Резолюция Общественного Жилищного форума Забайкальского края 2017

Общественной палатой Забайкальского края 29 апреля 2017 года был проведен ежегодный Жилищный форум. Основной идеей форума и его целью были: обсуждение итогов выполнения программы капитального ремонта многоквартирных домов в крае, анализ решений и конкретных примеров, реализуемых в Забайкальском крае в сфере ЖКХ. В работе форума принимали участие члены Общественной палаты Забайкальского края, представители Министерства территориального развития Забайкальского края, Государственной инспекции, Забайкальского фонда капитального ремонта, Читинского отделения ПАО «Сбербанк», Управляющих компаний и ТСЖ, старшие многоквартирных домов, другие заинтересованные участники форума.

            В ходе обсуждения вопросов программы форума были отмечены следующие основные моменты.

   Выполнение программы капитального ремонта многоквартирных домов в Забайкальском крае в 2016 году находится на низком уровне, всего в 2016 году отремонтировано 73 многоквартирных дома. Уровень оплаты взносов гражданами составляет всего 38%.Основная проблема реализации системы капитального ремонта - низкий уровень платежей граждан, обусловленный недоверием к новой системе капитального ремонта многоквартирных домов. Следствием этого является пассивность собственников в участии и проведении собраний, принятии решений о проведении капитального ремонта. Серьезной проблемой в проведении капитального ремонта в крае является недостаток подрядных организаций, способных выполнить ремонтные работы с надлежащим качеством в установленные сроки. Стало системой невыполнение в установленные сроки ремонтов с последующей корректировкой ранее принятых планов и сокращением ранее запланированных объемов ремонтов. Так, при реализации краткосрочного плана в 2016 году из запланированных 192 домов фактически отремонтировано только 73. Немало замечаний по качеству проведенных ремонтов. Есть вопросы о фактах ненадлежащего соблюденияв полном объеме норм законодательной и нормативной базы, регулирующих проведение капитального ремонта. Так, решение администрации г. Читы в декабре 2016 года о переводе средств со спецсчетов более 400 домов на общий «котловой» счет фонда было принято с нарушением действующего порядка. В настоящее время это решение отменено по протесту Прокуратуры. Не находит достаточного подтверждения и обоснования планирование ремонтов домов с растянутыми сроками вплоть до 2043 года, без указания конкретных сроков и видов ремонтов зданий. Длительное время остается нерешенным вопрос о назначении генерального директора Забайкальского фонда капитального ремонта. В свете сложившейся ситуации с организацией и проведением мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в Забайкальском крае следует отметить как недостаточную организационную, разъяснительную, публичную деятельность в этом направлении всех ответственных структур и органов власти, в полномочия которых входят эти обязательства. Отдельные проводимые мероприятия по повышению активности и привлечению граждан к управлению многоквартирными домами, обучению и созданию школ грамотности в вопросах ЖКХ, активизации участия в капитальном ремонте на уровне районов города Читыи края не носят всеобъемлющего системного характера. Проблемной остается оплата взносов за помещения,собственниками которых являются органы власти различного уровня. В Забайкальском крае не выполняются мероприятия «Комплекса мер («дорожной карты») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», утвержденные распоряжением Правительства Забайкальского края от 18.11.2014 г. №677-р. Практически отсутствует взаимодействие органов власти в этих вопросах с общественными структурами. В очередной раз в работе форума не принялиучастие руководители г. Читы или их представители.

           Участники форума отмечают о реализованных в Забайкальском крае конкретных  примерах управления накоплением и использованием финансовых средств граждан на специальных счетах как эффективном механизме контроля при капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома. Имеет смысл более подробного и детального рассмотрения механизмоввовлечения дополнительных источников финансирования,в том числе средств управляющих компаний, бюджетных и других,а также варианты применения заемных финансовых инструментов для снижения единовременной финансовой нагрузки на граждан и предоставления более длительных рассрочек платежей по программам капитального ремонта. Участники форума высказали мнение о значительно усложнённой действующей законодательной, нормативно-правовой базе в сфере ЖКХ и систематических её корректировках иизменениях, что вызывает сложности в её правоприменении для граждан, управляющих компаний и ТСЖ. Принятие корректировок, недостаточное информирование жителей, неоднозначность толкования норм приводит к непонятному для жителей изменению платежей за услуги ЖКХ и, как следствие-  нареканиям граждан. В этой связи следует отметить перенос с 01.01.2017 г. оплаты ОДН в жилищные услуги, внедрение и запуск системы ГИС ЖКХ. Участники форума отмечают утверждение Постановлением Правительством РФ 26.12.2016 г. №1491 Правил организации общественного жилищного контроля как более подробную детализацию механизма реализации общественного жилищного контроля. Дальнейшая работа Общественной палаты Забайкальского краякак организатора общественного контроля, других общественных структур по созданию схемы, структуры контроля в соответствии с принятыми Правилами должна приблизить активных заинтересованных граждан к прямому непосредственному управлению-контролю за содержанием многоквартирных домов, работой обслуживающих их управляющих компаний и ТСЖ.

Участники форума рекомендуют:

Правительству Забайкальского края:

1. Проанализировать действующие на территории Забайкальского краязаконодательные, нормативные акты в сфере ЖКХ, конкретно в части достаточности обеспечения ими единой координации и надлежащего взаимодействия всех структур органов власти, общественных организаций, управляющих компаний и ТСЖ, жителей края, по вопросам организации и проведения мероприятий капитального ремонта многоквартирных домов, содержания и эксплуатации зданий в целом. Оценить фактическое исполнение действующих нормативных документов, в случае необходимости внести необходимые корректировки. Проанализировать исполнение «Комплекса мер («дорожной карты») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 18.11.2014 г. №677-р.

2. Составить план-программу Забайкальского края, нацеленную на достижение высокого уровня доверия граждан к проводимым мероприятиям, обеспечивающим выполнение планов капитального ремонта многоквартирных домов. В программе предусмотреть широкое освещение для всех жителей Забайкалья достигнутых реальных положительных примеров, практик и опыта деятельности конкретных управляющих компаний, ТСЖ, старших по домам и по подъездамв вопросах высокой собираемости средств на капитальный ремонт и оплаты услуг ЖКХ в целом.  Предусмотретьподготовку и обобщение материалов, их формы и варианты предоставления по конкретным примерам качественного и своевременного проведения капитальных ремонтов зданий. Проработать механизм доведения указанных положительных примеров через СМИ, интернет-ресурсы, печатную продукцию, буклеты. В программе предусмотреть взаимодействие со всеми реально действующими общественными структурами, с управляющими компаниями, ТСЖ, старшими по домам и по подъездам.

3.Для активизации и повышения уровня оплаты взносов на капитальный ремонт рассмотреть возможность финансирования по типу выделения грантов на частичное софинансирование из бюджетов или оплату погашения процентов по кредитам для ремонтов многоквартирных домов,жители которых стабильно увеличивают уровень оплаты взносов. В случае принятия - разработать соответствующие критерии.

Органам местного самоуправления Забайкальского края:

1. Оказывать содействие Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов в организации собраний собственников МКД по вопросам проведения капитального ремонта, а также в части информационно-разъяснительной работы с населением.

2. Развивать институты старших по домам, советов многоквартирных домов, привлекать активных собственников к решению вопросов жилищно-коммунального хозяйства, оказывать им методическую поддержку в работе с жильцами МКД.

3. Вести систематическую, разъяснительную работу с представителями  управляющих компаний, ТСЖ, старшими по домам и по подъездам, жителями многоквартирных домов об открытии специальных счетов для накопления как инструменте надежного контроля за накоплением и использованием финансовых средств граждан при капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома.

Руководителям управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК:

1. Принимать активное участие в реализации краткосрочных планов капитального ремонта многоквартирных домов, оказывать содействие региональному оператору, а также подрядным организациям в подготовке к производству работ на объектах (вывозка мусора, определение мест хранения строительных материалов и т.д.).

2. Вести систематическую разъяснительную работу с старшими по домам и по подъездам, жителями многоквартирных домов об открытии специальных счетов для накопления как инструменте надежного контроля за накоплением и использованием финансовых средств граждан при капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома.

Общественной палате Забайкальского края:

1. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1491 "О порядке осуществления общественного жилищного контроля" организовать работу по созданию механизма и схемы работы Общественного жилищного контроля в крае, для чего подготовить необходимые материалы и проекты документов, провести круглый стол с заинтересованными участниками.

2. Поступившие во время проведения форума от его участников вопросы, связанные с соблюдением плановых сроков проведения ремонтов, соблюдением норм законодательства в сфере ЖКХ, обращения по конкретным вопросам взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями обобщить и направить соответственно в Министерство территориального развития Забайкальского края, в Забайкальский фонд капитального ремонта, в Государственную инспекцию Забайкальского края, Прокуратуру Забайкальского края и ресурсоснабжающим организациям.

3. Для более широкого ознакомления с материалами форума обобщить и разместить на сайте Общественной палаты Забайкальского края доклады и презентации, а также адреса электронной почты и телефоны выступивших участников форума.

 

 

 

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию