«Школа избирателя»: Роль наблюдателей в обеспечении открытости и законности избирательного процесса

Общественный штаб по наблюдению за выборами запускает заочную «Школу  избирателя». В течение трех недель, до Единого дня голосования, на сайте Общественной палаты Забайкальского края будут публиковаться материалы, связанные с деятельностью наблюдателей на избирательных участках. Коротко о главном рассказывают члены Общественного штаба.

О роли наблюдателей в обеспечении открытости и законности избирательного процесса рассказывает член Общественной палаты Забайкалья Станислав Фалейчик:

«Избирательный процесс в современном демократическом государстве должен соответствовать ряду обязательных критериев, обеспечивающих открытость и прозрачность всех электоральных процедур, соблюдение избирательных прав, возможность свободного волеизъявления избирателей, равные права для всех избирателей, отсутствие дискриминации тех или иных групп избирателей, равные возможности для всех политических сил и отдельных граждан в участии в избирательной кампании. Эти критерии достигаются за счет возможности наблюдения за выборами, в том числе наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов, и оглашением результатов выборов.

Одним из ключевых принципов организации избирательного процесса выступает принцип гласности, проявляющийся, в том числе, и в практике применения института наблюдателей. Открытость и гласность избирательных процедур важны для повышения доверия со стороны общества к процедуре формирования органов власти.

Наблюдение включает в себя механизмы национального и международного наблюдения. Первое осуществляется институциональными структурами данного государства (политические партии, наблюдатели, представляющие независимых (непартийных) кандидатов на выборную должность, избирательные объединения, общественные организации, гражданские инициативы), либо гражданами данного государства, обладающими избирательными правами. Второй вариант наблюдения реализуется институциональными структурами и гражданами других государств.

Национальное наблюдение целесообразно дифференцировать на две составные части: политическое (партийное) и общественное. В первом случае речь идет о наблюдателях от участников избирательного процесса, представителей кандидатов на выборные должности или политических партий, принимающих участие в выборах. Под общественным наблюдением подразумевается осуществление функций общественного контроля  за избирательным процессом наблюдателями, не имеющими отношения к участникам избирательного процесса. Эти наблюдатели могут представлять те или иные общественные организации, либо выступать в личном качестве.

Российская Федерация имеет позитивный опыт организации наблюдения на выборах. При этом ранее волонтеры и гражданские активисты могли принимать участие в электоральном процессе либо в качестве наблюдателей от кандидатов или избирательных объединений, либо в качестве представителей СМИ. Однако Федеральным законом от 05.12.2017 г. № 374-ФЗ был создан механизм общественного внепартийного наблюдения с ведущей ролью в этом процессе Общественной палаты Российской Федерации.

Впервые он был применен на президентских выборах 18 марта 2018 года и привел к участию в выборах беспрецедентного количества наблюдателей. На избирательных участках присутствовало 289 тысяч наблюдателей, при этом 146 тысяч наблюдателей были делегированы субъектами общественного контроля.

В дальнейшем положительный опыт участия общественных наблюдателей в президентских выборах был распространён на всю страну.

В 2018 году был принят федеральный закон, позволяющий Общественной палате Российской Федерации и общественным палатам субъектов Федерации назначать наблюдателей при проведении выборов в органы государственной власти регионов и местного самоуправления.

Следующим этапом развития общественного наблюдения стало общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. В нем приняло участие более 526 тысяч общественных наблюдателей. Это позволило добиться беспрецедентной открытости и прозрачности процедуры голосования, обеспечило защиту голосов избирателей, предотвратило нарушение избирательных прав. Как следствие, практически полное отсутствие сколько-нибудь значимых нарушений в ходе голосования».

фото: radiosputnik.ria.ru

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию