Общественная палата Забайкальского края провела круглый стол по обсуждению проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».

Общественная палата Забайкальского края провела круглый стол по обсуждению проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».

В мероприятии приняли участие: Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае, члены региональной общественной организации « Союз женщин Забайкальского края», представители Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае, представители НКО Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, прокуратуры Забайкальского края, представители министерств труда и социальной защиты, здравоохранения, образования , науки и молодежной политики Забайкальского края, Забайкальского государственного университета, представители администрации г.Читы, администрации Центрального района г. Читы, председатели краевой, городской, районных комиссий по делам несовершеннолетних в Забайкальском крае.

Открывая мероприятие, модератор круглого стола, председатель комиссии по социальным вопросам, здравоохранению и популяризации здорового образа жизни Общественной палаты Валентина Подойницына отметила, что темой для встречи стал широко обсуждаемый в обществе законопроект, касающийся жизни фактически всех российских граждан. Нам сегодня очень важно услышать мнение всех участников, чтобы выработать общую позицию по этому общественно-значимому вопросу.

Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае Иван Катанаев в своем выступлении отметил, что основные положения проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» содержат в себе противоречия с действующим законодательством, а также дублирующие нормы различных нормативно-правовых актов Российской Федерации, что делает его принятие недопустимым. Нормы законопроекта:

  • нарушают конституционное требование правовой определенности, что создает «возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит — к нарушению принципов равенства и верховенства закона»;
  • применение на практике закона может привести к нарушению прав граждан и семей, защищаемых Конституцией Российской Федерации, нормами российского и международного права, таких как:
  • право на неприкосновенность жизни, личную и семейную тайну;
  • право на защиту информации о частной жизни граждан;
  • право на частную собственность и свободу пользования ею;
  • право на жилище (включая право не подвергаться произвольному лишению жилища);
  • право на конституционную презумпцию невиновности;
  • право на конституционную защиту семьи, материнства и отцовства;
  • право на свободное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и национальными традициями.

За размытостью правовых норм законопроекта практически любое действие человека может быть признано «семейно-бытовым насилием», родитель может быть объявлен «нарушителем» за «умышленное» действие, такое как «принуждение ребенка делать уроки, убраться в своей комнате и т.д.» и подвергнуться «мерам профилактики».

Глава администрации Центрального района Игорь Калмыков в ходе обсуждения подчеркнул, что с принятием данного закона, количество граждан, не регистрирующих браки, вырастет в разы. Подрастающее поколение в реалиях современной жизни становится более прагматичным и стремящимся к личной и экономической независимости, что в результате приведет к тому, что они будут защищаться от закона гражданским браком.

Главный консультант секретариата заместителя председателяПравительства Забайкальского края по социальным вопросам Зинаида Пояркова  в своем выступлении отметила, что потребность в активизации профилактических мер по борьбе с семейно-бытовым или домашним насилием возникла давно. Несмотря на то, что имеется достаточно много нормативно-правовых актов,  охватывающих  преступления в сфере семейно-бытовых отношений, проблема семейно-бытового насилия остается.

Представители некоммерческих организаций указали на целый ряд тяжких и особо тяжких преступлений, которые могли бы быть предотвращены, если бы ответственные органы своевременно реагировали на сигналы со стороны граждан и занимались бы профилактической работой надлежащим образом.

«Та редакция законопроекта, в которой он сейчас находится, просто убьет семью, - выступила руководитель регионального отделения «Союза добровольцев России» Кристина Рахманова. Если уполномоченные органы своевременно будут реагировать на сигналы граждан и заниматься профилактической работой на должном уровне, то никакие другие законы, регулирующие такие вопросы, будут не нужны».

Как отметили эксперты, важными направлениями противодействия семейно-бытовому насилию должны стать борьба с бедностью, снижение показателей алкоголизма, наркомании, безработицы, улучшение жилищных условий. Большинство экспертов поддержали указанную в проекте закона необходимость создания кризисных центров для жертв семейно-бытового насилия.

Для борьбы конкретно с семейно-бытовым насилием в качестве альтернативы обсуждаемому законопроекту участниками круглого стола были предложены следующие меры:

  • качественное исполнение существующего законодательства, при необходимости – его совершенствование;
  • профилактика алкоголизма и наркомании;
  • усиление профилактической работы с семьями за счет введения в штат полиции, семейных психологов;
  • постройка кризисных центров для жертв семейного насилия;
  • борьба с безработицей.

Председатель комиссии по вопросам образования и науки Общественной палаты Виктор Кузнецов предложил вернуть некоторые практики времен Советского Союза, такие как систему общественного порицания и ЛТП, так же отметил, что одной из причин появления насилия в семьях является постоянное проявление жестокости на телевидении.

Участники круглого стола считают :

1. Нормативное регулирование проблемы семейно-бытового насилия требует доработки и совершенствования.

 2. Федеральный закон «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации»  в обсуждаемой редакции задачу предупреждения насилия в семье решить не позволит, а поэтому не должен быть принят.

3. С целью именно предупреждения и профилактики насилия в семье в редакцию обсуждаемого закона следует  добавить:

 - разработку обязательных обучающих программ в школах, высших и средних профессиональных учебных заведениях , связанных с вопросами создания семьи, ответственного родительства, заботы о старшем поколении, а также разработать цикл лекций с участием педагогов, психологов, юристов по профилактике насилия в семье;

- возвращение в систему МВД медицинских вытрезвителей, лечебно-трудовых профилакториев, принудительного лечения от алкоголизма и наркомании;

- принять меры по защите здоровья детей от контента, разрушающего психику ребенка и устои традиционной семьи.

4. Решить вопрос создания кризисных центров или специализированных социально-реабилитационных центров для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с насилием в семье.

В итоге мероприятия, с учетом проведенных обсуждений на площадках региональных и муниципальных Общественных палат участниками сформировано предложение Общественной палате Российской Федерации и рабочей группе по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Галины Кареловой, концептуально переработать данный проект закона, придав ему координирующую функцию по вопросу семейно-бытового насилия, повышения статуса семьи.

В работе круглого стола приняли участие 26 человек. Против принятия закона о профилактике семейно-бытового  насилия в обсуждаемой редакции высказались 17 человек, 9 человек предложили не принимать данный закон ни в какой редакции.

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию