Инцидент со сбитым поездом стадом дзеренов в Забайкальскому крае выявил ряд системных проблем, которые необходимо решать, объединив усилия властей региона, ЗабЖД и экологического научного сообщества. Свое мнение высказали члены Общественной палаты Забайкальского края Александр Чупин и Виктор Дударев.
«Инцидент с наездом локомотива на стадо дзеренов, занесенных в Красную книгу, вызывает серьезное беспокойство, как с экологической, так и с этической точки зрения. Проверка, инициированная Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой, является важным шагом для выяснения обстоятельств произошедшего. Необходимо установить, были ли соблюдены меры предосторожности при движении поезда, а также оценить возможные последствия для популяции этих редких животных. Подобные случаи подчеркивают необходимость усиления мер по защите дикой природы, особенно в регионах, где транспортная инфраструктура пересекается с местами обитания редких видов. Надеемся, что результаты проверки приведут к принятию конкретных решений, которые помогут предотвратить подобные инциденты в будущем», - сказал Александр Чупин.
Он обратил внимание на общественный резонанс, который вызвало появление в открытом доступе видео с моментом наезда поезда на животных.
«Также стоит обратить внимание на то, как данный инцидент попал в инфополе. Видео, распространившееся в социальных сетях, стало катализатором для общественного резонанса и привлечения внимания правоохранительных органов. Это еще раз демонстрирует силу социальных медиа как инструмента контроля за экологическими и социальными проблемами. Однако важно, чтобы информация, поступающая в открытый доступ, была достоверной и проверенной, чтобы избежать манипуляций или искажения фактов. В данном случае публикация видео, вероятно, сыграла положительную роль, так как привлекла внимание к проблеме, но в других ситуациях подобные «сливы» могут использоваться для создания необоснованной паники или давления на определенные структуры. Поэтому важно, чтобы проверка проводилась максимально объективно, а общественность получала официальные комментарии и разъяснения от компетентных органов», - добавил Чупин.
Виктор Дударев считает, что ситуация с гибелью дзеренов под колесами поездов поднимает ряд серьезных экологических и инфраструктурных проблем.
«Во-первых, это свидетельствует о конфликте между развитием транспортной инфраструктуры и сохранением дикой природы. Дзерены — это кочевые антилопы, чьи миграционные пути проходят не только через железнодорожные линии, но и автомобильные дороги, что делает их уязвимыми.
Во-вторых, существует проблема отсутствия эффективных защитных мер, таких как ограждения, экодуки или другие системы предотвращения столкновений с транспортом, что приводит к массовой гибели животных и создает опасность для автомобилистов и пассажиров.
Наконец, данная проблема требует комплексного подхода, включающего сотрудничество железнодорожных компаний, экологов и властей. Необходимо разработать меры по снижению риска столкновений, например установку предупреждающих сигналов для машинистов и водителей автотранспорта.
Миграционные пути животных могут меняться, поэтому отслеживание миграционных маршрутов, своевременное информирование участников движения на автодорогах и адаптация расписания поездов в критические периоды передвижения животных могут повлиять на ситуацию. Если не принять своевременные меры, такие происшествия могут стать частым явлением», - заключил член Общественной палаты Забайкальского края.
Фото с сайта Сохондинского заповедника