Предвыборная агитация: зачем она нужна и как она должна проходить?

В настоящее время идет процесс активной предвыборной агитации, которая обрушивается на нас из всех средств массовой информации, баннеров, растяжек и так далее. Зачастую информации так много, что она вызывает негативную реакцию и желание вообще не ходить на выборы. О том, что представляет собой «предвыборная агитация» и зачем она нужна, рассказала доцент кафедры теории, истории и государственно-правовых дисциплин Читинского института филиала «Байкальского государственного университета», кандидат юридических наук, член Общественного штаба по наблюдению за выборами Оксана Борисова.  

Предвыборная агитация это, гарантированная законом деятельность, которую вправе осуществлять политические партии и зарегистрированные кандидаты с целью побудить избирателей голосовать за себя. Следовательно, это, в первую очередь, право политических партий и кандидатов агитировать нас с вами голосовать за себя. Но этот процесс еще и дает возможность избирателю познакомиться с теми политическими силами, которые претендуют на места в Государственной Думе, узнать их цели, задачи, программы. 

Но как нам разобраться в агитационных материалах, на что следует обращать внимание, что должно вызывать сомнения, а что можно принять к сведению? Агитация должна соответствовать требованиям закона, которые установлены в статьях 62-69 Федерального закона № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В законе закреплено, что предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Но так как предстоящие выборы будут проходить в течении трех дней, то – в ноль часов по местному времени первого дня голосования. Таким образом, на выборах 2021 года так называемого «дня тишины» не будет, но агитировать в дни голосования, в любом случае, запрещено.

Предвыборная агитация может осуществляться на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий, посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов и другими, не запрещенными законом, методами.

               Что же запрещается законом?

  1. При проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы, сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации; производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, сбор подписей, участвовавших в предвыборной агитации, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции; оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг.
  2. Не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами депутатов Государственной Думы.
  3. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
  4. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, зарегистрированный кандидат не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

– распространения призывов голосовать против федерального списка кандидатов (федеральных списков кандидатов), против кандидата (кандидатов);

– описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной федеральный список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов, тот или иной кандидат (те или иные кандидаты) будет избран (будут избраны);

– распространения информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с негативными комментариями;

– распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).

  1. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб деловой репутации политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, чести, достоинству или деловой репутации кандидата, обязаны предоставить соответствующим политической партии, кандидату возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.

Контроль за соблюдением требований проведения предвыборной агитации возложен на избирательные комиссии.

Таким образом, предвыборная агитация, это не только право, предоставляемое законом политическим партиям и кандидатам, привлечь наши голоса, но и возможность, предоставляемая законом нам, сделать осознанный и правильный выбор.

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию