ПО МАТЕРИАЛАМ «МК В ЧИТЕ»
28 февраля было подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации № 456-р, согласно которому Читу отнесли к ценовой зоне теплоснабжения. Переход к этой зоне подразумевает изменение правоотношений между ресурсниками, властью и потребителями. После этого в Общественную палату Забайкальского края поступало обращение от Союза предпринимателей края с просьбой провести круглый стол для разъяснения нового подхода к теплоснабжению.
Круглый стол по теме прошел 25 апреля. Кроме общественников, предпринимателей и депутатов, на нем присутствовали представители ПАО «ТГК-14», заместитель руководителя администрации Читы Андрей Гренишин, руководитель УФАС Забайкальского края Микаил Гойгов, глава РСТ региона Оксана Дорожкова.
Перед началом обсуждения эксперт в сфере ЖКХ, член Общественной палаты России и Забайкальского края Анатолий Старостин объяснил, что сейчас существуют три законных способа взаимодействия в части теплоснабжения. Это классическое тарифообразование с регуляцией Региональной службой по тарифам, который действует на территории Забайкалья сейчас. Эксперт уточнил, что при использовании этого способа не видно перспектив развития системы. Второй способ – это заключение концессионных соглашений, когда целые объекты берутся под обслуживание концессионерами. Третий способ – те самые «альтернативные котельные». Других способов взаимодействия в настоящий момент нет.
Первый заместитель руководителя администрации Читы Андрей Гренишин объяснил, что процесс подготовки к переходу на «альткотельные» в городе начался несколько лет назад.
«Мы знаем, что у нас очень изношена инфраструктура системы теплоснабжения. И всегда остро стоял вопрос о том, за счет каких ресурсов можно не только капитально отремонтировать, но и модернизировать теплоснабжающего комплекса. При разработке мастер-плана мы столкнулись с перспективой образования дефицита тепломощностей и невозможностью подключения объектов инфраструктуры», - сказал представитель администрации.
Он добавил, что классическое тарифное регулирование подразумевает не только рост тарифов для населения, но и формирование выпадающих доходов, которые придется компенсировать из бюджета края. Концессия также не решает вопрос с ремонтом и модернизации теплосетей.
Заявку на включение Читы в ценовую зону теплоснабжения (появление «альткотельных» - прим.ред.) местные власти подали после длительного обсуждения и с ресурсниками, и с правительством России. Подобный подход к теплоснабжению уже применяют 43 города в 20 субъектах.
«Переход на «альткольтельные» – это вынужденная мера, направленная на стабильное обеспечение горожан теплом, безаварийное прохождение отопительного сезона и развитие города с учетом перспектив застройки», - заключил он.
Директор по экономике ПАО «ТГК-14» Денис Круликовский объяснил, что после опубликования распоряжения правительства России, началась активная фаза перехода от классического тарифообразования к формату «альткотельных». До 28 мая ресурсникам и городским властям предстоит актуализировать схему теплоснабжения, перезаключить договоры с потребителями и разработать стандарты качества обеспечения услугой для всех теплоснабжающих организаций, которых сейчас в Чите 15 (ПАО «ТГК-14» и 14 котельных). После этого, в течение двух месяцев – до 28 июля – будут заключены соглашения об исполнении схемы теплоснабжения между теплоснабжающими организациями и администрацией города.
Новая схема тарифов будет утверждаться только после этого в срок с 28 июля по 28 сентября. В этот период будет определяться «эталонная» цена услуги теплоснабжения для Читы, базирующаяся на основных характеристиках – вид топлива и количество жителей. Это значение будет согласовываться на федеральном уровне.
«Если на момент утверждения индикативного («эталонного» - прим.ред.) уровня цены тарифы окажутся выше, то они будут заморожены. Для ТГК-14 этот вариант не актуален, потому что у нас нет таких тарифов. Если на момент утверждения индикативного («эталонного» - прим.ред.) уровня цены тариф был ниже, будет утверждаться график равномерного его доведения до индикативного уровня. Максимальная продолжительность этого графика – 10 лет», - сказал докладчик.
Предельный уровень цен будет рассчитываться из тарифа, действовавшего ранее, с индексацией на уровень инфляции плюс 3 процентных пункта. Если сказать совсем простыми словами, то за 10 лет действия «альткотельных», тариф для населения и бизнеса должен вырасти до экономически обоснованного с учетом инвестиционной надбавки.
Круликовский добавил, что существует механизм сдерживания предельного уровня цены. Этот механизм подразумевает соглашение между теплоснабжающей организацией и городской администрации.
«Инвестиционной надбавкой будут являться эти 3 процентных пункта. За счет инвестиций, которые мы сможем получить, в частности, планируется снизить уровень износа источников тепловой энергии и теплосетей и закрыть шесть городских котельных, что положительно скажется на экологическом состоянии города», - сказал представитель ПАО «ТГК-14».
Он также уточнил, что за счет инвестиционных вложений также планируется снизить стоимость техприсоединения, сократить плановый период отключения горячего водоснабжения с 14 до 7 дней, уменьшить число аварийных ситуаций во время отопительного сезона и т.д.
За 15-летний срок действия «альткотельных» теплоснабжающие организации за счет потребителей должны получить инвестиции в размере 11,8 млрд рублей. И Круликовский, и замглавы администрации Читы Андрей Гренишин уточнили, что на модернизацию инфраструктуры теплоснабжения деньги будут поступать не только за счет платежей от населения, но и за счет государственных программ, что позволит действовать опережающими темпами.
Для ПАО «ТГК-14» подход «алькотельной» обеспечит стабильное и гарантированное инвестирование в модернизацию теплосетей, чего не дает действующее тарифное регулирование.
«Важно то, что круглый стол дал понимание того, на каком этапе в процессе формирования нового подхода к теплоснабжению мы находимся. Публичность в этом вопросе – самое важное. Эту цель мы, я считаю, достигли. Остаются вопросы к ценовым параметрам. Тариф на тепло будет продолжать подниматься, и «альткотельные» здесь совершенно не при чем.
«Альткотельная» может иметь положительный эффект в определенной стабильности отношений между ресурсниками и потребителями. Для города здесь тоже могут быть плюсы: сокращение срока отключений летом с 14 до 7 дней, возможность переключение между электростанциями, снижение числа аварий.
Пока мы находимся в переходном этапе. Хочется верить, что всё то, о чем было сказано на круглом столе, будет исполнено именно так, как заявлено. Общественная палата готова содействовать в обсуждении процесса перехода на «альткотельные», - подвел итоги модератор площадки, член ОП РФ и Забайкалья Анатолий Старостин.
фото прес-службы ПАО «ТГК-14»