На фотографии: А.Н. Мусиенко -председатель комиссии по культуре, нравственности, межэтнических отношений и межконфессиональному диалогу, Павел Полянский - радиоведущий радио "Маяк". |
Запись эфира 05 февраля 2014 г. на радио "Маяк".
Сегодня пятый день февраля и 41-й день так называемого российского Года культуры. Нынешний год объявлен Годом культуры в стране, а что происходит с этой культурой в Забайкалье, в частности, вот что нас интересует. Внести ясность в этот вопрос нам поможет председатель комиссии по вопросам культуры Александр Николаевич Мусиенко.
- Прежде всего интересно, что предлагает сегодняшняя официальная краевая культура современному потребителю, и от чего зависит качество этого предложения?
- Качество предложения должно базироваться на материальной базе каждого учреждения культуры, а материальная база оставляет желать лучшего, к сожалению. Основных проблем в нашей сфере культуры несколько, но главная и определяющая большинство других вытекающих проблем - это, конечно же, проблема нехватки финансовых средств. Для поддержания, сохранения и, тем более, развития культуры финансирование просто необходимо. А в связи с тем, что наше регион богат финансовыми средствами, говорить о том, чтобы в муниципальных образованиях были деньги на поддержание культуры практически не приходится. Это больно.
- Искусство ведь не доставляется на дом, разве что каналом "Культура", за искусством надо куда-то ходить. В учреждения культуры. В каком они сейчас состоянии и на каком положении? Возьмем Читу для начала.
- Если брать Читу, по сравнению со всем Забайкальским края, то здесь учреждения находятся в привилегированном положении в любом случае, потому что им не приходится гоняться за зрителем, у них более высокое техническое оснащение. Поэтому, в принципе, можно говорить, что культура в краевом центре укомплектована, но и то при этом надо делать скидки. Скажем, драматический театр на грани развала, театр кукол пять лет стоит просто закрытый - на него не находятся деньги на ремонт. Я уже не говорю о тех учреждениях культуры, которые находятся в районах.
- Культура создается людьми. Какими людьми создается забайкальская культура, откуда берутся работники?
- Работников культуры, в основном, готовят гуманитарно-педагогический университет, техникум искусств, музыкальное училище. В основном, специалисты, особенно которые разъезжаются по районам, это наши, местные. Невелика доля людей, которые приезжают откуда-то, потому что все-таки где родился, там и пригодился. Опять же, все упирается в то, что государственная и региональная политика должны быть направлены на то, чтобы молодые специалисты оставались и закреплялись на своих местах ,а не искали лучшей доли за пределами региона.
- Насколько охотно они закрепляются и остаются, можно себе представить, - культура же финансируется на муниципальном уровне сейчас. Позволяет ли этот уровень финансирования работникам задерживаться на своих местах?
- Безусловно, нет. К сожалению, как это было во времена мощного Советского Союза, так и сейчас в Российской Федерации вся бюджетная сфера, а в бюджетной сфере культура всегда была на остаточном принципе финансирования. Ничего не изменилось, к сожалению. И у меня создается стойкое убеждение, что правительству Российской Федерации бюджетная сфера стала в тягость, ее трудно содержать, поэтому ее переводят на коммерческие рельсы. Мы говорим много о спорте, об экологии, окружающей нас, а ведь культура по сути своей занимается экологией души. Об этой душе надо говорить, надо бить в колокола, ей надо обязательно помогать.
- Нация в первую очередь - это же язык и культура, правильно?
- Безусловно.
- Александр Николаевич, получается, что знаменитые майские указы не коснулись культработников фактически, а ведь они тоже в бюджетной сфере?
- Сказать, чтобы они совсем не коснулись, нельзя - коснулись, но с большими натяжками. Я, например, никак не могу понять, почему повсеместно слово "оптимизация" у нас стало синонимом слова "сокращение". Оптимизация - это поиск выхода, как сделать все для того, чтобы культура работала лучше, не потеряв при этом хорошие кадры, которые работали. У нас же все было перевернуто с ног на голову. Поскольку есть штатное расписание, то каждый руководитель обязан был поднять заработную плату, не получив ни одного рубля дополнительно. Поэтому, естественно, у него не было никакого другого выхода, кроме как сокращать людей.
- Конечно, в первую очередь начинают экономить на людях. С читинскими работниками культуры понятно - кто-то изыскивает возможность подхалтурить где-то самостоятельно, а как дела у тех, кто трудится на периферии, есть какие-нибудь сведения о том, как они себя чувствуют?
- Конечно, по роду своей деятельности нам приходится выезжать в районы края на гастроли и оценивать, и видеть то состояние учреждений культуры, которое было в советское время и сейчас. Это, безусловно, небо и земля, потому что и техническая оснащенность, которой сейчас просто не хватает, я уже не говорю о том, что современные методы, которые используются практически везде и повсеместно, не доступны в селах. У них просто нет выхода в интернет, нет того же самого компьютера, некому за ним работать и так далее. Поэтому говорить о том, чтобы им заработать какие-то дополнительные деньги, достаточно сложно. Единственная возможность в селах заработать какую-то копеечку для бюджета - это проведение каких-то культурных мероприятий практически под магнитофон.
- О дополнительных деньгах говорить сложно, им бы свои деньги получить. Где последний раз были с гастролями?
- Шилкинский район, Сретенский, Нерчинский.
- То есть, везде примерно одна и та же картина?
- Примерно, конечно. Скажем, совсем недавно, когда пострадали от наводнения Хабаровский край, Еврейская автономная область, вся страна помогала чем могла, в том числе и культура. Но, к сожалению, когда мы помогали всей страной, мы забыли о своем крае - у нас точно так же утонуло два района, о которых все молчали. Но вот некоторые учреждения культуры оказывали непосредственную помощь именно нашим районам. В том числе, театр кукол передал безвозмездно три спектакля в Тунгокоченский отдел культуры.
- Говоря обобщенно, культура словарным языком - исторически определенный уровень развития общества и человека. Исходя из этой формулировки, какую картину мы наблюдаем сегодня по краю касательно культуры?
- Сейчас общество у нас, к сожалению, не настолько обеспечено, чтобы уделять достаточное внимание культуре, образованию, да даже просто поддержанию собственного здоровья. Когда общество развивается? Когда есть для этого какие-то предпосылки, а самое главное, когда есть уверенность в завтрашнем дне, который, соответственно, базируется на положительном восприятии тех шагов, которые предпринимаются правительством Российской Федерации, региональными властями на местах. А сейчас наблюдается некоторая оторванность, и она предопределена уже изначально, потому что - грубое, конечно, сравнение, но так оно и есть - голодному человеку не до искусства.
- По поводу материально-технической базы. Современная техника может поднять культуру на немыслимый уровень фактически. На каком уровне этот вопрос поддерживается сейчас в Забайкалье?
- Это одна из основных проблем - практическое отсутствие материально-технической базы. Это старение уже имеющихся зданий, оборудования, автотранспорта, невозможность приобретения необходимого оборудования. Хотя необходимо повсеместно уже внедрять новые технологии. Без компьютерной техники, программного обеспечения сегодня невозможно представить любые виды творчества или, как принято сегодня говорить, культурные услуги, оказываемые театрами, музеями, библиотеками, домами культуры. То есть, у людей нет возможности, как раньше, сесть и из любого района края приехать в центр столицы и посетить театры, музеи, выставки. Сейчас это стало практически недоступно. Потому что парадоксальная ситуация: самые малообеспеченные категории населения на селе являются обеспеченными. Работники бюджетной сферы и пенсионеры - это практически люди, которые реально имеют деньги на селе. Парадокс. Не зря говорят: не дай вам бог жить в эпоху перемен. Мы в этой эпохе очень долго уже находимся.
- Да, древнее китайское проклятие. Кстати, о переменах. "Техникум искусств", "культурные услуги" - как-то превращается культура в ремесло даже в словесном плане.
- Да. Техникум как-то звучит несколько странно для меня тоже, но такова, видимо, классификация подобных учреждений. Мне вообще, честно говоря, не нравится слово услуга применительно к учреждениям культуры. Мы не занимаемся услугой. Все-таки, культура - это некая духовная миссия. Сейчас, когда мы, вроде бы, свободны все в выборе репертуара, тем не менее, все это как-то пошло на спад. Когда все стало разрешено, все это стало неинтересно говорить.
- Ну да, все свелось под плинтус, и филармонии стали комбинатами бытового обслуживания. Кстати, о бытовом обслуживании. Как вы воспринимаете факты нахождения в учреждениях культуры различных выставок шуб или распродаж пуховиков и тамбовского меда? Насколько эти вещи совместимы, на ваш взгляд?
- Для меня это вообще несовместимо, безусловно. В любом случае, любое учреждение культуры, будь это в краевом центре или на местах, - это храм искусства. И я должен как зритель прийти туда и наслаждаться тем, за чем я пришел.
- Атмосферой.
- Конечно. Если я пришел на выставку картин, мне становится совсем непонятно, почему я должен при этом лицезреть, скажем, нижнее белье или шубы. Хотя, с другой стороны, я могу оправдывать руководителей таких учреждений, потому что им нужно как-то зарабатывать деньги. Но тем не менее, я думаю, что есть, наверное, и какие-то другие возможности заработать деньги, не просто путем сдачи помещения, а что-то сопутствующее культуре хотя бы отдаленно. Почему, скажем, это не могла быть световая, звуковая аппаратура, которая могла бы заинтересовать потенциального покупателя. В краеведческом музее, кстати, очень неплохое подспорье оказывает открытие развлекательного центра "Маугли". Это я могу понять: взрослые люди, приходящие с детьми в учреждение культуры, могут разойтись по приоритетам - ребенка оставить в развлекательном центре, а самим пойти приобщиться к ценностям, которые есть в Забайкальском крае.
- Ненадолго.
- Ненадолго, безусловно. Хотя, если взять Новосибирск, там огромные комбинаты торговли, например, IKEA, меня удивляют: когда ты туда приходишь, на два часа ты можешь оставить ребенка в таких развлекательных центрах абсолютно бесплатно. У нас, к сожалению, это невозможно. У нас вообще инфраструктура детских развлекательных учреждений не развита. Есть проект, который три года назад был одобрен тогдашним губернатором Равилем Фаритовичем Гениатулиным, по созданию парка, прилегающего к театру кукол. Стоимость была небольшая - четыре миллиона. Даже для нашего дотационного региона это небольшие деньги. Там была замечательная идея: кроме площадок для игр детей, спортивных площадок, асфальтированных дорожек для отдыха мам с колясками, с детьми было предложено построить летний театр, в котором на безвозмездной основе могли бы работать какие-то коллективы - театральные, музыкальные, школьные, самодеятельные, духовой оркестр, например. Это могло бы стать местом сбора молодежи, которых собирало бы не пиво, а все-таки возможность самовыражения, когда мы бы предоставляли аппаратуру, свет - и пожалуйста, самовыражайся, привлекай к себе внимание, проводи флешмобы, и тогда мы могли бы позиционировать себя, действительно, как культурная столица, а не так, что мы озабочены строительством торговых центров.
- Можем ли мы заводить об этом речь, когда даже сами культурные учреждения мы сейчас не можем позиционировать как таковые? По вопросам инфраструктуры объектов детского отдыха - это тоже вопросы к культурным ведомствам?
- Безусловно, причем они должны быть приоритетом, хотя этого приоритета я на себе, как руководитель детского театра - Забайкальского государственного театра кукол "Тридевятое царство", не ощущаю. Я считаю, что это нонсенс даже на уровне всей Российской Федерации, когда пять лет театр находится без своего здания, и по сути, на него не находится в бюджете денег. Мы вынуждены были просто своими силами из репетиционного зала сделать так называемый малый зал с количеством всего 60 мест, и мы спектакли даем там только по воскресеньям по три в день. Конечно, мы не можем удовлетворить потребность населения сводить детей в выходной в театр кукол. Все остальное время - с понедельника по пятницу мы работаем на выездах - в школах, детских садах, в районах на гастролях.
- То есть, театр кукол являет собой бродячий цирк на сегодняшний день?
- По сути, да. Причем, самое интересное, когда в 1935 году театр создавался, он создавался как краевой передвижной театр кукол. Сегодня мы наблюдаем ту же самую историю - мы снова из областного стали краевым, снова стали передвижным, не по своей воле, конечно. И практически занимаемся тем же самым. Но самое интересное, несмотря на то, что мы потеряли зал вместимостью 220 человек, мы не потеряли своего зрителя, а только его приобретаем, нарабатываем. И государственное задание, как теперь называется, выполнение плана, мы постоянно выполняем и перевыполняем.
- Александр Николаевич, были слухи о строительстве музыкального театра в Чите. Насколько оправдано их существование?
- В конце прошлого года Константин Константинович Ильковский проводил встречу в малом зале филармонии с культурной общественностью края, и интересовался их мнением по поводу строительства такого объекта. Практически подавляющее большинство выступающих высказались против строительства именно музыкального театра, причем мотивация была достаточно проста и понятна: мало построить это здание и оснастить его достаточно серьезным оборудованием по современным меркам, чтобы оно соответствовало всем СниПам, нормам, его необходимо наполнить людьми, которые будут в нем работать - артисты, дирижеры, - те самые кадры, которые не готовятся в Забайкальском крае, то есть всех их нужно приглашать, и никто не поедет сюда за ту зарплату, которую мы им сможем предложить.
- Готова ли власть поддерживать культуру, тем более, Год культуры? Какая сумма предусмотрена в краевом бюджете на нужды культуры на этот год?
- Готова ли наша региональная власть к удовлетворению всех потребностей культуры - однозначно можно сказать, что нет.
- По чем нынче формирование позитивного образа Забайкальского края в сфере культуры?
- Сумма достаточно смешная, хотя для кого-то она прозвучит гигантской, - это порядка 30 миллионов на всю сферу культуры на весь год. Учитывая, что 2014 года объявлен Годом культуры, это, конечно, мизер. Только на завершение ремонта государственного театра кукол "Тридевятое царство" требуется практически 27 миллионов рублей. Если их сейчас передать на окончание этого ремонта, то понятно, что вся остальная культура не получит практически ничего.
- Задания, тем не менее, поступили какие-то на этот год краевой культуре?
- Задания поступили, причем они на уровне не ниже прошлогодних, а даже с обязательным повышением, и выполнять их коллективы так или иначе будут, все учреждения культуры - и в районах, и здесь. Я могу сказать абсолютно точно, нисколько не преувеличивая, что люди, которые работают сегодня в культуре, особенно в районах края, - это люди, выполняющие ежедневный героический подвиг, потому что они работают за идею, за любовь к искусству, а не за деньги. Работать на культуру за деньги просто нельзя, потому что это смешные деньги.
- В сфере культуры особо денег-то никогда и не было. Насколько остро стоит в крае кадровый вопрос? Кто олицетворяет забайкальскую культуру сейчас?
- Я считаю, что проблема кадров очень существенна для нашей культуры, потому что идет катастрофическое старение кадров всей России. Есть катастрофическая нехватка кадров во многих учреждениях, потому что отсутствует мотивация работы в культуре на селе у молодежи из-за низкой заработной платы и, самое главное, из-за утраты престижа работника культуры. Стало не выгодно и не удобно говорить, что ты работаешь в культуре. Некий синоним ругательства, к сожалению.
- Какие самые заметные мероприятия запланированы в крае на Год культуры?
- У нас состоится очередной кинофестиваль, Цветущий багульник, но этого мало. Я как раз хотел бы коснуться проблемы формирования позитивного имиджа Забайкальского края: я считаю, что на уровне правительства края, Законодательного собрания должна быть принята какая-то программа, которая давала бы возможность позитивного продвижения культуры Забайкалья на рынке услуг Сибири. Мы совершенно недостаточно проводим международных культурных обменов, мы в них не участвуем, мы слабо участвуем в международных российских фестивалях, конкурсах, изданиях, проведении гастролей творческих коллективов в столице. Почему мы в 2002 году могли позволить себе Дни культуры Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, а сейчас мы такие позиции потеряли? У нас не стали слабее коллективы, нам есть что показать и есть чем удивить искушенного зрителя, скажем, столицы России. Но мы этого не делаем, а без этого мы не можем позиционировать себя. У нас невысокий уровень культурной рекламы в Забайкалье, отсутствует систематическая работа по утверждению высокого престижа культуры, искусства, их традиций и достижений. А это делать необходимо на самом высоком уровне, включая губернатора края. Надо к этому обязательно возвращаться, надо это делать, иначе мы с мертвой точки так и не сдвинемся.
- То есть, на сегодняшний день говорить о позитивном имидже в культурном плане достаточно трудно.
Александр Николаевич, Общественная палата - это же структура, представляющие общественные интересы. Какие основные интересы, как они до вас доходят от культурной прослойки общества?
- Проводятся соцопросы, мониторинг. Вот у вас, на станции радио Маяк проводятся дежурства по Общественной палате. Точно такие же дежурства проводятся в самой Общественной палате. Об этом даются оповещения в СМИ, на портале, что по тем или иным вопросам вы можете прийти с такого-то по такое-то время и задать интересующие вас вопросы и получить на них соответствующие ответы.
- Приходят?
- Приходят, но очень мало. Есть общее состояние, которое выражается в недоверии к всяческим социологическим опросам. Допустим, я проголосовал за это, мое мнение такое, а по опросам оно получается другое. Я думаю, что мы вообще увлеклись мониторингами, социологическими опросами. Хотели как лучше, получилось как всегда.
- Будет ли как-то преображаться идеологическая линия? Планируются ли перемены в культурном облике края? К примеру, та же знаменитая народно-казачья песня, символ местной культуры, достаточно надоевший, так и останется на своем месте или когда-нибудь что-нибудь новое будет?
- Мы надеемся. У нас появились предпосылки к тому, что позитивные перемены в Забайкальском крае грядут. У нас поменялось высшее руководство власти, в Законодательное собрание пришли новые люди, в городской думе, министерствах. Я вообще считаю, что министерство культуры и министерство образования должны работать в одной общей связке. Культурное воспитание и образование должны идти одним общим фронтом. Я выскажу, наверное, крамольную мысль, что это могло бы быть вообще единое министерство в России.
- Потому что культура неотделима от образования.
- Я считаю, что да.
- Хочется, конечно, каких-то качественных перемен. Александр Николаевич, спасибо вам большое за интересную беседу, спасибо за визит.
Беседу вел Павел Полянский.
Источник новости, аудиозапись: Читинская ГТРК