22 марта 2016 года Общественная палата Забайкальского края проводит итоговое пленарное заседание “Об исполнении рекомендаций Общественной палаты второго состава”.
В рамках своего выступления Татьяна Клименко, председатель Комиссии по вопросам образовани Общественной палаты Забайкальского края и член Палаты Российской Федерации, выделила 5 главных проблем в сфере образования в Забайкальском крае.
Прежде всего, расширение доступности дошкольного образования за счет строительства и ремонта дошкольных учреждений. Губернатором К.К.Ильковским в 2013 году было дано обещание 100% обеспечения услугами дошкольного образования к 2016 году, выполнение майских Указов Президента по доступности дошкольного образования и ликвидации очереди. Однако на сегодняшний день эта задача и обещание не выполнено. В очереди находится свыше 8 тысяч детей, эта проблема остается под пристальным вниманием Общественной палаты.
Вторая проблема ремонт и строительство новых школ, регион нуждается в 54 новых школах на 21 тысячу мест, в г. Чите необходимо построить 4 новые школы на тысячу учеников каждая, иначе в ряде школ обучение организовано в три смены. Эта проблема на территории г.Читы связана с отсутствием площадок для строительства школ, хаотичная точечная застройка лишает возможности при строительстве многоэтажек обеспечивать население учреждениями образования, строить школы негде. Сегодня министерство вынашивает планы по пристройкам к действующим школам, другого пути в центре города нет, а это ставит под сомнение создание современных условий для развития и обучения детей, в соответствии с новыми санпинами, ФГОСами, необходимостью развития дополнительного образования детей.
Проблема кадров также относится к качеству условий. По состоянию на 1 января 2016 года в системе образования трудятся 12583 работника общеобразовательных организаций и 4799 педагогов дошкольного образования. Доля педагогических работников пенсионного возраста по краю – 16%, доля молодых учителей, стаж работы которых до 5 лет, -14 % (в 2014 – 16%). Несмотря на существующие позитивные тенденции увеличения количества прибывших молодых педагогов в образовательные организации края (2015 год – 275, 204 год – 236 чел.), потребность в педагогических работниках общего и дошкольного образования составляет 556 специалистов. Соотношение профессиональных групп учителей вызывает тревогу, Увеличение процента педагогов пенсионного и предпенсионного возраста по отношению к категории молодых педагогических работников свидетельствует о нарастании проблемы преемственности в образовании, старении кадров. Проблема нехватки педагогических кадров, их отток из отрасли и региона обостряет необходимость разработки и реализации совокупности мер по «удержанию» молодежи в отрасли.
Особую тревогу вызывает проблема повышения заработной платы и выполнения майских 2012 года Указов Президента о повышении зарплаты до средней по экономике в регионе, в нашем крае она составляет 30082 рубля. Заработная плата все таки росла в последние годы, но темпы роста не соответствуют заявленной планке, и по сравнению с экономически развитыми регионами является низкой. Конкретные цифры приведены в Материалах к пленарному заседанию. В условиях бюджета 2016 года увеличение заработной платы не предусмотрено, и при задержках 2015 года уже начались забастовки учителей (Приаргунский район, п. Первомайск). В этой ситуации вопросы социальной защиты работников образования как и всей социальной сферы требуют постоянного мониторинга со стороны Палаты.
Качество процессов требует внимания со стороны общественности вопросам организации и содержания образовательного процесса. Завершается постепенный переход к ФГОСам нового поколения, вводятся новые предметы (ОРСК), наполняется региональный компонент образования, вводится инклюзивное образование, ведется работа по культивированию здорового образа жизни, освоению норм ГТО, началось усиление общественного контроля в образовательных организациях, развитие государственно-общественных форм управления в школах.
Качество результатов образования в крае связано с результатами итоговой аттестации учащихся, в последние годы члены комиссии по образованию работали в качестве общественных наблюдателей на ЕГЭ. Организация итоговых процедур в крае заслуживает высокой профессиональной оценки, но вызывает тревогу качество математического образования, мало выпускников выбирают химию и биологию, а это порождает проблему набора в учреждения профессионального образования: ЗабГУ, Медицинскую академию, медицинские колледжи. Возникает вопрос кто в скором времени будет лечить население Забайкалья.