Член ОП РФ Анатолий Старостин назвал возможные причины тяжелого начала отопительного сезона в Забайкалье

С начала отопительного сезона в Забайкальском крае произошло 19 аварийных ситуаций на сетях теплоснабжения, электроснабжения и холодного водоснабжения. Тяжелое начало отопительного сезона в регионе прокомментировал член Общественной палаты России и Забайкальского края Анатолий Старостин.

Теплоснабжение одна из основных услуг, обеспечивающая комфортную среду жизни граждан. В условиях сурового забайкальского климата она имеет особую, можно сказать, первостепенную роль. Несмотря на сообщения о подготовке к отопительному сезону источников теплоснабжения, проблем с запуском отопления меньше не становится. В СМИ сообщается о проблемах с подачей тепла как в отдельных поселениях и квартирах многоквартирных домов, так и полностью в домах или в группе домов. Причины проблемного запуска теплоснабжения, а порою его срыва требуемых параметров, по моему мнению, заключаются в следующих основных моментах.

Первый, я считаю, это – финансирование. Оно должно быть в требуемых объемах и  своевременным. Благоприятный сезон для проведения ремонтных работ на источниках теплоснабжения, и тем более на теплотрассах, у нас менее четырех месяцев. К сожалению, сложившаяся практика такова, что бюджетные финансовые средства на ремонт, закупку топлива и т.д.  перечисляются, когда по всем нормам уже должны выдаваться паспорта готовности объектов к работе в условиях зимы.

Существует ошибочное мнение о «достаточном» объеме финансов на эти цели в заложенных тарифах на тепло у ресурсоснабжающих организаций. В данном случае я не говорю о том, что тарифы на тепло недостаточны и их надо повышать. Это отдельная тема подробного анализа. Я говорю о том, что заложенная в тарифе на тепло целевая часть на ремонты и оплату угля разбита равными долями на весь календарный год. А основной объем необходимых финансов требуется иметь и потратить именно в весенне-летний период. В условиях закредитованности, дебиторской задолженности, проблем с возмещением межтарифной разницы, особенно у малых поставщиков тепла, сформировать финансовую подушку за счет тарифных средств для финансирования полноценной подготовки к зиме не так просто. Необходимо провести всесторонний анализ располагаемых финансовых источников на эти цели, календарные сроки их поступления, их достаточность для подготовки объектов к работе в осенне-зимний период буквально по каждому объекту, поселению, муниципалитету. Целесообразно разработать механизмы оказания адресной финансовой помощи, в том числе, на возвратной основе.

Дефицит кадров, которые обеспечивают работу всего комплекса теплоснабжения, ремонт оборудования и непосредственно обеспечение текущей эксплуатации - это вторая серьезная проблема, пожалуй, в целом в ЖКХ. Сложные условия труда, низкий уровень зарплаты,  как следствие недостаток квалифицированных кадров, не способствуют надежной, устойчивой работе сферы теплоснабжения.

Третья проблема особо заметная в период запуска отопления. Это координация всех, от кого зависит появление тепла в различных помещениях, будь то квартиры или школы, больницы или офисы. Понятно, что поступающее тепло от источника - ТЭЦ или котельной -  проходит по разным теплотрассам, различным насосным, тепловым узлам и стоякам. Если посчитать, то на этом пути можно найти от двух до пяти ответственных за передачу тепла до радиатора. Мы не редко читаем и слышим, что теплоноситель подан, а в одном доме или в одном стояке тепла нет. При этом управляющая домом организация винит ТГК, а ТГК - управляющую организацию, решение проблемы холодных батарей затягивается.

Конечно, запустить тепло, отрегулировать всю теплосеть города, с учетом подключения новостроек, создать комфортные условия для жителей - это не очень простая задача. Но максимально быстрая реакция на обращения граждан сведет к минимуму недовольство жителей. Считаю не лишним в период предшествующему запуску тепла отдельно в максимально возможных СМИ и интернет-ресурсах разместить сконцентрированные в одну группу имеющиеся телефоны горячих линий уполномоченных за отопление структур и, что самое главное в этом, обеспечить их многоканальную работу, позволяющую дозвониться всем, у кого есть проблемы.

Тема эффективного, надежного теплоснабжения потребителей, конечно, не ограничивается только периодом подготовки всего комплекса теплоснабжения к работе в условиях осенне-зимнего периода. Давно уже назрела пора комплексной модернизации всей системы ЖКХ Забайкальского края. Это должна быть скоординированная программа, включающая профильные инвестиционные проекты за счет средств ресурсоснабжающих организаций, национальных и региональных целевых программ, других источников финансирования, нацеленных на достижение конкретных качественных показателей сферы ЖКХ. Реконструкция и модернизация объектов тепло-, водо- и электроснабжения на современном уровне позволят повысить надежность и эффективность, снизить аварийность, создать более благоприятные, комфортные условия проживания.  Достаточно давно мы слышим о такой программе, но какова её конкретика, перспективы и планы реализации многие забайкальцы хотелось бы знать подробнее.

фото: moscow.er.ru

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию