18 февраля 2014 года Общественная палата Забайкальского края и Благотворительный фонд «Ты можешь помочь» провели круглый стол на тему: «Проблемы детей с ограниченными возможностями в Забайкальском крае».
Участниками встречи стали: Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Фонд социального страхования РФ, Комитет образования администрации городского округа «Город Чита», "Центр образования" для детей-инвалидов Забайкальского края, члены Общественной палаты, родители детей-инвалидов, научное сообщество, благотворительные фонды.
В России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи.
Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению нового. Для детей-инвалидов создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная, психологическая помощь, но их не хватает на всех и это очень серьезная проблема. Так же остро стоит проблема образования. Многие школы, детские сады, колледжи и вузы просто не могут принять детей-инвалидов потому, что в них или нет совсем или катастрофически не хватает ни специального оборудования, ни специально обученных людей. Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают. Чем раньше ребенок-инвалид получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы. Дети-инвалиды — часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов — люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Они принимают участие в Паралимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть замеченными.
- Сегодня в Забайкальском крае проживает около 4900 детей-инвалидов, что составляет примерно 2% от общей численности детей, - рассказала Зинаида Дмитриевна - заместитель министра Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края. - В 2012 году в течение девяти месяцев мы работали над пилотным проектом "Внедрение службы сопровождения". И сегодня эта служба работает на территории всего региона и обслуживает более 6000 граждан с ограниченными возможностями, в том числе 1838 детей-инвалидов.
Конечно, не все дети могут получить образование. Как рассказала Ольга Григорьева, заместитель директора Государственного общеобразовательного учреждения "Центр образования" для детей-инвалидов, на 1 января 2013 года было зарегистрировано около 1200 детей, нуждающихся в индивидуальном обучении. 250 детей обучаются дистанционно. Для того, чтобы вступить в программу дистанционного образования необходимо получить заключение Краевой медико-педагогической комиссии. Также необходимо предоставить справку бюро медико-социальной экспертизы, которая подтверждает наличие инвалидности.
- Самое главное условие, по которому ребенок может дистанционно обучаться - наличие скоростного интернета, - отметила Ольга Борисовна. - В первую очередь, мы даем возможность получить образование тем детям, которые способны освоить программу общеобразовательной школы и успешно выйти на итоговую аттестацию. В виде исключения к нам могут поступить детки с незначительными интеллектуальными нарушениями, которые будут обучаться по адаптированной программе.
Родители детей-инвалидов, заметили, что у детей должен быть выбор каким образом получать образование: дистанционно - дома, в инклюзивной школе или спецшколе. Есть опасения, что ссылаясь на инклюзивное образование, могут закрыть специальные школы. Светлана Дружинина, представитель общества слабослышащих, подтвердила опасения, рассказав о том, что к 2016 году планируется закрытие единственной специализированной школы для глухих и слабослышащих детей в Чите.
Также родители отметили, необходимость создания единой информационной базы – справочника включающего права и льготы в основных отраслях жизнедеятельности инвалидов, а также список учреждений социальной помощи, реабилитационных центров, учебных заведений высшего, средне-специального и среднего образования и многое другое. Так, например, Елена Осетрова, мама ребенка-инвалида, страдающего ДЦП, отметила, что только благодаря разговорам среди родителей они узнали о реабилитационном центре, после посещения которого ребенку стало легче.
По итогам круглого стола были приняты РЕКОМЕНДАЦИИ круглого стола «Проблемы детей с ограниченными возможностями в Забайкальском крае».
Все участники круглого стола, заинтересованные граждане в срок до 24.02.2014 г. могут направить в рабочую группу свои замечания, предложения к тексту рекомендаций по адресу: opzab@yandex.ru.
ФОТООТЧЕТ с круглого стола.