21 января в г. Москве состоялся круглый стол ОНФ «Социальная норма потребления: ошибка недопустима», в котором приняли участие представители Народного фронта, экспертного сообщества и пилотных регионов, участвующих в реализации эксперимента по применению системы дифференциации социальной нормы потребления. Розе О.И. - член комиссии по вопросам местного самоуправления, строительства и ЖКХ Общественной палаты Забайкальского края приняла участие в круглом столе. Ольга Ивановна рассказала наиболее важные моменты круглого стола, сообщила итоги и принятые решения состоявшегося мероприятия.
Участники круглого стола пришли к общему мнению, что введение «энергопайка» следует если не отменить, то отложить на неопределенный срок. Выводы активистов и экспертов по этому вопросу будут направлены в правительство, которое должно по поручению Владимира Путина, выданному по итогам «Форума действий» ОНФ, к 1 марта проанализировать ход эксперимента и представить в администрацию президента доклад для определения его дальнейшей судьбы.
Выслушав выступления активистов ОНФ из Красноярского края, Забайкальского края, Ростовской, Владимирской, а также Орловской и Нижегородской областей, участники круглого стола резюмировали, что результаты эксперимента по СНП нельзя оценивать серьезно, так как его фактически не было.
По ситуации с СНП в Забайкальском крае
Ситуацию по применению социального норматива в Забайкальском крае, а также предложения для рассмотрения в Правительстве РФ озвучила в Москве на круглом столе ОНФ член Общественной палаты Забайкальского края Ольга Розе.
«Действующий сегодня в Забайкальском крае социальный норматив в 65 кВтч неэффективен, так как был ориентирован на прожиточный минимум 2005 года, - отметила она.- С того времени вдвое выросла потребительская корзина, доходы населения не успевают за скачками инфляции. Социальный норматив в нашем регионе должен быть как минимум 120 кВтч на человека в месяц, а если определять комфортный уровень социального норматива-то эта планка должна подняться до 200 кВтч».
Для сравнения: если в 2005 году прожиточный минимум для трудоспособного населения в Читинской области составлял – 3173,15 рублей, то по отношению к 2013 году он увеличился на 50% и составил 7744,24 руб.
Также в выступлении было отмечено, что более 30% населения уже не укладывается в данный норматив.
Введение дифференцированной соцнормы в Забайкальском крае запланировано с 01.07.2014 года. В настоящее время проводится работа по установлению в регионе типов домохозяйств для определения размера социальной нормы.
Отношение населения в Забайкальском крае к введению дифференциации социальной нормы по типам домохозяйств пока нейтральное, однако, уже возникло много вопросов и замечаний к методике его внедрения на территории Забайкальского края.
Накануне круглого стола ОНФ в Москве в Забайкальском крае состоялся круглый стол по применению социального нормирования в Забайкальском крае, иницированный активистами ОНФ в Забайкалье, участниками которого стали представители общественных организаций, органов власти и ресурсоснабжающих организаций.
По его итогам участниками обсуждения были выработаны конкретные предложения для круглого стола ОНФ в Москве и для рассмотрения в Правительстве РФ, сформулированные по результатам применения существующего социального норматива в регионе, а также с учетом возможных последствий реализации на территории Забайкальского края Постановления Правительства № 614.
Предложения от Забайкальского края
1.С целью выравнивания величины социальной нормы в субъектах Российской Федерации со сходными условиями: социально-экономическими (уровнем развития региона, благосостоянием населения), природно-климатическими (продолжительностью светового дня и отопительного периода), градостроительными (типом населенного пункта, состоянием основных фондов, этажностью застройки, типом отопления и водоснабжения), демографическими (числом, возрастом, занятостью членов семьи), предлагаем внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614 в части установления базовой величины социальной нормы единой для всех субъектов Российской Федерации, рассчитанной с учетом оптимального уровня потребления электрической энергии для жизнеобеспечения, с одновременной разработкой системы показателей (индикаторов) для последующего расчета коэффициентов, которые бы давали достаточно полную картину региональной дифференциации по степени использования (потребления) электрической энергии.
2. Учитывая неблагоприятнуюдемографическую ситуацию на территории Забайкальского края (большой миграционный отток населения из-за экономической непривлекательности региона), рост потребительской корзины и низкий уровень доходов забайкальцев, необходимо увеличить величину социальной нормы не менее 120 кВтч на человека, а также усовершенствовать методику расчета социальной нормы для многодетных семей.
3.При введении дифференцирования типов домохозяйств в регионе необходимо создание единой информационной базы потребителей. Для ее формирования (сбора информации о потребителях) необходимо внести определенные изменения в действующее законодательство по раскрытию персональных данных, что может повлечь продление сроков введения социального норматива в регионе.
4.В постановлении № 614 конкретизировать понятие «Единая база данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях». Внести изменения в Положение в части введения обязанности предоставления информации всеми участниками информационного обмена по вопросам установления и применения социальной нормы в единую базу данных, формируемую уполномоченным органом. В целях исключения дополнительных обязанностей граждан по предоставлению подтверждающих принадлежность к той или иной группе домохозяйств, либо к льготной категории или к тому или иному уровню благоустройства жилого помещения документов, предусмотреть внесение и актуализацию информации в единую базу данных участниками информационного обмена не реже 1 раза в месяц с предоставлением такой информации уполномоченным органом исполнителям коммунальных услуг.
При этом обязанность предоставления информации о количестве зарегистрированных граждан, информации об отнесении потребителя к категории одиноко проживающих пенсионеров или семей пенсионеров напрямую уполномоченному органу в определяемом им формате возложить соответственно на органы регистрационного учета, органы социальной защиты населения и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. На основании вышеизложенного в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614, необходимо предусмотреть решение вопроса передачи полномочий по обработке и предоставлению персональных данных в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
5. Для исключения ущемления прав потребителей, связанных с "не выбором" социальной нормы в связи с передачей показаний за период, меньший календарного месяца: а) рассмотреть возможность внесения изменений в Правила оказания коммунальных услуг, предусматривающие досчет объема потребления за расчетный период до конца месяца, в котором представлено показание прибора учета исходя из среднесуточного расхода по последним двум имеющимся показаниям прибора учета.
б) рассмотреть возможность установления социальный нормы потребления не в месячном, а в годовом (на период регулирования тарифов) исчислении. Таким образом, применение нормы нарастающим итогом так же бы исключило ситуации с "недобором" установленного норматива. Объем потребления в зависимости от сезона года значительно варьируется, и в летние месяцы граждане могут потреблять меньше объема социального норматива. При условии, что остатки норматива не переходят на последующие месяцы, установка социального норматива в годовом исчислении с нарастающим итогом может устранить этот недочет.
6.Рассмотреть внесение изменений в Постановление Правительства 614.: для применения надбавки к установленному социальному нормативу в отношении стационарных электроплит, электроотопительного и электронагревательного оборудования конкретизировать понятие "оборудованных в установленном порядке".
7. В связи с увеличением объемов документооборота, инициировать внесение изменений в действующую редакцию Правил оказания коммунальных услуг, допускающих выставление платежных документов в электронном виде по заявлению потребителя. (в действующих Правилах существует обязанность выставления счетов обязательно на бумажном носителе).
Также внимание участников круглого стола в Москве было акцентировано на проблеме газификации Забайкальского края. Для реализации поставленной Президентом РФ В.В. Путиным задачи создания привлекательных и комфортных условий для проживания и закрепления населения на территории Восточной Сибири (к которой, в частности, относится Забайкальский край) необходимо на уровне Федерального Правительства решить вопрос газификации Забайкальского края. Появление менее дорогостоящего альтернативного источника снизит потребление электроэнергии, и, соответственно, затраты населения на услуги ЖКХ.
Общий вывод, к которому пришли участники круглого стола в Забайкалье: при установлении социальной нормы потребления необходима тщательная экспертиза, взвешенный подход и выработка продуманных решений, где будут учтены интересы всех вовлеченных сторон.
В том формате, который предлагается сегодня, дифференцированный социальный норматив не несет той социальной направленности, которую должен нести. Прежде, чем вводить дифференциацию социального норматива, нужно учесть все нюансы и проработать проблемы, возникшие в результате действия пилотных проектов в регионах.
Фотографии с сайта www.onf.ru