Комитет по аграрной политике и потребительскому рынку заксобрания Забайкальского края 12 декабря принял решение разработать закон об отлове и содержании безнадзорных животных, потому что вопрос до сих пор не урегулирован на федеральном уровне, а из-за этого регион не обладает полномочиями, позволяющими решать проблему с бродячими животными в крае; закон будет действовать до принятия федерального закона.
Депутаты заксобрания при обсуждении вопроса выслушали мнения представителей прокуратуры, ЖКХ, ветеринарного надзора, правового обеспечения и ветеринарной службы и других специалистов, после чего приняли решение о целесообразности разработки краевого закона. После принятия закона у края появятся полномочия решать проблему присутствия на городских улицах множества диких собак, а также выделять необходимые средства на их отлов и дальнейшее содержание или другие меры. После того, как подобный закон примут на федеральном уровне, закон Забайкальского края будет отредактирован в соответствии с федеральными стандартами.
Ссылка на новость: http://news.chita.ru/56579/
Граждансское послание-2014. Бездомные животные - тема, которая волнует граждан
Я очень рада, что наконец-то задумались о бродячих животных. Проживая в Железнодорожном районе г. Читы я наблюдаю стаи бродячих собак, которые оккупировали мусорные контейнеры в которые зачастую выносят мусор дети.
Разработка и принятие хотя бы регионального закона, безусловно, является положительным сдвигом в решении проблемы с бродячими собаками. Надеюсь, что инициатива депутатов не станет простым сотрясанием воздуха. Хотелось, чтобы при разработке проекта закона учитывалось мнение муниципальной власти и граждан, а реализация закона была подкреплена должным финансовым обеспечением.
Тема отлова и содержания безнадзорных животных поднималась по инициативе органов МСУ Российской Федерации в 2012 году. В регионах сложилась ситуация, при которой стаи безнадзорных собак стали представлять реальную угрозу жизни и здоровью людей. При этом их отловом и дальнейшим содержанием никто не занимается- ни ветеринарные службы, ни муниципальные образования. Как показал анализ норм ФЗ-131, организация отлова и содержания безнадзорных животных отсутствует как среди вопросов местного значения муниципальных образований всех видов, так и среди прав органов местного самоуправления. Указанная деятельность не может быть трактована и как реализация полномочий по решению вопросов местного значения, так как среди них нет вопросов, которые можно было бы прямо связать с работой с безнадзорными животными. Работа с безнадзорными животными в качестве отдельного полномочия в настоящее время не закреплена ни за одним из уровней публичной власти. Вместе с тем данная деятельность может быть рассмотрена в рамках ветеринарного и санитарно -эпидемиологического законодательства: обоснованность такого подхода подтверждена определением Верховного Суда РФ от 28 января 2010 года №32-ВО9-22,в котором прямо установлено, что порядок отлова и содержания безнадзорных животных прямо относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Согласно Федеральному Закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах…» организация проведения на территории субъекта мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ. Эти же полномочия отнесены к ведению регионов также статьей 3 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 « О ветеринарии», пунктом 9.5. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2010 года №54 организация отлова и содержание безнадзорных животных является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, осуществление данного полномочия органами МСУ (и его финансирование из местного бюджета) является незаконным.
Однако, как показал опрос советов муниципальных образований РФ, в целом ряде регионов муниципальные образования продолжают осуществлять такую деятельность, не исключением стали и муниципальные образования Забайкальского края.
Во многих субъектах Федерации необходимость организации органами МСУ работы с безнадзорными животными предусмотрена региональными и муниципальными правовыми актами, однако в настоящее время эти акты начали опротестовываться прокуратурой.
Следует отметить, что хотя у многих муниципальных образований имеется многолетний и успешный опыт организации отлова и содержания безнадзорных животных, в настоящее время реализация данных полномочий и расходование на них средств местного бюджета может осуществляться только в том случае, если данные полномочия переданы органам местного самоуправления законами субъектов Федерации в качестве отдельных государственных полномочий, то есть в порядке, предусмотренном ст. 19,20 и 21 Ф-131. В ряде регионов такая работа уже началась. Если же субъект не передает государственные полномочия по организации отлова и содержания безнадзорных животных муниципальным образованиям, то данная работа должна осуществляться региональными органами исполнительной власти, как это, например, сделано в Ульяновской области, в которой принят областной закон от 7 октября 2010 года № 157-ЗО «О регулировании некоторых вопросов с сфере содержания домашних животных и обращения с безнадзорными домашними животными в Ульяновской области»(которым, в частности, определены полномочия правительства области в части установления порядка отлова безнадзорных животных), а также принято постановление правительства области от 28 декабря 2010 года №467-П «Об утверждении порядка отлова безнадзорных домашних животных на территории Ульяновской области».