В Общественной палате РФ прошло мероприятие, особенно важное в преддверии учебного года. Образовательные программы по основам безопасности дорожного движения вызывают множество вопросов.
По данным ГУОБДД МВД России, в 2015 году в ДТП погибли 737 и получили травмы 20928 детей, погиб 421 велосипедист, 5061 — получили ранения. Именно профилактика детского травматизма особенно важна и поможет снизить количество смертельных и трагических исходов на дорогах. В Москве удалось снизить уровень детской смертности, однако на проблему нельзя смотреть только с точки зрения столицы.
Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков отметил необходимость кардинальных решений: «Нужно изменить подход к обучению школьников правилам дорожного движения. Мы изучали эту проблему и знаем, что в среднем этому вопросу в школе уделяют лишь несколько часов. Также мы предлагали инициативу: принимать некий зачет по полученным знаниям у школьников. Без оценок, чтоб не было дополнительных психологических нагрузок. Ведь, если материал не закрепить, пролетит мимо ушей».
Школьники должны выходить после обучения, обладая полнотой сведений, необходимых для жизни. И нужно, в первую очередь, понять, стоит ли вводить обучение ПДД как отдельный предмет, и кто должен его преподавать. Ведь сотрудники ГИБДД не должны быть основными преподавателями в образовательных учреждениях.
Антон Цветков предложил передать эти полномочия ветеранам ГИБДД, у которых пенсионный возраст начинается с 40 лет.
Согласно тестам, которые проводит «Гильдия автошкол», большая часть школьников не знают ПДД и не могут ответить даже на легкие вопросы. В ОБЖ из 30 часов только 4 часа уделяется правилам дорожного движения. Также стоит значительно повысить компетентность преподавателей, так как в последнее время сильно изменились правила дорожного движения.
Председатель правления НП «Гильдия автошкол» России Сергей Лобарев готов оказать помощь в образовательном процессе: «Мы готовы предложить плечо для оказания помощи, можно использовать наш административный и интеллектуальный ресурс. У нас много видеосюжетов, чтобы сделать занятия более интересными».
Можно также ввести в качестве эксперимента предмет по ПДД в 20 регионах, а также интегрировать работу автошкол с общеобразовательными школами, предложил Лобарев.
Однако, некоторые эксперты отметили, что введение дополнительного предмета проблематично из-за стандартов образования. Начальник отдела стандартов и содержания Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Данута Чернышова отметила: «Ввести дополнительные часы практически невозможно, так как загруженность у современных школьников и так очень высока».
Эксперты сказали, что участие семьи в решении этой проблемы важно, но нельзя всю ответственность переносить на них. Сейчас подготовка к ЕГЭ начинается со второго класса, необходимы репетиторы, продленка платная, и дополнительное образование также требует финансовых вложений.
На это Чернышова сказала: «Минобрнауки не финансирует федеральные субъекты, а осуществляет административно-правовое регулирование. А как оно реализуется на местах — это вопрос непосредственно к участникам самого учебного процесса».
Участники круглого стола отметили, что в образовательной сфере сложилась необычная система, в которой несколько организаций отвечают за абсолютно разные вопросы. «В итоге, мы имеем выполненные стандарты, но при этом школьники не получают необходимые знания. В первую очередь, основная задача сейчас — прийти к консенсусу. Как бы все ни было организовано в школах, главное, чтобы дети вышли с знаниями», — подчеркнули эксперты.
Пресс-служба Общественной палаты РФ