Член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев на обсуждении представил свои предложения в проект КоАП. Рекомендации относятся к главе 26 КОАП, которая касается обращения этилового спирта. Хамзаев отметил, что считает необходимым поднять вопрос о ликвидации юридического лица в случае неоднократного нарушения законодательства.
«После третьего случая продажи алкоголя несовершеннолетним, мы считаем, что нужно отзывать лицензию. За продажу алкогольной продукции без лицензии соответственно ликвидировать юридическое лицо. Дисквалификации должен подлежать провизор, три раза продавший наркотический лекарственный препарат без рецепта», — пояснил Хамзаев.
В свою очередь, председатель Комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева также согласилась, что важно обратить внимание на взвешенное использование инструментария административно-правовых санкций. По ее мнению, необходимо сместить акценты в сторону санкций, не связанных с имущественными последствиями.
«В настоящее время административный штраф не выполняет в должной мере ни карательной, ни превентивной функции. Немалое число юридических лиц не обладают имуществом, достаточным для выплаты штрафов, а для граждан многие штрафы становятся просто непосильными. В то же время, например, дисквалификация или лишение специального права на определенный срок могут оказать более действенное воздействие на правонарушителя», — отметила Михеева.
Она подчеркнула, что проект КоАП прошел в Общественной палате беспрецедентно широкое поэтапное обсуждение.
«На прошедшей в Палате серии общественных слушаний свои замечания и предложения по большей части глав нового Кодекса представили практически все комиссии Палаты. Мнения подчас разделялись — в одних случаях с законодательными новеллами соглашались, в других нет. Так, представители малого и среднего бизнеса по целому ряду составов правонарушений возражали против высоких размеров санкций, в то же время, например, при обсуждении правонарушений, затрагивающих нравственное здоровье общества, религиозные и нравственные начала, высказывались предложения об ужесточении административной ответственности», — сообщила Михеева.
Она также отметила, что, несмотря на споры, для всех участников обсуждений было очевидно, что предлагаемая в проекте Кодекса дифференциация административных правонарушений должна быть основана на четких и глубоко проработанных критериях.
«В проекте предлагается ввести три категории правонарушений — грубые, значительные и менее значительные, однако на данном этапе нет ясности, каким образом те или иные деяния будут квалифицироваться по степени их тяжести. Не получится ли так, что законодатель будет распределять составы правонарушений по группам „на ходу“, методом проб и ошибок, постоянно пересматривая вновь принятый Кодекс?», — прокомментировала поправки Михеева.
В ближайшее время все результаты «нулевых» чтений проекта КоАП будут обобщены и направлены в Государственную Думу РФ в установленном порядке.
Как отметил Султан Хамзаев, сейчас также ведется обсуждение вопроса по созданию профильной рабочей группы, которая займется разработкой конкретных предложений в 26 статью проекта КоАП.
Пресс-служба Общественной палаты РФ