Вчера ученик 10-го класса, вооружившись двумя ружьями, принадлежавшими его отцу, устроил бойню в московской школе №263. Его жертвами стали учитель географии и полицейский. За жизнь еще одного стража порядка борются врачи. По одной из версий, убийца не имел никаких претензий к своим жертвам, а открыл стрельбу, чтобы погибнуть самому в результате действий спецназа и «понять, что такое смерть». При этом система безопасности, используемая в учебных заведениях, просто не в состоянии предотвратить подобные инциденты.
«Люблю всех, если что…»
Около 11 утра в школу № 263 (Отрадная улица, 11б) вошел молодой человек, почему-то одетый в черную женскую норковую шубу. В руках у него был зачехленный карабин «Сайга», а на плече висела еще малокалиберная полуавтоматическая винтовка «Браунинг». Положив «Сайгу» на пол, молодой человек — а им оказался ученик 10-го «а» класса Сергей Гордеев (его имя назвал СКР) — направил на охранника винтовку. «К вам претензий нет, я к учителю географии»,— сказал ему Сергей. Оказавшийся под прицелом охранник не стал искушать судьбу — пропустив вооруженного ученика, он, как предписано инструкцией, нажал на тревожную кнопку вызова сотрудников вневедомственной охраны ГУ МВД по Москве.
Класс № 2 географии и биологии, где проходили занятия 10-го «а», находится на 1-м этаже всего в десятке метров от поста охраны. Сергей, едва открыв дверь в аудиторию, тут же начал стрелять. Первой жертве — учителю географии Андрею Кириллову — он с близкого расстояния выстрелил в живот из «Браунинга». Пуля, пробив учителя, вылетела через окно на улицу. По показаниям свидетелей, добивать свою жертву он сразу не стал. Вначале проверил, жив ли лежащий на полу господин Кириллов, а только потом сделал контрольный выстрел ему в голову.
Как раз в это время к школе подъехал первый наряд полиции, состоявший из сотрудников вневедомственной охраны. Узнав от сотрудника ЧОПа, что в класс проник вооруженный ученик и уже открыл стрельбу, прапорщик Сергей Бушуев и сержант Владимир Крохин бросились к двери кабинета биологии. Вошедший туда первым господин Бушуев был тут же смертельно ранен. Тяжелое ранение получил и его напарник, которого в больницу пришлось отправить вертолетом, приземлившимся на футбольную площадку у школы.
Отметим, что у сержанта Крохина была возможность открыть ответный огонь, но он не стал стрелять, поскольку имел дело со школьником, к тому же могли пострадать другие дети. Между тем в сержанта Сергей выпустил как минимум пять пуль.
Отстрелявшись, он вернулся в класс. Как рассказывали потом школьники, вместе с мертвым учителем и его убийцей они провели около часа. Несмотря на то что злоумышленник никому конкретно не угрожал, а просто ходил по классу, не выпуская из рук оружие, все его одноклассники готовились к худшему. «Мама, мы в школе. Он стреляет. Он с ума сошел. Мама, спаси. Это не прикол. Это жесть», «Мы в заложниках на первом этаже. Во втором кабинете. Люблю всех, если что…» — такие SMS-сообщения получили родители заложников.
«Я надеялся, что меня застрелят»
По словам учеников, надежда на скорое освобождение у них появилась после того, как полиция доставила на место происшествия отца захватчика Виктора Гордеева. Находясь под окнами класса, он говорил по мобильнику так громко, что его слышали все участники инцидента: «Сынок, это папа, я здесь рядом! Положи, пожалуйста, винтовку, не надо больше стрелять».
После коротких переговоров по телефону Гордеев-старший, на которого полицейские надели бронежилет, отправился в класс. Еще примерно через полчаса Сергей выпустил из него заложников, а потом отец убедил его сдаться самому. Оружие — а помимо «Сайги» и полуавтоматического «Браунинга» у него была целая сумка патронов и охотничий нож — он сдал отцу.
За это время учителя успели не только эвакуировать всю школу (проблемы возникли только с одним из 7-х классов, который по приказу учительницы буквально забаррикадировался в кабинете), но и разместить учеников в расположенном рядом здании префектуры. Там чиновники отпаивали детей чаем с баранками, а тем, кто особенно остро реагировал на происшедшее, вызвали психологов.
По первоначальной версии СКР, преступление было совершено Гордеевым в результате «эмоционального срыва». Однако это не совсем вязалось с почерком самого злоумышленника.
Во всяком случае уже очевидно, что Сергей заранее планировал преступление. По данным «Ъ», вчера утром он сообщил родителям, что пойдет в школу только к четвертому уроку, поскольку предыдущие отменили. Дождавшись, когда взрослые уедут на работу, забрав с собой, чтобы отвезти в детский сад, его младшего брата, Сергей открыл оружейный сейф ключами, которые его отец почему-то оставил дома. Скрытно донести оружие до школы ему удалось, спрятав его под материнскую шубу.
Учащиеся 10-го «а», которых допрашивали вместе с родителями, высказали предположение, что причиной преступления могла стать четверка, которую Сергею поставил учитель географии. Гордеев-младший, как рассказывают в школе, был в прямом смысле «заученным». Не обладая выдающимися способностями, парень тем не менее рассчитывал закончить школу с золотой медалью. При этом предметы ему давались не просто, и ему приходилось брать усидчивостью, заучивая наизусть все домашние задания. Незаслуженная же с его точки зрения четверка перечеркивала все его усилия.
Однако на первом же допросе Сергей Гордеев высказал версию, которая все-таки свидетельствует о том, что он был не совсем адекватен. Опровергнув конфликт с господином Кирилловым, он заявил: «Учитель хороший человек, я не хотел его убивать. Он хотел отнять ружья, подходил все ближе, и я выстрелил». Причиной своего поступка подросток назвал усталость от жизни. По его словам, «надоело жить, весь мир иллюзия, меня никто не принимает». При этом, по его словам, заканчивать самоубийством он не хотел: «Я надеялся, что меня застрелят (при штурме.— “Ъ”)».
О смерти Сергей говорил и своим одноклассникам. «Я боюсь смерти, но мне интересно, как она выглядит»,— сказал он, в частности, друзьям, а потом повторил эту фразу уже под протокол.
Родители пытались его отвлечь от мрачных мыслей. Отец возил сына на стрельбище, записал его в секцию боевого самбо, но больших успехов Сергей не достиг. Во всяком случае, в секции его за плохие результаты, малый рост и вес обидно прозвали Дрищом.
Уголовное дело по факту убийства, покушения на сотрудника правоохранительного органа и захвата заложников (ст. 105, 317 и 206 УК), учитывая его резонанс, к своему производству принял центральный аппарат СКР. В ближайшее время следствие будет ходатайствовать в суде об аресте подозреваемого, а также направит его на судебно-психиатрическую экспертизу. Отметим, что даже если Сергея Гордеева признают вменяемым, ему, как несовершеннолетнему на момент совершения преступлений, грозит не более десяти лет лишения свободы.
Дешевая безопасность
Мэр Москвы Сергей Собянин, побывавший на месте происшествия, потребовал вчера провести проверку безопасности во всех школах города и принять дополнительные меры по ее усилению. «Созданы системы видеонаблюдения, охраны, которые финансируются городом. Тем не менее, видимо, этих мер недостаточно»,— заявил мэр, добавив, что в школе № 263 будет проведено служебное расследование.
Отметим, что проблемой безопасности учеников столичные власти всерьез озаботились еще в 1999 году — после взрывов жилых домов в Москве. Тогда всем школам разрешили заключать договоры с частными охранными предприятиями, их работу оплачивали родители учеников — в среднем по 50 руб. в месяц. Но после захвата заложников в Беслане 1 сентября 2004 года эти меры показались недостаточными и чиновникам, и родителям. Уже через три дня столичный департамент образования объявил о намерении заменить чоповцев милиционерами, а также установить в школах металлоискатели и тревожные кнопки. Предполагалось, что работу правоохранительных органов в школах будут оплачивать попечительские и родительские советы школ. Однако из всего этого плана в итоге был выполнен лишь последний пункт — кнопки прямой связи с правоохранительными органами были установлены во всех столичных школах (десять лет назад городскому бюджету это обошлось примерно в 300 млн руб.). Кроме того, в школах установили видеокамеры, а территорию вокруг них обнесли металлическими оградами. В отдельных образовательных учреждениях появились турникеты на входе — попасть в здание можно только тем, у кого есть специальная электронная карточка.
Сейчас охрану школ оплачивает город — договоры с частными охранными предприятиями заключаются на уровне районного департамента образования. Один пункт охраны в учебном заведении (без учета подключения к пульту вневедомственной охраны) обходится городскому бюджету примерно в 90 тыс. руб. в месяц. При этом один невооруженный охранник, выполняющий функции скорее сторожа, получает до 20 тыс. в месяц. Наем же вооруженных полицейских для безопасности школы будет стоить от 200 тыс. руб. в зависимости от количества привлекаемых сотрудников.
«Школьная охрана чаще всего не выполняет своих функций. Может быть, из-за того, что людей в охрану набирают без специальной подготовки, лишь бы платить поменьше»,— говорит «Ъ» глава движения «Московские родители» Галина Шнайдер. Она, как и столичные чиновники десять лет назад, предлагает, чтобы школы охраняли полицейские. Другой вариант — поставить дополнительный пункт охраны с металлодетекторами возле школьного забора, чтобы остановить злоумышленников еще на подступах к зданию.
«Если ребенок захочет, он застрелит человека и за школой,— не согласен представитель профсоюза “Учитель” Андрей Демидов.— Тут важнее вести профилактическую работу в детском коллективе». В свою очередь психиатр Ольга Бухановская заявила «Ъ», что если в ближайшее время такая работа в школах не начнется, то у стрелка из Отрадного «могут появиться последователи». С подобной проблемой уже столкнулись в США, считает эксперт.
4 февраля 2014
Источник новости: http://news.mail.ru/inregions/moscow/90/incident/16790032/
Всё, что случилось в 263 Московской школе, это результат многолетнего, бесконтрольного разгула разврата, кровавых фильмов, в которых за полтора часа убивают десятки человек, в подробностях показывается кровь, разрываемые пулями большого калибра головы и тела. Смерть человека уже никого не шокирует. Компьютерные игры такого же толка также делают свое дело. Развратные телепередачи на многих Российских телеканалах, телепередач типа «Ты не поверишь» на НТВ, «Дома-2» на ТНТ и многих других разрушают психику молодых людей. Полнейшее отсутствие национальной идеи, сплошная коммерциализация всей жизни, огромнейшая разница в доходах Россиян, привели к росту наркомании, преступности, количеству подростковых самоубийств. Необходимы неотложные меры по профилактике детской преступности, психологическое тестирование подростков, для выявления детей, способных на совершение подобных преступлений. Необходимо усилить контроль, за хранением огнестрельного оружия в домашних условиях. Учитывая, количество боеприпасов, жертв могло быть намного больше. Необходимо усилить меры безопасности во всех Российских школах, предусмотрев для этого и государственные средства.
То, что произошло, во-первых, является следствием глубокого морально-психологического кризиса нашего общества детерминированного отсутствием четких перспектив будущего, во-вторых, проблем идентичности индивида в эпоху массовой культуры, в третьих, деформации системы воспитания и образования в нашей стране. Помимо этого на неокрепшей психике современного подростка сказывается влияние международной телекоммуникационной сети Интернет, СМИ и компьютерных игр, которые насыщены разнообразным негативом и насилием. Репрессивными мерами и усилением безопасности школ подобные явления не устранишь, их можно лишь в какой то степени ограничить. Нужно устранять причины, а не следствия. Поэтому государству в первую очередь стоит задуматься над построением либо новой эффективной системы воспитания и образования, либо адаптировать проверенную советскую к современным условиям.