Проект. Раздел 1. Гражданское послание 2014 года

 Для широкого обсуждения, возможности внесения поправок и изменений по мере готовности части «Гражданского послания - 2014» будут опубликованы на сайте Палаты.

Ваши замечания и предложения просим направлять по адресу: opzab@yandex.ru.

17.01.2014  Проект части Введение. Гражданское послание 2014 года


  Проект

Гражданское послание 2014 года

Раздел 1. Качество жизни населения Забайкальского края и предложения
по стратегическим направлениям его повышения.

1.1 Определение понятия и показатели «качества жизни».

     В конце XX - начале XXI вв. мировое сообщество, декларируя переход к  постиндустриальному этапу развития - физическому и духовному совершенству человека, вступает в новую цивилизацию, получившую название «цивилизация качества жизни».
    В связи с этим, повышение качества жизни населения должно стать критерием оценки осуществления каждым государством, каждым органом власти его реальной социальной политики, социально-экономического развития, научно-технического прогресса.         Общепринятого определения «качества жизни» пока не существует. Под этим термином в современных концепциях часто понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.
         В настоящем Послании  качество жизни  -  это физическое и духовное состояние личности и общества,   в том числе - уровень жизни (обеспеченность необходимыми материальными благами и услугами по научно обоснованным нормам) и возможность удовлетворения материальных, социальных, культурных и иных потребностей.
            К основным показателям качества  жизни относят:
           - доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные, среднюю заработную плату, пенсию в сопоставлении с величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума и др.);
            - условия жизни (обеспеченность благоустроенным жильём, количеством и качеством продуктов питания, одеждой, бытовой техникой, другими предметами первой необходимости и т.п.);
            - состояние, доступность и качество воспитания и образования;
          - состояние и возможность поддержания здоровья (физического, психического, духовного и социального), доступность и качество медицинской помощи (в том числе – показатели средней ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости и смертности);
           - качество среды обитания (экология);          
           - состояние личной и общественной безопасности;    
          - трудовая занятость (в том числе – обеспеченность рабочими местами и уровень безработицы, наличие интересной, достойно оплачиваемой и профессионально перспективной работы);
            - доступность и качество удовлетворения культурных потребностей, отдыха, организация и структура досуга;
            - объём и качество социальных услуг, сферы обслуживания (в том числе – качество и тарифы ЖКХ);
            - качество социальной, экономической и политической организации общества.
        Приведенный список показателей качества жизни не является исчерпывающим: для каждого человека, каждого сообщества в разное время, в разных странах и регионах он варьирует в широких пределах.
        Для целей настоящего Послания, учитывая наиболее актуальные проблемы, влияющие на  качество жизни большинства забайкальцев, мы ограничимся рассмотрением наиболее важных или актуальных из них.
      Прежде всего ниже (в главе 1.2) мы попытаемся предельно кратко оценить имеющийся потенциал края (природный, человеческий, производственный), сравнить его с «соседями» и со среднероссийским, а также  сопоставить самые общие показатели: реально достигнутые к началу экономических реформ, имеющиеся в нашем распоряжении сегодня и предполагаемые к достижению утверждёнными в крае «Стратегическими направлениями развития Забайкальского края на период до 2025 года» и обсуждаемой «Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года» (далее также – Стратегия). На основе этого сопоставления в главе 1.3. мы попытаемся сформулировать предложения по тем задачам и возможным механизмам повышения качества жизни забайкальцев, которые не могут быть решены самим субъектом Российской Федерации и требуют решения на Федеральном  уровне - для «обеспечения достойной жизни и свободного развития человека» в «социальном государстве» (из Конституции России).
     В последующих разделах и главах мы постараемся более подробно рассмотреть задачи по повышению качества жизни забайкальцев собственными силами - как перспективные (с реализацией до 2018 г. – года окончания полномочий избранных в прошлом году органов государственной власти края), так и «горящие», требующие немедленного решения.

1.2.  О состоянии и потенциале повышения качества жизни Забайкальцев

      Забайкальский край в силу своего природно-ресурсного потенциала и геополитического положения имеет особое значение для развития России в ближайшей и отдаленной перспективе.
     Составляя лишь 2,5% от всей территории России, регион обладает десятой частью общероссийских запасов свинцовых и золото - серебряных руд, пятой частью медных, молибденовых, титановых, тантало - ниобиевых, более трети запасов плавикошпатового сырья.
     Забайкалье осталось единственным регионом в России по производству урановых, литиевых и бериллиевых концентратов, магнезита, графита, железо-ванадиевых руд и цеолитов.
    Только разведанные запасы каменного угля составляют 3,5 млрд. т., а его прогнозные запасы оцениваются в  12 млрд. т. Забайкалье обладает громадным гидроэнергетическим потенциалом.
      Регион выполняет экологические функции глобального значения. Здесь формируются запасы чистейших пресных вод озера Байкал, находится узел воспроизводства биологических структур и систем умеренных широт Земли. Важна его роль в воспроизводстве и функционировании ландшафтов тайги, степей и пустынь центрально - азиатского типа.
      По численности населения  - важнейшему показателю трудового потенциала – в настоящее время Забайкальский край занимает 47 место в Российской Федерации (0,8%) и седьмое в Сибирском Федеральном округе.
          По официальным данным  в 1959 году на нынешней территории края проживало1036 тысяч человек, далее каждые десять лет  население прирастало на сто тысяч и достигло в 1989 году максимума в 1378 тысяч (то есть – увеличилось более чем на триста тысяч).
       С  развалом Советского Союза, началом политических и экономических реформ  90-х годов прошлого столетия, в связи со значительным превышением смертности над рождаемостью (в 1993 году впервые за послевоенный период  на территории края началась «естественная» убыль населения)  и миграционным оттоком, численность населения края сократилась почти на 300 тысяч и в настоящее время составляет 1095 тысяч человек. Это уровень Читинской области 1965 года. Средняя ожидаемая продолжительность жизни  с 67 лет в 1991 году стремительно снизилась до 59,3 лет (для мужчин – до 55,1 года в 1995 г.), затем начала медленно расти, оставаясь ниже средних показателей по Сибирскому федеральному округу  и РФ и лишь к 2015 году по прогнозам выйдет на «дореформенный» уровень.
       Несмотря на то, что в последние годы наметился некоторый естественный прирост, общая численность населения за счёт усиливающегося миграционного оттока продолжает снижаться; по  прогнозам Стратегии она стабилизируется только  к 2020 году и лишь в 2030 году составит 1117 тысяч человек – ниже уровня 1970 года.
      Обладая уникальными природными богатствами, несмотря на  колоссальное позитивное соотношение их с численностью населения, абсолютное большинство наших жителей живет значительно хуже, чем во многих других регионах страны.
       Забайкальский край по многим показателям качества жизни находится в последней трети регионов России: по уровню доходов населения – на 66 месте, на 78 месте - по жилищным условиям, а в целом по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) - на 72 месте. Основной показатель – среднедушевой объем валового регионального продукта, рассчитанный с учетом уровня покупательной способности, составляет по Забайкальскому краю менее 60% по отношению к среднему показателю по РФ.
     «Шоковая терапия» 90-х годов (гиперинфляция, безработица, экономическая разруха, задержки выплаты заработной платы, пенсий и иных социальных пособий) поставили большинство населения на грань нищеты. Даже по официальной версии к 1999 году доходы у 44 миллионов россиян упали ниже прожиточного минимума. К «нулевым годам» ситуация начала выправляться, а в последнее время в отдельные годы рост доходов даже чуть – чуть опережает рост цен.
       Однако и сегодня номинальные среднедушевые доходы забайкальцев существенно ниже,  чем по РФ в целом (в 2012 году - 17159р. и 22880р. соответственно);  при этом доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума  (фактически – нищих, чьи собственные доходы не обеспечивают их выживание) по Забайкальскому краю составила  в  2012 году 18,8%, что почти на 4% больше общероссийского показателя; даже в прогнозах до 2020 года по краю она составит около 15%. При этом в дополнение к нищим, бедных - не достигших уровня доходов «среднего класса» у нас ещё многие десятки процентов.
      Исследование комплекса социально-экономических факторов, определяющих морально-психологический климат и здоровье населения, показывает, что в их основе лежит материальная обеспеченность, а также масштабы бедности и социальной поляризации: 10% работающих получают заработок ниже прожиточного минимума (ПМ); более 40% работников не могут обеспечить своим заработком себя и своего ребенка на уровне, не ниже ПМ; доля семей, живущих за чертой бедности, составляет более 30%. Социальная поляризация продолжает возрастать: и при повышении средних доходов населения, и при экономических кризисах богатые и сверхбогатые становятся ещё богаче, а бедные – нищают. Минимальная оплата труда в 2013 году была 5205 руб. в месяц то есть - около 1 доллара в час, что в 5-10 раз ниже, чем в странах Европы; по нормам ООН минимальная зарплата не должна быть ниже 3 долларов в час. При этом минимальный размер оплаты труда в России в 2013 году составлял 65,8%  от прожиточного минимума. Ни в одном государстве мира, причисляющим себя к развитому, а тем более – «социальному»,  минимальная заработная плата в принципе не может быть ниже прожиточного минимума. Это – изобретение нашей рыночной либеральной экономики.
       Реакцией  на социально-экономическое положение является устойчивая тенденция снижения численности коренного населения. Так, в 2012 году миграционная убыль населения края составила 7600 человек, что более чем в два раза выше показателя 2008 года. На фоне общего сокращения численности населения России край ждет усиление конкуренции с другими регионами в отношении обеспеченности квалифицированными кадрами.
       Производственный потенциал края сегодня соответствует уровню производства Читинской области до 1970 года. В сопоставимых ценах объем промышленного производства в крае сегодня составляет менее 50%, сельскохозяйственного - 55%, в строительстве - 76% от уровня 1990 года; В то же время Законом Забайкальского края "О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и  программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы» поставлены  задачи увеличения объема промышленного производства в 2014 году до уровня, соответствующего 51% 1990 года, сельскохозяйственного - 60%. И только через 35 лет с начала «экономических реформ», - к 2025 году, промышленность и сельское хозяйство Забайкалья по прогнозу  достигнут уровня 1990 года. Вспомним:  разрушенный наполовину в годы Великой отечественной войны производственный потенциал страны, в том числе и Читинской области, был полностью восстановлен за 5 лет.
        На сегодняшний день только по добыче угля и производству электроэнергии мы работаем на уровне конца 80-х годов прошлого столетия. Говоря о производственном потенциале края, нельзя не сказать об одном из важных элементов нашего богатства – лесе. В 1985 году в Читинской области было заготовлено около четырёх миллионов кубических метров древесины, а в 2006 году – менее одного миллиона. Считается, что лес у нас не самого высокого качества, но с этим явно не согласны «чёрные лесорубы», которые на протяжении многих лет «перестройки»  вывозили в Китай до двух миллионов кубометров леса ежегодно.               Приграничное соседство для многих субъектов Российской федерации могло бы быть серьезным фактором для развития региона. На территории Забайкальского края находится самый крупный российско-китайский пункт пропуска Забайкальск-Маньчжурия, который обеспечивает большую часть грузооборота с Китаем.  Налоговые поступления отчисляются в федеральный бюджет. Считаем такую политику совершенно губительной. Деньги, заработанные Забайкальской таможней (хотя бы – их малую часть!) необходимо оставлять в региональном бюджете и направлять в первую очередь на развитие приграничных территорий. Наглядным примером такого государственного подхода является китайский посёлок Маньчжурия, по всем показателям к началу 90-х годов - аналог нашего Забайкальска, а сейчас превратившийся в современный город - миллионник.
       Сельское хозяйство - традиционное занятие и весомая статья доходов забайкальцев. Четверть века назад Читинская область гордилась своим агропромышленным комплексом. За годы «реформ»  посевные площади и валовой сбор зерна  (даже в урожайные годы) сократились в пять раз; поголовье овец  к уровню 1990 года сократилось более чем в семь раз. Основной объём сельскохозяйственной продукции производится в частном подворье и не может обеспечить даже собственную потребность забайкальцев в продовольствии.
       Одним из важнейших показателей качества жизни населения является обеспеченность жильём и объем его строительства. В своём Послании в декабре 2013 года Президент Российской Федерации поставил задачу к 2017 году преодолеть рекордный показатель в строительстве жилья 1987 года (через 30 лет после начала экономических реформ!). В Читинской области в 1990 году было сдано 613, 6 тысяч  квадратных метров жилой площади, а в Забайкальском крае в 2012 году - 302 тысячи квадратных метров жилья.
        Причины такого состояния многообразны. Есть объективные: это и суровые климатические условия, удаленность региона от промышленных и интеллектуальных центров страны, высокие транспортные и энергетические издержки, исторически сложившаяся сырьевая направленность экономики региона и многие другие. Но всё это было и при плановом хозяйстве  Советского Союза.
        По сравнению с 1990 г. потенциал края - человеческий, производственный (разрушенные предприятия, износ основных фондов, в том числе - жилищных и коммуникационных), в какой-то мере  и природный (вырубленные или сожжённые леса, заросшие бурьяном посевные земли) принципиально сократились.  За прошедшие с начала реформ 23 года мы не только не продвинулись вперёд – мы отброшены на 40 - 50 лет назад (беспрецедентный в мирное время спад за всю многовековую историю государства Российского).
         Прошедшие годы экономических реформ показали, что переход к рынку, насаждаемый как самоцель, а не как средство повышения качества жизни, и стал основной причиной большинства из существующих ныне проблем –, разрушения экономики,  массовой  безработицы, резкого снижения продолжительности и уровня  жизни большинства людей при их колоссальном имущественном расслоении, самоустранения органов государственной власти  практически из всех жизнеобеспечивающих сфер, безудержного неконтролируемого роста цен на товары и услуги, демографических проблем, деградации нравственных основ и устоев общества, образования, здравоохранения, отраслевой науки, тотального роста преступности, наконец – системных и систематических кризисов, которые максимально больно бьют по реальному  сектору экономики и малоимущим гражданам, составляющим большинство населения страны.
          Ситуация тяжёлая, но не безнадёжная. Мы всё ещё располагаем и богатыми недрами, и землёй, и трудовыми ресурсами.
          С вводом в действие 3-го блока Харанорской ГРЭС наш край стал энергонезависимым.
       Строительство автодороги "Амур", второго пути и электрификация "маньчжурской" ветки Забайкальской железной дороги значительно улучшило транзитно-транспортную инфраструктуру.
         Создан задел для строительства мощных горно - рудных и горно-перерабатывающих предприятий Севера и юго-востока края.
      Миллионы гектаров экологически чистых плодородных земель и естественных плодородных пастбищ позволяют кратно увеличить производство зерна, развивать мясное скотоводство.
      Наконец, у нас пошла положительная динамика демографии, быстрее, чем  во многих других регионах растут доходы населения, выше помощь ветеранам и молодёжи, селу.
        У нас ещё есть надежда справиться с проблемами существенного повышения качества жизни забайкальцев.

1.3. Предложения по стратегическим направлениям повышения качества жизни забайкальцев

                    Когда же, наконец, заработает имеющая прямое действие норма Основ конституционного строя России, которой не могут противоречить не только законы, но даже «никакие другие положения» нашей Конституции: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»? (ч 1. Ст. 9, ч. 2. Ст. 16  Конституции РФ).
      При ответе на этот вопрос надо видеть трудности, которые возникают на этом пути. Главная из них состоит в том, что улучшение качества жизни не является целевой функцией сложившейся системы хозяйствования: максимизация прибыли – такова её господствующая цель. Отсюда ясно, что многие позиции, обеспечивающие повышение качества жизни, для бизнеса являются статьями затрат, подлежащих минимизации.
       Говоря об этом, мы тем самым не утверждаем, что при сложившихся базисных отношениях в обществе невозможно успешно решать проблемы качества жизни. Это возможно при соответствующей роли государства. Сегодняшняя российская практика убеждает, что ставка на невидимую руку рынка не принесла ожидаемых результатов. Поэтому не случайно наиболее дальновидные экономисты почти сто лет назад убедительно показали, что выход из трудностей капиталистического рынка лежит на путях усиления хозяйственной роли государства.
        Справедливости ради необходимо отметить, что в последние годы как на федеральном, так и на региональном уровне принято ряд основополагающих программ и Указов Президента. Среди них Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Послание Президента РФ от 12.12.2013 года, Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года и др.
        Однако усилия по разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных  программ мало результативны, ибо не являются зачастую руководством к действию. Принимаемые документы не согласуются друг с другом по срокам, целям и задачам, ресурсам и механизмам их выполнения. В последующем в них вносятся многочисленные поправки и в большинстве случаев вместо текущих программ принимаются новые, с другими задачами, сроками и контрольными показателями их исполнения.
        При этом никто ни за что не отвечает: власть не отчитывается ни о достоверности прогнозов, ни об исполнении принятых программ, а гражданское общество, не имея реальных ресурсов, механизмов и веры в эффективность общественного контроля деятельности органов власти – не проявляет большого желания их контролировать.
      Считаем правильным поддержать предложения о возвращении к макропланированию; речь не идет о директивном планировании, имеется в виду государственная координация программ развития и научное прогнозирование, в том числе - рекомендации по структуре экономики и отдельным отраслям, отслеживая при этом объективные тенденции развития хозяйства. А уже потом предлагать и применять соответствующие инструменты денежно-кредитного, налогового и таможенного регулирования с целью привлечения субъектов хозяйствования к выполнению государственных программ.
       Финансовый перекос в пользу центра ведет к обнищанию региона. Почему наши регионы влачат жалкое существование? Причина – отсутствие достаточных средств для развития территории. У Забайкальцев должны появиться эффективные стимулы к самостоятельному зарабатыванию средств и обустройству жизни.
        Для этого требуется перестройка налогово-бюджетных отношений. У нас налоги в начале поступают в распоряжение центра и лишь затем по просьбе региона могут быть возвращены на места. В результате регионам не хватает средств на развитие, отсюда -  дотационность субъектов Российской Федерации.
      Крупные налогоплательщики и их налоги сосредоточены в центре. На региональном и местном уровне нет реальных налоговых полномочий. В распоряжении субъектов Российской Федерации налог на имущество организаций, транспортный налог и еще кое- что - всего 6% от всех налоговых поступлений. Органы местного самоуправления могут изменить налог на имущество физических лиц, земельный налог и еще кое-что - всего 2% получаемых доходов на местном уровне. В итоге Федеральный бюджет в своем распоряжение имеет более 60 % налоговых поступлений, субъекты федерации – менее 25%,  местные бюджеты – около 15%. В результате - проще выпросить, чем заработать. Поэтому требуется серьезнейшим образом менять распределение налоговых полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.
      Нужна политическая воля, законодательная инициатива и настойчивость Губернатора края, Законодательного собрания, представителей края в Парламенте России для решения вопроса об изменении принципов финансирования. Вместе с передачей полномочий в регионы должны передаваться и ресурсы их реализации. Ситуация, когда предприятия или организации осуществляют свою деятельность в регионе, используют его ресурсы, а налоги отчисляют в Центр должна, быть изменена.
     Помимо необходимости увеличения отчислений в региональные и местные бюджеты в связи с ростом собственного промышленного и сельскохозяйственного производства и объёма услуг стратегически требуется:
- возврат природных ресурсов в общенародную собственность;
- введение пропорциональной системы налогообложения доходов физических лиц (прежде всего –  доходов с банковских вкладов и дивидендов);
- производить налоговые отчисления с доходов юридических лиц по месту их работы (исключить не только международные, но и внутри государственные оффшоры);
- в субъектах РФ, имеющих международные границы, предусмотреть отчисление части таможенных налогов и сборов в региональные бюджеты;
- усилить ответственность (вплоть до уголовной) юридических и физических лиц, руководителей фискальных органов власти за полноту и своевременность налоговых отчислений;
введение государственной монополии на алкогольную продукцию;
- введение в единой энергосистеме страны единых тарифов на электроэнергию, «щадящих» транспортных тарифов отдалённым регионам.
        Реализация на федеральном уровне хотя бы одного из выше перечисленных предложений позволила бы любому дотационному региону, в том числе Забайкальскому краю реализовать свои пятилетние программы  повышения качества жизни населения; реализация же большинства из них – радикально повысить качество жизни всего населения России.
       Стратегией 2030 и пятилетней «Программой    социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы» как главная цель определено: «повышение уровня и качества жизни населения Забайкальского края на основе динамичного развития экономики и социальной сферы за счет эффективного освоения природных ресурсов и использования геополитического и транспортно-географического расположения Забайкальского края». Программой определены задачи, целевые индикаторы и показатели, реализуемые в один пятилетний этап – 2010 – 2014 годы. Иные из упомянутых выше «Стратегий развития Забайкальского края» предусматривают их реализацию также с пятилетними рубежами: «на период до 2015», 2020, 2025, 2030 годов.
       Вот только эти «пятилетки» не совпадают с пятилетними сроками полномочий избранных в крае высших органов государственной власти, по определению отвечающих за выполнение этих программ и «стратегий». С учётом сказанного, по этому вопросу наши выводы и предложения очевидны:
       в составе долговременных программ (стратегий) выделить пятилетние периоды, (с детализацией показателей по годам), синхронизированные с пятилетним электоральным периодом органов государственной власти края, то есть – заканчивающиеся не после, а накануне завершения срока полномочий Губернатора и депутатов Законодательного Собрания;
     эти пятилетние программы и планы должны содержать конкретные, легко проверяемые и контролируемые показатели, обеспечивающие возможность подведения итогов их выполнения ежегодно и к концу срока полномочий соответствующего органа власти – как самими органами власти, так и гражданским обществом края, в том числе - в ежегодных посланиях Губернатора и в Гражданских посланиях.


Для широкого обсуждения, возможности внесения поправок и изменений по мере готовности части «Гражданского послания - 2014» будут опубликованы на сайте Палаты.

Ваши замечания и предложения просим направлять по адресу: opzab@yandex.ru.

ФИО

Контактный телефон

E-mail

Мои предложения/пожелания/замечания в Гражданское послание-2014 г.

Направить в комиссию