В программе "Дежурный по радио" на ГТРК-Чита и Радио Маяк выступил Заместитель председателя Общественной палаты Забайкальского края Андрей Владимирович Макаров.
Как вы считаете, народ активный в Забайкалье?
Забайкальцы — достаточно активный и критично настроенный народ. Общественных организаций, который участвовали в выборах в общественную палату, было более 160. это говорит о том, что у нас созданы условия для развития гражданского общества. Насколько они действенны и эффективны — вопрос второй. Я думаю, что гражданское общество в Забайкальском крае есть, оно достаточно активно. Эффективность работы, на мой взгляд, пока оставляет желать лучшего по взаимодействию с органами власти, по реальному восприятию населением. Не может всё население проявлять гражданскую активность. Понятно, что люди живут своей жизнью, работают, решают свои обычные, домашние, социальные проблемы, они все могут проявлять социальную активность, но не все хотят это делать. Но наша молодёжь и люди, которые предрасположены к гражданской активности, достаточно проявляют себя, и у них есть такая возможность.
Насколько общественная палата играет роль инициатора хороших идей, и имеет ли она возможность достучаться до власти, чтобы претворить в жизнь ту или иную инициативу.
Сама палата была создана в 2010 году, и могу сказать, что, несмотря на старания первых двух составов, к сожалению, власть реагировала на развитие параллельно — палата сама по себе, власть сама по себе.
Конечно, предыдущим двум составам удалось провести Гражданский форум, который является наиболее тесной формой взаимодействия с властью. Но на контрольные инициативы власть реагирует нервно, и при принятии законов мнение общественной палаты в стороне пока. Закон «Об общественном контроле» был принят вообще без учёта мнения Общественной палаты Забайкальского края и не включил в себя никаким образом структуру общественной палаты.
А кто тогда его инициировал?
Мы инициировали свои поправки, но при рассмотрении в комитете заксобрания они вообще не были учтены, потому что им надо было быстрее принять закон, а какой закон — депутаты Законодательного собрания не учли мнения общественной палаты. Почему? Я могу сказать объективно — потому что ни предыдущий губернатор, ни предпредыдущий губернатор инициативы общественной палаты не воспринимал как помощь. Все считали, что общественная палата — это мешающийся под ногами орган, который не может принести пользу. И до сих пор такое мнение, потому что общественники не удобны — они обращают внимание на болевые точки, вопросы, которые необходимо решать с привлечением дополнительных финансов. А у нас с финансами плохо. И, к сожалению, это несмотря на то, что власть может использовать работу общественной палаты как помощь, как контроль для нижестоящих начальников и чиновников различного уровня, взаимного обсуждения законопроектов Забайкальского края. В Российской Федерации так называемое нулевое чтение всех законопроектов проходит в Общественной палате Российской Федерации. У нас в Забайкальском крае многие законы принимают на одном заседании в быстром темпе — сразу в двух чтениях. И закон «Об общественном контроле» был принят точно таким же способом. К сожалению, как субъект общественная палата никак не отмечена в этом законе. Поэтому да, конечно, мы в третьем составе будем стараться обратить на себя внимание, взаимодействовать в положительном смысле с органами власти субъекта и распространить опыт общественных палат других субъектов на территории Забайкальского края.
За время рассмотрения этого закона появились ли у третьего состава палаты дополнения и изменения в первоначальный вариант закона «Об общественном законе»?
Он принят две недели назад, поэтому принимать закон и сразу вносить в него изменения и дополнения никто не будет. Надо начинать работу в рамках того, что принято. Другое дело, тот закон, который принят, как мне кажется, не будет эффективно работать, работать так, как он мог бы работать на благо забайкальцев. Совместно с органами государственной власти Забайкальского края мы могли бы параллельно, помогая друг другу, налаживать общественно-контрольную функцию, которая бы пригодилась органам госвласти. Но они считают, что они сами, без привлечения широких кругов общественности, способны провести такого рода контрольную функцию.
В подтверждение своих слов могу сказать, что при каждом управлении и федеральных органов, находящихся на территории субъекта, и в министерствах созданы общественные советы. Так вот, вместо того, чтобы создавать общественно-наблюдательный совет со стороны, министерствам самим поручено создать общественные советы, и нам свыше даровано одно место председателям общественных палат представительства в каждом из этих советов. Это очень большая норма представительства, но я думаю, что мы обратимся к губернатору на предмет более широкого участия представителей общественной палаты, наших помощников, общественных организаций, не вошедших в состав общественной палаты. Общественники ведь работают не за членство где-то, а из-за желания сделать жизнь лучше. Я думаю, что мы обратимся к губернатору, потому что до принятия этого закона было постановление губернатора, которое предполагало возможность создания этих советов. Мы также обратимся и к заксобранию, чтобы как можно больше представительств было обеспечено.
Не является ли противоречием закону «Об общественном контроле», что в таком совете большинство членов будет чиновниками?
Я не могу сказать, что они чиновники. Сами министерства и ведомства могут приглашать удобных пенсионеров из своего числа — людей, которые им удобны. Но такого рода совета, а их более 80, уже созданы. Насколько они эффективны, мы можем судить по тому, что о них никто не знает. И собираются они, в лучшем случае, один раз в году. Я уже не говорю о тех решениях, которые они оформляют на бумаге, и об их эффективности.
Поэтому мы хотели бы, чтобы общественная палата не только принимала в этом активную роль, но и несла определённую долю ответственности за деятельность этих советов. А сейчас совет не работает, и никто за это ответственности не несёт, потому что создан он самим учреждением. А если он будет создан со стороны общественников, то такие советы будут нести ответственность — что они сделали для улучшения работы, прозрачности работы того или иного министерства, каким образом чиновники реагируют на вмешательство общественности в свои дела. Видно было всяческое лоббирование по недопущению работы общественности.
Депутаты приняли закон, который внесли наши чиновники и попросили их принять его быстро.
Что в этом законе?
Закон как в первом, так и во втором чтении практически был принят без поправок. То, что было внесено со стороны администрации внутренней политики Забайкальского края, я не буду зачитывать. Закон можно найти на сайте заксобрания.
Фактически этот закон должен был приниматься в развитие 212 федерального закона, который принят на уровне Российской Федерации, где должны быть субъекты общественного контроля, цели и задачи и основные моменты результатов. Это бланкетный закон, который отсылает и даёт право субъектам Федерации самим определить, насколько они хотят расширить и принять субъекты общественного контроля.
Забайкальский край переписал федеральный закон и оставил круг участников, который был в постановлении губернатора — фактически сами министерства осуществляют контроль.
Источник: ГТРК-Чита