Штрафы за нарушения правил дорожного движения в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Комиссией по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации проведены общественные слушания на тему: «Штрафы за нарушения правил дорожного движения в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: анализ и обсуждение», по итогам которых выработаны рекомендации:
1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
2. Правительству Российской Федерации;
3. Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации;

4. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главам муниципальных образований.

Рекомендации
Общественной палаты Российской Федерации
по итогам общественных слушаний на тему:
«Штрафы за нарушения правил дорожного движения в проекте нового
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: анализ и обсуждение»

г. Москва                                                                                                                                                               26 февраля 2020 года

26 февраля 2020 года Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК проведены общественные слушания на тему: «Штрафы за нарушения правил дорожного движения в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: анализ и обсуждение» (далее – общественные слушания, мероприятие, дискуссия).

В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, общественных организаций и экспертного сообщества.

Участники общественных слушаний обсудили положения проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – проект нового КоАП РФ, проект нового кодекса), касающиеся изменения регулирования вопросов соблюдения Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД).

Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ за годы его действия претерпел многочисленные изменения. Это обусловлено стоящими перед федеральным законодателем целями совершенствования материально-правовых основ административной ответственности, оптимизации механизма производства по делам об административных правонарушениях.

Участники общественных слушаний согласились, что административная ответственность – динамично развивающийся и изменяющийся институт, характеризующийся необходимостью постоянного выявления новых деяний, общественно вредных и требующих соответствующей реакции со стороны правоприменителя. Таким образом, принятие в перспективе нового КоАП РФ представляется участникам мероприятия целесообразным.

Проект нового КоАП РФ разработан Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 4 июня 2019 года № ДМ-П4-29пр (пункты 3.1 и 3.2) на основе Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опубликованной 10 июня 2019 года на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети «Интернет». Проект нового КоАП РФ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для проведения процедуры публичного обсуждения (https://regulation.gov.ru/projects#npa=99059). Одновременно с новым КоАП РФ были также разработаны и размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проекты федеральных законов «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=99061) и «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=99058).

По мнению участников общественных слушаний, разработанный проект нового КоАП РФ нуждается в доработке. Участники дискуссии обратили внимание на существенное ужесточение санкций за нарушение ПДД в законопроекте. Так, предлагается в несколько раз увеличить штрафы за превышение скорости; ужесточить наказание за отказ остановиться по требованию полиции; ввести наказание за повторное вождение без прав; ввести новый состав правонарушения – вождение в пьяном виде, если в машине находится ребенок до 16 лет; ужесточить наказание за отказ пройти медицинское освидетельствование; в пять раз увеличить штраф за неправильное поведение на железнодорожных путях; ввести наказание за систематические (три и более раз) нарушения; увеличить штрафы за неправильную перевозку детей и чрезмерную тонировку стекол.

Участники общественных слушаний выразили сомнение в том, что предложенные в новом КоАП РФ новеллы будут способствовать улучшению ситуации в сфере безопасности дорожного движения. Формальное увеличение санкций без качественного пересмотра положений административно-деликтного законодательства носит исключительно репрессивный, а не профилактический характер, что противоречит предложениям, озвученным в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Кроме того, по мнению участников мероприятия, предлагаемые нововведения не учитывают существующую социально-экономическую ситуацию – увеличение размеров штрафных санкций не соответствует динамике средней заработной платы в России.

Участники дискуссии также отметили, что для такого существенного увеличения штрафных санкций за нарушение ПДД в России недостаточно развита дорожная инфраструктура. В частности, качество дорожного полотна не всегда позволяет соблюдать правила дорожного движения, а средства автоматической фиксации правонарушений дают сбои и передают недостоверные данные, в связи с чем присутствует риск получения водителями ошибочных штрафов.

Эксперты отмечают высокий риск допущения ошибки при монтаже измерительных приборов: достаточно установить фото- видеокамеру не под тем углом или не на той высоте, чтобы она неправильно измеряла скорость. Так, в 2018 году Федерация автовладельцев России в рамках общественной кампании «Гражданин и полиция» провела согласованный с Министерством внутренних дел Российской Федерации мониторинг1 соблюдения правил установки и эксплуатации стационарных комплексов фиксации нарушений (ГОСТ Р 57145-20162) на Московской кольцевой автодороге. Из 108 исследованных комплексов только в отношении 11 соблюдены все требования ГОСТ Р 57145-2016 и других нормативных правовых актов в данной сфере. При этом на основании материалов, полученных с помощью комплексов автоматической фотовидеофиксации, в России выносится более 80% всех постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение ПДД.

Участники общественных слушаний также указали на некритичный подход ГИБДД при вынесении постановлений об административных правонарушениях на основании данных, полученных с помощью комплексов фотовидеофиксации, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, т.е. без составления протоколов об административных правонарушениях.

По мнению экспертов, в настоящее время вынесение постановлений об административных правонарушениях на основании данных, полученных с помощью комплексов фотовидеофиксации, осуществляется по типу учетно-регистрационной процедуры, т.е. фиксируется узкий набор параметров, который фактически приобретает заранее установленную силу, при этом фотовидеоматериалы практически «не отбраковываются», что противоречит положениям статьи 26.11 КоАП РФ в части всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Кроме того, в ходе мероприятия участниками было отмечено, что система обжалования постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа за нарушения ПДД в условиях стремительного роста их объемов и отсутствия онлайн-сервисов сильно устарела. При обжаловании «в ручном» режиме удельные затраты на производство по каждому делу об административном правонарушении намного выше, нежели при возможности реализации указанной процедуры посредством электронной системы (онлайн-сервисов). Следует отметить, что оспаривание постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение ПДД осуществляется по месту совершения правонарушения, и многие водители, проживающие за пределами региона, в котором совершено административное правонарушение, не считают целесообразным его обжаловать, даже будучи с ним несогласными, так как финансовые затраты в данном случае чаще всего оказываются неоправданными, учитывая также, что большая часть жалоб не удовлетворяется.

Участники общественных слушаний подчеркнули, что новый КоАП РФ, в первую очередь, должен быть направлен на профилактику в части нарушений ПДД и не носить сугубо репрессивный характер.

Также была отмечена необходимость дальнейшей модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры, развития системы автоматической фиксации правонарушений и совершенствования правил их установки, упрощения порядка обжалования постановлений об административных правонарушениях в сфере дорожной безопасности, а также оптимизации правил установки знаков дорожного движения.

С учетом изложенного, по результатам прошедшего мероприятия Общественная палата рекомендует:

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Разработки стандартов доказывания виновности водителя в случае вынесения в отношении него постановления о назначении административного наказания за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, основанного на данных стационарных и мобильных комплексов автоматической фотовидеофиксации.

2. Разработки правовых механизмов обжалования постановлений об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения в электронном виде (с использованием онлайн-сервисов).

Правительству Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Утверждения методики определения (перераспределения) мест размещения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.

2. Усиления государственного контроля за установкой и эксплуатацией стационарных и мобильных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации.

3. Разработки и выполнения в 2020-2021 годах мероприятий по ликвидации выявленных мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорогах федерального значения.

4. Продолжения выполнения мероприятий по внедрению технических средств организации дорожного движения, направленных на профилактику совершения дорожно-транспортных происшествий и повышение безопасности дорожного движения на дорогах федерального значения.

Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации рассмотреть возможность доработки проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части смягчения санкций за нарушения правил дорожного движения с учетом платежеспособности населения и складывающейся правоприменительной и судебной практики, а также в части усиления профилактической составляющей.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главам муниципальных образований

Рассмотреть возможность:

1. Разработки и выполнения в 2020-2021 годах мероприятий по ликвидации выявленных мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорогах регионального и местного значения.

2. Продолжения выполнения мероприятий по внедрению технических средств организации дорожного движения, направленных на профилактику совершения дорожно-транспортных происшествий и повышение безопасности дорожного движения на дорогах регионального и местного значения.

 

 

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию