ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
четвертого состава
РЕЗОЛЮЦИЯ
пленарного заседания
по теме: «Некоммерческие организации:
от социально активных к социально ориентированным»
11 сентября 2019 года
В современных условиях важнейшим направлением деятельности Общественных палат в Российской Федерации является повышение доли третьего сектора в экономике и улучшения качества социального обслуживания населения. Понятие «третий сектор» утвердилось в России к началу 2000 годов. Это сектор негосударственных некоммерческих организаций. Его институциональную структуру составляют организации, обозначаемые как негосударственные и некоммерческие: они не встроены в государственную/муниципальную структуру, не получают прибыли с целью ее распределения между учредителями, членами и участниками организации.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СО НКО) в приоритетном порядке в формах, установленных пунктом 3 статьи 31.1 Закона, включая финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
В Российской Федерации сложилась система финансовой поддержки, которая распределяет бюджетные субсидии между СО НКО посредством конкурсов на лучшего исполнителя социальной услуги и конкурсов социальных проектов (грантов).
В 2018 году по программе Президентских грантов было направлено 8 миллиардов рублей на поддержку СО НКО. В 2018 году в 82 регионах 7 385 СО НКО получили поддержку в размере 34,49 млрд. руб. Из них – 52% в формате субсидии, переданной на конкурсной основе, 36% в виде целевой субсидии, 8% - в виде компенсации по закону № 442-ФЗ, 4% по закону № 44-ФЗ, менее 1% – по закону 223-ФЗ. Поддержка осуществляется через выделение субсидий и грантовую поддержку, имущественную поддержку через безвозмездное предоставление помещений, или аренду на льготных условиях, а также информационную поддержку и юридические консультации в ресурсных центрах или центрах инноваций в социальной сфере.
В Забайкальском крае с 2017 года приостановлено выделение бюджетных средств на проведение конкурса социальных проектов, реализуемых негосударственными некоммерческими организациями. Так же перестала действовать программа софинансирования научных исследований, проводимых в интересах края. У региона остается непогашенный долг в части взаимодействия с Российским фондом фундаментальных исследований (далее – РФФИ) в объеме 1 млн 257 тыс. руб. Забайкальский край отказался от участия в конкурсе РФФИ в 2019 году. В актуальной редакции Закона о бюджете Забайкальского края на 2019 год и плановый период, финансовые средства на грантовую поддержку отсутствуют. На площадках «Гражданского форума» общественники задавали вопрос: «Можно ли возобновить эти программы?
Государство взяло курс на активное привлечение доступа СО НКО к оказанию населению услуг в социальной сфере, предоставляемых за счет бюджета. Постепенно формируется федеральная нормативно-правовая база: принят Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в действие с 1 января 2015 года.
Затем разработан документ «Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016–2020 годы», утвержденный Правительством Российской Федерации 23 мая 2016 г. № 3468п-П44. Была поставлена цель направлять НКО 10% бюджетных средств, выделяемых на социальную сферу по пяти основным направлениям: социальная защита и социальное обслуживание, образование, культура, охрана здоровья граждан, физическая культура и спорт. При этом 26 субъектов Российской Федерации в инициативном порядке развивали доступ СО НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг населению по направлению «молодежная политика», Забайкальский край не входит в их число.
Минэкономразвития России на своем сайте публикует отчет о реализации субъектами Российской Федерации мер по обеспечению доступа СО НКО к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки СО НКО в 2018 году. Отчет составлен на основе анализа данных, предоставленных 83 субъектами Российской Федерации (за исключением Республики Хакасия и Ульяновской области)
В отчете приводятся результаты обеспечения доступа СО НКО к предоставлению услуг в социальной сфере. Общий объем средств, переданных субъектами РФ СО НКО на реализацию указанных направлений, в 2017 г. составил 24 млрд. руб., которые были распределены между 4,1 тыс. организаций, а услуги получили более 6 миллионов человек. В 2018 году финансирование составило более 31,3 млрд. руб. Задействовано 4,4 тыс. СО НКО, услуги которых получили более 22 миллионов человек.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 03.07.2016 № 287 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг. Главный смысл состоит в том, что тем НКО, которые оказывают социальные услуги надлежащего качества, предоставляется право на приоритетное получение государственной поддержки и доступ к бюджетным средствам. С 2017 года идет формирование реестра СО НКО – исполнителей общественно полезных услуг. В отчете Минэкономразвития России, упомянутом выше, даны результаты оказания финансовой и нефинансовой государственной поддержки СО НКО в 83 субъектах Российской Федерации (включая СО НКО, не вовлеченные в оказание услуг в социальной сфере). В 2018 году государственная финансовая поддержка из бюджета субъекта была оказана 138 некоммерческим организациям – исполнителям общественно полезных услуг (далее НКО-ИОПУ) в 32 субъектах Российской Федерации. В отчете отдельными приложениями Министерство дает информацию о налоговых льготах, ресурсных центрах, отчетах и протоколах координационных советов.
В Забайкальском крае финансовая поддержка СО НКО составила в 2017 году – 81 510,0 тыс. руб., в 2018 году – 133 825,3 тыс. руб.
В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 24 октября 2014 года № 581 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Забайкальском крае», формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг в Забайкальском крае осуществляется Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края (далее – Министерство).
В реестре поставщиков социальных услуг Забайкальского края зарегистрированы 11 социально ориентированных некоммерческих организаций – (СО НКО) и 1 индивидуальный предприниматель (далее – ИП):
1) Автономная некоммерческая организация (далее – АНО) «Шелопугинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому»;
2) Забайкальская региональная благотворительная общественная организация «Пища жизни»;
3) Общественная организация «Прорыв»;
4) ЧУДО «Забайкальский колледж информационных технологий»;
5) РОО «РАТНИК»;
6) Некоммерческий фонд «Психолог»;
7) АНО Центр социального обслуживания населения «Даурия»;
8) АНО социального обслуживания населения «Саранка»;
9) Забайкальская региональная общественная организация инвалидов «Жизнь без границ»;
10) АНО Центр социального обслуживания населения на дому и с обеспечением проживания «Забота»;
11) АНО помощи инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации «Надёжное сердце»;
12) ИП Ланцева Т.В. – Психологический реабилитационный центр «От А к Я».
Предоставление социальных услуг населению с помощью СО НКО через бюджетное финансирование осуществляется в Забайкальском крае по пяти направлениям и имеет специфические особенности в каждой социальной сфере.
Поддержка СО НКО органами исполнительной власти социального блока в 2017–2018 гг.
Исполнительный орган Финансовая поддержка СО НКО Имущественная поддержка СО НКО
2017 2018 2017 2018
Министерство культуры Забайкальского края 500,0 тыс. руб.
1000,0 тыс. руб. 349, 7 кв.м. 914,5 кв.м.
Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края 17 800,0 тыс. руб. 30 221,2 тыс. руб. 1 201,3 кв.м. 1 201,3 кв.м.
Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края 510,0 тыс. руб. 1000,0 тыс. руб. 79 844 кв.м. 79 844 кв.м.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края 62 700,0 тыс. руб. 101 112,7 тыс. руб.
_ 535,9 кв.м.
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края _ _ 1 408, 6 кв.м.
3268,3 кв.м.
Министерство здравоохранения Забайкальского края _ 491,4 тыс. руб. _ _
ИТОГО 81 510,0 тыс. руб. 133 825,3 тыс.руб. 82 803,6 кв.м. 85764 кв. м.
В сфере образования составлен реестр СО НКО, предоставляющих образовательные услуги, который включает в себя 13 частных детских садов, частных школ – 6, частное учреждение высшего образования ЗИП СибУПК, и ряд учреждений отдыха и оздоровления (ДООЛ Энергетик, «Формула успеха» г. Новосибирск), детский центр «Улыбка», Дарасунский центр медицинской реабилитации.
В сфере культуры поддержка СО НКО регламентирована изменениями постановления Правительства Забайкальского края от 2 апреля 2018 года «О внесении изменений в государственную программу Забайкальского края «Развитие культуры в Забайкальском крае (2014–2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года №236. Министерство культуры Забайкальского края осуществляет поддержку по следующим направлениям: финансовая поддержка (предоставление субсидий), имущественная поддержка, информационная поддержка. Поддержка осуществляется на основе конкурса. Через СО НКО проводятся традиционные крупные культурные мероприятия, в том числе международные: Сагаалган, Международный кинофестиваль, фестивали «Цветущий багульник» и «Семейская круговая», исторические реконструкции, праздник «Забайкальская осень», мероприятия для людей, имеющих различные формы инвалидности и др.
В 2018 году при проведении независимой оценки качества условий оказания услуг государственными учреждениями культуры Министерство культуры края привлекло Автономную некоммерческую организацию по оказанию услуг в сфере культуры и искусства «Продвижение».
В Министерстве культуры края создана база данных лучших практик мероприятий НКО в культуре в Забайкальском крае и реестр СО НКО, который включает свыше 30 организаций.
В сфере социальной защиты населения края профильное региональное Министерство проводит конкурсы по предоставлению субсидий СО НКО, оказывающим социальную услугу в форме социального обслуживания на дому в рамках реализации Комплексного плана Забайкальского края по обеспечению поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 14 декабря 2016 года № 520, а также, в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2017 № 95 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий за счет средств бюджета Забайкальского края социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающими услугу в форме социального обслуживания на дому».
Общая сумма бюджетных средств, к которым обеспечен доступ СО НКО, в рамках данного постановления:
за 2017 год составила – 13 399 тыс. руб.;
за 2018 год – 34 005 тыс. руб.;
за 2019 год – 37 324,1тыс. руб.
Субсидии получили 3 СО НКО – АНО «Даурия», АНО «Саранка» и АНО «Шелопугинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому».
Для того чтоб это стало возможным Министерству пришлось пожертвовать своими подведомственными учреждениями. Государственные центры социального обслуживания были закрыты с единственной целью – передать их материально-техническую базу, штат работников и финансирование вновь созданным автономным некоммерческим организациям. Изменилась ли в лучшую строну ситуация для потребителей социальных услуг после этой реформы вопрос открытый.
Министерством оказывается информационно-аналитическая поддержка СО НКО. На сайте Министерства создан специальный раздел «Деятельность СО НКО», где размещаются НПА, методические материалы, реестр СО НКО – получателей поддержки и иная информация.
В настоящий момент на краткосрочную перспективу в целях развития рынка социальных услуг Министерством ведется работа по привлечению негосударственных организаций для:
- создания службы сиделок,
- открытия пансионата повышенной комфортности для граждан старшего поколения,
- создания службы постинтернатного сопровождения детей-сирот.
Запланированные мероприятия могут привести к ликвидации государственных учреждений соответствующего профиля.
Министерство социальной защиты населения Забайкальского края в 2018–2019 году осуществляется активная работа по привлечению СО НКО для оказания соцуслуг населению. В рамках Гражданского форума - 2018 года состоялся конкурс мини-грантов, в котором одним из победителей стала Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения "Саранка". Была организована выставка - ярмарка в которой приняли участие поставщики соцуслуг Забайкальского края, а именно Забайкальская региональная общественная организация инвалидов "Жизнь без границ" и Автономная некоммерческая организация Центр социального обслуживания населения «Даурия». В рамках Гражданского форума -2019 года специалисты Министерства выступили в качестве модераторов и организаторов двух площадок:
«Забайкалье – территория активного долголетия!»;
«Социальное проектирование. От идеи к проекту».
В рамках проведения Форума данные площадки стали одними из самых востребованных и посещаемых. АНО «Шелопугинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому» (поставщик социальных услуг) стала одним из 70 победителей конкурса мини – грантов.
Министерством реализуется проект «Школа НКО». Совместно с Управлением по внутренней политике Губернатора Забайкальского края и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю разрабатываются методические материалы для НКО, с последующим их размещением на официальном портале Забайкальского края, сайте Общественной палаты края и сайтах муниципальных районов и городских округов.
В Министерстве здравоохранения Забайкальского края разработаны региональные программы по формированию приверженности к здоровому образу жизни с привлечением СО НКО. Субсидии по оказанию соцуслуг населению получают два профессиональных сообщества: наркологов и инфекционистов.
В Министерстве физической культуры и спорта постановлением Правительства Забайкальского края от 11 июля 2017 года № 278 утвержден порядок определения объема и предоставления субсидий за счет средств бюджета Забайкальского края социально-ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим услуги в области физической культуры и массового спорта. В 2017 году было передано 510,0 тыс. рублей, в 2018 году – 1000,0 тыс. рублей, в 2019 году планируется передать 4 908,0 тыс. рублей.
Количество негосударственных организаций, вошедших в реестр Министерства и предоставляющих услуги, включая СО НКО на территории края, за исключением государственных (муниципальных) учреждений составило 59 организации. По данным Министерства юстиции общее количество некоммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности в крае составляет более 100.
Кроме финансовой поддержки, в 2018 году оказана имущественная поддержка 47 СО НКО (которые являются региональными федерациями по видам спорта) по организации и проведению 291 официального спортивного мероприятия по видам спорта. Выдано 15 172 медали, 15 650 грамот, 728 кубков на общую сумму 2 310,3 тыс. рублей. Для обслуживания 277 официальных спортивных мероприятий направленны врачи спортивной медицины на общую сумму 830, 0 тыс. рублей.
19 спортивным федерациям по видам спорта безвозмездно предоставлены в пользование на время проведения официальных спортивных мероприятий помещения на 12-ти спортивных объектах общей площадью 79 844 м2, принадлежащих на праве оперативного управления государственным физкультурно-спортивным учреждениям, на общую сумму более 4 500,0 тыс. рублей.
Оказывается информационная поддержка. Все спортивные события региональных федераций и спортивных клубов, результаты выступлений на официальных межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях освещены на официальном сайте Министерства и сайтах государственных учреждений. В 2018 году выпущено 425 публикаций о деятельности данных организаций. В первом полугодии 2019 года – 300 публикаций.
Дополнительно оказывается методическое, юридическое сопровождение уставной деятельности СО НКО.
В обсуждении темы пленарного заседания Общественной палаты Забайкальского края приняли участие: Н.П. Сигачев, директор Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН; И.З. Файсханова, заместитель начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю; Б. Ц. Лхасаранов, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; А.В. Бочкарников, заместитель министра культуры Забайкальского края; Е.О. Казаченко, первый заместитель министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края; М.Б. Загирова, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Забайкальского края, А.К. Середкин, начальник отдела развития физической культуры и массового спорта Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края; члены краевой Общественной палаты: Н.Е. Дроботушенко, Т.К. Клименко, В.К. Колосов, М.Ж. Гомбуев, Л.Г. Заборина, М.А. Коновалова, С.А. Петров, представители НКО К.В. Рахманова, О. И. Прокудина и другие.
В процессе обсуждения был выявлен целый ряд проблем, тормозящих развитие СО НКО и системы их поддержки:
• В первую очередь это несовершенство региональной правовой базы. В отраслях социальной сферы должны быть разработаны локальные акты, реестры СО НКО – исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ), должны быть определены преимущества, льготы и преференции, выраженные в административных регламентах в регионе о поддержке СО НКО (ИОПУ) в приоритетном порядке.
• Вторая особенность ситуации – это неравенство конкурентных условий для выхода СО НКО на рынок соцуслуг по сравнению с организациями среднего и малого бизнеса – у некоммерческих организаций нет возможности получения заемного финансирования, льготного кредитования, доступа к инфраструктуре поддержки и т.д. Именно это и делает их некоммерческими организациями.
НКО не могут получать имущественную поддержку на безвозмездной (льготной) основе в случае получения ими возмещения за оказанные соцуслуги, а региональные СО НКО не имеют преференций при заключении госконтракта.
• Административные барьеры: передача услуг НКО через перерегистрацию бюджетных организаций в некоммерческие. Малым НКО, которые оказывают небольшой набор услуг, не дают войти в число поставщиков соцуслуг, т.к. органы власти предпочитают поставщиков, которые оказывают комплексные услуги как бюджетные учреждения.
• Технические барьеры: отсутствуют методики тарифицирования инновационных услуг НКО в отраслях социальной сферы. Отсутствует возмещение за оказание срочных социальных услуг, стандарты по многим соцуслугам, в том числе включенным в перечень общественно полезных услуг. Компенсации за сделанную работу часто не покрывают даже минимальные расходы организации. Тариф не покрывает даже минимальную зарплату специалисту, а покрытие расходов на помещения, транспорт, связь чаще отсутствует.
При передаче соцуслуг СО НКО не передается необходимая материально-техническая база. Также отмечен огромный объем бумажной отчетности СО НКО – поставщиков социальных услуг, проблемы составления индивидуальной программы получателя социальных услуг и др.
• Одной из главных проблем развития некоммерческого сектора в России остается крайне слабая информированность населения о деятельности СО НКО. Требуется развитие социальной рекламы.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Правительству Забайкальского края:
1) Создать новую нормативно-правовую базу для работы СО НКО или комплексно обновить действующую, выполнив предварительно развернутый научный анализ СО НКО, работающих в регионе, и эффективность существующих правовых норм.
2) Регулярно определять приоритетные темы и направления деятельности СО НКО – «государственного социального заказа».
3) Провести мероприятия, которые бы способствовали расширению перечня корпоративных фондов финансирования НКО, а затем и созданию устойчивой их сети.
4) Создать в Забайкальском крае единую модель грантовой поддержки (включая поддержку СО НКО), в которой независимые общественные эксперты участвуют в принятии решений на этапах разработки грантовой программы, оценки заявок и распределении субсидий. Модель грантовой поддержки должна: включать основные критерии отбора проектов и унифицированную систему достижения результатов и отчетности; учитывать возможности обеспечения бюджетным финансированием СО НКО, оказывающих те виды социальных услуг, которые не оказываются бюджетными учреждениями.
5) Сформировать механизмы заемного финансирования, и льготного кредитования для СО НКО.
6) Разработать комплекс мер получения СО НКО имущественной поддержки на льготной основе, включая содействие: а) открытому доступу к перечню высвободившегося государственного имущества, находящегося в оперативном управлении государственных и муниципальных учреждений для возможной передачи СО НКО: б) устранению барьеров для заключения договоров безвозмездного пользования имуществом, предоставленном СО НКО.
7) Утвердить реестры социальных услуг по каждой социальной сфере и доработать нормативно-правовую базу предоставления льгот и преференции для СО НКО (исполнителей общественно-полезных услуг).
8) С целью обеспечения равных условий доступа СО НКО к предоставлению услуг в социальной сфере, содействовать созданию стандартов предоставления социальных услуг.
9) Использовать возможности и расширять допуск ООО, ИП, иных коммерческих организаций к оказанию услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта на условиях бюджетного софинансирования.
10) Поддерживать и развивать уже существующие элементы инфраструктуры поддержки СО НКО в регионе – ресурсные центры, в том числе развивая межрегиональное сотрудничество.
Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края:
1) Пересмотреть примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг.
2) Сформировать механизмы учета специфики СО НКО при нормировании и тарификации социальных услуг.
3) Сформировать меры по повышению качества составления индивидуальной программы получателя социальных услуг. При составлении индивидуальных программ получателя социальных услуг в графе «исполнитель» указывать государственных и негосударственных поставщиков услуг.
4) Возобновить регулярные заседания Совета по вопросам обеспечения поэтапного доступа СО НКО к бюджетным средствам, осуществляющим деятельность в социальной сфере, выделяемым на предоставление социальных услуг населению в Забайкальском крае и вести мониторинг исполнения решений Совета.
5) Активно использовать участие СО НКО в реализации национальных проектов.
Министерству образования, науки и молодежной политике Забайкальского края:
1) Разработать систему грантовой поддержки в сфере науки и реализовывать ее.
2) Расширить спектр финансирования СО НКО, реализующих программы воспитания, детского оздоровления и отдыха.
3) Содействовать появлению в краевом перечне социальных услуг населению, к которым имеют доступ СО НКО, направления «молодежная политика».
4) Предусмотреть активное участие СО НКО в реализации национальных проектов.
5) Сформировать систему ресурсных центров по поддержке добровольчества и осуществлять их методическое сопровождение.
Министерству культуры Забайкальского края:
1) Расширить поддержку из бюджета творческих проектов, реализуемых СО НКО.
2) Продолжить обобщение лучших практик СО НКО в культуре и вести активную информационную политику с целью увеличения числа некоммерческих организаций.
3) Активизировать работу по предоставлению имущественной поддержки СО НКО.
Министерству здравоохранения Забайкальского края:
1) Предусмотреть активное участие СО НКО в реализации национальных проектов.
2) Значительное число некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Забайкальского края, уставами которых предусмотрено осуществление деятельности в сфере здравоохранения, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни (251) требует от Министерства содействия организации ресурсного центра и расширения всех видов поддержки.
3) Оказывать методическое и юридическое сопровождение уставной деятельности СО НКО.
Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края:
1) Провести организационно-информационную работу по содействию открытия расчетных счетов в спортивных федерациях. Либо рассмотреть возможность создания некоммерческого фонда, который будет центром финансовых операции с субсидиями и обслуживать те спортивные федерации, у которых нет собственных расчетных счетов в банке.
2) Расширить перечень СО НКО, участвующих в предоставлении социальных услуг в спортивной деятельности.
3) Максимально увеличить имущественную поддержку СО НКО, безвозмездно предоставляя в пользование на время проведения соревнований помещений спортивных объектов.
Перспективы
Совершенствование правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ожидается принятие нового федерального законопроекта «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В этом документе сделан акцент по тарификации услуг, объеме услуг, устанавливаются единые подходы к проведению отбора исполнителей.
Законопроект введет в правовое поле два новых механизма привлечения частных организаций к предоставлению гражданам целого ряда услуг (социальный заказ и сертификат). Будет действовать госзаказ на соцуслуги на 2020 год и последующие годы.