Какой надзор за коммунальщиками будет эффективным?
Тема ЖКХ – традиционно одна из самых болезненных. Когда людей заставляют платить все больше и больше, но качество услуг при этом не растет, люди задаются резонным вопросом: с кого за это спросить? |
Неучтённые дома
– Управляющие компании должны ежегодно в течение первого квартала размещать отчеты о своей работе на сайте «Реформа ЖКХ». Однако это требование закона исполняется из рук вон плохо. На этом сайте в Забайкальском крае зарегистрировано всего 3168 многоквартирных домов. А по данным фонда капремонта, их 4600. Министр территориального развития Александр Бутырский назвал цифру – более 6 тысяч. То есть окончательный подсчет ещё не проведен.
Например, из 173 домов, обслуживаемых компанией «Лидер», на сайте представлены всего 16.И ни по одному из домов нет отчёта. И другая компания УК г «Регион» зарегистрировала все свои дома. Но каково качество отчетов? Возьмем, к примеру, дом № 37 в мкр. Северный(управляющая компания «Регион-3»), На сайте стоит документ 2012 года, в котором по сей день написано: «С полной версией отчета вы можете познакомиться с 1 мая 2013 года». Он так и не откорректирован. Это наглядный пример пренебрежительного отношения сотрудников управляющих компаний к нам с вами.
И такое ущемление наших прав происходит повсеместно. Скажем, с 1 января все домовые сети по горячей воде и отоплению по договору доверительного управления были переданы ТГК-14 на обслуживание управляющим компаниям. Законодательство говорит, что эти сети принадлежат жильцам на праве долевой собственности. Следовательно, я как собственник имею право ознакомиться с содержанием договора. Но получить его я не могу.
– Вам не кажется, что организации ЖКХ вольны делать все, что хотят, и над ним нет никакого контроля?
– Почему же? Кто только этот контроль не осуществляет: прокуратуры краевого и районного уровней, подразделения полиции по борьбе с экономической преступностью, Госжилиинспекция,Ростехнадзор, Роспотребнадзор, налоговые органы, органы народного контроля, советы домов – всего можно насчитать более 30 организаций. Но вопрос в том, насколько эффективен этот контроль?
«Виноват» счётчик
– Георгий Серафимович, к вам часто обращаются забайкальцы с вопросами и проблемами,касающимися услуг ЖКХ. Что больше всего тревожит людей?
– Например, проблема перерасчетов за недоподачу тепла и горячей воды. ТГК-14 с опозданием подключает отопление в начале сезона, проводит летнюю ремонтную кампанию в системе подачи горячей воды. Но перерасчеты самостоятельно не делает, чем нарушает закон. Много вопросов связано и оплатой общедомовых нужд (ОДН).
Недавно я присутствовал на заседании Карымского районного совета, на котором активисты ветеранской организации в резкой форме заявили, что они не в состоянии платить такие большие платежи ОДН, и самое главное, не могут понять, за что платят такие деньги. В отдельных случаях стоимость ОДН составляет до 36 процентов потребления электроэнергии по дому.
В «Читаэнергосбыте» образовались две базы учета потребления. Первая выставлена на сайте энергосбыта в разделе «Личный кабинет». Она выдает порой совершенно абсурдные данные. Я обращался по этому поводу в энергосбыт, и выяснил, что эта база работает в тестовом режиме, а за данными следует обращаться в управляющую компанию. Несовершенство системы снятия показаний с общедомовых счетчиков создает расчетные ошибки и требует проведения независимой экспертизы.
Из этой ситуации есть только один выход: люди сами должны заносить показания счетчиков на лист, который нужно повесить на информационной доске в каждом подъезде. Только так они получат возможность контролировать потребление.
Для того чтобы контроль государства был более эффективным, в Чите лишь недавно создан общественный совет при Госжилинспекции края. Он будет изучать запросы граждан, которые требуют особого внимания, а также объяснять собственникам жилья их права.
Кто сдержит рост тарифов?
– Вы считаете, что общественный контроль эффективнее государственного?
– Не только я так считаю. В указе №600 президент Путин вынужден был потребовать, чтобы в РФ были созданы центры общественного контроля. Забайкалье – один из немногих регионов,где этот центр не создан. Он вроде бы есть, на общественных началах. Но необходимо создать штат людей, обеспечить их техникой и средствами связи, а также создать интернет-площадку для приема заявок граждан.
– Как вы видите работу этого центра?
– К примеру, возьмем раскопы, которые в Чите сплошь и рядом. В мэрии есть отдел, который дает разрешения на проведение земельных работ, но полного списка мест, где разрыто и не закончено восстановление поверхности, нет. Представители горадминистрации говорят, что у нас сейчас 100-120 раскопов, и по 20 из них документы переданы в надзорные органы. И всё — никакой конкретики!
По-хорошему, каждый раскоп должен быть зарегистрирован на сайте горадминистрации с указанием дат начала и окончания работ. И если эти работы вовремя не закончены, там же нужно указать, какие меры приняты к ответственной организации.
А вот, например, в Москве, где существует центр общественного контроля, человек,сообщивший о раскопе, в течение 10 дней получает развернутый ответ. Попробуйте сделать такой запрос в Чите!
– А будет ли способствовать общественному контролю совет потребителей, который создан дм согласования с Региональной службой по тарифам стоимости услуг ЖКХ?
– Несомненно, будет. Это поможет сдержать рост тарифов, особенно для малообеспеченных граждан.
А вообще, если все три органа – Совет потребителей, общественный совет при Государственной жилищной инспекции и Центр общественного контроля – будут работать,взаимодополняя друг друга, то это будет самый эффективный контроль.
Константин Чиров, «АиФ — Забайкалье» № 12