Уральские промышленники займутся общественной оценкой образовательных программ
На Среднем Урале объединение предприятий ОПК, университет и оборонный завод включились в эксперимент по общественной аккредитации программ профобразования. Для региона это первый подобный опыт, да и в целом по стране примеров пока единицы. Так, независимой оценкой программ в сфере техники и технологии занимается Ассоциация инженерного образования в Томске.
- В ближайшие годы России предстоит коренная перестройка системы трудовых отношений. Это связано с внедрением национальной системы компетенций и квалификаций, которое курируют Агентство стратегических инициатив (АСИ), Минтруда РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Учебные программы с 2016 года станут основываться на профстандартах, которых на сегодня утверждено уже 600, а к концу года будет более 800. Чтобы оценить, насколько выпускники образовательных учреждений соответствуют требованиям этих стандартов, вводится механизм общественной аккредитации. Она осуществляется силами работодателей, - поясняет Валентина Федотова, директор межотраслевого экспертно-методического центра, начальник отдела среднего профессионального образования Уральского федерального университета (УрФУ).
Напомним, что положение об общественной аккредитации программ профобразования было утверждено в конце 2013 года постановлением РСПП и одобрено Национальным советом при Президенте РФ. В декабре 2014-го в дополнение к нему приняли большой пакет документов, в котором содержится все, что касается независимой оценки: от требований к общественным экспертам до правил выезда комиссии в цеха и оформления заключений.
Координирует деятельность Национальный совет по квалификациям во главе с президентом РСПП Александром Шохиным. У этой структуры более 15 отраслевых подразделений, в том числе совет по профессиональным квалификациям в сфере машиностроения. Он создан недавно, в январе 2015-го, но уже успел утвердить более 40 профстандартов для специалистов и около 20 для рабочих.
При необходимости отраслевой совет имеет право делегировать свои полномочия объединениям работодателей на местах. В частности, одним из первопроходцев готов выступить Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, в круг его интересов входят программы для среднего, высшего звена, а также дополнительного образования в сфере машиностроения. Вторым партнером в проекте выступает УрФУ, а экспериментальной площадкой станет машиностроительный завод имени Калинина (ЗиК).
По словам Валентины Федотовой, совместная работа началась примерно полгода назад. Уже готовы методические рекомендации, пошаговое описание процедуры, оценочные показатели, образцы документов и т.п. Официальное соглашение о сотрудничестве на согласовании. ЗиК готов представить на суд экспертов три образовательные программы своего учебного центра. Критериев оценки довольно много, но ключевых всего два: доля выпускников, продемонстрировавших теоретические знания и практические навыки в объеме профстандарта (не менее 20-25 процентов) и количество трудоустроившихся в первый год.
Результаты тестирования будут вывешены на сайтах областного Союза предприятий ОПК и отраслевого совета по квалификациям. Таким образом АСИ и РСПП надеются сформировать пул высококлассных образовательных программ и реализующих их организаций по всей стране. Такие пионеры будут рекомендованы бизнесу в качестве ориентира.
- Надеюсь, другие предприятия и учебные заведения тоже включатся в работу. Нам всем надо на практике понять, насколько новый механизм полезен, - подчеркивает Валентина Федотова. - Очень важно, кто выступит экспертом. Помимо профильного диплома они должны иметь не менее 3-5 лет стажа, постоянно повышать свою квалификацию. Обновление технологий и оборудования происходит очень быстро, поэтому доказывать уровень знания техпроцессов экспертам придется регулярно. Программа их подготовки составлена Национальным советом по квалификациям. В УрФУ мы планируем провести экспериментальный семинар, куда пригласим мастеров производственного обучения и промышленников.
Несмотря на то что бизнес давно настаивал на своем участии в разработке программ обучения специалистов, директор экспертного центра не исключает: внедрить независимую оценку компетенций будет непросто. Скорее всего, ее воспримут на ура в тех отраслях, где переизбыток кадровых ресурсов или очень высокие темпы обновления технологий, к примеру, в космической промышленности. А вот в массовых профессиях новый механизм вряд ли будет востребован работодателями.
Кроме того, проблемой может стать стоимость аккредитации. По данным директора Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса Якова Залманова, оценка лишь одной образовательной программы в технической сфере стоит порядка 32 тысяч рублей, а если таковых 8-10, сумма становится неподъемной для учебного заведения. И вряд ли кто-то из работодателей согласится разделить с ним эту нагрузку.
Представители образовательных учреждений сетуют: мол, бизнес только-только разобрался, чем бакалавр отличается от магистра, а тут новый виток экспериментов. Если все время корректировать программы, когда учить? По оценке представителя учебного центра Уралвагонзавода, в последние 3-4 года сотрудничество бизнеса и сферы образования перестало быть формальным, и это хорошо, но есть опасение, что с помощью общественной аккредитации государство потихоньку снимает с себя ответственность за качество профподготовки. Можно командными методами внедрять новации на госпредприятиях, однако частные компании придется убедить цифрами в том, что это выгодно, подчеркивает эксперт.
Честно говоря, ответов на все эти вопросы пока нет. Общественная аккредитация, как видно по ее названию, - дело необязательное. Но, если с 2016 года профстандарты становятся неотъемлемой частью федерального государственного образовательного стандарта, можно предположить, что две системы будут существовать параллельно и дополнять друг друга. Во многих западноевропейских государствах, к примеру, государство вообще не оценивает программы профобразования - это прерогатива работодателей. В США принято корректировать учебные курсы колледжей и вузов примерно раз в полгода по заявкам бизнес-партнеров.
В России, благодаря грантам, многие образовательные учреждения обновили материально-техническую базу, обзавелись современным оборудованием, но уровень знаний и умений их выпускников по-прежнему не устраивает бизнес. Значит, ему самому придется активно участвовать в общественной аккредитации, ведь борьба за кадры с каждым годом становится все жестче. По данным статистики, за последние пять лет страна из-за демографической ямы недосчиталась примерно 15 процентов населения в возрасте 17-30 лет, следующая пятилетка обещает увеличение дефицита трудовых ресурсов еще на 15 процентов.
- Представители Министерства образования и науки РФ сообщили, что готовится законопроект о налоговых преференциях предприятиям, активно работающим со сферой образования. Вполне вероятно, его примут до конца 2015 года. Тогда заинтересованность промышленников получит материальное подкрепление, - предполагает Валентина Федотова.
Уралвагонзавод (УВЗ) вместе с межотраслевым экспертно-методическим центром провел в прошлом году сертификацию рабочих по разработанному профстандарту. В эксперименте приняло участие 12 человек: выпускники учебного центра УВЗ и техникума металлообработки. Они сдали теоретический тест и выполнили практическое задание: сварку вручную и полуавтоматом. По словам наставников, на экзамен отобрали лучших из лучших, но по ручной сварке ни один претендент не смог подтвердить квалификацию, с полуавтоматами справились всего трое из 12. В принципе, ничего катастрофического нет. Для европейских стран такой показатель при первой аттестации - норма, но заводчане признались, что ждали немного других результатов. Даже были готовы сразу взять на работу вчерашних студентов, если бы те показали высокий класс. Впрочем, участники эксперимента отнеслись к его результатам практически: есть проблема, значит, надо ее решать. В первую очередь взялись за изменение программ и переподготовку мастеров производственного обучения, под чьим руководством осваивают азы профессии будущие сварщики.
"Российская газета" - Экономика УРФО №6672
Источник: Российская газета
Фото: Татьяна Андреева, Российская газета
Валерий Павлович Горлачев, заместитель председателя Общественной палаты Забайкальского края, член Комиссии по вопросы образования и науки:
Вопрос общественной оценки образовательных программ является крайне актуальным. Он обусловлен тем, что, несмотря на многочисленные реформы в сфере образования, перманентно текущий процесс модернизации и оптимизации образовательных учреждений реального повышения качества образования ни в сфере общего, ни в сфере специального образования не произошло. Многие аналитики, как из сферы образования, так и представителя работодателя отмечают низкий уровень подготовки подавляющего числа выпускников, как школ, так и вузов. Об этом же свидетельствуют и международные рейтинги отечественных вузов. И это вполне закономерно. Урон, нанесённый системе образования, в лихие перестроечные 90-е годы ещё долго будет болезненно сказываться на всей системе образования и воспитания молодого поколения. Несмотря на некоторое увеличение финансирования, прежде всего, заработной платы учителей и преподавателей, системе образования по-прежнему не хватает средств, особенно для оснащения современным и дорогостоящим оборудованием. И пока эта главная проблема не будет решена надеяться на коренное повышение качества образования вряд ли реально.
Тем не менее, общественная экспертиза образовательных программ будет, безусловно, полезной, так как будет способствовать выявлению наиболее острых проблем и корректировки, как образовательных программ, так и всего образовательного процесса в целом.
Однако, необходимо иметь в виду, что создание системы общественной оценки образовательных программ потребует дополнительных материальных ресурсов, прежде всего, для подготовки экспертов, которые сами должны находиться в процессе постоянного получения новых современных знаний. Поэтому реально качественная оценка образовательных программ будет возможна лишь в крупных научно-промышленных центрах, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в нефтегазовой промышленности, в центрах наукоёмких технологий.
Более реальным на данном этапе является общественная оценка, как образовательных программ, так и качества их реализации общественными Советами, создаваемыми при различных министерствах – образования, культуры, природных ресурсов и т.д. Координация работы таких Советов, их нацеленность на оценку качества образования могут принести реальный положительный результат.