Присутствовало 72 человека: представители Общественной палаты, политических партий, органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, учебных заведений Забайкальского края и другие.
Забайкальский край обладает лесным потенциалом, сравнимым с лесами Финляндии или Швеции. Бесценна экологическая роль лесов Забайкалья, достаточно сказать, что здесь формируются многочисленные истоки Байкальского бассейна, великих рек Амура и Лены.
В лучшие годы в лесном комплексе Забайкалья трудилось около четверти трудоспособного населения края, вклад лесного комплекса в бюджет Читинской области доходил до 30%.
Сегодня лесной комплекс Забайкальского края известен большим количеством лесных и ландшафтных пожаров, незаконных заготовок, скупки, перепродажи древесины и других лесных богатств. Вместо прибыльной отрасли экономики лесной комплекс края превращён в нерентабельную дотационную отрасль.
С точки зрения экологии, в настоящее время не ясно, Забайкальский лес- источник чистого воздуха и здоровья или один из загрязнителей атмосферы дымом от ежегодных лесных пожаров.
Многократные изменения лесного законодательства фактически устранили от управления органы местного самоуправления, общественные организации и население. Результатом проведенных многочисленных реорганизаций управления лесным фондом стало практически полное исчезновение понятий «лесничий» и «лесник». Созданная в прошлые годы лесная и перерабатывающая инфраструктура утрачивается. Основная часть лесного экспорта отдана на откуп иностранным компаниям.
Отсутствует достоверная информации о качестве и количестве лесных ресурсов, принимаются нормативные и правовые акты, фактически запрещающие вовлечение в хозяйственный оборот лесного потенциала. Создание особо охраняемых природных территорий под видом благородных целей сохранения природы для будущих поколений влечет запреты на создание лесной инфраструктуры и развитие инвестиционной, хозяйственной и иной деятельности. Например, требование проведения сложнейшей и очень дорогостоящей экологической экспертизы приводит к существенному удорожанию создания объектов инфраструктуры. Объявления чрезвычайных и особых режимов в лесах, запреты на посещения не способствует сохранению лесов.
Вместе с тем у нас есть прекрасный отечественный опыт сохранения и вовлечения природных объектов в хозяйственный оборот. Издревле в России передавали приграничные земли казакам, возложив на них охрану рубежей, сделав их свободными хозяевами земли. Свобода хозяйственной деятельности, духовно-нравственные ценности семьи и единство целей, сохраняли и развивали Россию, способствовали развитию деятельности человека в гармонии с природой.
Обсудив ситуацию, сложившуюся в лесном комплексе Забайкальского края, участники слушаний констатируют, что корень неудач лежит, в первую очередь, в несовершенстве управления лесным комплексом, в отсутствии единых и всем понятных целей развития отрасли, и предлагают:
Правительству Российской Федерации:
1.Разработать и внедрить на территории РФ государственную программу по безотходной переработке древесины.
2. Ввести запрет на вывоз круглого леса за пределы РФ.
Губернатору и Законодательному Собранию Забайкальского края:
1. Создать Министерство леса Забайкальского края с подведомственными лесничествами и государственными автономными учреждениями, возложив на него ответственность за сохранение и приумножение лесов и устойчивое развитие лесного комплекса в интересах настоящего и будущих поколений.
Оплату труда персонала Министерства поставить в зависимость от конечных результатов деятельности:
-рост объёмов лесного дохода от вовлечения в хозяйственный оборот лесного потенциала;
-рост занятости и доходов населения и организаций лесного комплекса;
-сохранение и развитие лесной, в первую очередь, противопожарной инфраструктуры;
-обеспечение своевременного обнаружения и локализации лесных пожаров в нормативные сроки;
- обеспечение восстановления вырубок и гарей в нормативные сроки.
2.Для обеспечения устойчивого развития лесного комплекса реорганизовать Краевое государственное специализированное учреждение «Забайкалесхоз» в Краевое государственное автономное учреждение «Управление лесного комплекса» с задачами:
-организации и исполнения государственного и муниципального заказа на исполнение мероприятий лесного хозяйства;
-оказания на договорные услуги по охране, защите и восстановлению лесов, создания лесной инфраструктуры арендаторам лесных участков;
-оказания услуг по охране от ландшафтных пожаров земельных участков иных собственников, граничащими с землями лесного фонда;
-создания торговой инфраструктуры и оказания лесоторговых услуг;
-участия в подготовке инвестиционных проектов развития предприятий лесного комплекса, подготовки инфраструктуры и документации для инвестиционных проектов;
-производства иных, приносящих доход продуктов и услуг на землях, находящихся в безвозмездном пользовании учреждения.
3.В порядке эксперимента создать:
- КГАУ «Опытные управления Ивано-Арахлейским парковым комплексом» (кроме заготовок древесины);
- КГАУ «Опытное Улётовское управление лесным комплексом» (разрешаются все виды использования лесов).
4. Воссоздать Краевой музей леса.
5. Обеспечить проведение лесоустройства лесных участков, прилегающих к населённым пунктам и переданных в аренду.
6. Создать генеральные планы охраны лесов от пожаров и создания лесной инфраструктуры по лесничествам края на 2018 – 2030 годы.
7.Создать при органе управления лесным хозяйством 2-3 месячные курсы по подготовке мастеров и рабочих для охраны лесов от пожаров, созданию лесной инфраструктуры для чего предусмотреть в бюджете Забайкальского края средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей, специалистов и сотрудников лесного хозяйства и бизнеса.
8.Разработать и утвердить Порядок поощрения общественных объединений, членов добровольных пожарных дружин за активное участие в профилактике и тушении лесных и ландшафтных пожаров на территории Забайкальского края.
9.Повсеместно внедрить опыт использования видеокамер на вышках операторов связи и иных мачтах для своевременного обнаружения лесных и ландшафтных пожаров.
10. По вопросам использования кедровых лесов:
- определить зоны промысловых и любительских заготовок кедровых орехов;
- запретить любое использование участками кедровых лесов при отсутствии лесной, противопожарной инфраструктуры;
- к кедровым лесам относить лесные участки, имеющие в составе две и более единиц кедра;
- рубку деревьев кедра во всех лесах осуществлять только по санитарному состоянию и при создании лесной инфраструктуры;
- для заготовки кедровых орехов для граждан установить упрощенный порядок выписки лесного билета, в котором указан квартал, выдел, урочище, где он будет заготавливать орехи. С правом строить зимовья для временного проживания, сушилки, сайбы и прочие временные постройки. Места строительства зимовий согласовываются.
11.Обеспечить своевременное проведение лесоустроительных работ на участках, переданных в аренду.
12. Создать коммерческую систему финансирования лесного хозяйства.
13. Создание особо охраняемых природных территорий в отдельных случаях является сдерживающим фактором социально-экономического развития территории. Наглядный пример -Ивано-Арахлейский природный парк. Провести тщательный анализ воздействия режимов ООПТ на социальное и экономическое положение территорий Забайкальского края.
Принято к сведению Общественной палатой Забайкальского края