25 марта 2014 года в 14:00 ч. Общественная палата Забайкальского края совместно с Администрацией Губернатора Забайкальского края провели общественные слушания «Общественный мониторинг реализации на местах Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». ( сохранить Стратегию в doc.)
Общественные слушания провела Комиссия по вопросам молодежи, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту Общественной палаты Забайкальского края. Участниками слушаний стали: Управление по внутренней политике Губернатора, Уполномоченный по правам человека в Забайкальском крае, депутаты Законодательного Собрания, члены Общественной палаты, Центр психолого-педагогической помощи населению “Доверие” Забайкальского края, Забайкальский родительский комитет, представители научного сообщества, студенты ЗаБГУ.
В ходе слушаний выяснилось, что существует "Региональная стратегия действий в интересах детей Забайкальского края на 2012-2017 годы". Как выразился один из участников: "Документы всегда в папках в порядке, а их реализация страдает". Стратегии существуют, но в реальности ни одна из них не исполняется, большинство населения не знает о ее существовании, даже учителя работающие с детьми. "Ситуация в сфере защиты прав детей тяжелая, хотя мероприятия проводятся, но вдумчивой политики в отношение детей в крае нет", - так характеризовал ситуацию еще один участник слушаний.
Участники Общественных слушаний решили создать рабочую группу, принять представленный проект Резолюции за основу и разместить его на сайте Общественной палаты Забайкальского края. Предложить всем участникам общественного обсуждения, заинтересованным гражданам в срок до 01.04.2014 г. направить в рабочую группу в письменной форме или по электронной почте свои замечания, предложения к тексту проекта Резолюции (направлять по адресу: г. Чита, ул. Богомягкова, 23, офис 235. Электронная почта: opzab@yandex.ru. Тел./факс: 8-(3022) 35-94-66.). Рабочей группе в срок до 07.04.2014 г. доработать текст Резолюции с учётом его общественного обсуждения и поступивших предложений.
ПРОЕКТ
РЕЗОЛЮЦИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ
«Общественный мониторинг реализации в Забайкальском крае
Указа Президента Российской Федерации
«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
Дети - будущее страны. Исходя из особой значимости проблем детства, включая и проблемы семей с несовершеннолетними детьми, была разработана и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Общественный мониторинг - важнейшая на сегодня задача для институтов гражданского общества. Общественный мониторинг - есть одна из форм общественного контроля, стратегическое значение которого, равно как и организационные формы его осуществления, определены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года:
«Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы... Они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а, порой, и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции. Чтобы сформировать правовую базу для такого гражданского участия, прошу Общественную палату, Совет по правам человека, другие общественные и правозащитные организации активно включиться в подготовку проекта закона "Об общественном контроле"... В этой связи возрастает и роль Общественной палаты...».
Исходя из этих установок, участники Слушаний считают, что общественный мониторинг Национальной стратеги действий в интересах детей должен осуществляться общими усилиями Общественной палаты, общественных советов и общественных объединений регионального и муниципального уровней, а также родительской общественности.
Форма представления результатов общественного мониторинга определена в последнем абзаце последней главы Национальной стратегии, где сказано: «Механизмом контроля за ходом реализации Национальной стратегии являются ежегодные аналитические доклады образуемого при Президенте Российской Федерации координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей».
Важно вовлечь в мониторинг Национальной стратегии широкие слои населения. Ключевой вопрос: как, по каким параметрам определять успешность реализации Национальной стратегии? «Система индикаторов для мониторинга... реализации Национальной стратегии...» (Приказ Росстата от 28.12.2012 № 662) содержит 110 параметров. Общественный мониторинг требует иного, не столь формального подхода.
Участники Слушаний считают, что общественный мониторинг целесообразно проводить по ряду наиболее значимых приоритетов Национальной стратегии с целью выявлении наличия либо отсутствия принципиальных недостатков государственной системы защиты детства, проявляющихся в неспособности либо нежелании прийти на помощь ребенку или семье в ситуациях крайней бедности, неприемлемых жилищных условий, отсутствия элементарной медицинской помощи и т.п.
Констатация таких системных недостатков с рекомендациями по их последующему устранению станет эффективным инструментом повышения качества жизни детей.
На основании сказанного участники Общественных слушаний рекомендуют:
Определить в качестве основных направлений общественного мониторинга следующие приоритеты Национальной стратегии:
2.1. «Сокращение бедности среди семей с детьми», «ликвидация крайних форм проявления бедности», «качество питания».
Предлагается провести изучение соответствия доходов семьи и цен на продукты и товары первой необходимости, зафиксировав в альтернативных докладах категории семей, доход которых не позволяет обеспечить должное качество питания детей, а также меры, принимаемые властями для решения этих проблем (включая снижение цен путем исключения «посредников» и насыщения рынка доступными для малообеспеченных семей продуктами и товарами отечественного производства).
2.2. «Преодоление социальной исключенности» детей и семей с детьми, в том числе по причине ограниченных возможностей здоровья ребенка, отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в регионе пребывания и т.п.
2.3. «Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями».
2.4. Организация родовспоможения, социальной помощи беременным женщинам и кормящим матерям, включая меры по предотвращению «вертикальной передачи» ВИЧ- инфекции от матери к ребенку.
2.5. Модернизация систем образования и здравоохранения, соотношение качества бесплатных и платных услуг. Организация педиатрической помощи, в том числе в сельских районах.
2.6. «Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей», в том числе доступность социальных услуг для семей с детьми непосредственно по месту жительства (на дому).
2.7. Развитие «дружественного к ребенку правосудия» и системы медиации примирения.
2.8 Наличие дружественного детям информационного пространства, общедоступность спортивно-досуговой деятельности в школе и по месту жительства.
Участники общественных слушаний считают, что все изложенное в резолюции продиктовано современной социальной обстановкой в Забайкальском крае, не противоречит Указу Президента РФ, способствует проведению общественного мониторингу и реализации национальной стратегии действий в интересах детей.