Предложения к концепции Гражданского послания 2014 года

 

 Проект

Предложения к концепции

Гражданского послания  2014 года

         Первое Гражданское послание (февраль 2013 г.) было подготовлено Общественной палатой Забайкальского края с участием общественных объединений, представителей науки, средств массовой информации, активных граждан во исполнение рекомендаций переговорной площадки «Школа гражданина России» Гражданских форумов 2011, 2012 годов.
        Подготовка Гражданского послания определяется необходимостью совершенствования механизмов связи между гражданским обществом и органами власти  «для обеспечения взаимодействия граждан, проживающих на территории края, с органами государственной  власти края и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав общественных объединений при  реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления» ( часть 4 статьи 68 Устава Забайкальского края).
       Главой 10 Устава Забайкальского края «Взаимодействие органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления и их ответственность перед населением Забайкальского края» предусмотрено, что «Губернатор края обращается к Законодательному Собранию края с ежегодным посланием о положении в крае, задачах социально-экономического развития,  совершенствовании нормативной правовой базы».
      По сложившейся практике, своё послание Губернатор представляет публично широкой аудитории и адресует «всем – всем – всем»: органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям и организациям, общественным объединениям, населению края.
       В настоящее время послания Губернатора - это востребованный обществом монолог, ответственное персональное обращение Высшего должностного лица ко всему сообществу граждан России, проживающих на территории края.
     Воспринимаются  послания Губернатора обычно позитивно. Однако общественность не всегда удовлетворена ходом или результатами их исполнения. При этом  гражданское общество практически не участвует ни в формировании самих посланий, ни в анализе причин их запоздалой или неполной реализации. Не всегда в посланиях директивно закрепляемые для исполнения задачи  исчерпывают список даже наиболее актуальных, по мнению гражданского общества, вопросов.
      По замыслу Гражданское послание  - это также ежегодное обращение ко «всем, всем, всем!», но теперь уже «снизу – вверх» – от населения, общественных объединений до органов местного самоуправления,  государственной власти и Высшего должностного лица края, указывающее на наиболее актуальные - по мнению гражданского общества – проблемы социально экономического развития края, а также предложения по их разрешению.
     Гражданское послание должно предшествовать посланию Губернатора с тем, чтобы  высказанные в Гражданском послании предложения были рассмотрены и, в случае их принятия, могли быть директивно закреплены для реализации посланием Губернатора.
         Первым Гражданским посланием 2013 года рассмотрены проблемы: образования, воспитания и культуры молодёжи, здоровья населения и задачи по его поддержанию, проблемы экономики  края, развития предпринимательства, трудовой занятости, социального обеспечения населения и  ЖКХ,  гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, вопросы общественного  контроля и противодействия коррупции,   состояния и роли институтов гражданского общества в решении актуальных проблем Забайкальского края.

      Помимо перечисленных выше, в социологических опросах и экспертных заключениях выдвигались десятки иных актуальных вопросов, касающихся:

самого гражданской общества (низкая активность граждан при практическом отсутствии социально-экономических условий её проявления, относительная неразвитость институтов гражданского общества и постоянно меняющиеся правила их участия в жизни страны и государства);

 эффективности и доверительности действий органов власти (декларативная «открытость», возрастающая численность аппарата при сокращении объёма и качества работы, «кумовство», коррупция и др.);

экономики и финансов (преобладание  сферы потребления, услуг, поощрение спекулятивного бизнеса, а не производства материальных и интеллектуальных благ, несправедливые принципы налогообложения и распределения налоговых сборов, низкая заработная плата при завышенной доле прибыли в цене продукции и др.);

морали, культуры и искусства (внедрение чуждой российскому народу идеологии индивидуализма, алчной жажды наживы, жестокой конкуренции, безнравственного, бездарного шоу-бизнеса, иных «западных ценностей»,  гражданской безответственности СМИ т.д.);

высокого уровня преступности, загрязнения природной среды, информационного пространства; многих  других сфер жизнеобеспечения.
         В обобщённом виде решение вышеперечисленных проблем служит достижению основной цели взаимодействия власти и общества – улучшению качества жизни населения края -  физического, материального и духовного состояния индивида и общества,   удовлетворенности их потребностей.
       Повышение качества жизни населения края должно быть целью и критерием оценки деятельности органов власти, согласования интересов и взаимодействия их с гражданским обществом.
     Именно предложениям по повышению качества жизни забайкальцев предлагается посвятить  предстоящее Гражданское послание.

Основа Гражданского послания 2014 года

      Набор источников, механизмы сбора, обобщения и анализа материалов для формирования Гражданского послания определяются в зависимости от конкретных задач и условий его подготовки.
      Источниками формирования Послания 2014 г. являются резолюции краевых гражданских форумов, прежде всего Забайкальского Гражданского форума 2013 года, не получившие публичной оценки и не исполненные органами власти рекомендации предшествующих форумов, Гражданского послания 2013 г.,  пленарных заседаний Общественной палаты, конференций, «круглых столов», общественных слушаний, докладов  Уполномоченного  по правам человека, а также социологические опросы, анализ обращений граждан в общественные приемные,  материалов СМИ и др.
      Формат и содержание предстоящего Гражданского послания должны учитывать важные для Забайкальского края события уходящего года, прежде всего – избрания нового Высшего должностного лица – Губернатора, депутатов нового состава Законодательного собрания края, практически полной смены Правительства края.
   Собственных цельных избирательных программ кандидаты на пост  губернатора не выдвигали, опираясь на программы поддерживающих их политических партий, но в различной мере использовали свои встречи с избирателями для многочисленных, иногда весьма значимых предвыборных обещаний, высоко оценённых голосами «за» избирателей и, следовательно, требующих включения в Послание.
     На выборах депутатов Законодательного собрания из семнадцати включённых в избирательные бюллетени политических партий реально, с представлением предвыборных программ,  участвовали лишь менее половины из них. Тем не менее, представляя взгляды от крайне «правых» до крайне «левых», эти программы в сумме отражают широкий спектр проблем и актуальных вопросов, волнующих население и, тем самым, также заслуживающих анализа и учёта в Гражданском послании.
    Следует учитывать также, что Гражданское послание, представленное в феврале текущего года, не рассматривалось первым Губернатором Забайкальского края, срок полномочий которого истёк в этом же месяце; при этом большинство рассматриваемых в послании проблем в прошедший период в связи со сменой состава правительства и вовлечением органов власти в предвыборную кампанию практически не решались и вполне актуальны и в настоящее время.
     Важным обстоятельством для определения структуры и содержания предстоящего Гражданского послания, по нашему мнению, является то, что и Губернатор – председатель Правительства и депутаты Законодательного Собрания избраны на пятилетний срок.
     В Советском Союзе вся жизнедеятельность страны осуществлялась в соответствии с пятилетними планами. В конце  пятилетки публично подводились итоги её выполнения, каждому воздавалось по заслугам.
    При построении рыночной экономики в современной России само понятие «план» преподносилось как нечто абсурдное, недостойное ни государства, ни общества: «рынок всё решит сам». Прошедшие два десятилетия показали, что именно рыночные отношения (внедряемые как самоцель, а не как средство её достижения) стали основной причиной большинства из существующих ныне проблем – деградации нравственных основ и устоев общества, разрушения экономики,  массовой  безработицы, резкого снижения продолжительности и качества жизни большинства людей при колоссальном имущественном расслоении общества, мало мотивированного самоустранения органов государственной власти  практически из всех жизнеобеспечивающих сфер, безудержного неконтролируемого роста цен на товары и услуги, демографических проблем, деградация образования, здравоохранения, отраслевой науки, тотального роста преступности, наконец – системных и систематических кризисов, которые максимально больно бьют по реальному  сектору экономики и малоимущим гражданам, составляющим большинство населения страны.
     Сейчас возвращаются к элементам планирования – «прогнозам», «стратегиям» и «программам» социально-экономического развития. Принимаемые при этом документы обычно не согласуются друг с другом  по срокам, целям и задачам, ресурсам и механизмам их выполнения. В последующем в них вносятся многочисленные поправки и в большинстве случаев вместо текущих программ принимаются новые, с другими задачами, сроками и контрольными показателями их исполнения.  
      В итоге никто ни за что не отвечает: власть не отчитывается ни о достоверности прогнозов, ни об  исполнении принятых программ, а гражданское общество, не имея реальных ресурсов, механизмов и веры в эффективность общественного контроля деятельности органов власти,  -  не проявляет большого желания их контролировать.
      Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края от 10 декабря 2009 года № 295-ЗЗК «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы»;
      Программы не отменены, следовательно – действуют. Однако публичная информация о ходе их исполнения отсутствует. В настоящее время   обсуждается новая «Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года».
      В Гражданском послании 2014 года предлагается рекомендовать органам власти состыковать упомянутые программы друг с другом, выделить в них конкретные  задачи и чётко обозначить контролируемые показатели их реализации по годам и до конца 2017 года. Этот период совпадает со многими задачами, поставленными к реализации  Президентом страны в майских (2012г.) Указах и совпадает с завершением срока полномочий избранных в текущем году высших органов государственной власти края.

 

Структура, процедура подготовки  и срок представления

Гражданского послания 2014 года

 

         В структуре Гражданского послания 2014 г. предлагается выделить введение, основной содержательный раздел и заключение. Общий объём послания должен быть сопоставим с объёмом посланий Высших должностных лиц – не более 30 страниц машинописного текста.

           Основной раздел предлагается изложить в трёх главах:

в первой (объёмом до 7 стр.) раскрыть понятие «качество жизни», обосновать стратегические цели и задачи «обеспечения достойной жизни и свободного развития человека» в «социальном государстве» (из Конституции России);

во второй (основной по объёму – до 12 стр.) – предложения по задачам и механизмам  повышения качества жизни забайкальцев на период до 2018 года (завершения срока полномочий избранных в текущем году высших органов государственной власти);

в третьей – обратить внимание органов власти на наиболее острые «горящие» вопросы, требующие незамедлительного решения в ближайший год.
       Предполагается, что в последующих ежегодных Гражданских посланиях будет введена глава анализа учёта и реализации предложений, высказанных в предыдущих посланиях.
       В соответствии с рекомендациями Забайкальского Гражданского форума 2013 года Общественной палатой было объявлено о формировании и в настоящее время создана основа рабочей группы по подготовке Послания. Рабочая группа открыта для участия в ней любого гражданина России, проживающего на территории края. Все материалы группы, начиняя с настоящих предложений к концепции Послания будут размещаться на официальном сайте Палаты в сети «Интернет». Все предложения к концепции, структуре и содержанию Послания принимаются рабочей группой на почтовый и электронные адреса Общественной палаты.
Публичное обсуждение и утверждение Концепции Послания запланировано на 24 декабря по адресу: ул. Богомягкова, 23, к. 235.
       Общественные слушания по макету Послания, подготовленному открытой рабочей группой на основе утверждённой Концепции с учётом поступивших предложений планируется провести в третьей декаде января 2014 года. Доработанный текст Послания будет представлен к рассмотрению и принятию на пленарном заседании Общественной палаты в первой декаде февраля 2014 года.
     В заключение следует сказать следующее.
     Не являясь  политической организацией, Общественная палата представляет интересы граждан и общественных объединений, не претендующих на участие в органах государственной власти и местного самоуправления, но «потребляющих» их услуги.
    Именно эти граждане составляют большинство активного гражданского общества, основу избирателей, участвующих в голосовании на выборах. Именно они прежде всего заинтересованы в реализации оптимального комплекса предвыборных обещаний, независимо от  «партийной принадлежности» последних.
      Гражданское послание, не связанное партийной или административной дисциплиной, призвано довести до сведения власти и её «правящей партии» наиболее важные для большинства граждан  проблемы социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Забайкальского края.
    Будучи директивно закреплёнными в первом послании нового Губернатора, реализация этих целей и задач может  ежегодно анализироваться и публично представляться в последующих ежегодных посланиях Губернатора и Гражданских посланиях, а также позволит подвести итог деятельности  власти, предприятий и организаций, всего населения и институтов  гражданского общества края к началу следующего электорального периода – избрания высших органов государственной власти края на новый срок.                   Степень соответствия высказанных в Гражданских посланиях предложений с директивно закрепленными задачами ежегодных посланий Высшего должностного лица (полнота учета, расстановка приоритетов, определение механизмов и ресурсов их реализации и т.п.) и будет наилучшим показателем состояния (зрелости) гражданского общества, демократизации власти и их взаимодействия как важнейших условий повышения качества жизни наших граждан.

 

 

ФИО

Контактный телефон

E-mail

Мои предложения/пожелания/замечания в Гражданское послание-2014 г.

Направить в комиссию