В школах Забайкалья с численностью учеников менее 200 хотели убрать ставки завучей. Соответствующее постановление от 15 сентября опубликовано на сайте правительства региона. Позднее стало известно, что губернатор Забайкальского края Александр Осипов отменил это постановление. Подробнее читайте на сайте «МК в Чите». О важности завуча в школе и последствиях их сокращения рассказала член Общественной палаты Забайкальского края Бальжит Дамбаева.
«Сокращение ставок завучей – это мера по сокращению расходов на административно-управленческий персонал. Но надо понимать, что это решение, касаясь малочисленных сельских школ, сразу поставит вопрос вообще о сохранении этих образовательных организаций. Мне кажется, сокращение завучей в маленьких школах не даст того экономического эффекта, который ожидают в правительстве края, и не будет способствовать повышению качества образования.
Важно понять, что школы с небольшим количеством учеников в Забайкалье были всегда, практика решения проблем таких школ имеет длительную историю, при том положительную. Надо полагать, количество малочисленных школ в крае сохранится, если не увеличится, с учетом демографической ситуации. Иными словами, проблема в дальнейшем будет нарастать, и сегодняшнее решение абсолютно ситуативное, временное, а не стратегическое.
Кто такой завуч школы? Это, прежде всего, управленец, от которого во многом зависит качество обучения и воспитания школьников. Он в таких школах решает множество вопросов, в том числе, функции контроля за качеством рабочих учебных программ, проведением уроков, за достижением требуемых стандартов образовательных результатов и многое другое. Я считаю, что сокращение этих ставок скажется на качестве образования в целом. А если не будет качественного образования, люди начнут еще быстрее уезжать из Забайкалья, и мы потеряем лицо своего региона окончательно.
Еще один важный аспект. Если убрать ставку завуча, значит, большая часть его функционала перейдет к директору, у которого обязанностей не меньше, а может быть, даже больше, чем в любой другой школе. В маленьких сельских школах много специфических хозяйственных вопросов, проблем организации социальных коммуникаций и др., которые нужно решать директору. Согласятся ли директора работать на таких условиях? Мы можем столкнуться с повальным увольнением, как следствие, снижение качества кадрового потенциала. Это будет шаг назад.
Выражая мнение педагогической общественности, могу сказать, что нельзя допускать экономии бюджета за счет сокращения «рабочих лошадок» школ - завучей. С другой стороны, Министерство образование уверяет, что есть возможность сохранить людей в школе и не снизить при этом качество. Сокращение, по данным Минобразования Забайкалья, коснется 198 завучей, из них 125 завучей работают на полставки. Одним из путей решения, считают в Минобразовании, может быть перевод этих сотрудников на ставку педагога-наставника. Если это удастся сделать, то у малочисленных школ еще есть надежда хотя бы сохранить методическое сопровождение педагогов, но вопрос в целом управления качеством образования остается открытым», - сказал общественница.