Почему богатства не работают должным образом на качество жизни забайкальцев?

Запись эфира 5 марта 2014 г. на радио "Маяк".

Общественную палату в эфире Маяка представляют Денис Лукьянов, Виталий Вишняков и Фарит Бигзаев. Готово уже нынешнее Гражданское послание. Документ, ради которого, можно сказать, и ведётся вся работа Общественной палаты.

- Что такое Гражданское послание, что там содержится?

Денис Лукьянов: Гражданское послание – это совершенно новая форма диалога общества и власти. Готовится оно совершенно открыто. В октябре 2013 года Общественная палата обратилась ко всем жителям Забайкальского края с тем, чтобы они вносили свои предложения, делились своими проблемами, путями их решения и отражали это в Гражданском послании. За более чем два месяца к нам поступило более ста обращений. Она были структурированы. Основные были включены в текст Гражданского послания. Во втором Гражданском послании один из разделов мы уделили именно этим обращениям граждан, в нём тексты мы сохранили в первозданном виде. Своё первое Гражданское послание Общественная палата подготовила в 2013 году. Губернатор ежегодно обращается с посланием к Законодательному собранию, но, по сути, оно адресовано абсолютно всем. Гражданское послание – это такое же ежегодное обращение ко всем, но уже от жителей Забайкальского края, ну, и в первую очередь, наверное, к органам государственной власти и к самим себе, в том числе и к Общественной палате. Это своего рода представление гражданского общества о наиболее актуальных проблемах, которые существуют на территории Забайкальского края.

- Как к вам попадают эти пожелания от населения? Как общество участвует в формировании ГП?

Денис Лукьянов: Мы старались охватить как можно больше неравнодушных жителей при подготовке этого послания. Обращения принимались через средства массовой информации. У нас была открыта горячая линия, мы принимали письма от граждан, принимали обращения через наш сайт, где была сделана специальная кнопка.

Виталий Вишняков: Мы проводим регулярные общественные слушания по мере подготовки, и по мере подготовки послания вывешиваем на сайте. То есть, мы постоянно держим обратную связь с жителями края. Да и рабочая группа у нас сводная. Рабочая группа открыта – любой гражданин, который изъявляет желание принять непосредственно участие, имеет такое право и возможность.

- Денис Алексеевич, вы говорите, что Гражданское послание – это форма диалога между обществом и властью. Как участвует власть в этом диалоге?

Денис Лукьянов: Гражданское послание должно предшествовать посланию губернатора. Мы знаем, что послание губернатора в этом году запланировано на 20 марта, поэтому 5 марта мы официально на сайте вывешиваем полный текст итогового варианта Гражданского послания – за две недели до послания губернатора. Мы делаем это с тем, чтобы губернатор смог директивно закрепить в своём послании те пожелания граждан, которые будут приняты им.

- То есть, именно поэтому гражданское послание озвучивается раньше, чем послание губернатора?

Денис Лукьянов: Да.

- Сколько времени занимает подготовка этого документа? С какой периодичностью оно должно появляться?

Денис Лукьянов: Открытая рабочая группа начала подготовку Гражданского послания в ноябре 2013 года. То есть, на подготовку послания ушло порядка трёх-четырёх месяцев. Группа была абсолютно открытая, в неё входили активные граждане и эксперты Общественной палаты, и времени и труда на подготовку этого документа ушло очень много.

- Это уже второе Гражданское послание, а о чём было первое?

Виталий Вишняков: Действительно, это второе послание. Первое мы так же, как и в этом году, ровно год назад представили публично за две недели до предполагаемого послания губернатора. Однако известные политические события прошлого года конца февраля месяца нарушили наши планы. Мы свою часть этого диалога выполнили полностью, и достаточно качественно, как нам представляется, и как говорили представители общественности, которые знакомились с этим посланием или принимали участие в его подготовке. А что касается органов власти, то первый губернатор Забайкальского края к моменту представления послания был отстранён от должности в связи с истечением срока полномочий. А нового губернатора у нас не было, врио губернатора не счёл возможным, и, наверное, правильно, не представлял такое послание. Поэтому форма этого диалога осталась в прошлом году без ответа.

- То есть, реакции на первое послание не было никакой?

Виталий Вишняков: Практически да. Потому что не работали не только губернатор, да и правительство, да и депутаты заксобрания были заняты, в основном, предвыборной кампанией. К сожалению, проблемы, которые мешают жить жителям нашего края, за прошедший год не исчезли, не рассосались сами по себе, поэтому в новом Гражданском послании многие из них, особенно актуальные, мы продублировали. И кроме того, мы принимаем меры, чтобы ситуация не повторилась. Тем не менее, помимо некоторого повтора есть принципиальные отличия второго послания относительно первого.

- Чем они отличаются?

Виталий Вишняков: Гражданское послание – дело новое. Поэтому и его место в диалоге власти и общества, содержание, структуру мы отрабатываем в процессе их подготовки. Анализируя предыдущие проблемы, которые мы освещали, мы видим, что есть актуальные вопросы, решать которые необходимо буквально немедленно, в этом году. Это «горящие» вопросы, они могут быть частные, но они очень серьёзно мешают людям жить. Есть вопросы более серьёзные, основательные, требующие для своего разрешения времени, - те вопросы, которые могут быть, тем не менее, решены нашей властью, нашими силами. Но есть круг проблем и, к сожалению, он очень широкий, который имеет общероссийские корни, и решать эти проблемы мы своими силами не можем. Для этого нужны решения на государственном уровне и консолидация сил всех регионов России. Поэтому в нашем новом послании мы структурировали эти проблемы по трём разделам. Ещё один момент. Тотальные выборы в высшие органы государственной власти в прошлом году позволили нам воспользоваться предвыборными программами и кандидатов в законодательные органы власти, и кандидатов в губернаторы. Многочисленные обещания выданы населению, население отреагировало на эти программы, а вот кто, когда, как их будет выполнять, и кто будет отчитываться, не прописано нигде.

- Во всех наших беседах на тему улучшения качества жизни с дежурными по Общественной палате регулярно слышим о том, что необходимо поднимать экономику, чтобы жизнь стала лучше. Что говорится по поводу экономической ситуации в новом Гражданском послании?

Фарит Бигзаев: Этот вопрос волнует и исполнительную власть. Ведь курс на повышение качества жизни забайкальцев провозглашён уже на первой странице программы социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года. И этот курс, естественно, вытекает из природы производственной деятельности. Ведь что такое производство? Это целесообразная деятельность, направленная на приспособление вещества природы к человеческим потребностям. И качество жизни выражается в наиболее полном удовлетворении потребности людей, обеспечивающих оптимизацию их жизнедеятельности. Поскольку потребности многообразны, постольку и показатели качества жизни многообразны. Конечно, есть и стоимостный показатель, есть и натуральный показатель, говорят об уровне доходов - номинальных, реальных. На эту тему можно очень долго рассуждать, вплоть до перехода к рассмотрению вопроса о том, что такое счастье в жизни. Счастливая жизнь от качественной жизни отличается тем, что она требует удовлетворения высоких потребностей – потребностей в правде, в справедливости. Но мы пока будем говорить об удовлетворении материальных потребностей. Ясно, что удовлетворение зависит от природно-ресурсного потенциала и от трудового потенциала, которым располагает край. Вот что касается природно-ресурсного потенциала, известно, что Забайкалье обладает значительными возможностями даже на фоне колоссальных природных богатств Российской Федерации.

Виталий Вишняков: Как говорится, расхожее место, об этом уже все знают. На самом деле, если у нас территория Забайкалья 2,5% от общероссийской, население – 0,8% от общероссийского населения, то запасы ведущих, а то и стратегических природных ископаемых исчисляются десятками процентов. Если природный уран – то более 90% активных запасов России. То есть, у нас совершенно уникальное соотношение природных богатств относительно населения. Тогда почему мы такие бедные? Ведь в Конституции сказано, что природные ресурсы должны работать на благосостояние людей, проживающих на этой территории. Тогда почему мы такие бедные?

- Так почему?

Виталий Вишняков: Так вот, мы рассматриваем, в частности, потому, что даже те предприятия, которые сейчас работают, зарегистрированы не у нас, и платят налоги не у нас. Эти налоги уходят если не вообще за рубеж, в офшоры, то уходят в Москву. А дальше мы у этой Москвы выпрашиваем то, что, строго говоря, заработано на нашей территории. Или, допустим, таможенные налоги и сборы, которые вообще не поступают в фонд финансовой поддержки регионов. А ведь траты-то серьёзные!

Фарит Бигзаев: Вот спрашивают: почему богатства не работают должным образом на качество жизни забайкальцев? Надо смотреть на это открытыми глазами. Дело в том, что повышение качества жизни не является целевой функцией производственных отношений сложившейся системы хозяйствования. Не качество жизни, а прибыль – вот что является целевой функцией. И тогда многие позиции, обеспечивающие качество жизни, для бизнеса являются элементами издержек, и эти издержки подлежат минимизации с целью максимизации прибыли.

- Какие сферы жизни упомянуты в послании именно с этой точки зрения? По каким направлениям. Планируется улучшать качество жизни?

Денис Лукьянов: В Гражданском послании очень много разделов, все они так или иначе посвящены качеству жизни, и все сферы жизнедеятельности мы рассматриваем с точки зрения повышения качества жизни населения, - это и сфера ЖКХ, и культуры, и здравоохранения, и экономическое развитие, и образование, и безопасность граждан. Что касается того, как мы рассматриваем все эти сферы жизнедеятельности, то хотелось бы сказать следующее: систему здравоохранения нужно рассматривать не как систему лечения болезней, а как систему здоровьесбережения, как физическую культуру. Нам сегодня не нужен спорт массовых достижений, нам нужно, чтобы как можно больше забайкальцев занимались спортом, поддержанием здорового образа жизни, чтобы каждый житель имел в доступности развитую спортивную инфраструктуру и имел возможность заниматься спортом. Также здесь стоит уделить внимание тому, что здоровьесбережение – это самое главное. Массово занимаясь физкультурой, у нас будет снижаться уровень заболеваемости населения, соответственно, меньшие затраты будет нести система здравоохранения. Преступность тоже будет снижаться, - население будет занято физической культурой.

- Какие проблемы качества образования и воспитания упомянуты в Гражданском послании?

Фарит Бигзаев: У нас есть глава, посвящённая вопросам образования. Там много проблем. В том числе и чаще всего обсуждаемая проблема Единого государственного экзамена. На взгляд Общественной палаты, сегодня в сфере образования надо обратить серьёзнейшее внимание на выполнение образованием воспитательных функций. Мы исходим из того, что образование без соответствующего воспитания не представляет большой ценности. К сожалению, знаете, должного понимания этой проблемы нет. Недавно я по телевидению слышал из уст высокопоставленной женщины о том, что система образования воспитанием не должна заниматься вообще, этими делами должна заниматься семья. Я думаю, семья не способна решить проблемы воспитания подрастающего поколения так, как в этом нуждается наше общество.

- А в главе «Социальное государство» что упомянуто?

Виталий Вишняков: В нашей Конституции записано, что Россия является социальным государством, то есть, государство обязано обеспечить достойный уровень жизни каждому его гражданину. Так вот, возвращаясь к основам обеспечения, мы должны всё-таки начинать с труда, потому что в современных условиях только труд даёт материальные ресурсы для любого другого жизнеобеспечения, будь то покупка жилья, будь то медицина, а в последнее время и образование, - на всё нужны деньги. Однако, при этом государство сняло с себя обязанность обеспечить человека рабочим местом. По Конституции сейчас государство контролирует, чтобы человек, имея работу, осуществлял её в безопасных условиях. Сегодня у нас минимальный размер оплаты труда меньше прожиточного минимума.

- Есть список проблем и вероятных способов их решения. Как должно контролироваться выполнение этих рекомендаций? Есть раздел в послании о контроле исполнения программы и рекомендации по повышению качества жизни забайкальцев – о чём этот раздел?

Виталий Вишняков: Я бы сказал, что сейчас самая главная проблема – взаимодействие общества и власти. Проблема заключается в том, что власть и общество – увы – по многим проблемам и вопросам имеют разные точки зрения и относительно их актуальности, и относительно механизмов их разрешения. При этом высказываемые со стороны общества мнения и рекомендации, в лучшем случае, вежливо выслушиваются. На счёт того, чтобы прислушивались, не говоря уже о том, чтобы слушались, пока что речи не идёт. Поэтому вот самая главная проблема на сегодняшний день в части организации взаимодействия общества и власти – это каким-то образом урегулировать, чтобы власть слушала, слышала и, хотелось бы, реализовала мнения, предложения Гражданского общества. И одной из функций палаты, которая записана и на федеральном уровне, и у нас, - это контроль за деятельностью органов исполнительной власти всех уровней – и региональной, и местного самоуправления. Так вот, запись есть, а ни механизмов реализации этой компетенции, ни средств, ни ресурсов никаких нет на сегодняшний день. И нам приходится проводить разведку боем. Невероятно, но факт - рекомендации органам власти Общественной палаты, подписанные председателем палаты, не являются обязательными для рассмотрения этими органами. Пытаемся изменить её и в законопроекте, который буквально через неделю, надеюсь, пройдёт хотя бы первое чтение в Законодательном собрании. Там есть поправка, что рекомендации, которые направляются должностным лицам или органам государственной власти в месячный срок обязаны быть рассмотрены.

- То есть, должна быть какая-нибудь реакция?

Виталий Вишняков: Совершенно верно. И должен дать письменный ответ о результатах этого рассмотрения: вот это мы принимаем к исполнению, а вот это – нет, и это «нет» должно быть мотивировано.

- То есть, вот такая процедура должна называться диалогом?

Виталий Вишняков: Совершенно верно. Более того, мы такую же норму вписали в проект федерального закона «Об общественном контроле», который упоминал наш президент в своём послании 12 декабря 2013 года. А теперь посмотрите, о чём идёт речь. Мы уже говорили, что наши кандидаты в депутаты, в губернаторы надавали массу обещаний, а вот кто, когда, как будет их исполнять, как общество будет их контролировать, - такого механизма нет. Более того, до нашего Гражданского послания об этом не было и речи.

- Как определяются показатели качества жизни? Одна из первых глав нынешнего Гражданского послания посвящена именно этому моменту.

Виталий Вишняков: Допустим, тот же самый уровень оплаты труда – это один из показателей качества жизни. Или обеспеченность жильём, квадратных метров или его благоустройства, или объём строительства этого самого жилья, причём, доступного жилья. Смотрите, что у нас в Чите делается? В Чите у нас вводится жилья в два раза меньше чем при советской власти. Во-первых, вводится оно в Чите, а не в регионе, не в сёлах, не в малых городах. И стоят дома не заселённые по одной простой причине: отнюдь не потому что у нас нет нуждающихся в жилье, а потому что это жильё совершенно недоступно для подавляющего большинства. Вот проблема. Это тоже показатель качества жизни. Жилищно-коммунальное хозяйство – тарифы на жильё. Я помню тарифы на жильё при советской власти – они никого не задевали, они были настолько малы, что в семейном бюджете это была 10-20-ая часть расходов. А сейчас? А сейчас мы платим 100%, а многие говорят, что уже 105% издержек жилищно-коммунального хозяйства, и в доле доходов семьи уже чуть ли не до половины доходит. Это тоже показатель качества жизни. И есть много других – их много.

- Какой реакции органов власти вы ожидаете на нынешнее Гражданское послание? Если реально смотреть на вещи, поможет ли послание улучшить качество жизни людей в крае?

Денис Лукьянов: Мы надеемся на перемены, всё-таки. И самым главным итогом Гражданского послания был бы, конечно, принятый на региональном уровне, в Забайкальском крае, закон «О качестве жизни забайкальцев». Мы надеемся, что этот вопрос будет подниматься, и мы будем принимать в нём первоочередное участие.

- Что должно содержаться в этом законе?

Денис Лукьянов: Те критерии качества жизни, о которых мы сегодня говорили, должны быть первоочередными задачами: повышение здоровья, образования, повышение всех сфер жизни.

- Какие направления не рассмотрены в Гражданском послании?

Фарит Бигзаев: В настоящем послании речь идёт преимущественно о качестве жизни, достигаемого в результате удовлетворения материальных потребностей. Качество жизни, о котором мы говорим «счастье жизни», предполагает удовлетворение более высоких духовных потребностей – труд, который удовлетворяет важнейшую человеческую потребность в творческой реализации своих возможностей на пользу всего общества. Или потребность в правде, в справедливости или взаимной любви.

- Да, счастье – это когда тебя понимают.

Беседу вел: Павел Полянский

Источник новости, аудиозапись: Читинская ГТРК

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию