Уважаемые Забайкальцы!
В соответствии с планом работы Общественная палата Забайкальского края второго состава объявляет о начале работы над очередным Гражданским посланием. Предлагаем ознакомиться с размещённым ниже материалом и принять участие в работе открытой рабочей группы Общественной палаты по подготовке Гражданского послания 2016 года.
Тезисы к определению принципов, актуализации темы и структуры Гражданского послания 2016 г.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Устава Забайкальского края Общественная палата создана «для обеспечения взаимодействия граждан, проживающих на территории края, с органами государственной власти края и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав общественных объединений при реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Для решения этих задач требуются эффективные механизмы взаимодействия, прежде всего – диалога, обратной связи между гражданским обществом - его состоянием, проблемами, потребностями и органами власти всех видов и уровней - их реакцией на нужды и запросы населения.
Главой 10 Устава Забайкальского края «Взаимодействие органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления и их ответственность перед населением Забайкальского края», частью 3 статьи 67 предусмотрено:
«Губернатор края обращается к Законодательному Собранию края с ежегодным посланием о положении в крае, задачах социально-экономического развития, совершенствовании нормативной правовой базы». Формально Губернатор обращается с посланиями к Законодательному Собранию края, но фактически они адресуются всем «сверху - донизу»: органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям и организациям, общественным объединениям, населению края.
Однако при этом общественность непосредственно не участвует ни в формировании этих посланий, ни в анализе причин их несвоевременной или неполной реализации. Не всегда в посланиях директивно закрепляемые для реализации задачи исчерпывают список даже наиболее актуальных, по мнению гражданского общества, вопросов.
Повысить эффективность этой формы связи власти и общества, по нашему мнению, может системная подготовка Общественной палатой вместе с заинтересованными институтами гражданского общества и широкой общественностью Гражданских посланий.
По замыслу Гражданское послание - это также ежегодное публичное обращение, но теперь уже «снизу – вверх» - от жителей края, общественных объединений о наиболее актуальных проблемах жизнедеятельности населения, социально-экономического развития края, взаимодействия общества и власти, путях и способах устранения этих проблем.
По предложению Общественной палаты Забайкальского края Гражданские послания во взаимодействии с ежегодными посланиями Губернатора должны стать дополнительной, новой для России формой диалога – «обратной связи» - гражданского общества и органов власти с целью согласования общественно значимых интересов, реализации гражданских инициатив, взаимодействия при осуществлении государственной политики на территории края.
Ежегодное Гражданское послание должно предшествовать соответствующему посланию Губернатора для того, чтобы высказанные в Гражданском послании предложения могли быть рассмотрены и, в случае их принятия, - директивно закреплены для исполнения посланием Губернатора. Фактическая реализация этих предложений, а также – исполнение иных задач, поставленных Губернатором в его посланиях, может ежегодно анализироваться и публично представляться в последующих Гражданских посланиях.
Действующая и формируемая дополнительно законодательная база (вступление в силу Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», подготовка проекта закона «Об осуществлении общественного контроля в Забайкальском крае») позволяет рассматривать Гражданское послание также как итоговый документ системного общественного контроля (мониторинга) за деятельностью органов власти и их должностных лиц, оценки соответствия их деятельности общественным интересам.
Степень соответствия высказанных в Гражданских посланиях предложений с директивно закрепленными задачами ежегодных посланий Высшего должностного лица (полнота учета, приоритетность, определение механизмов и ресурсов их решения), а главное – реализация этих предложений и будет наилучшим показателем состояния (зрелости) гражданского общества, демократизации власти и их взаимодействия как важнейших условий повышения качества жизни наших граждан.
Правовой основой подготовки Гражданских посланий является Конституция Российской Федерации, федеральный Закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», иные федеральные законы, Указы Президента России, Устав Забайкальского края, Закон «Об Общественной палате Забайкальского края», иные нормативные правовые акты Забайкальского края и органов местного самоуправления.
Источниками формирования Гражданских посланий являются предложения граждан, рекомендации, резолюции гражданских форумов, конференций, выводы и рекомендации пленарных заседаний, «круглых столов», общественных слушаний, проводимых Общественной палатой, иных публичных мероприятий, социологические опросы, анализ обращений граждан в общественные приемные, докладов Уполномоченного по правам человека, материалов СМИ и др.
Основные принципы формирования Гражданских посланий отражены в их девизе: «Право, Правда, Справедливость».
Все три понятия девиза содержат корневое слово «прав». «Правым» на Руси издавна называли всё то, что честно, что укладывается в моральные и этические нормы, не подлежит нравственному сомнению.
«Право»
Право мы понимаем как совокупность принадлежащих каждому человеку от рождения и закреплённых Конституцией России прав и свобод человека и гражданина, прежде всего – как Право каждого на достойную жизнь, как совокупность установленных и охраняемых государством общеобязательных правил поведения, как равенство всех перед законом и судом, как право на правосудие, право на правду, право на справедливость.
«Правда»
Правда – то, что соответствует действительности, а также порядок, основанный на честности, справедливости.
Конституционное право свободно производить и распространять информацию мы понимаем также как право граждан знать правду - всю правду и ничего кроме правды: право на получение полной, объективной и беспристрастной информации, свободной от лжи, полуправды, домыслов и вымыслов, без «чернухи», «порнухи» и прочих атрибутов «свободы слова» в навязываемых нам «либеральных общечеловеческих ценностях»; конституционное право «свободы мысли и слова» мы понимаем также как право «называть вещи своими именами».
Только на основе совокупности всех фактов, анализа всей правды, можно сделать правильные выводы и предложить эффективные (законные, открытые, честные) пути и способы разрешения проблем, добиться истинной справедливости в обществе и государстве.
«Справедливость»
В действующей Конституции России слово «справедливость» есть только в её преамбуле: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость…, принимаем Конституцию Российской Федерации»». Но уже древний античный афоризм определял справедливость как «постоянную и неизменную волю каждому воздавать по заслугам», а в понимании великого Русского мыслителя Ф. Достоевского «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда её».
Чтя память наших предков, «исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями», мы намерены добиваться торжества добра и справедливости всеми доступными законными средствами.
При подготовке Гражданских посланий Общественная палата обеспечивает:
- приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;
- добровольность и законность деятельности, объективность, беспристрастность и добросовестность членов Палаты и иных лиц, привлекаемых Палатой к подготовке Гражданских посланий;
- публичность и открытость подготовки Гражданских посланий, их обнародование и обсуждение результатов.
Специфика содержания Гражданских посланий:
В отличие от таких форм работы Палаты как:
- проведение «круглых столов», «публичных слушаний», рабочих встреч членов Палаты, иных заинтересованных граждан и общественных объединений с представителями органов власти, на которых обычно рассматриваются (иногда даже непосредственно снимаются) «горящие», но относительно частные вопросы,
- или пленарных заседаний – общих собраний Палаты, форумов, конференций, на которых рассматриваются и предлагаются рекомендации по разрешению наиболее актуальных для населения края, гражданского общества и органов власти проблем,
- в Гражданских посланиях мы стремимся на основе обобщения материалов, выводов и рекомендаций упомянутых выше форм взаимодействия общества и власти, анализировать не только сами проблемы (в понимании их гражданским обществом), но также вскрывать причины возникновения этих проблем и, соответственно, - предлагать пути и способы устранения как самих проблем, так и причин их возникновения.( - принцип «Зри в корень!»)
Приводимые в Посланиях факты, обстоятельства социально-экономического состояния края и уровня жизни забайкальцев анализируются и оцениваются:
- по «горизонтали» - в сопоставлении с соседними и другими субъектами Российской Федерации (с целью выявления региональных – объективных и субъективных составляющих проблем повышения качества жизни забайкальцев);
- по «вертикали» - в сопоставлении со средними показателями по федеральным округам, с Российской Федерацией в целом, с иными странами (с целью установления и актуализации общероссийских проблем повышения качества жизни граждан России, выявления «проблемообразующих» факторов);
- в сопоставлении во времени: анализ тренда и динамики изменения состава и актуальности региональных и общероссийских проблем, а также «проблемообразующих» факторов в прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем (- принцип «всё познаётся в сравнении»).
Каждое новое Послание вероятно должно опираться на предыдущие послания, в том числе содержать информацию о мониторинге их рассмотрения и исполнения, но также должно учитывать условия и задачи, которые непосредственно стоят перед нами в период подготовки очередного послания (- принцип преемственности и актуализации посланий).
Оценивая принимаемые решения и действия органов власти и их должностных лиц на соответствие общественным интересам, - предлагать варианты и механизмы решения проблем, а также пути и способы устранения причин возникновения этих проблем (принцип «критикуя, - предлагай»).
При анализе материала и формулировании выводов мы полагаем, что следует не только предлагать – «что делать?» для разрешения проблем, но и ставить вопрос «что» или «кто виноват» в возникновении этих проблем; в противном случае мы будем вечно озабочены вопросами «что делать?», поскольку «виновные» в их провоцировании, не получив своевременно адекватной оценки такой деятельности, будут эти проблемы не только поддерживать, тиражировать, но и целенаправленно создавать новые (принцип «называть вещи своими именами»).
О порядке и сроках подготовки Гражданского послания 2016 г.
Послания 2013 – 2015 г.г. обнародовались Общественной палатой не менее чем за две недели до соответствующего послания Губернатора, традиционно представлявшегося ко дню образования Забайкальского края – к 1 марта. Послания представлялись Законодательному Собранию, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям, широкой общественности.
В 2015 году Губернатор представил послание только Законодательному Собранию в конце декабря и анонсировал представление следующего послания в четвёртом квартале 2016 г. – вместе с представлением проекта бюджета на предстоящий (2017) год, в котором бы закреплялись финансовые средства исполнения его Послания. В 2016 году предстоят ещё два события, которые очевидно повлияют на сроки представления и содержание очередного Гражданского послания.
В середине сентября с.г. на всей территории России предстоят выборы депутатов Государственной Думы Парламента России, а в Забайкалье - также внеочередные выборы Губернатора Забайкальского края; от знания нашими избранниками проблем Забайкалья, способности и готовности решать эти проблемы и в Забайкалье, и в Федеральном центре, в том числе - в высшем представительном органе государственной власти страны, в значительной мере зависит качество нашей жизни.
Наконец, в середине текущего года истекает 3-х летний срок полномочий действующего (второго) состава Общественной палаты. Соответственно, к концу июня текущего года должен быть сформирован новый состав Общественной палаты Забайкальского края.
В связи с отмеченными обстоятельствами, ныне действующая Палата предполагает подготовить Гражданское послание 2016 года к сроку передачи своих полномочий Общественной палате 3-го состава, к началу избирательной кампании выборов Губернатора края и депутатов Государственной Думы Парламента России.
В этом случае, помимо обычных функций гражданского послания как формы диалога общества и власти, ежегодного итогового документа общественного контроля, Гражданское послание 2016 года может нести также функции «наказа избирателей» как органам власти и лицам, замещающим или претендующим на замещение высоких выборных государственных должностей, так и институтам гражданского общества (в том числе – Общественной палате нового состава) по возможным путям и способам решения проблем повышения качества жизни забайкальцев.
Подготовка Гражданского послания будет осуществляться в соответствии с «Порядком проведения Общественной палатой Забайкальского края общественного контроля в форме общественного мониторинга», принятого в соответствии с федеральным Законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и размещённого на сайте Общественной палаты.
Общественная палата приглашает всех заинтересованных Граждан, общественные объединения, СМИ к участию в подготовке Гражданского послания 2016 года.
Телефоны и адреса для предложений, справок:
- 8(3022)35-94-66
- opzab@yandex.ru
- Почтовый адрес: ГКУ "Аппарат Общественной палаты Забайкальского края" 672000, г. Чита, Главпочтамт а/я 485