Будем ли мы ездить на электричках?

11 ноября состоялась рабочая встреча по проблемам пассажирских пригородных перевозок представителей филиала ОАО «РЖД»  Забайкальском крае с членами Общественной палаты Забайкальского края. Инициатором встречи выступил заместитель начальника ЗабЖД - филиала ОАО "РЖД" по корпоративному взаимодействию и работе с органами власти Анатолий Мишин.

Напомним, год назад уже проводились общественные слушания по этому вопросу.  Итогом совещания стали рекомендации для соответствующих министерств и служб Забайкальского края и, в том числе, для ОАО «РЖД» и «Забайкальской пассажирской пригородной компании» (ЗППК).

Открыл рабочую встречу  председатель Общественной палаты Д. А. Лукьянов. Он ознакомил присутствующих с резолюцией, принятой на прошлом совещании. Итоги работы по принятым решениям представил генеральный директор ОАО "ЗППК" Н. В. Гаджала. Согласно его  отчету за прошедший год было отменено 5 пар пригородных поездов, закрыто 9 билетных касс, изменена составность 11 поездов. Эти меры позволили сэкономить 149 млн.  рублей – планируемые убытки снизились с 716 млн. до 566 млн. Также положительную роль сыграла индексация тарифов.

«Хочу заметить, что в проекте бюджета на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов бюджетное ассигнование на компенсацию выпадающих доходов и, самое главное, скидки со стоимости проезда льготных категорий граждан не предусматриваются. Это может сильно ударить по незащищенным слоям населения», - говорит Николай Васильевич Гаджала.  

С 1 января планируется перейти к экономически обоснованным уровням тарифов (ЭОУТ), а это  приведет к увеличению стоимости проезда по направлениям Чита – Могзон до 1560 рублей, по направлению Чита – Карымская – до 1040 рублей. В настоящее время стоимость билета от Читы до ст. Карымской составляет 102 рубля. Доходное поступление случае введения ЭОУТ, по прогнозам, снизится со 107 млн. до 36 млн. рублей.  В случае такого повышения тарифа встанет вопрос о существовании предприятия ЗППК, что повлечет за собой сокращение  более 800 человек. Кроме того, бюджет края потеряет поступления в налоговые органы от ЗППК в размере 17 млн. рублей, от Забайкальской дирекции мотор-вагонного подвижного состава – 75 млн. рублей. Неразвитость автомобильных дорог  приведет к ограничению свободы передвижения тех граждан, которые проживают в местах, где автобусное сообщение еще не налажено. В крае более 70 таких населенных пунктов.

Из всего озвученного следует, что введение экономически обоснованных тарифов приведет к ограничению  свободы передвижения граждан, что пагубно может сказаться на уровне социальной  напряженности в крае.

Единственный выход из сложившейся ситуации, по мнению директора ЗППК, это помощь из бюджета края.

Сложившуюся ситуацию прокомментировал Вадим Владимирович Антипьев, начальник отдела транспорта Министерства территориального развития Забайкальского края: «В 2014 году Правительством Забайкальского края была проведена работа по оптимизации работы пригородных поездов и частичная замена их (там, где это было возможным)  автомобильным транспортом. Мы добились увеличения бюджетного ассигнования из средств регионального бюджета на 56 млн. рублей, сейчас размер субсидии составляет 155 млн. 355 тыс. рублей. Там где, пассажиропоток практически нулевой мы постарались сократить составность поездов. Проблема также заключается в том, что у нас нет договорных отношений с ЗППК. Мы приступили к подготовке конкурса для размещения заказа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом на 2015 год. Скажем сразу, что объем перевозок пригородными поездами, даже при условии введения ЭОУТ, по нашим прогнозам  не сократится. Но выходить на уровень экономически обоснованных мы считаем еще не целесообразным».

Еще один очень болезненный вопрос: аренда подвижного состава. Ставки по данной статье расходов по стране очень сильно разнятся. И это важнейший вопрос, который поднимается на всех административных уровнях. Проблему не сможет решить даже приобретение подвижного состава в собственность местных компаний-перевозчиков – затраты на обслуживание, а также сопутствующие расходу практически идентичны арендной плате.

По итогам встречи был составлен ряд рекомендаций, который находится в процессе доработки.

Анна Казак

Фото: Анна Казак

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию