитания и социализации обучающихся.
Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей.
Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
Оказание поддержки учреждениям культуры и искусства, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Оказание государственной поддержки публичным электронным библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков.
Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
Повышение уровня заработной платы работников образования и культуры до уровня средней по экономике в крае до 2020 года.
7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства
Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимостй, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах.
Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет".
8. Ожидаемые результаты
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
Повышение рейтинга школьников во всероссийских оценках качества образования.
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ
Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.
Повышение качества и доступности услуг, предоставляемых детской аудитории учреждениями культуры и искусства.
Рост посещаемости детьми и семьями с детьми учреждений культуры и искусства.
Увеличение доли детей, участвующих в творческих мероприятиях.
Обеспечение надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
IV. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ, И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
1. Краткий анализ ситуации.
Важнейшим мероприятием, направленным на решение проблемы охраны здоровья матери и ребенка, повышение качества и доступности оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, создания условий для рождения здоровых детей, является работа в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения программы «Родовой сертификат», реализация краевой целевой программы «Модернизация здравоохранения Забайкальского края на 2011-2012г.»
Показатель материнской смертности в 2011 году составил 17,6 на 100 тысяч родившихся живыми, в 2010 году случаев материнской смертности не было (РФ 2010г. - 16,5).
Первичная заболеваемость у детей составила в 2011 году 1645,5, в сравнении с 2010 годом уменьшилась на 6% и остается ниже средне российского показателя и показателя СФО (РФ 2010 - 1911,3; СФО 2010- 1766).
Уровень детской инвалидности составил 167,9 на 10 тыс. детского населения от 0 до 17 лет включительно (2010г. - 178,1; РФ 2010г. - 190,7; СФО 185,0).
Показатель впервые выявленной инвалидности составил на 10 тыс. детского населения от 0 до 17 лет включительно -17,0.
В структуре наркологических расстройств среди несовершеннолетних преобладают алкогольные расстройства, всего - 50,7%, наркомания с употреблением наркотических веществ с вредными последствиями составляет 33,9% от числа зарегистрированных расстройств, токсикомания с употреблением ненаркотических веществ с вредными последствиями составляет 15,4%.
В 2011 году количество впервые выявленных несовершеннолетних с наркологическими расстройствами составило 404 человека, из них 60 детей до 14 лет. К сожалению, показатель впервые выявленной заболеваемости наркологическими расстройствами подростков 15-17 лет в Забайкальском крае на протяжении последних трех лет имеет тенденцию к росту с 612,0 в 2009 году до 779,6 в 2011 году (на 27,4%).
Показатель инфекционной заболеваемости детского населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизился на 16% и составил 338,7 на 1000 детского населения. От общей инфекционной и паразитарной заболеваемости в Забайкальском крае на долю детского населения приходится 91,8%.
В структуре инфекционной заболеваемости лидирующие позиции занимают ОРВИ, грипп - на их долю приходится 80%.
На втором месте в структуре инфекционной заболеваемости детей составляет ветряная оспа, на третьем месте - острые кишечные инфекции, причем до 80% заболевают дети до 3 летнего возраста. Лидирующее место в структуре кишечных инфекций занимают острые кишечные инфекции не уточненной этиологии.
Не регистрировались случаи заболевания детей дифтерией, полиомиелитом, корью.
Формирование здорового образа жизни детей осуществляется через развитие сети учреждений дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ. Специализированную спортивно-оздоровительную работу в крае осуществляют 57 спортивных школ, при которых работает 279 спортивных отделений и занимается от 6 до 25 лет 28 800 человек, из них учащихся от 6 до 15 лет - 21095 человек, что составляет 15,4 % от общего контингента учащихся общеобразовательных школ.
2. Основные задачи.
Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей, а также механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико- педагогических комиссий.
Комплектование системы медико-социальной экспертизы квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями, внедрение современных методик комплексной реабилитации детей- инвалидов.
Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.
Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
З.Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения.
Развитие сети служб экстренной психологической службы «Телефон Доверия» в государственных учреждениях социального обслуживания.
Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям.
Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям.
Создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации для предотвращения отказов от ребенка.
Обеспечение юридического и психологического сопровождения беременных и рожениц в женских консультациях и родильных домах.
Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности.
Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно- поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития и своевременного оказания им медицинской помощи.
Обеспечение возможности экстренной транспортировки больных детей из труднодоступных районов и организация доступа врачей в такие районы для профилактической работы с детьми.
Обеспечение родильных домов и перинатальных центров необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг-диагностики.
Обеспечение повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний.
Развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям.
Осуществление необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения.
Изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, обеспечение их предоставления нуждающимся в них детям.
Обеспечение создания коек, оказывающих паллиативную медицинскую помощь детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями.
Развитие подростковой медицины, центров охраны репродуктивного здоровья подростков.
Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.
Восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях.
4.Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков.
Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.
Обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть «Интернет», телефоны службы анонимного консультирования.
Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.
Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ- инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.
Активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек.
Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.
Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.
Ежегодное проведение мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ (иммунохроматографическое тестирование учащихся образовательных учреждений).
5. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства.
Совершенствование координации деятельности органов исполнительной государственной власти края, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований края по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
Реализация мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей.
Разработка схемы взаимодействия санаторно-курортных учреждений с реабилитационными центрами для предоставления более качественных услуг детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями по путевкам "мать и дитя".
Расширение сети санаторно-курортных учреждений для совместного пребывания детей с родителями (законными представителями).
Сохранение и укрепление материально-технической базы оздоровительных учреждений.
Обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей.
6. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка.
Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу по формированию культуры здорового питания.
Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.
7. Ожидаемые результаты.
Снижение показателей младенческой и детской смертности.
Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.
Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии «Школа здоровья», являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях.
Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Обеспечение детей качественным и здоровым питанием в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.
V. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА
1. Краткий анализ ситуации
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.
Особой социальной группой, которая выступает объектом постоянной и разнообразной заботы и поддержки со стороны государства, являются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, ВИЧ-инфицированные дети.
В Забайкальском крае отмечается наличие в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. По данным органов социальной защиты населения Забайкальского края, дети-инвалиды составляют более 2,3 % от общего числа детского населения края. За последние годы отмечена тенденция к увеличению числа детей-инвалидов. При этом наиболее многочисленную группу составляют дети с ограничениями способности двигаться (35,6 %), способности адекватно вести себя (33,8 %), общаться с окружающими (19,4 %), ухаживать за собой (5,6 %), действовать руками (2,6 %), владеть телом (3,1 %). Отмечено, что самый высокий процент инвалидности наблюдается среди мальчиков от 10 до 14 лет. Более 80 % детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находятся в бедственном материальном положении, лишены возможности получить полноценное образование, подвержены социальной и психологической изоляции.
Социальная изоляция детей-инвалидов, невозможность их интеграции в общество во многом обусловлена и наличием множества средовых барьеров, отсутствием доступной среды жизнедеятельности, вследствие чего инвалиды, в том числе и дети, лишены возможности реализовать свои права и принимать участие во всех аспектах жизни.
Таким образом, для Забайкальского края, как и для страны в целом, проблема оказания государственной поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее актуальных не только в силу устойчивой тенденции к инвалидизации населения: в сложившейся демографической ситуации дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды составляют значительный резерв нашего общества.
Сложившаяся ситуация обусловила одно из основных направлений социальной политики Забайкальского края: создание равных возможностей для детей-инвалидов, способствующих более полной компенсации ограничений жизнедеятельности с целью их социальной адаптации и интеграции в общество.
2. Основные задачи
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно- образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.
Максимальная реализация индивидуального реабилитационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий для самоактуализации и самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Создание возможности для ребенка-инвалида участвовать в социальной жизни общества.
Изменение отношения в обществе к ребенку-инвалиду, воспитывающей его семье и к понятию «инвалидность» в целом.
3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разработка и внедрение программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с раннего возраста.
Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям.
Применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа.
Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.
Перепрофилирование учреждений интернатного типа в службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реабилитационные центры, другие учреждения в соответствии с потребностями края.
Продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций.
Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.
Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах- интернатах.
Создание региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Создание межведомственной службы сопровождения инвалидов, в том числе детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающих их семей.
Обеспечение медицинской, реабилитационной, коррекционно-педагогической помощи детям- инвалидам, социально-психологической и консультативной помощи родителям.
Развитие инклюзивного дошкольного образования, организация комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению.
Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры.
Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.
Организация системы социокультурной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их социализации, с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением участия в культурно-массовых, спортивных и иных мероприятиях.
Разработка и реализация программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом.
Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала.
Осуществление просветительской деятельности среди населения, способствующей формированию дружественного отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам; пониманию необходимости их поддержки, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.
5. Ожидаемые результаты
Создание социальной инфраструктуры и реабилитационно-образовательного пространства, обеспечивающих максимально полную реализацию прав детей-инвалидов на образование, развитие и самореализацию.
Разработка и внедрение эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия.
Разработка нормативно-правовой базы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов.
Создание комиссии по общественному контролю в интернатных учреждениях.
Привлечение будущих молодых родителей к посещению различных тренингов,
собеседований и т.п. (профилактика сиротства, безнадзорности).
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Формирование в обществе дружественного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.
VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ
1. Краткий анализ ситуации
Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.
Одной из наиболее серьезных проблем является организация деятельности субьектов системы профилактики по ресоциализации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Особая проблема - это организация социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, освобождающихся из мест лишения свободы в совершеннолетнем возрасте.
По-прежнему имеет место разобщенность действий различных органов, учреждений и организаций по ресоциализации подростков вступивших в конфликт с законом. Не урегулированы вопросы обеспечения занятости таких несовершеннолетних.
Необходим комплексный подход в решении данного вопроса, постоянная методическая помощь, смещение фокуса деятельности от выполнения преимущественно функций административного воздействия и констатации имеющихся проблем к их межведомственному решению, совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия, осуществлению комплексного контроля за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних.
2. Основные задачи
Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.
Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
3. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия
Создание единого информационного поля по вопросам деятельности системы дружественного к ребенку правосудия в Забайкальском крае.
Формирование региональной системы мониторинга эффективности профилактики правонарушений и реабилитации несовершеннолетних, реализации примирительных программ в Забайкальском крае.
Разработка и внедрение системы оценки качества работы с детьми, находящимися в конфликте с законом.
Создание системы индивидуального постреабилитационного сопровождения детей, находящихся в конфликте с законом, и их семей, в Забайкальском крае.
Развитие социально - партнерских связей государственных и общественных организаций и объединений по вопросам повсеместного внедрения эффективных технологий работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их семьями.
Формирование эффективной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их семьями.
Дальнейшее развитие службы социальных работников по социальному сопровождению несовершеннолетних на следствии, в суде и после вынесения приговора (ювенальных социальных работников).
Развитие ресурсного центра, организационно и методически обеспечивающего деятельность ювенальных социальных работников в крае.
Создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением.
Создание выездных служб мобильной социальной помощи семье и детям в отдалённых районах Забайкальского края для обеспечения беспрепятственного доступа несовершеннолетних и их семей, находящихся в кризисной и конфликтной с закономситуации, к социальным услугам.
Развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия.
Организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
Включение в систему органов профилактики правонарушений несовершеннолетних судов, подразделений Следственного комитета, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченного по правам ребенка и неправительственных организаций.
Внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Определение в Забайкальском крае координирующего органа исполнительной власти по реализации мер в отношении детей, находящихся в конфликте с законом.
4. Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период
Создание в Забайкальском крае системы пробации, позволяющей обеспечить высокую эффективность работы с детьми, находящимися в конфликте с законом.
Организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания.
Разработка и внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда.
Отнесение несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах и воспитательных колониях, к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия
Развитие социально - партнерских связей государственных и общественных организаций и объединений по вопросам внедрения программ профилактики насилия в отношении несовершеннолетних и социальной реабилитации детей - жертв насилия.
Формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми - жертвами насилия.
Создание краевого информационного пространства в целях поиска пропавших детей, профилактики пресечения преступлений насильственного сексуального характера.
Создание кризисного отделения для женщин с детьми, пострадавшими от жестокого обращения на базе ГКСУСО «СРЦ «Надежда».
Развитие сети служб экстренной психологической службы «Телефон Доверия» в государственных учреждениях социального обслуживания.
6. Ожидаемые результаты
Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Расширение практики применения ювенальных технологий, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Расширение спектра мер воспитательного характера.
VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами.
Координирующим органом является образуемый при заместителе Председателя правительства Забайкальского края по социальным вопросам координационный совет.
Неотъемлемой частью Региональной стратегии являются принятые в ее развитие органами местного самоуправления стратегии (программы) действий в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих Забайкальскому краю проблем детства.
Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.
Механизмом контроля за ходом реализации Региональной стратегии являются ежегодные аналитические доклады образуемого при заместителе Председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.